Статья на тему Формирование мотивационной активности младших школьников на занятиях кружка Хочу быть успешным ( Из опыта работы.)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 24 города Йошкар-Олы».
Статья на тему: Формирование мотивационной активности младших школьников на занятиях кружка «Хочу быть успешным»
( Из опыта работы.)
Подготовила: учитель начальных классов
Прыгунова С.Н.
Йошкар-Ола – 2016
Как помочь ребёнку найти правильную дорогу в жизни? Чаще всего взрослые стараются научить ребёнка читать, писать, считать. Но следует сказать, что ребёнок, приходя в школу, чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. Задача педагога – помочь школьнику понять самого себя, найти своё место в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Именно поэтому я выбрала кружок «Хочу быть успешным».
Кружок «Хочу быть успешным» поможет ребёнку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своём дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Программа курса разработана на основе программы О.В. Хухлаевой «Хочу быть успешным» и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
Основная цель программы – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни.
В процессе изучения программы решаются основные задачи:
. Формирование психологического здоровья.
. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
. Формирование позитивного отношения к своему «Я».
. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
. Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
. Развитие навыков социального поведения.
. Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
. Создание возможностей для самовыражения.
. Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
. Развитие способности ребёнка к эмпатии, сопереживанию.
. Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
. Развитие познавательной мотивации.
. Раскрытие творческого потенциала.
Программа рассчитана на учащихся 7-11 лет. Реализуется программа в течение четырёх лет, 1 раз в неделю продолжительностью 35-40 минут.
Первое занятие – вводное, на котором строится следующая работа группы.
Цель этого занятия – знакомство друг с другом, создание положительного фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочённости группы, развитие доброжелательных отношений.
Последнее занятие – итог, посвящённый обсуждению результатов нового опыта общения.
Таким образом, в основе всего курса лежит главный вопрос « Как помочь ребёнку найти правильную дорогу в школе?».
Программа включает в себя довольно обширную тематику занятий. Я хотела бы поделиться своим опытом из работы кружка «Хочу быть успешным» и остановиться более подробно на одном из проведённых мною занятий в первом классе « Как справиться со страхом».
Рассматриваемое занятие включает в себя три этапа.
Первый этап – разминка. Разминка состоит из двух частей. Первая часть называется « Страшные персонажи телеэкрана». Дети вспоминают известных им страшных героев телеэкрана, затем по очереди каждый задумывает и изображает одного из героев так, чтобы остальные как можно скорее отгадали.
Вторая часть разминки – « Придумай весёлый конец». Ребятам было предложено начало детской страшной сказки. ( «Однажды вечером чёрная рука бродила по городу…»). Детям необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
Второй этап занятия – «Картинная галерея». На данном этапе я предложила детям выбрать самого страшного героя и нарисовать его портрет таким, чтобы, взглянув, можно было рассмеяться.
Третий этап – чтение сказки « Маленькая луна». В процессе обсуждения сказки были сделаны выводы о том, как можно справиться со своими страхами.
Рассматриваемое занятие помогает детям справиться со своими страхами, посмотреть на них с другой стороны. Помимо этого, в процессе занятия можно выявить творческий потенциал, уровень самооценки, «героев» детей в современное время. Следует сказать, что проведённые мною занятия помогли мне узнать лучше свой класс, понять их психологическое состояние.
Для того чтобы определить уровень сформированности гуманитарной культуры класса была проведена диагностика. Данная диагностика свидетельствует о том , что в развитии младших школьников выявлена незначительная, но всё же положительная динамика.
Таким образом, на современном этапе социальная ситуация диктует потребность в человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности. Это определяет актуальность развития гуманитарной культуры личности. Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребёнке в период обучения в школе. Однако именно качественные изменения очень важны для ребёнка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же разрушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.