Исследование личностных особенностей школьников, склонных к суицидальному поведению
Личностные особенности пдростков склонных
к суицидальному поведению
Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 58» Дудник Д.А.
Суицидальное поведение является видом девиантного поведения и имеет свои особенности проявления в подростковом возрасте. Изучение различных аспектов причин суицида подростка составляет чрезвычайно актуальную психологическую проблему, поскольку самоубийство в последние годы выдвигается в ряд первопричин растущей смертности населения всего мира, а нашей страны особенно. Это, безусловно, подчёркивает важную роль исследований личностного уровня адаптации, личностных особенностей подростков склонных к суицидным реакциям. Проблема исследования личности суицидента - не только одна из ключевых, но и наиболее сложных разделов психологии.
На основе анализа научной проблемы и поставленных целей исследования можно сформулировать гипотезу исследования – подростки, склонные к суицидальному поведению дезадаптированы, склонны к риску, внушаемы и импульсивны.
В данной статье изложены результаты изучения личностных особенностей, характерных для школьников, склонных к суицидальному поведению. Выделены современные причины и явления, формирующие суицидальное поведение. Описана эффективность методик, разработанных другим автором в новых условиях.
Результаты исследования помогают не только осветить вопрос о суицидальном поведении школьников и их личностных особенностях, но помогают найти пути коррекции суицидальности. На основании описываемого исследования могут быть выработаны новые методики диагностики склонности к суицидальному поведению, коррекционные программы.
Исследование включило в себя несколько этапов, которые воплощают задачи, поставленные в начале работы.
Личностные особенности подростков, склонных к суицидальному поведению изучались на базе двух общеобразовательных учреждений. В исследовании приняли участие 100 учащихся 9 – 10 – 11 классов.
Выборка была сформирована с помощью диагностической методики, выявляющей склонность к суициду. Из общего числа продиагносцированных учащихся четырех 9 – х классов, пяти 10 – х классов и четырех 11 – х классов общеобразовтельных школ была сформирована выборка испытуемых разного пола, склонных к суицидальным реакциям (23 девочки и 17 мальчиков) и контрольная группа из учащихся не склонных к суицидальным реакциям. Средний балл успеваимости испытуемых варьируется от 3 до 5 баллов по пятибальной шкале.
Обследуемая выборка была репрезентативна относительно задач исследования.
В исследовании использовались методики диагностики склонности к риску, уровня импульсивности, уровня социальной адаптации и уровня суггестивности.
Диагностика контрольной группы показала, что испытуемые не склонны к риску, социально адаптированы, имеют низкий уровень импульсивности и суггестивности. Испытуемые экспериментальной группы склонны к риску (р
· 0,01), суггестивны (р
· 0,01), имеют высокий уровень импульсивности (р
· 0,01) и социально дезадаптированы (р
· 0,01).
На основе полученных результатов в ходе исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза о том, что подростки склонные к суицидальному поведению склонны к риску, импульсивны, социально дезадаптированы и суггестивны, выдвинутая в начале исследования, полностью подтвердилась.
.