«Особенности организации проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ООО»


«Особенности организации проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ООО»
Учитель музыки МАОУСШ№2 ст. Брюховецкая И.О.Голубенко1 слайд Федеральный государственный стандарт второго поколения в области образования требует от образовательного учреждения и современного педагога приоритетным направлением деятельности считать формирование у обучающихся универсальных учебных действий, метапредметных, регулятивных и ключевых компетенций, необходимых для социализации выпускника школы в современном обществе.
2 слайд
Целью является Формирование познавательных, коммуникативных, певческих, регулятивных, метапредметных универсальных учебных действий через проектную деятельность
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
3 Слайд
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
4 Слайд
В рамках уроков музыки и во внеурочной деятельности используем различные виды проектов
Основные номинации проектов.
Информационные
Исследовательские
Социальные
Прикладные
Игровые
Творческие
Компьютерные
Специальные
Слайд 5 проект это «Пять П»
проблема
Планирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Слайд 6
Работу над проектом проводим в несколько этапов.
Поисковый
Аналитический
Практический
Презентационный
Контрольный
Слайд 7
Для успешной реализации проекта обучающимся необходимо осознавать необходимость и конечную цель данного вида деятельности.
В этом поможет технология проблемного обучения. Ставим перед собой проблемные вопросы и находим пути их решения. Схематически это выглядит так:
Проблема – зачем
Цель – что мы делаем
Задачи – как мы делаем
Методы и способы – что получится
Результат – почему это важно для меня.
Слайд 8
Выполнение проектов предполагает наличие конечного продукта. На слайде представлены основные формы проектов.

Слайд 9
Важен и конечный этап работы над проектом: его защита (или презентация)
Творческая модель защиты предполагает:
- оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;
- демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;
- оригинальное представление фрагмента основной части исследования;
- выводы по работе
.


Слайд10
Модель реализации творческих работ
Не менее важно, чтобы реализованный обучающимися проект был востребован, значим не только, как возможность получить хорошую отметку на уроке, а создавал для каждого ученика ситуацию успеха, желание продолжить начатую работу, расширить категорию участников. Мы видим решение данной проблемы через реализацию краткосрочных проектов в рамках урока и переход их в долгосрочные социально-значимые проекты уже в рамках всего образовательного учреждения с привлечением, по возможности, социальных партнеров.
Слайд 11
Реализация краткосрочных проектов во внеурочной деятельности
Нами отработан механизм реализации проектов, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность – это благодатная почва для внеурочной деятельности. Подготовка к праздникам, это не только разучивание песен, но исследования в области народных традиций, передача культурного опыта поколений, популяризация фольклора и народного творчества. Кроме того это возможность и расширения метапредметных связей.
Например, на внеурочной деятельности исследовательский проект по изучению истории народных инструментов перерос в долгосрочный общешкольный проект «Масленичные гуляния», к реализации которого привлечены были учителя начальных классов, учителя истории, литературы, классные руководители. При подготовке проведена исследовательская работа по истории праздника, его символике, народному костюму, принадлежности к обрядовому фольклору.
Слайд 12 Масленица
Привлечены были в качестве социальных партнеров работники Дома культуры, представители родительской общественности. Совместно готовились костюмы, праздничное угощение, разучивались обрядовые песни, где дети проявили интерес не только в области народных инструментов, но и в области традиций русского народа, русской песни.
Данный проект стал основой новой школьной традиции: на протяжении пяти лет «Масленичные гуляния» - любимый праздник не только детворы, но и их родителей.
Слайд 13
В рамках урока на протяжении уже трех лет самыми интересными и востребованными обучающимися стали краткосрочные проекты:
Музыкальная живопись
Мой музыкальный портрет
Звучащий портрет и зримый звук
Музыка в кино. Её влияние на эмоции человека
Я- звукорежиссер
История в одной песне
Загадка музыкальных хитов
История песни военных лет
Мы из будущего
Слайд 14
Некоторые из этих проектов перешли также в категорию долгосрочных творческих и социальных проектов.
Слайд 15
Исследовательский проект «Музыка в кино. Ее влияние на человека» так заинтересовал ребят, что появилась потребность рассказать о своих открытиях в области кино всем. Так родился долгосрочный проект «Один век из жизни кино», в котором приняли участие все учащиеся школы с 1 по 11 класс. Каждый класс изучал отдельное музыкальное произведение из любимого кинофильмы. Презентация проекта прошла в Доме культуры им.Буренкова в форме песенного костюмированного фестиваля, в сопровождении видеокадров из любимых фильмов.
Слайд 16
Использование на уроках технологии проектного обучения, исследования, проводимые в процессе работы над проектом, помогают не только освоению материала предметной области искусство, но и дают прекрасную возможность к социализации школьников.
Например, изучая темы военно - патриотической направленности, ( а именно песни военных лет) мы столкнулись с интересной загадкой.
Кто являлся авторами песен, в каких условиях были написаны, кто был первым исполнителем, в чем причина популярности?
Начали собирать материал. Интересных фактов оказалось очень много. Нам захотелось представить свой проект школе. Поделиться своими находками. Первое представление прошло успешно. (В рамках библиотечного урока для младших школьников и школьников среднего звена). И интерес к военной песне вырос. На Совете старшеклассников приняли решение к празднику «День Победы» организовать фестиваль «Смотр строя и песни», на котором каждый класс представляет не только песню, но и строевую подготовку. Решением педагогического совета утвердили. И на протяжении многих лет фестиваль проходит каждый год, еще одна школьная традиция родилась из краткосрочного проекта.
Слайд 17
Система поощрительных мер, повышающих мотивацию к обучению, проектно-исследовательской и творческой деятельности
Каждый труд должен быть вознагражден.
И в нашей школе существует целая система поощрений, которая позволяет повышать мотивацию к обучению, проектно-исследовательской и творческой деятельности. В связи с чем, каждый год растет число ребят, желающих участвовать в проектах, вести научно-исследовательскую деятельность, представлять свои работы не только на общешкольном уровне, но и на муниципальном, зональном, краевом.
Слайд 18
Самым популярным среди школьников является фестиваль «За честь школы», где проводится награждение обучающихся, добившихся особых успехов в обучении, спорте, творчестве. Отрадно, что количество награждаемых в номинации «Творчество» с каждым годом растет.
Слайд 19
За последние пять лет мы стали победителями не только муниципальных конкурсов, но и региональных и всероссийских
Слайд 20,21
Вывод: Использование технологий развивающего обучения, проектного обучения дает возможность к формированию универсальных учебных действий, социализации школьников, повышает их творческий потенциал.
Уважаемые коллеги, хочу нам всем пожелать успехов на нелегком пути восхождения к индивидуальности.