Для недели иммунизации


Уважаемые коллеги!Приветствую всех участников мастер-класса!Мне хотелось бы, чтобы человеческие отношениянапоминали заём в банке — берёшь и отдаёшь с процентами.Только в отличие от банка, получая от людей любовь,дружбу, сочувствие, возвращаешь им свой долгс радостью и благодарностью.                               Удачи!Карюгина Марина Леонидовна, учитель географии осш им. М.Горького, г. Шардара, ЮКО Мастер класс на тему: Применение технологии критического мышления на уроках географии в 8 классе «В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.» Н.А.Назарбаев «Стратегия Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства». Современная ситуация требует применение современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий и является технология критического мышления, которая, на мой взгляд, оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе, развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться. Что такое критическое мышление? Задачи обучения ТКМ1. Научить умению работать с текстом – научным, художественным2. Научить создавать собственные творческие письменные работы3. При встрече с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво и критически4. Представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать имиРазвитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.Развитие умения анализировать полученную информацию. Назовите этапы КМ СтадииТехнологии «Критическое мышление»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Краткое обобщение имеющихся знанийВдумчивая работа с новыми понятиямиОснова технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}I. Этап «Вызов»II. Этап «Осмысление»III. Этап «Рефлексия»– актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения.– получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми.– размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения

Задание: составьте кластер «Приемы и методы ТРКМ» Виды кластеров «Цветок»«Пирамида»«Дерево»«Рука» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Темы блоков уроковВведение Урок 1.Урок 2.Урок 3.Урок 4.Содержание уроков (ведущие содержательные идеи)Основные требования к подготовке учащихся – предметные результатыЗапланированные уроки с применением технологии развития критического мышления: Метапредметные результаты:Номенклатура, персоналииТаблица технологической карты Раздел 1.Введение (4 часа) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Темы блоков уроковВведение Урок 1.Источники географических знаний (1 час)Урок 2.Физико-географическое положение Республики Казахстан (1 час)Урок 3.Отсчет времени на планете, линия перемены дат, временные различия на территории Казахстана(1 час)Урок 4.Практическая работа № 1 «Определение времени на Земле»(1 час)Содержание уроков (ведущие содержательные идеи)учебные пособия по географии;источники географических знанийправильное ведение и оформление тетради по географии;основные даты в истории государства Казахстан и историю создания государственных символов Республики Казахстан.главные черты географического положения РК и их влияния на природу и хоз. деятельность населения, границы РК и пограничные государства, крайние точки и их координатыместо РК на карте мира.знакомство учащихся с положением Казахстана в часовых поясах и видами времени на территории страны;создание представления о практическом значении знаний о времени;решение задачи на определение времени.определение времени в различных часовых поясах {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Основные требования к подготовке учащихся – предметные результатызнать основные источники географических знаний, физические, тематические картыприемы работы с источниками географических знанийзнать виды карт в атласе Казахстана и виды работ с нимив зависимости от поставленных целей находить и подбирать различные источники информации, извлекать из них нужную информациюназывать источники географической информациизнать географическое положениехарактеристику географическому положению страны;знать границызнать крайние точки Республики Казахстанработать по физическим, топографическим и контурным картамопределять координаты, направления, расстояния, высотызнать разницу во времени на территории Казахстанапонятие терминов «поясное время», «местное время», «декретное время»знать линию перемены дат    {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Запланированные уроки с применением технологии развития критического мышления: Метапредметные результаты: Физико-географическое положение Республики Казахстан        выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений,анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,создавать объяснительные тексты и презентации.работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; ставить учебную задачу под руководством учителя,планировать свою деятельность под руководством учителя,оценивать работу одноклассников,выслушивать и объективно оценивать другого,уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Номенклатура, персоналии Координаты крайних точек территории КазахстанаПротяженность государственной границы (морской и сухопутной)Соседние страны; Россия (Москва), Узбекистан (Ташкент), Кыргызстан (Бишкек), Туркменистан (Ашгабад), Китай (Пекин)Местное время, поясное время, дектретное времяЛиния перемены дат  Этап «Вызов» Например: выделяю ключевое понятие изучаемой темы «рельеф» и предлагаю учащимся за определенное время выписать как можно больше слов и выражений, связанных по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер, отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.Прием «Корзина идей, понятий, имен..» 1. Казахстан находится в центре Евразийского континента?2. Площадь РК 2,7 млн.кв.км?3. Казахстан по площади занимает 2 место в мире?4.Казахстан – внутриконтинентальная страна?5. Крайняя западная точка расположена вблизи р.Бухтырма?6. Казахстан расположен во всех климатических поясах?7. Казахстан поражает не только своими размерами, но и природными контрастамиОформляем таблицу.{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}В начале урока№1№ 2№ 3№ 4№ 5№ 6№ 7«верю»       «не верю»       В конце урока       «верю»       «не верю»       Прием «Верю не верю». Класс делю на группы, раздаю им карточки с заранее подготовленными картинками с фотографиями исследователей, учащиеся должны найти те карточки, которые соответствуют новой теме, а я решаю «беру или не беру». Далее учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока.Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы:-О чем может пойти речь на уроке?- Какая ассоциация возникает у вас, когда вы слышите слова; внешние силы, внутренние силы, землетрясения? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, учитель записывает их на доскеПрием «Беру – не беру». Прием «Ассоциация» Задание 1. Учащимся предлагается в течение 1-2 мин. записать на листе ключевые термины темы «Полезные ископаемые» Команда победителей получает - 3 балла. Второе место-2 балла. Третье место-1 балл.Задание 2. Географический диктант. Определите географическое понятие.Древние, относительно устойчивые участки земной коры. (платформа)История развития планеты Земля делится на 2 этапа (планетарный и геологический)В результате работы ученых по определению геологического возраста горных пород и времени развития организмов была составлена таблица. (геохронолическая)Эра появления человека (кайнозой)Подвижные участки земной коры.(геосинклинали)Сейсмические пояса в Казахстане (восток, юго-восток, Алтай, Тянь-Шань)Молодые платформы (плиты). (Западно-Сибирская и Туранская)Эрой выравнивания рельефа Казахстана называют (мезозойская)На доске выписаны правильные ответы. Взаимопроверка.Прием «Мозговой штурм» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗнаюХочу узнатьУзнал   Прием «Знаю- Хочу узнать – Узнал» Прием «Инсерт»«Беглое» чтение текста. Тема:«Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека (4-5 мин.)Прием «Инсерт» - знаковая работа с текстом:А) после «беглого» прочтения текста на полях книги при помощи карандаша отметить места с информацией: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} ʏ + - ! Я уже зналЯ это узнал сегодняНе знаю, хочу спроситьЭто интересно!     Распространение ветра связано с распределением АД и рельефом местности.В горах АД с высотой понижается.В горных районах и в прибрежной зоне больших водоемов наблюдаются горно-долинные ветры.В межгорных долинах и котловинах наблюдаются местные ветры.Ветер эби впервые описал Ш.УалихановВетер сайкан дует с хр. Сайкан через Жонгарские ворота в Центральную АзиюСкорость ветра эби достигает 60-80 м/с и дует он 100 дней в году.Продолжительность сайканского ветра примерно 2-3 суток.Сайкан наносит ущерб хозяйственной деятельности человекаВ Илейской долине дует Шиликский ветер.Ветер, дующий в Каратау называют Арыстанды-Карабас.Ветры с большим запасом энергии дуют севернее Арало-Балкашской широты, их используют для производства электроэнергии{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УтвержденияДо чтения (слушания)После изучения материала   Прием «Верны ли утверждения» - основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изученной темы.    Этот прием применяется на текстах меньшего объема. Текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.«Какую горную систему Казахстана мы будем сегодня изучать?» Подсказка. -Эти горы находятся на востоке Казахстана между двумя озерными котловинами, они состоят из двух параллельных хребтов, высшая точка 3816 м., только здесь растет яблоня Сиверса, здесь находится Кендерликское месторождение угля и большие запасы горючих сланцев. Учащиеся находят раздел «Саур- Тарбагатай» и определяют задачи урока. Прием «Зигзаг» Прием «Побуждение» Назовите тему урока? Что вы уже знаете об этом? Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать? Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет. После того как учащиеся записали все, что знают по данной теме необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает время от времени вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам. Прием “Покопаемся в памяти”. Этап «Осмысление» Предлагаю темы проектов:1. «Экологически безопасный дом» Вопросы : Какие материалы выбрать для строительства дома?Какие материалы выбрать для внутренней отделки дома?Какую выбрать мебель?2. «Озеленение города»Вопросы : Какие факторы учитывают при планировке озеленения города, школы?Значение зеленых насаждений?Наиболее выносливые виды растений к загрязнению среды?Ядовитые растения.3. «Здоровый образ жизни»Вопросы : Виды здоровья.Основные причины смертности казахстанцев? Способы сохранения здоровья.Защита проектовПрием «Работа над проектом» В тексте нужно делать соответствующие отметки и заполнять таблицу по окончанию чтения. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}V(осознать новые знания)+(исправить неверные предположения)-(исправить неверные предположения?(побудить дальнейший интерес к теме)Я это зналЭто для меня абсолютно новоеЭто противоречит тому, что я зналЯ хочу знать об этом больше    Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях: «+» - если считают, что это им известно; «-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть; «v» - если то, что прочитали, является новым; «?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.  Материал обсуждается в парах и сообщается учителю, который её фиксирует Даю задание учащимся (работают в группах): дать полную характеристику на основе нормативных критериев заповедника сгруппировать весь теоретический материал и показать на практике в лекале . (ГП, год создания, рельеф, площадь, охарактеризовать тип растительного и животного сообществаПрием «Чтение с пометками INSERT» Даю задание группам составить кластер на тему «Роль заповедников в охране природы»Прием «Кластер» Прием «Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста § 51 (в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.Пример таких заданий:Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая для вас является неожиданной, т.к. проиворечит Вашим ожиданиям и преовначальным представлениям.Ты уже знаешь последние новости?Запишите ту информацию, которая является для вас новой.Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?Известное или неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая для вас является известной, и ту информацию, которая была ранее известной. Иллюстративное изображение.Постарайтесь проиилюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.Учащиеся делятся на группы, получают задание. 1 группа- «Невада- Семипалатинск » 2 группа- «Охрана воды» 3 группа- «Будущее Арала» 4 группа- «Охрана почвы» 5 группа- «Охрана флоры и фауны»  Далее организуется обсуждение результатов работы.   Прием «Фишбоун: Основные экологические проблемы КазахстанаПрием «Верно – Неверно». Учащиеся делятся на группы по счету от 1 до 5 и пересаживаются во временные группы с одинаковыми номерами. Каждая группа получает по 6 вопросов через 5 минут защищает свою таблицу «Верно-Неверно», подтверждая ответ у доски, работая с картой горной системы.1 группа .{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВопросыВерно (+)Неверно (-)К северу от Саур- Тарабагатая лежит Алаколькая , а к югу- Зайсанская котловина -Горы Саур начинаются в Монголии от Улюнгирского озера и протянулись с севера на юг -Тарбагатай состоит из нескольких невысоких хребтов+ Река Кандысу и Верхний Емель разделяют Саур и Тарбагатай+ Протяженность Саура 200 км -После обсуждения и защиты утверждений учащиеся возвращаются на свои места. . Прием «Вопрос - Ответ». {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вопрос Ответ - Какую тему мы начали изучать?Рациональное использование природных ресурсовС какими основными ключевыми понятиями мы познакомимся?Природные условия, природная среда, природные ресурсы, природопользование, рациональное природопользование.Учащиеся слушают вопрос учителя и отвечают на него. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.Что можете сделать вы для рационального использования природных ресурсов?Прием "Дерево предсказаний» Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.Прием «Мозаика»: А) Докажите, что природа- источник существования человека.Б) Какие природные условия можно считать комфортными для жизни человека? Работа со схемой: Прием «Рассуждение» Проверка дом. задания: учащиеся составили письмо другу в другое государство о разнообразии рельефа Казахстана. Описали формы рельефа и их красоту. (На проверку работы по группам дается 3-4 мин, высший балл за выполненную работу -5 баллов).Прием «Письмо другу». Учащиеся делятся на группы: геоморфологи, климатологи, гидрологи, ландшафтоведы читают текст § 42, затем получают задания. Мы работаем в группах исследователей: 1 группа – «Геоморфологи» - учёные, изучающие рельеф земной поверхности, будет исследовать рельеф Северо - Казахской равнины и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Северо - Казахской равнины?»1. Что лежит в основе Западно - Сибирской равнины? (см. «Тектоническая к.» ) 2. Каков соответственно рельеф? (см. «Физическая к.»).3. Преобладающие высоты.4. Какое влияние на рельеф оказал ледник?5. Что такое Северные Увалы?6. Перечислить полезные ископаемые, встречающиеся на равнине.(см. «Тектоническая к.).Сибирской равнины?  ВЫВОД: Какие формы рельефа наиболее характерны для Северо - Казахской равнины?Прием работа с текстом Учащимся предлагаю прочитать текст §42 и заполнить таблицу. Она помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями и событиями. Предлагаю сравнить равнины Казахстана, работаю по группам. По окончанию работы таблицу заполняют на доске:1 группа. Сравнить Западно-Сибирскую равнину и Прикаспийскую низменность.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Западно-Сибирскую равнинаЛинии сравненияПрикаспийская низменность ГП равнин  В полушарии  На материке  Омывается водами океанов  Примерные широты  В основании равнин лежат  Тип поверхности  Преобладающие высоты  Климатообразующие факторы  Тип климата  Средняя t января и июля  Среднегодовое количество осадков  Внутренние воды, их особенности  Природные зоны  Вывод:  (на работу отводится 5-7 минут, у каждой группы есть необходимый материал для исследования:Прием «Концептуальная таблица Работа с текстом в группах. Члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изученной темы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объемеА) Предлагаю каждой группе провести экспертизу природной зоны.Б) Спикерам групп предлагаю результаты экспертизы отразить в настенной карте и пояснить закономерности. .Для работы создаем рабочие группы из 7 специалистов: 1. Картограф - определяет географическое положение данной территорииЗадания географу:А) В какой части Казахстана расположена?Б) Протяженность? В) Площадь природной зоны в млн.га и в %?Г) С какими природными зонами граничит?Прием «Зигзаг» Прием «Конструктор задач». {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 вариант «Каспийское море» работают с текстом §30, ищут материал: 2 вариант «Аральское море» работают с текстом §31, ищут материал: 3 вариант «Озеро Балкаш» работают с текстом §32, ищут материалОзнакомление. Рассмотрите географическое положение Каспийского моря, какие реки в него впадаютОзнакомление. Рассмотрите географическое положение Аральского моряОзнакомление. Рассмотрите географическое положение озера Балкаш.Понимание. Приведите пример того, что Каспийское море называлось по разномуПонимание. Приведите пример того, что Аральское море имеет разную форму береговПонимание. Приведите пример того, что озеро со всех сторон окружено сооружениями палеозойской складчатостиПрименение. Изобразите информацию о климатических особенностях Каспийского моряПрименение. Изобразите информацию о климатических особенностях Аральского моряПрименение. Изобразите информацию о климатических особенностях озера Балкаш.Анализ. Раскройте экологические проблемы Каспийского моря.Анализ. Раскройте экологические проблемы Аральского моря.Анализ. Раскройте экологические проблемы озера Балкаш.Синтез. Изложите в форме рассказа особенности животного мираСинтез. Изложите в форме рассказа каким раньше было Аральское море и какое оно сейчасСинтез. Изложите в форме рассказа особенности животного мираОценка. Оцените значимость Каспийского моря.Оценка. Оцените значимость Аральского моря.Оценка. Оцените значимость озера Балкаш. Делю на группы по 4 человека и предлагаю учащимся ответить на вопросы и обосновать один из них. (Каждой группе я заранее называю номер вопроса)Республика Казахстан знаменит богатством своих недр.Чаще всего рудные полезные ископаемые встречаются в горных районах.В Казахстане есть почти все виды минерального сырья.В Казахстане известно около 600 месторождения полезных ископаемых.По запасам некоторых полезных ископаемых Казахстан занимает лидирующее место в мире.Казахстан обладает большими запасами нефти и газа.Общие запасы угля в Казахстане составляеют 164 млрд.тонн.Минерально-сырьевая база Казахстана составляет около 25% мировых запасов урана.Прием «Верите ли вы,что...» Этап «Рефлексия» 1. Дети возвращаются к таблице «Верю не верю», корректируют свои знания.2. Прием синквейн{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 вариантКазахстан2 вариантМатерикБольшой, красивыйЦветёт, живёт, дружитКазахстан – наша любимая странаРодинаБольшой, красивыйКормит, даёт, облагораживаетМатерик – огромный участок землиСушаПрием «Синквейн» Учащиеся выполняют самостоятельную работу «Главные черты рельефа Казахстана» Задание. На физической карте Казахстана найдите высокие (более 2000 м), средние (от 1000 до 2000 м), низкие (от 500 до 1000 м) горы, а также плато и другие виды равнин. Заполните таблицу.Прием «Что нового узнали на уроке?»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Горы  Высокие  Средние  Низкие  Низменности  Равнины  Плато   Прием «Вопросительные слова»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вопросительные слова дает учительКлючевые слова темы писали в начале урокаЧто?Для чего?Какие?Как?Где?солнечная радиация, рассеянная радиация, нагревание земной поверхности,суммарная радиация, поглощенная радиация, прямая радиация, уменьшение количества солнечной радиации с севера на юг, 15-18 ккал / см², 100 ккал/см²Возвращаемся к задачам на этот урок и выясняем, что непонятно. 1. Что понравилось и что не понравилось? 2. Что надо изменить в следующий раз на этом уроке? Беседа по вопросам Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Теперь я могу… 6. Я приобрел… 7. Я научился… 8. У меня получилось … 9. Я смог… 10. Я попробую… 11. Урок дал мне для жизни… 12. Мне захотелосьУстная рефлексия (на ладошке написать ответы на вопросы + или - ) Раздать ученикам в начале урока: заготовка рис. Ладошки (или нарисовать свою)Сегодня я научился чему-то новомусегодня я активно участвовал в работе группы я внес весомый вклад в проектмне было комфортноя жду следующего занятия, т.к. мне было интересно Рефлексия «На ладошке» «Роль географической науки в решении проблем природопользования и экологии»Прием «Эссе» Учащиеся составляют в парах Вендиаграмму. Прием «Составление вендиаграммы Прием создания "личностного" текста. Умение максимально детализировать описанное1. Опишите 2-3 предложениями это место с высоты птичьего полета. Каким вы его видели?     2.А теперь наш воздушный шар стал снижаться, и какой-то участок местности появился более конкретно. Опишите его 2-3 предложениями. Таким образом, можно постепенно снижаться, пока мы не очутимся на земле.     3.Мы на земле, вглядитесь очень внимательно в то, что вас окружает. Что вы видите? Какие звуки слышите? Какой запах ощущаете? Опишите подробно, вглядываясь в детали, какой-либо заинтересовавший вас предмет.     4.Задача учащихся в процессе письма - подметить как можно больше интересных деталей. Именно детали помогут выстроить целое, и об этом нельзя забывать.Учитель же должен дать возможность увидеть эти детали, делая паузы для фиксации увиденной, услышанной картины, подробного описания деталей.     5. Заканчиваем сочинение высказыванием причин, по котором это место так дорого и близко сердцу. Пусть ребята объяснят, с чем связана тяга к этому месту. САМ СЕБЯ ОЦЕНИ: - Как вы оцените свою работу на уроке?- Чему научились на уроке?- О чём бы вы хотели узнать больше? Прием «Сформулируйте три вопроса по изученной сегодня теме»«Знаю – Хочу знать – Узнал»Заполняем последний третий столбец таблицы (ЗХУ) ( после заполнения надо обсудить записи) Выделяем основные понятия темы. Учащиеся заполняют второй столбецПрием «Ромашка Блума» Сначала учащиеся вспоминают виды вопросов затем записывают вопросы в нужный «лепесток».  I. Этап «Вызов». Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. Заполняем первые два столбца «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗнаюХочу знатьУзнал   II. Этап «Осмысление». Прием «Вопрос - Ответ». Учащиеся слушают вопрос учителя и отвечают на него. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вопрос Ответ - Какую тему мы начали изучать?Рациональное использование природных ресурсовС какими основными ключевыми понятиями мы познакомимся?Природные условия, природная среда, природные ресурсы, природопользование, рациональное природопользование.Разработка урока «Рациональное использование природных ресурсов» с применением ТРКМБеседа по вопросам: 1. Какими природными ресурсами богата наша страна?2. Что вы уже знаете о рациональном природопользовании? Составление логико – структурной схемы «Виды природных ресурсов» Заполнение таблицы «Особенности использования различных видов природных ресурсов»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды природных ресурсов«+» использования«-» использованияНеисчерпаемые ресурсыЭкологически чистые; запасы неограниченны.Неповсеместно можно использовать, географическая разобщенностьИсчерпаемые возобновимые ресурсы- используются естественные растения и дикие животные;- можно выращивать культурные растения и разводить домашних животных- могут самовосстанавливаться- угроза исчезновения;- деградация ресурсов;- ухудшение их качества;- недостаток этих ресурсов.Исчерпаемые невозобновимые- ценное сырье, необходимое для предприятий, для удовлетворения потребностей населения- неразумное использование;- загрязнение окружающей среды;- невозобновляются«-» больше!Работа в группах.Группа 1Как используется энергия текущих вод?Приведите примеры приливных электростанций и покажите их расположение на физической карте Казахстана.Группа 2Как используются ветроэнергетические ресурсы?Районы распространения ветроэнергетических установок в Казахстане покажите на физической карте.Группа 3 Что мы называем альтернативными источниками энергии? В чем их преимущества? Группа 4 Особенности использования биологических ресурсов. Каковы последствия их использования?Группа 5Почему водные ресурсы перестали относить к неисчерпаемым ресурсам?Проблемы использования водных ресурсов.Основные задачи рационального использования водных ресурсов.Группа 6В чем проявляется особенность использования минеральных ресурсов?Назовите основные принципы рационального использования минеральных ресурсов.Группа 7В чем важность рекреационных ресурсов?Каково значение эстетических ресурсов?Прием "Дерево предсказаний"Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.Что можете сделать вы для рационального использования природных ресурсов? Задание: Расставьте на схеме различные виды природных ресурсов.III. Этап «Рефлексия». Прием «Эссе» «Роль географической науки в решении проблем природопользования и экологииПрием «Синквейн»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 вариант 2 вариант3 вариантПриродаБольшая, красиваяМанит, влечёт, пугаетПрирода - это большой мирДомЗемляЖивая, красиваяКормит, дышит, живётНа Земле есть атмосфераЖизньРесурсы Природные, разнообразныеКормят, интересуют, живутПриродные ресурсы разнообразныБогатство Большое спасибо за ваше внимание и работу!«Жизнь есть театр, и люди в ней актеры»И кто сказал: Учитель не  актер?Актеры, сценаристы, режиссеры…Наш с вами, сударь, беспредметен спор.Звенит звонок, терзая трелью нервы.Один – не три: последний – он же первый,И опоздавшие появятся … на сцене,С беспечностью срывая представленье.Звенит звонок сомнений и тревог –Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!