Педагогический проект «Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 117 комбинированного вида «Дружная семейка»,
630005, г.Новосибирск ул. Крылова, 42 Тел\факс (383) 224-92-07, 224-92-83
E-mail: HYPERLINK "mailto:sadik117@gmail.com"sadik117@gmail.com
Педагогический проект
Образовательная область «Физическая культура»
«Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
Новосибирск
Педагогический проект «Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».
Введение
«Актуальной задачей физического воспитания, — говорится в Концепции дошкольного воспитания, — является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.
Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главными мы считаем следующие:
1) необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2) необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
знание правил гигиены и ухода за своим телом; знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Навыки самооценки физического здоровья и напрямую связанных с ним показателей физического развития и физической подготовленности являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте. Культурный в полном смысле этого слова человек должен уметь «расшифровывать» свое психическое состояние , владеть информацией о соответствующих признаках эмоционального благополучия, знать особенности своего темперамента, а также слабые и сильные стороны своего характера. Это необходимо ему для того, чтобы выстраивать здоровую линию поведения во взаимодействии с социальным окружением. Но часть этих навыков, как показали исследования, человек способен освоить уже в дошкольном детстве.
Самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в состоянии осмыслить сущность этого понятия. Исследования, проведенные В.Г. Алямовской и Н.В. Кедяркиной, показали, что даже четырех-, пятилетние дети к критериям здоровья относят не только физические, но также и психические и социальные признаки. Так, например, они чаще всего называли следующие признаки:
эмоциональные — 41% (например, здоровый человек всегда веселый); психической уравновешенности — 19% (например, тот, кто здоровый, тот спокойный, не дерется и не ругается); интеллектуальные — 4% (например, кто здоровый, тот быстро решает всякие задачки) и некоторые другие.Из признаков социального здоровья многие из числа опрошенных детей называли такой, например, как моральный комфорт (здоровый человек везде себя хорошо чувствует: и дома, и в школе; здоровый человек не боится быть в незнакомом месте и некоторые другие).
Актуальность. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Это и привело к необходимости организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно
обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие,
помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;
приобщало детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Результатом педагогических исследований и размышлений стал проект
«Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий
в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».
Паспорт проекта
Тема: Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников.
Характеристика проекта:
– практико-ориентированный проект; прикладной
– междисциплинарный;
– долгосрочный;
Виды профессиональной деятельности:
– преподавательская;
– методическая;
– исследовательская;
– социально-педагогическая;
– воспитательная;
– культурно-просветительская;
– коррекционно-развивающая.
Цель проекта: организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Сущность проекта. Успешное решение поставленных задач и выполнение возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя восемь взаимосвязанных блоков.
Актуальность. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Практическая значимость. Валеологические знания, массаж, йога приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя гимнастика, бег, физзанятия, аэробика, дыхательные упражнения - к ежедневным занятиям физической культурой, народные подвижные игры способствуют развитию речи, физических качеств, формированию патриотических чувств; просмотр презентаций знакомит дошкольника с разнообразием мира информационных технологий.
Инновационная направленность. Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Пояснительная записка
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Подвижные игры и игровые движения - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Мы применяем народные подвижные игры и игровые подражательные движения, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные подвижные игры в дыхательной гимнастике, оздоровительной аэробике, йогу в игровой форме, фольклор при проведении игрового массажа, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.
При этом семья является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Задачи проекта:
-Изучить
современные здоровьесберегающие технологии, их основное содержание, принципы и направления использования в современном ДОУ.
-Разработать
перспективное планирование по физическому воспитанию с применением оздоровительных методик
-Разработать
методику применения классических здоровьесберегающих технологий (массаж, йога, аэробика, дыхательная гимнастика) в игровой форме в ДОУ.
-Создать
медиа-коллекцию детских электронных презентаций по темам: «Спорт», «ОБЖ», «ЗОЖ», «Йога», «Адрес - Планета Земля» для дальнейшего использования в воспитательно-образовательном процессе.
Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат:
Снижение уровня заболеваемости.
Повышение уровня физической подготовленности.
Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Методы исследования:
анкетирование, беседы, интервью, тестирование, метод обобщения независимых характеристик (естественный педагогический эксперимент), математическая обработка результатов.
Этапы реализации проекта:
I этап – Организационный – 2 младшая группа.
II этап – Диагностический – средняя группа.
III этап – Практический –старшая группа.
IV этап – Обобщающий – подготовительная группа.
Участники проекта:
дети, инструктор по физической культуре, инструктор бассейна ,медицинские работники дошкольных групп, медсестра бассейна, методист ДОУ, заведующая ДОУ, родители.
Научная основа:
В проекте использованы идеи Змановского Ю. Ф., Алямовской Н. Н., Казаковцевой Т. о воспитании здорового ребенка. Концепция проекта основана на междисциплинарном научно-практическом направлении В. Т. Кудрявцева - развивающей педагогике оздоровления.
Научная новизна: использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Практическая значимость: Валеологические знания, массаж, йога приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя гимнастика , бег, физкультурные занятия, аэробика, дыхательные упражнения - к ежедневным занятиям физической культурой, народные подвижные игры способствуют развитию речи, физических качеств, формированию патриотических чувств; просмотр презентаций знакомит дошкольника сразнообразием мира информационных технологий.
В итоге проекта будут разработаны:
перспективное планирование по физическому воспитанию с применением оздоровительных методик на все возрастные группы;
система дыхательных упражнений в игровой форме по возрастам;
серия комплексов оздоровительной аэробики в игровой форме;
4) методика применения игрового массажа в ДОУ в течение дня;
методика применения упражнений йоги и восточной гимнастики в группах ДОУ;
игровые комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки и стопы;
медиа-коллекция детских электронных презентаций по темам: «Спорт», «ОБЖ» «Йога», «Счет», Грамота»;
создан сайт детского сада в интернете: http://ds-117.nios.ru/
Степень распространения представленного проекта:
-внедрение инновационных технологий проекта на едином здоровьесберегающем пространстве МДОУ
-консультации по содержанию проекта на педсовете, на родительских собраниях методических объединениях
Педагогические условия
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы определенные условия:
1. Спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого
- обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;
- способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений;
- повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;
- положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
Такой набор оборудования позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Особое внимание уделяется размещению оборудования: оно не загромождает полезную площадь помещения; дети могут свободно пользоваться любыми спортивными снарядами.
Большего эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Универсальное нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени: дорожки разной ширины, шнуры и дуги для подлезания; дорожка – «следы»; бруски; мягкие мячи; тренажеры для профилактики плоскостопия, массажеры, передвижное баскетбольное кольцо
Для того чтобы дети могли пользоваться физкультурным оборудованием не только в спортзале, пересмотреть содержание центра двигательной активности в каждой группе. Разработка рекомендаций по содержанию двигательных центров в соответствии с возрастными
поло-ролевыми особенностями детей, чтобы они стали основой для их самостоятельной двигательной деятельности.
Плавательный бассейн. Плавание содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Эти занятия в большей мере имеют оздоровительную направленность и акцентируются на индивидуальном подходе к каждому ребенку; целью занятий в бассейне для детей старшего дошкольного возраста является обучение плаванию, закаливание и укрепление организма. К концу старшей группы дети осваивают правильное положение тела в воде, владеют основными элементами плавания, ныряют, доставая игрушки со дна бассейна. В подготовительной группе отрабатывается координация движений при плавании облегченными способами на спине и на груди с задержкой дыхания.
4. На участке детского сада оборудована физкультурная площадка с зонами для подвижныхспортивных игр,
Педагогическая диагностика
Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. Уровень физической подготовленности дошкольников определяется в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май) с помощью специально разработанного пакета диагностик (тестов).
Обработка данных позволила выделить три группы здоровья детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.
I группа - основная (которую составляют дети с нормальным уровнем физического развития основных функций организма), с тренирующей психофизической нагрузкой
II группа - подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие), с умеренной нагрузкой.
III группа - риска с ограниченной физической и психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни).
Группы эти непостоянны, т. к. по результатам функциональных проб дети могут быть переведены или в более сильную или в более слабую группу, т. е. в норме пульс детей младшего возраста в ответ на физическую нагрузку может учащаться на 25-20 %, а АД 5-15 мм рт. ст. Частота дыхания увеличивается на 4-6 в минуту. Неудовлетворительные результаты определяют более слабую группу, а дети, выполняющие тесты с легкостью, переводятся в более сильную.
Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. В работе с детьми необходимо соблюдать следующее:
1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.
2. Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами.
З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной аэробики, игрового массажа, гимнастики для глаз, упражнений йоги).
4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба, плавание, оздоровительная аэробика).Именно эти сведения служат основанием для конкретных рекомендаций педагогам и родителям. В процессе работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль.
Развитие движений
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности.
Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое внимание – 30 - 40 минут коррекционной работе.
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день.
Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
оздоровительный (дозированный) бег;
дыхательная гимнастика и игры;
упражнения на коррекцию осанки и стопы и народные подвижные игры;
гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздухе, в бассейне). Физкультурные занятия, сохраняя традиционную структуру, проводятся в сюжетной (игровой) форме.
Занятия, проводимые в группе, включают в себя такие элементы:
• оздоровительная аэробика, массаж и самомассаж,
• дыхательные упражнения, йога и восточная гимнастика,
упражнения на коррекцию осанки и стопы,
веселый тренинг и элементы психогимнастики.
Это отражено в перспективном планировании, составленном на все возрастные группы. Причем в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разнуюнаправленность:
малышам они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием;
в среднем возрасте развить физические качества (скорость, выносливость, силу); в старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.
Чтобы физкультурные занятия были эффективны, при их проведении придерживаются
следующих условий:
построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;
использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;
распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;
использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.
Однако занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей, интересов, а также учитываются индивидуальные различия детей. В соответствии с этим занятия строятся на двух основаниях:
-планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания,
-педагогической импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.
Часть занятий, проводимых воспитателем, являются подготовительными к освоению нового двигательного материала, который дает инструктор по физической культуре. А двигательный опыт, который дети накопили с воспитателем по физической культуре, затем используется воспитателями групп в различных физкультурных мероприятиях.
Лечебно-профилактическая работа
Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики.
Лечебно - профилактическая работа в нашем детском саду строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности принимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности.
Эта работа имеет три этапа:
подготовительный,
интенсивной профилактики,
восстановительный.
На каждом из них используются свои специфические физиотерапевтические и общеукрепляющие процедуры.
Первый период готовит детей к самому неблагоприятному времени в сезоне. Поэтому используется ультрафиолетовое облучение, витаминизация, закаливающие процедуры
Во втором периоде есть необходимость использовать систему мер для предупреждения ОРВИ, ангин. Дети полощут рот и горло лечебными растворами, им закладывают оксолиновую мазь в нос, используется витаминизация третьего блюда, вакцинация
В восстановительный период желательно укрепить защитные силы детей, вернувшихся после заболевания. Им предлагается травяной чай, витаминотерапия (витамин С), оздоровительные напитки. У этих детей несколько иной режим дня, снижаются физические нагрузки в двигательной деятельности, закаливающие процедуры строго индивидуализируются. Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляется медицинскими работниками.
Закаливание
Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья. Поэтому особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия содействуют созданию привычек здорового образа жизни.
Система закаливания предусматривает разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия – в течение года.
Закаливающие процедуры
Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу. Они должны вызывать радость.
I. Воздушные ванны для тела
Дети ежедневно в любое время года 15-20 мин. играют босиком в одних трусиках в простые подвижные игры.
Ребенок сам растирает сухой салфеткой или рукавичкой руки, ноги, плечи, грудь.
Воспитатель растирает раздетого ребенка сухой салфеткой, слегка пощипывает и похлопывает кожу, позволяет малышу расслабленно повисеть у себя на вытянутых руках.
Игра «Я массажист!» Дети попарно делают друг другу массаж спины, «рисуя» на ней различные фигуры;
Влажное растирание. Раздетого ребенка взрослые быстро обтирают влажным полотенцем, после чего ему предлагается 5-10 мин быстро побегать («Догонялки», «Обгонялки»). Через 10 мин. процедура повторяется, а затем ребенка растирают сухим полотен-цем.
Поглаживающий массаж во время приема воздушных ванн.
II. Контрастные ванночки для рук и ног с последующим самомассажем пальцев ног и стоп.
Проводятся при температуре воды в ванночках 18ºС и 30ºС.
Растирание рук и ног снегом или охлажденной водой до ощущения сильного тепла с последующим вытиранием насухо и самомассажем.
Солевые дорожки.
Стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используют массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки, корригирующие упражнения для стоп, прыжки и т.д. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Солевой раствор: на 1 л воды 90 г соли.
IV. Закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла
Полоскание горла минеральной водой.
Игра «Волшебный напиток» (температура воды понижается от 36-38ºС до 8-10вС).
Игра «Левушка»; Рычание с напряжением нижней части челюсти, языка, малого язычка.
V. Комплекс оздоровительных упражнений для горла
Игровые упражнения: «Маленькие волшебники».
Игры: «Буратино», «Солнечные зайчики», «Птичка», «Покачай малышку». Дыхательные и звуковые упражнения.
VI. Точечный массаж. Младший дошкольный возраст
Воздушные ванны продолжительностью до 5 мин. во время переодевания ко сну.
Ходьба и бег в трусиках, босиком ежедневно в течение 10-15 мин. с последующим растиранием сухой салфеткой.
Контрастные ванночки для рук и ног (температура воды 18ºС и 35ºС) с последующим массажем пальцев ног и стоп.
Самостоятельное обливание и обтирание тела.
Водный массаж стопы, солнечного сплетения, позвоночной области. Игровой водный самомассаж (рисование струей воды на теле).
Игра с закаливанием «Поездка за город».
Полоскание слизистых оболочек носоглотки 1,5% раствором морской соли.
Самомассаж БАТК (биологически активных точек кожи) в целях профилактики респираторных заболеваний. Массаж передней и боковой части шеи.
Старшая группа.
Ходьба и бег в трусиках в проветренной групповой комнате - 5-10 мин. (после сна).
Растирание рук, ног, туловища влажной, а затем сухой тканевой салфеткой.
Сон на свежем воздухе в любое время года (при открытых форточках).
Поглаживающий массаж.
Игровые упражнения «Заряжаем водичку», «Левушка».
Самомассаж.
Подготовительная к школе группа.
Растирание рук и ног охлажденной водой (снегом) до появления ощущения сильного тепла, а затем - сухой тканевой салфеткой. Игровой аутотренинг «Я здоров». Самомассаж БАТК.
Воздушное закаливание по методике Ю. Ф. Змановского.
К концу дневного сна в одной из комнат ( спальне, игровой или раздевалке) температура воздуха снижается до 16-18ºС. Под звуки музыки создается радостный эмоциональный фон, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 мин 3-4 физических упражнения. Затем дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусиках или майках и трусиках, выполняют в течение 1-1,5 мин. циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нетрадиционные физические упражнения) попеременно в «холодном» и «теплом» помещениях, т.е. принимают общую воздушно-контрастную ванну.Температура в «теплом» помещении сначала 23 -26°С, а в «холодном» — на 3 -5°С ниже. Разница температур увеличивается в течение 1,5-2 месяцев до 12 -15°С за счет снижения температуры в «холодной» комнате. Температура воздуха в «теплом» помещении поддерживается с помощью подогревателей.
Характер действий в «теплом» помещении отличается от действий в «холодном» более спокойным темпом.
Перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой из них по 1,5-2 мин. за время занятий (12-15 мин.) должно быть не менее шести.
Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую». В это время дети играют в «Самолеты», «Перелетных птиц», «Спутники планет».
После перенесенного острого респираторного заболевания процедура закаливания в первые 5-7 дней не проводится.
Рекомендации по проведению закаливающих процедур дает врач, отмечая их в групповом журнале здоровья. Однако превышение интенсивности закаливающих процедур может привести к срывам адаптации, проявляющимся в ухудшении здоровья и самочувствия ребенка. Поэтому в каждой группе имеется памятка (основные принципы закаливания).
В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон. В связи с этим воспитатели используют два правила:
обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку: исключить шумные игры за 30 минут до сна, использовать перед засыпанием релаксационную гимнастику;
проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от двигательной активности на предыдущем занятии. Важно отметить, что система закаливания ежегодно корректируется медицинскими работниками детского сада в соответствии результатами и имеющимися условиями.
Одно из направлений программы - минимум по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни – формирование культурно-гигиенических навыков (полоскать рот после приема пищи; ежедневно мыть лицо, шею, руки до локтя; ежедневно бегать в медленном темпе длительное время, разминаться после пробуждения, уметь расслабляться, уметь избегать опасности, мыть руки перед едой и после посещения туалета).
Вся серия мероприятий, направленных на реализацию программы минимум, носит название “Программа здоровья”. На первом месте в ней стоят занятия, которые помогают выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определить свое состояние – это занятия по формированию привычки к ЗОЖ и ОБЖ. Такие занятия проводятся по формуле: «помоги осознать ребенку, зачем ему это нужно — научи в увлекательной форме — приучай выполнять эти действия ежедневно»
Взаимодействие с родителями
Представленная система работы ориентирована на использование новых форм работы с родителями на основе родительского договора. У нас реализуются следующие формы работы:
семейные клубы; семейные праздники; диспуты, почтовый ящик, передвижные библиотеки. В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия.
В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает;
ознакомление родителей с результатами диагностики; целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности, полноценного питания, закаливания и т. д.;
формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, с инновациями в организации работы по оздоровлению детей;
обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, йоги, фитотерапии и тд Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместные занятия детей и родителей типа «Самая спортивная семья», «Веселые старты на воде», которые организуются в детском саду, а также Дни Открытых Дверей для родителей, где родители могут принять участие в занятии.
Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему ? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и развивающей направленности. Далее идут электронные презентации различной направленности.
Знакомство дошкольников с электронными презентациями по теме «Спорт», «ОБЖ», «ЗОЖ».
Начать работу по использованию детских электронных презентаций (в электронном и печатном вариантах) во всех видах деятельности, на занятиях.
На занятиях по физической культуре использовать презентации по темам «Виды спорта», «ОБЖ», «ЗОЖ», «Йога». Создать медиа-коллекцию презентаций для дошкольников, которая постоянно пополняется.
Существует официальный сайт детского сада, где родители могут задать свои вопросы, поделиться опытом семейного воспитания, повысить уровень педагогических знаний.
Заключение
Оздоровительные мероприятия, проводимые педагогами в ДОУ, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно- климатическим факторам, т.е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. Это и разнообразные виды самомассажа (точечный массаж, массаж тела, лица, ушей и кистей рук), динамические разминки, подвижные игры, посещение бассейна, оздоровительный бег, дыхательные гимнастики и упражнения, упражнения йоги, гимнастика босиком и гимнастика в постели, обширное умывание, пальчиковая гимнастика , гимнастика для глаз, горла, физкультурные минутки, игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и сколиоза.
Занятия обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников.
Основным результатом целенаправленной работы должна стать реализация единой линии формирования здорового образа жизни на этапах дошкольного и начального школьного образования, осуществление перспективного, целостного и последовательного педагогического процесса.
Создание модели развивающей педагогики оздоровления стало бы невозможно без поддержки этого начинания не только всем педагогическим коллективом ДОУ, но и родителями воспитанников. Следовательно, сотрудничество с семьей является еще и одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы.
Результаты работы убеждают, что объединение семьи, дошкольного учреждения и школы поможет нам на практике создать и реализовать в нашем ДОУ свою модель педагогики оздоровления, основанную на принципах здоровьесберегающих технологий. Все это позволит говорить не только об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей.