Статья «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС НОО»


В связи с переходом на ФГОС, новый образовательный результат направлен на достижение не только предметных знаний, умений и навыков, но и метапредметных и личностных результатов, на развитие самостоятельности учебных действий (умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия - регулятивные УУД), что влечет за собой изменение системы оценивания.
Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается контрольно-оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребенка должна стать сформированная готовность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности и деятельности партнера. Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Данный подход к оцениванию позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации, сохранению и укреплению здоровья.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования самоконтроля и самооценки учащихся, поэтому освоение действий контроля и оценки младшими школьниками является важной задачей в пределах начального этапа обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной, адекватной самооценки. В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка, как и завышенная, мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбирать интересные занятия.
Как должно с самого начала строиться обучение, чтобы в основе учебной самостоятельности была именно детская инициатива? В общем виде на этот вопрос ответил Сократ: "Познай, кто ты есть, и стань им!" 
Доктор психологических наук Г.А. Цукерман считает, что когда человек говорит: "Я это могу", он говорит сразу о двух вещах. Во-первых, он сообщает о вере в собственные возможности, во-вторых, он сообщает о том, что считает себя компетентным взяться именно за это дело. В первом случае речь идет об общей самооценке, точнее о самопринятии, самоуважении, во втором - о конкретной самооценке, адекватность которой целиком и полностью зависит от полноты самопринятия. Если мы хотим, чтобы ученик научился оценивать себя "адекватно", то мы обязаны заботиться об обеих сторонах самооценки.  Забота о поддержке, укреплении, а зачастую о восстановлении самопринятия, самоуважения, базисного доверия к своим возможностям в значительной степени зависит от учительской доброты, такта, чуткости, веры в детские возможности.
Как показывает собственная практика, основу контрольно-оценочной деятельности составляет умение учителя устанавливать контакт с учеником, учитывая его психологические особенности, уровень развития, мотивы обучения и т.д.; использовать в общении оптимальные педагогические средства; построить педагогический процесс от личности обучающегося. Работая по учебному комплекту ОС «Школа 2100», я наиболее глубоко занялась проблемой формирования контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников. Я считаю, систематическое вовлечение учащихся в контрольно-оценочную деятельность дает возможность осуществлять контроль за полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действий, формировать адекватную оценку, позволяет ученику видеть свои сильные и слабые стороны, корректировать учебную деятельность в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования.
Новые образовательные стандарты, оценивание по безотметочному принципу в 1 классе и в 1 четверти 2 класса (Устав школы) ещё раз подчёркивают актуальность вопроса.
Таким образом, исходя из выше сказанного, формирование контрольно-оценочной самостоятельности является актуальной социальной проблемой и необходимым условием развития младшего школьника, условием успешности его обучения в начальной школе.
Так возникла тема моей методической работы «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС НОО»
Вплотную занялась этой темой в 1 классе, после проведения стартовой диагностики универсальных учебных действий.
Результаты стартовой диагностики, полученные в ходе проведенного обследования, позволили мне охарактеризовать особенности готовности первоклассников к школьному обучению по следующим направлениям: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные характеристики, а также провести оценку и самооценку учебных качеств.
Для отслеживания самооценки я провела стартовый контроль (в начале учебного года) и итоговый контроль (в конце учебного года).
Результаты стартовой диагностики самооценки по методике «Лесенка»
(Щур В.Г.) (Приложение 1)
Принимало участие 23 человека.
Уровень самооценки % Характеристика уровня
Адекватная 47,8 % Детям свойственны активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими, не дразнят других детей в случае выигрыша. У них сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью.
Завышенная 43,5 % Детям свойственны повышенная активность, конфликтность, категоричность, агрессивность. Такие дети во всем стараются быть лучше других. Во время игр стремятся занять лидирующие роль. Главным мотивом учебной деятельности часто является высокая отметка («5»), полученная любым пyтём. У таких детей проявляется высокий уровень притязаний на признание.
Заниженная 8,7% Детям свойственна пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то чacтo обижаются и уходят. Заниженная самооценка - один из источников проблем в обучении.
Ситуация была такова, что часть учащихся испытывали трудности в принятии новых требований, овладении учебной деятельности; необходимо развивать навыки формирования адекватной самооценки и самоконтроля. Исходя из вышеизложенного, считаю для себя важной такую цель работы:  заложить основы учебной самостоятельности младших школьников.Для достижения цели решаю следующие задачи:
Создать  условия для формирования у школьников оценочной самостоятельности на уроках.
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитать свободную личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям в современном обществе.
Поставленные задачи реализую, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, следя за сохранностью здоровья учащихся. Для детей создаю комфортные условия: в системе провожу динамические паузы, ежедневные прогулки; осуществляется кабинетная система ионизации воздуха. На уроках использую конторки В.Ф.Базарного, офтальмотренажеры.
Одна из целей современного школьного образования – развитие учащихся, формирующее важнейшую ключевую компетенцию – умение учиться. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят действия контроля и оценки, будет зависеть их дальнейшее успешное обучение.
Реализацию поставленных задач стремлюсь осуществлять на каждом уроке любого предмета, но подробнее хочу остановиться на уроках русского языка.
Сейчас обучение рассматривается как процесс подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать, свободно выражать свои мысли и чувства адекватно ситуации.
Для того чтобы реализовать новый подход в обучении, мне необходимо было не только подобрать методы обучения, освоить технологии деятельностного типа, но и иметь учебно-методический комплект, помогающий достичь высоких результатов.
Работая по учебникам Образовательной системы «Школа 2100», я использую технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания учебных успехов. Деятельностный подход реализую через основные образовательные технологии.
С действием контроля и самооценки мои ученики встречаются с самых первых уроков. С сентября месяца я им предлагаю определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбирают рисунок с соответствующим настроением на лице, и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение. Смайлик – настроение они продолжают отмечать и на листах самоконтроля, которые я использую на уроках.
Начинаю оценочную деятельность с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Обязательно подчеркиваю, как хорошо дети готовы к уроку, выделяю при этом, что значит «хорошо готов к уроку». Очень важно говорить с детьми именно об их успехах, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни.
Для развития адекватной самооценки первоклассника на уроках русского языка, используя технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов)- систему правил и алгоритмов.
В 1 классе использовала следующие правила.
1-е правило (Различие оценки и отметки). Ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).
Сначала давали оценку своей деятельности в целом за весь учебный день. Дневник школьника ОС «Школа 2100» позволяет делать это в системе. Ученик у себя в дневнике закрашивает кружок. Значение цвета мы обговорили заранее:
Зеленый. «Я активно участвовал в работе классе. Я очень доволен собой!»
Жёлтый. «Сегодня не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой».
Красный. «Задания сегодня оказались слишком трудными. Мне нужно помочь».
Далее мы договорились с ребятами, что первый кружок- это отметка ученика, второй-отметка учителя. В тетрадях ученики могли оценивать каждое задание, а в дневнике - отметка за урок.
Формирование оценочной самостоятельности происходит и при работе с эталонами и со шкалами - «Волшебные линеечки».
Работу с эталонами я провожу на минутках чистописания, где даю образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.
На уроке русского языка по теме «Заглавная буква Н», после объяснения, показа мной и практической тренировки, учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Н, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности. После того, как ученики самостоятельно прописали строку, я даю задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки я выполняю аналогичную работу, т.е. подчеркиваю буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляю ошибки учащегося и выношу на поля свое число верно написанных букв (элементов).
Работа с эталонами - это основа оценки ученика. Когда я приучаю детей работать с эталонами, позднее они сами вырабатывают собственные эталоны, которые помогают им объективно оценивать свои работы.
Начиная с первого же класса, для самооценки использую оценочные шкалы. Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых мною и учеником в ходе совместной деятельности на каждом уроке.
Данный способ позволяет оценить действия детей не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в парах или группах. Оценивать можно не только знания, но аккуратность, внимание, умение слушать и слышать.
В первом классе я предлагаю своим ученикам две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. С помощью этих «волшебных линеечек» можно измерить всё, что угодно. Перед началом измерения я объясняю первоклассникам, что на самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ребёнок, который все слова написал правильно, в самом низу этой «линеечки» - тот, кто все слова написал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося, я ставлю свой крестик на той же «линеечке». Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Для первоклассника, учащегося писать, эти параметры оценки своей работы (правильность и красота) очень важны. Поэтому ведется достаточно долгая и кропотливая работа не только над тем, чтобы дети достаточно точно определили для себя важность обоих параметров, но и не путали содержательную оценку с эмоциональной. Поскольку для детей 6-7 лет эмоциональная окрашенность деятельности оказывает сильное влияние на саму деятельность, и первоклассник может в параметре правильности или красоты оценить на самом деле своё настроение.
Несоответствие оценки ученика и моей оценки – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение у ребёнка требует доработки. Так как мои первоклассники, настроенные на хорошие результаты, многие имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае я использую работу в парах:
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает работу рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает свою работу сам, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.
Проверяя тетради, я сужу об адекватности оценки учащихся.
2-е правило (Самооценка. Начало формирования алгоритма самооценки). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки», состоящего из нескольких шагов, количество которых увеличивается постепенно.
В 1-м классе алгоритм состоит из четырех вопросов:
Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
Приведу пример. Так, на этапе закрепления урока в 1классе по теме «Перенос слов», дается задание разделить слова для переноса. Один ученик выполняет это задание на доске, остальные выполняют задание в тетради, контролируя действия ученика у доски. После выполнения задания я прошу оценить свою работу по алгоритму (совместная работа порядка оценивания) Успешные ученики к этому периоду выполняют эту работу самостоятельно, используя прописанные вопросы из алгоритма на отдельной доске.
В конце второго класса вводится пятый вопрос алгоритма самооценки «Чему учились при выполнении задания?».
В этом учебном году продолжают учиться оценивать свои действия по алгоритму из пяти шагов, используя уровни успешности. Например, если ребенок выполнил задание безошибочно - «Я справился с заданием успешно», были недочеты - «Я справился с заданием хорошо», «Мне понадобилась помощь одноклассников», «Я не справился с заданием, мне нужна помощь», которую могут тут же вызваться оказать одноклассники.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) должны отражать формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Для формирования и корректировки самооценки использую различные воспитывающие ситуации:
- ситуации успеха с использованием приемов: снятие страха перед предстоящей деятельностью, персональной исключительности для учащихся с заниженной самооценкой;
- ситуации сопереживания, соотнесения, свободного выбора с использованием приема «Даю шанс»;
- ситуации авансирования доверием для детей с завышенной самооценкой;
- ситуации творчества для детей с адекватной самооценкой.
Использую «формулу» технологии создания успеха:
1. У тебя это обязательно получится…
2. Это очень важно…
3. И это вовсе не сложно… Даже если не получится, ничего не страшно…Я уверен, что ты не забудешь про…
4. Вот эта буква получилась прекрасно!
Новые образовательные стандарты предполагают, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация.
Использование методов мотивации, предложенные П.И. Третьяковым, позволяет мне создать на уроке ситуацию успеха:
эмоциональные - учебно-познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворения желания быть значимой личностью;
познавательные - опора на жизненный опыт, создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий;
социальные – создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность результатами коллективной работы, взаимопроверка.
На уроках использую метод «Посмотри на свою работу со стороны», который позволяет включать много приемов. Например, выполнил работу на доске - сядь на место и посмотри на свое «детище» со стороны. Проверь не только качество выполнения, чтобы потом исправить или уточнить его. Обрати внимание и на свой почерк, качество проведенных линий, удобство расположения, плотность цвета мелового нажима. Подойди к последней парте и проверь, видно ли сидящим там ученикам твое «изображение». Эффект наблюдения своей работы со стороны усиливается, когда работало над одним и тем же заданием сразу несколько человек. Появляется дополнительная учебная возможность – и немаловажная- сравнить себя с другими. Для этого всем должно быть предложено садиться на место по выполнении работы. А потом всем желающим надо разрешить внести поправки в свои записи. Обучающие действия, умственная активность и психологическая комфортность – очевидны.
Самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль осуществляется на уроках не только во время индивидуальной работы, но и во время парной и групповой работы.
Современный ученик должен уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (ФГОС НОО 11.11, метапредметные результаты).
На своих уроках применяю технологию парной и групповой работы.
Содержание учебника позволяет организовать процесс на уроке, направленный на развитие личности обучающегося, формирование УУД.
Каждое задание обозначено значками-кружками разного цвета, которое направлено на развитие определенного умения. При выполнении задания с зелёным кружком, учащиеся учатся навыкам сотрудничества, а это одно из главных умений при формировании самооценки в групповой и парной работе.
Прежде чем приступить к работе в паре, мы осваиваем правила работы, начиная с элементарных, но очень важных:
повернись к напарнику и улыбнись;
договоритесь, кто будет читать задание (например, с помощью считалки);
говори тихо;
помогай товарищу;
умей выслушать другого;
договоритесь, кто будет отвечать;
поднимите сомкнутые руки, если готовы.
Самооценка работы в паре (группе) проходит по тому же алгоритму. Ученики могут оценивать свою работу как по одному, так и в паре, по очереди или дополнять друг друга.
Особое внимание я уделяю и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом,  я всегда даю право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.
Мы с ребятами определили и правила взаимооценивания:
оценивай доброжелательно;
сначала скажи все положительное, затем то, над чем твоему однокласснику необходимо поработать;
на оценку не обижаемся, а выслушиваем и принимаем или оспариваем с аргументами.
Такая оценка позволяет ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося; носит информативный характер; способствует формированию позитивной самооценки. 
Прежде чем приступить к взаимооцениванию, ребята выбирают критерии, которых может быть несколько или один. Критерии должны отражать не только знание программного материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение. Например, для взаимооценивания словарного диктанта во 2 классе, ребята предложили следующие критерии:
красота букв (соблюдение высоты);
правильное соединения букв;
аккуратность;
соблюдение наклона;
безошибочное написание;
соблюдение орфографического режима.
После обсуждения пришли к общему мнению, чтобы написать словарный диктант успешно, можно взять за основу только следующие критерии:
безошибочное написание;
соблюдение орфографического режима;
аккуратность.
Оценочные суждения бывают разные: «Я сегодня хочу похвалить Машу за аккуратно выполненную работу, но ей нужно запомнить правильное написание слова «корова». Мне понравилось, как Алёша безошибочно и аккуратно написал словарный диктант. Хочу сделать замечание Насте, чтобы она не торопилась и писала красиво, мне не понятно было написание некоторых слов». 
Групповую работу использую при выполнении творческих заданий. Например, во втором класс, при изучении темы «Правописание гласной после шипящих», детям даю творческое задание «В помощь первоклассникам».
-Ребята, я хочу предложить вам интересное задание. Подумайте, как можно первоклассников познакомить с правописанием гласных после шипящих ч, щ так, чтобы малышам несложно было запомнить правило.
Ученики предлагают различные варианты, которые они обсуждают в группах, а потом представляют продукт своего творчества. Это могут быть сочиненные сказки, стихи, рисунки, кластеры.
Прием взаимопроверки и взаимоконтроля я применяю на всех этапах урока.
На уроках я использую, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) физическую (успел — не успел); 2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);3) интеллектуальную (что понял, что осознал — что не понял, какие затруднения испытывал);4) духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других). Отслеживание навыков формирования контрольно-оценочной самостоятельности на уроках закрепления и обобщения часто происходит по оценочным листам (лист самооценки, карточки рефлексии.) (Приложение 2)
Технологию проблемного диалога использую на уроках изучения нового. Предлагаю проблемные ситуации, т.е. побуждаю формулировать цели изучения темы, а потом (на основании предложенной информации) дети самостоятельно формулируют новые понятия, закономерности, правила и сверяют их с учебником, предлагаю сделать выводы о том, что узнали.
Технологию продуктивного чтения использую начиная с периода обучения грамоте. Обучаю детей «прогнозировать» содержание (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), самостоятельно формулировать главную мысль, самостоятельно выбирать заглавие, преобразовывать полученную информацию.
Реализация современного стандарта начального общего образования предполагает внедрение современных средств обучения. На уроках русского языка использую:
-печатные средства обучения (энциклопедии, словари разных видов (орфографические, толковые, этимологические;Для дифференцированного подхода имею раздаточный материал с разноуровневыми заданиями.
-электронные (презентации к урокам, фрагменты и видео-уроки, творческие задания для детей- кроссворды, загадки, ребусы)
-демонстрационные (сюжетные иллюстрации и т.д.)
Для создания и демонстрации материалов в электронном виде в классе имеются технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, звуковые колонки, принтер.
Контрольно – измерительные материалы по русскому языку представлены системой проверочных работ в тетрадях каждого класса.
Основными принципами  моей педагогической деятельности  при достижении современных задач являются:
Принцип диагностико – прогностическо направленности. Педагогическая информация должна обеспечивать возможность диагностировать уровень достижения образовательных целей. 
Принцип научности   заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения. Мои ученики должны понимать и осознавать научную картину мира, взаимосвязь всех научных областей, общую направленность их на улучшение качества жизни человека в этом мире.
Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов.  
Принцип систематичности и последовательности. Системный характер процесса обучения является необходимым условием эффективности любого воздействия.  
Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей моих учеников.  Построение элементов учебного материала впорядке возрастания его сложности.
Принцип инновационности. Выявление и разработка инноваций, способствующих повышению эффективности образовательной деятельности.
Принцип уважения и доверия к человеку. Уважение личного достоинства ученика, признание его потенциальных возможностей.
Гуманное оценивание. Ученик имеет право на ошибку. Ошибка ученика – это повод для размышления учителю. Давать ребёнку уверенность в том, что он обязательно добьется успеха, научить его учиться. Быть терпеливым в ожидании результатов. Верить в ученика.
Мои ученики научились оценивать свою работу по заданным критериям с помощью различных видов работ.
По окончанию первого класса была проведена диагностика по заданной методике (Приложение 3) .
Цель: выявить уровень самооценки.
На данном этапе я определила сформированный уровень самооценки моих учеников. Результаты этой работы обобщены в таблице.
Уровень самооценки Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел %
5 21,8% 18 78,2% - -
Таким образом, ученики, на этапе итогового контроля показали среднюю и высокую самооценку.
Следовательно, основы контрольно-оценочной самостоятельности у учащихся сформированы.
Я считаю, поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в оценочной деятельности учащихся, ведь современная начальная школа   должна заложить основы самостоятельности учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности.
Приложение 1
Методика "Лесенка" (Щур В.Г.)Цель: определить особенности самооценки ребенка
 Материалы и оборудование: Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.Инструкция: Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка. А на какую тебя поставят мама, учитель?» Обработка и анализ результатов:Обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (а тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессии, асоциальности.
 
Интерпретация результатов
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка  
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка  
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
Диаграмма стартовой диагностики самооценки первоклассников

Приложение 2
Самооценка-светофор
Урок прошёл успешно, я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!
Сегодня не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужно помочь.
Лист самооценки ученика(цы)__________________________
Критерии Мои комментарии Оценка (1-5баллов)
Готовность к уроку Активность на уроке Личный вклад в работу группы Всего баллов:
Лист самоконтроля достижений ученика______________________________
Моё настроение в начале урока: (смайлик)
Критерии Мои комментарии Кол-во баллов
(от 1 до 5)
Готовность к уроку Чистописание Работа в паре Работа в группе Знаю правило Итог:
Моё настроение в конце урока: (смайлик)
Анкета-самоанализ
1.На уроке я работал Активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я Доволен/не доволен
3.Урок для меня показался Коротким/длинным
4.За урок я Устал/не устал
5. Моё настроение Стало хуже/стало лучше
6. Материал урока мне был Понятен/не понятен
Карточка самооценки работы в группе
Оцени свою работу в группе по трехбалльной шкале
Активное участие в работе группы Уважительное отношение к другим точкам зрения Умение договариваться Использование в общении правил вежливости Карточка рефлексии
Я умею списывать текст
Я умею отмечать опасные места
Я умею выделять предложения из текста
Я смог посчитать в слове количество букв
Я смог посчитать в словах количество звуков
Я доволен своей работой на уроке
Приложение 3
Изучение общей самооценки (Методика Г.Н.Казанцевой)
Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.
Обработка
Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1.
Интерпретация
Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Инструкция: « Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. «Отвечать нужно быстро, не задумываясь».
Текст опросника1.Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5.Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо (любое дело).
8.Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9. В любом деле я считаю себя правым.
10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают
различные препятствия, которые мне не преодолеть.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
19.Мне чаще везет, чем не везет.
20. Я всегда чего-то боюсь.
Диаграмма уровня самооценки первоклассников на конец учебного года