Конспект урока Волшебная сила музыки


Тема: Волщебная сила музыки
Цель урока: духовно – нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи:
1.научить ребят воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
2.содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру.
3.воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям.
4.способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке.
5.способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
6.формировать систему знаний, нацеленных на изучение целебных свойств музыки.
Ход урока.
Дети входят под музыку или уже сидят на местах.
Музыкальное приветствие…
- Добрый день! Обратите внимание на доску. Вы видите тему нашего урока: «Волшебная сила музыки». Эпиграфом к уроку послужат слова величайшего композитора всех времен и народов - В. А. Моцарта:
«Как могуч твой чарующий звук!». Итак, сегодня мы встретились, чтобы поговорить о силе музыки, о силе воздействия звука вообще. Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц. Эти звуки слышал еще древний человек. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и зверей. Но звуки сами по себе еще не музыка. В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства – возникла музыка.
- Откуда же появилась музыка? На этот вопрос мне помогут ответить ученицы нашего класса.
Приглашаются девочки к инструменту для исполнения песни «Где музыка берет начало?» Название песни не обязательно объявлять.
Где музыка берет начало?
1.Где музыка берет начало?
Где ноту первую берет?
- В горах, - мне Эхо отвечало, - 2 раза
Ее торжественный восход. 2 раза
2.Где музыка берет начало,
Где тот живительный исток?
- В лесах, - мне Птица прокричала, - 2 раза
Начало музыкальных строк. 2 раза.
3. Где музыка берет начало,
Где муза песни рождена?
- В морях, - у старого причала, - 2 раза
Мне так ответила Волна. 2 раза

4. Где музыка берет начало,
В каком краю ее расцвет?
В краю, где детство отзвучало, 2 раза
В краю, где ты оставил след. 2 раза
После исполнения песни девочки проходят на места.
- Спасибо!
- Что же мы поняли из этой песни? (Музыка берет начало из звуков природы).
- Что же такое музыкальный звук? Как человек воспринимает звук? Почему он оказывает такое сильное влияние на человека? Об этом речь у нас с вами уже шла на протяжении нескольких учебных лет. Особенно мысль нашего сегодняшнего урока тесно связана с темой «Сила музыки». В каком классе?
- Правильно, в 6-ом. Мы убеждались на примерах из жизни известных людей, насколько сильно воздействует музыка на душу, а через нее на жизнь человека. А что же такое звук с точки зрения физики? Мы его слышим? (да), видим (нет). А как же выглядит звук? Он распространяется в воздухе волнообразно, т. е. это звуковые волны. Колебания, передаваемые через воздух, заставляют вибрировать наши барабанные перепонки. Но слышим мы мозгом. Что же является фундаментом звуковой системы? ( Звукоряд – ряд звуков, расположенных по высоте)
- Что же представляет собой эта волшебная среда, которая движет нами, вдохновляет нас, заряжает энергией и исцеляет! Да, да, именно об исцеляющих, целебных свойствах музыки сегодня пойдет речь. А поможет нам разобраться в этом творчество великих композиторов, живших в разные эпохи, сочинявшие в разных стилях и направлениях.
- Что это за музыкальные направления?
Пригласить к доске ученика для оформления наглядности. Он должен в правильном порядке расположить на доске музыкальные направления по мере их возникновения в истории музыки:
Барокко
Классицизм
Романтизм
Импрессионизм
- Итак, перед нами музыкальные направления, возникшие с древних времен до наших дней. На наших уроках мы знакомились с каждым их этих направлений и поэтому подробного анализа сегодня не понадобится. Мы узнаем, каким образом эта музыка приносит нам не только эмоциональное удовлетворение, но и пользу для здоровья вообще.
- Назовите представителей музыкального направления барокко.
А. Вивальди, Г. Гендель, И. Бах.
- Когда возникло это направление?
От начала 17 до середины 18 веков. Слово барокко происходит от итальянского, что означает «странный, причудливый».
- Что характерно для этого направления?
Для произведений этого направления характерно стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.
- Кто такой А. Вивальди?
Антонио Вивальди – прозвище – Рыжий Монах (1678 – 1741) – выдающийся итальянский композитор, скрипач, дирижер и педагог.
Представитель музыкального направления барокко.
- Прослушивание легкой музыки Вивальди в виде фона, по мнению болгарского ученого Георгия Лазанова, помогает некоторым ученикам концентрироваться в течение большого периода времени. Если слушать музыку в стиле барокко во время учебы, можно улучшить память, запоминание новых и иностранных слов, а также стихов.
- Сейчас мы услышим фрагменты из скрипичного цикла «Времена года». Это очень известное произведение. Прослушайте его и дайте краткую характеристику этой музыке. Попробуйте глубоко вслушаться и ощутить ее воздействие, а для этого надо удобно сесть. Наш слух обычно становиться острее, когда на нас не действуют визуальные раздражители – закройте глаза для прослушивания.
Звучит фрагмент «Весна» и «Зима »из цикла А. Вивальди.
После прослушивания – ответы ребят о своих ощущениях.
- А какая из названных фамилий стиля барокко вам наиболее известна? ( Бах).
- Кто такой И. С. Бах?
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) – великий немецкий композитор. При жизни он получил признание как органист и знаток музыкальных инструментов, а после смерти был забыт на несколько десятилетий. Это самый великий мастер полифонического развития в музыке.
- Что он отражал в своем творчестве?
Он стремился своей музыкой пробудить в людях человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведет прихожан из-под их власти. Слушая музыку Баха, люди вот уже 300 лет восхищаются красотой его музыки, силой ее воздействия на людей, она вызывает в человеке чувство собственного достоинства, веру в силу человеческого разума и человеческих чувств.
- Что говорил о нем великий Бетховен?
«Не ручей! – Море должно быть ему имя!» говорил Бетховен.
- Медленная музыка в стиле барокко дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности. Такая музыка подходит для занятий или работы. Именно музыку Баха называют «математической», потому что в ней полный гармонический порядок. Бах не терпел неразрешенных, т. е. незаконченных аккордов, его слух страдал от этого, и сам Бах даже приходил в негодование.
- прослушайте произведение Баха, дайте характеристику.
Звучит «Органный хорал» И. Баха.
После прослушивания ответы ребят о характере музыки, о ее воздействии.
- Музыка – святое место, храм столь могущественный, что в нем мы можем ощутить величие Вселенной, но это также место столь интимное, что в нем каждый из нас способен раскрыть свои глубочайшие секреты. В одно мгновение музыка способна возвысить душу. Она пробуждает в нас сострадание и любовь. Она очищает наш разум и делает мудрее. Музыка способна «затанцевать» и «запеть» наши горести и хандру. Она заставляет ребенка внутри нас играть, сорванца – пуститься в пляс, героя – отправиться на подвиги. Она позволяет пережившему удар пациенту вернуть речь и память.
- Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Медики разных стран не только признали благотворное влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека, но и создали специальное направление – музыкотерапия (карточку на доску). Она успешно применяется при лечении психозов и депрессий, используется при неврозах и вегетативных расстройствах, для релаксации и концентрации внимания.
- Итак, обратимся к классицизму.
- Назовите представителей классицизма.
Й. Гайдн, Л. Бетховен, В. Моцарт.
- Когда возникло музыкальное направление классицизм?
В 18 веке.
- Что же характерно для этого направления?
Это поворот от возвышенного к земному. Музыка классицизма предпочитает радоваться и веселиться, а не грустить и предаваться меланхолии. Поэтому мажорные произведения стали появляться гораздо чаще минорных. Музыка классицизма очень театральна, она как будто бы копирует искусство театра, подражает ему. В отличие от стиля барокко музыка классического стиля звучит легко, звучание органа и хора сменилось звучанием симфонического оркестра. 18 век стал веком светского искусства, где Богу принадлежала меньшая часть мыслей и побуждений, а человеку – большая часть. Начался век Просвещения.
- Кто такой Моцарт?
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) – великий австрийский композитор, прожил только 35 лет и за этот короткий срок сочинил более 600 произведений.
- Став одаренным исполнителем уже в возрасте 4-х лет, Моцарт был одним из самых знаменитых вундеркиндов в истории. Моцарт воплотил и превзошел свою эпоху. С музыкальной точки зрения он стоит между высочайшим расцветом барокко и высотами романтизма.
Моцарт не мог предполагать, что его творчество станет своеобразным «философским камнем» - универсальным ключом к исцелению с помощью музыки и звука.
Нет сомнений в том, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта (как утверждает американский ученый Томасис, изучающий воздействие музыки вот уже 30 лет) стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга. Возможно, ключом к пониманию его величия является то, что звуки его музыки чисты и просты. Моцарт не плетет захватывающую и тонкую ткань, как великий «математический» гений Баха. Он не вздымает приливные волны эмоций, как мощный Бетховен. Он не успокаивает тело, как хорошая фольклорная музыка, и не принуждает его бешено двигаться, как рок-музыка. Его ум, нежность и простота неизменно потрясают нас. Томасис говорит: «Моцарт оказывает воздействие, сила которого несравнима с другими. Будучи исключением из исключений он оказывает высвобождающее, лечебное, я бы сказал целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем увидеть у его предшественников, современников и последователей».
Уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта, скорее всего, объясняется его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Еще в утробе матери он был погружен в мир музыки. В доме звучала скрипка отца, его мать пела песни и серенады.
Томасис уверен, что высокие частоты (в особенности скрипичная музыка) позволяют активизировать мозг и повысить внимательность. Это своеобразный «звуковой витамин С». Волшебные, целебные свойства музыки он назвал «Эффектом Моцарта» (карточку на доску).
Суть «Эффекта Моцарта» - найти свою уникальную песнь в бесконечной и прекрасной симфонии нашей жизни.
- Сейчас вы услышите фрагмент увертюры из оперы «Фигаро». За неимением скрипичных концертов Моцарта в этом произведение партия струнных довольно велика. Попытайтесь во время прослушивания углубиться в музыку и найти подтверждение уже сказанному о его музыке.
Звучит фрагмент увертюры из оперы «Фигаро» Моцарта.
После прослушивания – ответы ребят.
- Вот мы с вами сегодня слушаем музыку, знакомясь с новыми качествами ее, а голос – это же тоже инструмент, который звучит. Голос человека – замечательное средство исцеления, одно из наиболее доступных звуковых лекарств. Даже отдельно произнесенный звук может произвести массаж мышечных тканей верхней части тела и заставляет все вибрировать изнутри. На Востоке существует теория – каждая гласная обладает свойством воздействовать на «свой» определенный орган. Так, А – печень, У – легкие, Е – сердце, О – почки (говоря о буквах, пропевать их на одном звуке, чтобы ребята ощутили разную вибрацию).
- Перед тем как петь необходимо, сделать дыхательную гимнастику. Мы расправим свои легкие, активизируем дыхание для исполнения песни (упражнения на дыхание, стоя).
-А распеться я предлагаю вам, начиная с плоских гласных, округляя их, двигаясь при этом по трезвучию (сидя). Выпрямили спины, подтянулись.
Наиграть мелодию пенсии «Земля полна чудес».
- Знакомо вам это произведение? Что это за жанр? (песня). Как она называется? («Земля полна чудес»). Подходит ли она к теме нашего урока и вообще к сегодняшней атмосфере в классе? (да). Почему? (ребята определяют содержание песни, характер, звукоизвлечения, манеру исполнения). Следить за осанкой.
Звучит песня «Земля полна чудес» Зарицкой в исполнении класса и учителя.
Земля полна чудес.
1 куплет
Что в жизни может быть красивей,
Что в жизни может быть милей,
Чем эти рощи в дымке синей
И золотой разлив полей.
Припев:
Капли утренней росы чисты, нежны,
Отражается в них мир, и я, и ты.
Искры солнечных лучей в одном окне,
Улыбается заря тебе и мне.
2 куплет
Что в жизни может быть чудесней,
Чем эта неба бирюза,
Чем ручеек, что льется песней,
Чем детства ясные глаза.
Припев.
3 куплет
Что в жизни может быть прекрасней,
Чем это море тишины,
Чем нашей жизни звонкий праздник
Вовек не знающий войны.
Припев.
- Молодцы, ребята, получилось замечательно, даже прибавилось сил и энергии. Правда!?( Ответы ребят).
- Определяя характер этой песни мы упомянули, что она романтична. И ведь есть такое направление.
- А что такое романтизм?
Романтики считали, что человеческая личность неповторима; внутренний мир человека – величайшая ценность.
- Когда возник романтизм, как музыкальное направление?
На рубеже 18 – 19 веков.
-Назовите представителей романтизма.
Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, П. Чайковский и другие.
- Кто такой П. Чайковский?
Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор 19 века (1840 – 1893).
- А что является отличительной чертой его музыки, какое музыкальное качество? (Песенность).
- Действительно, песенность. Даже в танцевальной музыке она преобладает.
- Сегодня мы услышим фрагмент его великолепного произведение – это «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Обратите внимание – музыка романтизма подчеркивает выразительность и чувственность, пробуждает индивидуализм. Ее лучше использовать для активизации симпатии и любви.
Звучит фрагмент – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
Прослушивания ответы ребят.
- Как мы уже знаем, в наше время многие медицинские работники пытаются найти для себя альтернативные методы лечения. Они стараются отыскать такие методы и программы оздоровления, которые помогут им укрепить наше здоровье, стабилизировать эмоциональный фон, оградить от наиболее распространенных недугов. Им просто осточертело все это традиционное, медикаментозное, несущее потенциальную опасность здоровью, дорогое лечение, которое часто хуже и неприятнее самой болезни.
- Несколько лет назад появились сенсационные сообщения о том, что звучание той или иной ноты воздействует на клетки крови. Французский ученый Маман в сотрудничестве с биологами и физиками провел исследования, показавшие, что между частотой звука и цвета существует математическая зависимость. Под микроскопом изучались процессы, происходящие в клетках крови при воздействии на них звуковыми частотами в порядке гаммы. И оказалось, что нота «до» способствует вытягиванию клетки в длину, а «ре» изменяет интенсивность окраски клетки и делает ее более яркой. А вот звук «ля» хорошо воспринимается и расслабляет организм.
- Человеческое ухо может воспринимать звуки в диапазоне 16 – 2000 герц (количество колебаний звуковой волны в секунду). На фортепиано клавиша самого нижнего регистра издает звук на частоте 27,5 герца, а самого высокого – 4186 герц. Звуки среднего частотного диапазона (от 750 – до 3000 герц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие звуки (от 125 – до 750 герц) воздействуют на физическое движение. Низкая ритмичная музыка не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.
- Интенсивность или громкость звука измеряется в децибелах. Шуршание листьев – 10 децибел, шепот – 30 децибел. Спокойная обстановка в доме или классе 50 децибел. Разговор – 60 децибел. Звук отбойного молотка и рев мотоцикла – 100 децибел, а громкая рок – музыка – 115 децибел. Болевые ощущения в человеческом ухе начинаются на уровне 125 децибел. Делайте выводы, ребята…
- колоссальное воздействие звуки могут оказывать на клетки, ткани и органы человеческого тела. Вибрирующий звук создает образы и энергетические резонансные поля, которые вызывают движение в окружающем пространстве. Мы поглощаем эту энергию и она воздействует на дыхание, пульс, давление крови, напряжение мышц, температуру кожи и на др. внутренние ритмы организма.
- Ребята, а как вы думаете, могут звуки нанести вред? (ответы ребят).
- Правильно, могут! Звуки могут вызывать негативные изменения. Громкие звуки, например, заводские шумы звук реактивного самолета, способны привести к полному истощению организма, могут вызвать головную боль, вывести из равновесия. Низкочастотные звуки могут создавать напряжение, вызывать сокращение мышц, даже боль.
- Концерты рок – музыки являются большой опасностью. Вот почему большинство рок – музыкантов затыкают уши пробками, когда играют на концерте.
- Как утверждают специалисты, грохочущая музыка в сочетании с мельканием света оказывает негативное воздействие на психику молодого человека.
- И вот именно в импрессионизме был такой композитор, который сочинял очень нежную, хрустальную, необычную музыку, которая никогда не повредит нашему слуху. Это Клод Дебюсси.
- Кто такой К. Дебюсси?
Клод Дебюсси (1862 – 1918) –французский композитор, пианист, дирижер, критик – первый и наиболее выдающийся представитель импрессионизма в музыке. Его манеру музыкального письма можно сравнить с акварелью и пастелью в живописи, колорит его музыки ближе всего подходит к определениям: «вполголоса», «шепотом», «напевая». В его произведениях глубокая психологичность.
- Когда возникло направление импрессионизм?
Во второй половине 19 века, во Франции.
- Что это за направление?
Импрессионизм возник в обстановке борьбы между традиционными и новыми направлениями в музыке, живописи и поэзии. Это направление фиксирует мимолетные впечатления и совершенно равнодушно к большим социальным проблемам.
- А вот наш русский композитор Н. Мясковский говорил о Дебюсси:
«В моментах, когда он (Дебюсси) берется запечатлеть свое восприятие природы, происходит что-то непостижимое: человек исчезает, словно растворяется и над всем воцаряется чистая и тихая, всепоглощающая природа; все эти бесшумные скользящие «облака», мягкие переливы волн, шелесты и шорохи «весенних хороводов», ласковые шепоты и томные вздохи беседующего с морем ветра – разве это не подлинное дыхание природы? И разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?».
- Послушайте, как Дебюсси нарисовал лунный свет.
Звучит фрагмент «Лунный свет» К. Дебюсси в исполнении учителя.
- Красиво? Какая музыка? (ответы ребят).
- Музыка импрессионистов основана на свободнотекущих музыкальных впечатлениях. Она вызывает приятные образы, пробуждает творческие импульсы.
- Чем больше стимулирования получает ребенок через музыку, движение и искусство, тем более интеллигентным человеком он станет. Преподаватели обнаружили, что музыкальные занятия способствуют развитию языков, облегчают изучение математики и общей успеваемости. Исследователи отметили, что музыка стимулирует творческие способности, повышает самооценку у школьников, улучшает психомоторное развитие.
- Итак, подведем итог нашего урока. Вам необходимо музыкальное развитие? Да! Хотя бы потому, что вы будущие взрослые и должны вырасти здоровыми и уравновешенными людьми. Как сказал Ричард Дрейфус – лауреат премии «Грэмми» за 1996 г. – «Мне кажется, что нация, которая списывает музыку со счетов, может быть уничтожена, у нее нет будущего»