Конспект воспитательного мероприятия конкурс-игра Счастливый случай

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Кулебакский Центр детского технического творчества»


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






Подготовила: М.В. Маслова, педагог дополнительного образования






г. Кулебаки
Предварительная подготовка
Учащиеся определяют игроков команд, выбирают капитанов, выбирают названия своих команд.
Учащиеся определяют группу поддержки и решают, в какой форме поддержка будет осуществляться (песня, сценка и т.д.)
Учащиеся готовят оформление.
Заранее определяют темы областей знаний для игры.

Педагог:
Сегодня между командами сражение
Но пусть обид не будет среди Вас
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет кто-то среди Вас.
Мы будем рады, если Вы в сражениях
Покажете находчивость свою
Уменья, знанья, веселье.
Итак, мы начинаем конкурс-игру.

1.Приветствие команд
«Улыбка»
Пожеланий наших не счесть,
И не будем делить их на части.
Мы хотим пожелать Вам все то,
Что уместится в слове – счастье.

«Ромашка»
Радости, встреч, улыбок, надежды,
Пожеланья здоровья, тепла!
Чтобы счастье безоблачным было,
Чтоб успешными были дела!

За каждый правильный ответ команда получает «звезду».

2. Первый гейм. «ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА»

1. Содержание одной из статей Всеобщей Декларации прав человека таково: «Брак может быть заключен только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Ганса Христиан Андерсена, в которой ее героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)
2. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? (Ш. Перро, «Красная Шапочка».)
3. Кто помнит уникальную «инструкцию» барона Мюнхгаузена, как развести в походных условиях огонь? («Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, посыпались искры.Советую Вам всякий раз, когда Вы вздумаете развести огонь, добыть из правого глаза такие же искры».)
4. В средневековой Европе появилась форма народной песни, которая рассказывала какую-либо историю. Во Франции и Италии их называли балладами, в Испании - романсами, а как их называли на Руси? (Былинами.)

- Узнайте героя былины.
«Из того лито из города из Муромля, Из того села да с Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец; Он стоял заутреню во Муромли, А и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев– град, Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнаното силушки чернымчерно, А и чернымчерно, как черна ворона; Так пехотою никто тут не похаживат, На добром кони никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват».

(Былина «Алёша Попович и Соловей разбойник».)

5. Дочь греческого бога Пана и нимфы Эхо, бывшая служанкой царя Келея, сумела рассмешить богиню Деметру, горевавшую после похищения ее дочери Персефоны. Именем этой служанки поэты назвали стихотворный размер. Назовите это имя. (Ямба, а стихотворный размер – ямб.)
6. Отгадайте стихотворную загадку, ответ на которую можно найти в самом стихотворении. Как называют такие стихотворения?

Ёлка, помнишь, под травой
Жил в норе приятель твой
И гулял в иголочках,
Как живая Ёлочка.
(Ёжик. Ответ можно прочитать по начальным буквам строк в стихотворении. Это акростих.)
7. В этом государстве довольно высокий жизненный уровень. Его ресурсы составляют меха, золото, драгоценные камни, а вооруженные силы состоят лишь из одного взвода морской пехоты. Кто его правитель? (Князь Гвидон)
8. В какой сказке рассказывается о трудной работе снабженца и необоснованных претензиях заказчика? (В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)

Черная лошадка.
Какой предмет находится в черном ящике, которым названа сказка?
1. Какая пушкинская сказочная героиня за ювелирную работу и вокальное мастерство получила от хозяина жилище из чистого хрусталя и почетный караул. (Белочка из «Сказки о царе Салтане».)
2. В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап? (В русской народной сказке «Репка»).

3. Второй гейм. «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ГЕЙМ».
1. Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей? (От перемены мест слагаемых, сумма не меняется. Это переместительный, или коммутативный закон, свойство сложения и умножения, выражаемое формулами a+b= b+a, ab=ba.)
2. Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и отрицательной? (Герой, персонаж литературного произведения.)
3. По какой номинации рекордсменом среди писателей с результатом 27 000 является Л.Н. Толстой, а на втором месте А.С. Пушкин с результатом 24 000 (по запасу используемых слов)
4. Где правит король, который не может умножить сто на сто? ( в королевстве кривых зеркал)
5. Сколько лет сидел Илья Муромец на печи? (33 года)
6. Сколько тюфяков и сколько перин было положено на горошину, чтобы узнать, настоящая ли принцесса постучалась однажды в ворота короля? (20 тюфяков и 20 перин)
7. Сколько пятниц, согласно русской поговорке, бывает на неделе? (семь пятниц на неделе)
8. Каким словом «с геометрическим уклоном» заканчивается русская пословица: «наше дело»? (Наше дело сторона)

4. Третий гейм. « В мире растений и животных».
1. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
2. Из какого дерева делают лыжи? (Из березы.)
3. Какое дерево цветет первым? (Ольха.) А какое - последним? (Липа.)
4. У каких деревьев листья осенью красные? (У клена, рябины.)
5. Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)
6. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)
7. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
8. Из чего делают пробки? (Из пробкового дуба и амурского бархата.)
9. Какое дерево чаше всего высаживают в городах? (Липу.)
10. Почему так говорят: дуб летний, дуб зимний? (Зимний дуб сбрасывает листву весной во время набухания почек, а летний осенью.)
11. Что можно получить из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть.)
12. Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная.)
13. Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира.)
14. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек. (Береза.)
15. Не сучок, не листок, а на дереве растет. (Мох.)
16. Пока дети каждый в берете, повзрослели шляпы надели. (Грибы.)
17. Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза.)
18. Кто из лесных обитателей любит березовый сок? (Дятел, бабочка, шмель, муравей.)
19. Какое дерево живет дольше других? (Дуб.)
20. Как называют плоды дуба? (Желуди.)
21. Какие лесные звери едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка, бурундук.)
22. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осины.)
23. Какой гриб любит расти под березой? (Подберезовик.) А под осиной? (Подосиновик.)
24. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну.) Почему?
25. Кто из лесных обитателей любит лакомиться семенами шишек? (Медведь, лось, бурундук, белка, дятел, клест.)
26. Какое дерево называют поющим? (Ель.) Почему?
27. Какие деревья цветут до появления листьев? (Ива, осина.)
28. Зачем семенам многих деревьев крылышки? (Чтобыразлетаться по окрестностям.)
29. Какие деревья называют медоносами? Назови их. (Липа, клен, ива, рябина, яблоня.)
30. Какое дерево самый первый медонос? (Ива). А какое самый лучший медонос? (Липа.)
31. Кто любит полакомиться корой осины и яблони? (Зайцы.)
32. Кору какого дерева никогда не обгладывают зайцы? (Кору черемухи.)
33. Какие звери и птицы любят есть ягоды рябины? (Медведь, лось, белка, бурундук, снегирь, свиристель.)
34. Какое дерево часто сажают в городах? (Тополь.) Почему?
35. Какие вкусные блюда можно приготовить из яблок? (Варенье, мусс, джем, компот, сок.)
36. Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова.)
37. Какие птицы прилетают к нам с Севера? (Снегирь, свиристель.)
38. Какие птицы улетают зимовать в теплые края? (Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)

5. Четвёртый гейм. «БИОЛОГИЯ».
1. Назовите птицу, из-под пера которой вышло множество литературных шедевров? (гусь, его перьями написаны многие шедевры)
2. в XIX веке против заглавной героини этой романтической истории использовали смесь молока, перца и сахара, нанесённую на липкую бумагу, а против главного положительного героя этой же истории – мазь из вазелина, парафина, эвкалиптового и анисового масел? («Муха-Цокотуха» Корнея Ивановича Чуковского, а названными средствами боролись с мухами и комарами)
3. За описанную им птицу он получил Нобелевскую премию не по биологии – такая не присуждается, а по литературе. Назовите его имя. ( Морис Метерлинк «Синяя птица»)
4. Синяя птица – это только чистая выдумка Мориса Метерлинка? (Нет, такая птица есть не только в сказке. Синяя птица – это птица семейства дроздовых, оперение чёрно-синее, перья на концах блестящие. Она водится на Тянь-Шане и Памиро-Алтае. Пение - звучный флейтовый свист)
5. В оригинале у В. Шекспира Ричард III отдавал за это животное всё царство целиком. По воле переводчика, он стал вдвоё скупее и в русском варианте предлагал за него только половину царства. Что это за животное? (Лошадь, конь. В оригинале – “My kingdom for a horse”.)
6. Вы приехали в Италию, но не знаете языка страны. Какой овощ вы можете купить, вспомнив известную итальянскую сказку? Произнесите его название на русском и итальянском языке. ( Лук – Чипполино)
7.кашу,приготовленную из этой пшеницы с ломким колосом, любил Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин(Полба) варение, из каких ягод обожал А.С.Пушкин и почему-то презирал А.П.Чехов? (из крыжовника)

Заморочки из бочки
Команды задают друг другу по 2 вопроса.
1.чем отличается самка снегиря от самца? (оперением)
2. Где у улитки расположены зубы? (на языке)
3. Какая самая маленькая в мире обезьянка? (мышиный лемур микроцебус (12-12см), чуть крупнее - чичико.)
4. В каком городе открылось первое в мире метро? (В Лондоне в 1863 году)
5. Его речь весит столько же, сколько большой слон. О каком животном идет речь? (Синий кит)
6. Как называется самый крупный в мире фрукт, вкус напоминает смесь ананаса, груши, и артишока? (Джекфрут)
7. Кто быстрее сложит фамилию писателя из букв?

Командный конкурс. Отгадывание исторического кроссворда.
Конкурс проводится одновременно с конкурсом капитанов. На его проведение дается время в ходе выполнения задания одной из команд, но не больше 10 минут. Учитываются время, полнота и правильность решения кроссворда.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
По горизонтали:
1. Материал, на котором писали в старину (пергамент).  2. Наука, изучающая историю общества по остаткам древних предметов, открываемых на раскопках(археология).  3. Наука, изучающая историю родов (генеалогия). 4. “Второй день рожденья” (именины). 5. Первый российский император (Пётр). 6. Ящик для хранения вещей, ценностей, заменявший в старину шкаф (сундук).  7. Самый большой период летоисчисления (эра).
По вертикали:
8. Наука, изучающая гербы.  9. Запись исторических событий по годам, принятая на Руси. 10. Историческая наука, изучающая старинные монеты.

Конкурс капитанов
Время для ответов-1 минута.
Победитель определяется по количеству правильных ответов за одну минуту.
1.сколько дней в неделе?(семь)
2.первый космонавт в мире?(Ю.Гагарин)
3.сколько часов в сутках? (24 часа)
4.животное с самой длинной шеей? (жираф)
5.колючее растение? (кактус)
6.колличество дней в году? (365 дней)
7.столица Англии? ( Лондон)
8.самое медлительное животное? (черепаха)
9.литература о будущем ( фантастика)
10.горбатый корабль пустыни? (верблюд)
11.день смеха (1ое апреля)
12.окружение Маугли (звери)
13.любимая мелодия учеников? (звонок)
14.продолжительность уроков в школе?(45 мин)
15.дни недели начиная с седьмого (воскресенье, суббота, пятница, четверг, среда, вторник, понедельник)

Дополнительный материал
1.Лапки ее мягки, да когти остры.
Чует она, чье мясо съела.
Доброе слово и ей приятно. (кошка)
2.И она помнит кто ее кормит.
Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.
Она на сене: сама не ест и другим не дает. (собака)
3.Из большого осла не выйдет он.
Делать из мухи его.
Ай, Моська! знать она сильна, что лает на него.(слон)
4.И считанную ее волк съедает.
Не прикидывайся ею: волк съест.
Не за то волка бьют, что сер, а за то что ее съел (овца)
5.Не дразни их.
Он свинье не товарищ.
Как с него вода. (гусь)
6.Против сотни их довольно одного ястреба.
Он землю видит, когда ест, небо- когда пьет.
Он под кровлю, а сова на ловлю. (воробей)
7.Она хлеб бережет.
Клади ее в окрошку, а любовь - в дело
Ель да береза- чем не дрова, соль да она- чем не еда?(картошка)
8.Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведет. (язык)
9.Держи ее высоко не поднимая нос.
Вина ее клонит.
На ней густо, а в ней пусто.
Дурная она ногам покоя не дает.
Она не для того дана, чтобы шапку носить, а чтобы ум-разум копить.(голова)
10.Она не самолет, а за тридевять земель унесет.
Она лучший друг.
Золото добывают из земли, а знания из нее.(книга)

Подведение итогов. Подсчитывание количества звездочек. Вручение призов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конкурс - игра
«Счастливый случай»15