Рабочая программа по русскому языку 4 класс по программе 2100


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 304
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Рекомендована к использованию
ГБОУ СОШ № 304
Центрального района
Санкт-Петербурга
Протокол от _________ № _____

«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №304 Центрального района
Санкт-Петербурга ________________В.Д. Чекина «____» ___________ 201 г.
Приказ от _________ № ____




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 4-К КЛАССА
Образовательная система «Школа 2100»

Срок реализации программы: 2015 – 2016 учебный год.


Учитель: Сухопаренко Наталия Филипповна

Санкт- Петербург 2015 год

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 классов, авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О. В. Чиндиловой и др.

Пояснительная записка
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка в, помочь осознать себя носителем языка.
Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке ( познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:


1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством( а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «русский язык», 1-й класс.

Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета;
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3)овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5)овладение орфографией и пунктуацией;
6)раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
В курсе русского языка ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения, поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст». Третьим важнейшим разделом является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
с точки зрения морфемного состава и словообразования;
грамматического значения;
с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии».
Основные направления работы по развитию речи:
1)Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов и т. д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2)Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи, навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4)Развитие орфоэпических навыков, а также умения говоритьи читать с правильной интонацией.
Отличие данной программы и основные принципы отбора материала.
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.
5) Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
6) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
7) Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
8) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирования у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения художественного и учебно-научного текста.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, грамматические, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.




Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Курс обучения русскому языку в 4ом классе составляет 170 часов составляет (34 недели по 5 часов в неделю).

Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы – основывается на общечеловеческой ценности жизни,, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду. Творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходим мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.










Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы:

*ЛР – линия развития учащихся средствами предмета.

3-4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе является сформированность следующих умений:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.


















Приложение


Таблица предметных требований к умениям учащихся по русскому языку (1-4-й классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

овладение функциональной грамотностью;
развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
приобретение и систематизация знаний о языке;
развитие чувства языка
овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения
Учебно-языковые умения
Правописные умения

4 класс

владеть типом правильной читательской деятельности;
читать учебно-научный текст изучающим чтением;
читать и составлять схемы словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках изученного);
составлять предложения по схемам;
читать и составлять простые таблицы;
писать подробное изложение доступного текста-повествования;
писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;
использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;
подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи
выполнять фонетический разбор доступных слов;
выполнять разбор по составу доступных слов;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;
выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);
видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова
писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;
писать ь после шипящих на конце имён существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце имён существительных м.р. 2 склонения;
писать частицу не с глаголами;
писать буквосочетание -тся–-ться в глаголах;
писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;
ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);
ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;
графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила


Содержание учебного предмета «Русский язык»
4-й класс 170 ч (5 часов в неделю)
Повторение. (15 ч)
Предложение. Текст. (35 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (45 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (20 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (36 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания);- тся –- ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина –длинный) сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Наречие. (4 ч)
Значение наречия. Употребление в речи.
Повторение. (8 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма.
Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Резерв (6 ч)



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина, О. В. Русский язык. 4 класс. Ч. 1, 2 / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2010.
2. Комисарова, Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. – М.: Баласс, 2009.
3. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2010.
5. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Фролова, Л. А. Слова с непроверяемыми написаниями. 4 класс. – М.: Баласс, 2008.
6. Наглядные пособия.
7. Методические рекомендации с электронным приложением.

календарно-Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Элементы
содержания
Предполагаемый результат


Вид
контроля.
Измерители
Элементы
дополнительного
(необязательного)
содержания

Домашнее задание






Предметные УУД
Метапредметные УУД




1–2
Поэты и писатели
о русском языке

Урок объяснения нового материала
Письмо авторов учебника; повторение фонетики


 
 
с. 7, упр. 3; сочинение «Самые дорогие слова»

Раздел 1. Повторение (15 часов)

3




Повторение фонетики и графики

Урок повторения изученного
Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация
Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь:
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение– различать произношение и написание слов;
– находить способ проверки написания слова;
– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
– обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами
Текущий контроль (устный опрос)
Расширение словарного запаса
№ 6, 7 (дидактический материал)
 













4
Повторение фонетики. Слог и ударение

Урок повторения изученного
Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов


Текущий контроль (письмо под диктовку: запись слов, деление их на слоги и для переноса, постановка ударения, подчеркивание гласных или согласных)
Умение отличать законы языка от правил письма; видеть особенности ударения в разных языках
№ 13, 14 (дидактический материал)
 


5
Что такое графика. Контрольное списывание по теме «Повторение»
(40 минут)

Урок повторения. Урок контроля: входная контрольная работа
Русский алфавит. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Употребление пробела между словами, знака переноса
Списывание текста
Знать:
– значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; – изученные орфографические правила.
– находить способ проверки написания слова;
– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять фонетический разбор
Уметь:
– применять на письме изученные орфографические правила;
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
– различать произношение и написание слов;
Текущий контроль (устный опрос).
Контрольное списывание
(Е. В. Бунеева «Проверочные
и контрольные работы по русскому языку.
4 класс», с. 2–3)
 Систематизация знаний о графике как науке (обобщение знаний в виде схемы)
№ 18 (дидактический материал);
с. 34, № 1; с. 16 – запомнить порядок фонетического разбора;
с. 39, № 1



6
Фонетический разбор слова

Урок повторения изученного
Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация; словарная работа; роль транскрипции в языке; порядок фонетического разбора
Правописание безударных гласных, парных звуков и глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Разделительные Ъ и Ь знаки


Текущий контроль (письменный опрос)
Умение читать слова по транскрипции
 


7
Повторение орфографии

Урок повторения изученного



Текущий контроль: тест (разделить слова на группы в соответствии с орфограммой)
Тесная связь наук – орфографии и фонетики
с. 39, № 2



8
Повторение изученных орфограмм
и их графического обозначения

Урок повторения изученного



Текущий контроль (устный опрос)
Систематизация знаний об орфограммах
 
 
с. 39–40,
№ 3
 
 

9
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания

Урок развития умений
и навыков



Текущий контроль (устный опрос)

№ 21 (учебник), № 23 (дидактический материал)

10
Повторение состава слова

Урок повторения изученного
Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок


Текущий контроль (письменный опрос)

с. 40, № 4; выучить определения, с. 26

11
Входная административная контрольная работа по теме «Повторение»
(40 минут)

Урок контроля

Знать изученные орфографические правила и
уметь применять их на письме
Контрольная работа. Тетрадь «Проверочные и к/р по рус. яз. 4 класс»
 
Повторить словарные слова
 
 

12
Работа над ошибками. «Пишу правильно»

Урок коррекции знаний
и умений
Контрольный словарный диктант

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте
Текущий контроль: словарный диктант
 
 
 
 

13
Повторение изученного о частях речи

Урок повторения изученного
Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, их значение и употребление
Знать графическое обозначение орфограмм.
Уметь работать со схемами, выполнять словарную работу
Текущий контроль (устный опрос)

с. 40, № 5
 
 

14
Повторение изученного по синтаксису

Урок повторения изученного
Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения
Знать порядок разбора предложения и образец записи.

Уметь:
– выполнять словарную работу;
– разбор предложений (главные и второстепенные члены);
– определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
Текущий контроль (синтаксический разбор предложений)
Творческое задание повышенной трудности; постановка знаков препинания в предложениях; выбор алгоритма
№ 45,
с. 33; правило

15
Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»

Урок обобщения и систематизации материала
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)


Тематический контроль (письмо под диктовку предложений
с выделением знакомых орфограмм, с подчеркиванием грамматической основы предложения)

№ 26 (дидактический материал), повторить словарные слова

16
Развитие речи.
Обучающее изложение «Золотой рубль» (40 минут)

Урок развития связной речи
Отличие текста от группы предложений. Тема и главная мысль текста, план

Уметь самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку
Творческая работа

с. 41; записать словарные слова
 
 

17
Анализ изложений
и работа над ошибками

Урок коррекции знаний
и умений


 




№ 26


Предложение. Текст (40 часов)
Раздел 2. простое предложение. предложения с однородными членами (15 часов)

18
Как отличить простое предложение
от сложного

Урок ознакомления
с новым материалом)
Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения
Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.

Уметь:
– узнавать в тексте словосочетания, простые предложения;
– приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений;
– определять предложения по цели высказывания и интонации
Текущий контроль: составление схем предложений
Простое предложение. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении
с однородными членами). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный тексты и по-разному
№ 53 (у);
№ 29 (дидактический материал)

19
Как отличить простое предложение
от сложного

Урок рефлексии
Отличительные особенности простого предложения с однородными членами


Текущий контроль: тест (выбери номер простого предложения, подчеркни грамматические основы, выпиши словосочетания)

№ 28 (дидактический материал)
 
 

20–21
Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов
и с союзом и

Комбинированный урок
Отличительные особенности простого предложения с однородными членами
Знать:
– о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения;
– о стилистической роли в художественном тексте предложений с однородными членами

Уметь: – узнавать в тексте простые предложения;
– приводить примеры предложений с однородными членами;
– ставить знаки препинания в конце предложений
Текущий контроль: самостоятельная работа (найти в учебнике предложения
с однородными членами)
читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения. Части речи и члены предложения
 
№ 30 (дидактический материал)
 
 

22
Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю»
(40 минут)


Урок развития связной речи
Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста


Творческая работа: письмо текста по памяти

№ 31 (дидактический материал)
 


23
Анализ изложений
и работа над ошибками

Урок коррекции знаний, умений, навыков
Нахождение и исправление ошибок
в изложении


Творческая работа (в отрывках из изложений найти речевые и стилистические ошибки)
 
№ 32 (дидактический материал)
 
 

24–25
Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но

Урок объяснения нового материала. Комбинированный урок
Отличительные особенности простого предложения с однородными членами, знаки препинания при однородных членах
Знать порядок разбора слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами.
Уметь работать со схемами предложений, рассуждать по образцу, выполнять письмо текста по памяти с самопроверкой, употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи
Текущий контроль: карточки (списать предложение, поставив, где нужно, запятые, синтаксический разбор, схема предложения)
Различие простого предложения с однородными членами
и сложного предложения
с союзом и,
с бессоюзной связью
с. 53–54,
№ 1
 
 

26
Развитие речи. Обучающее сочинение «Что я люблю»
(40 минут)

Урок развития связной речи
Последовательное, логичное, грамматически правильное изложение своих мыслей, употребление в речи слов в соответствии с их


Творческая работа
Требования
к стилю изложения
с. 54, № 3

27
Анализ сочинений
и работа над ошибками

Урок коррекции знаний, умений, навыков
лексическим значением, правильное построение предложения
Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.

Уметь: – узнавать в тексте простые предложения;
– приводить примеры разных видов предложений
Текущий контроль: словарный диктант
Постановка проблемы и поиск ее решения
с. 54, № 4
 
 

28–29
Развитие умения ставить запятую
в предложениях
с однородными
членами

Комбинированный урок (урок-прак-тикум)
Знаки препинания в предложениях с однородными членами


Текущий контроль: карточки (списать предложение, поставив, где нужно, запятые, синтаксический разбор, схема предложения)


с. 54, № 2; № 33 (дидактический материал)
 
 

30
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1
(20 минут)

Урок систематизации изученного материала
Знаки препинания
в предложениях
с однородными членами

Уметь:
– применять теоретические знания о простом предложении
с однородными членами;– «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
– выполнять синтаксический разбор простого предложения
Текущий контроль: проверочная работа № 1, с. 4–5
(Е. В. Бунеева)
 

 
 

31
Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения
с однородными членами» (40 минут)

Урок контроля
Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами


Тематический контроль: контрольная работа.. (Методические рекомендации для учителя, с. 74–75.)
 
№ 36 (дидактический материал)
 
 

32
«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Урок коррекции знаний, умений, навыков
Повторение изученных орфограмм и пунктограмм


Текущий контроль: устный опрос (поиск в тексте слов на определенную орфограмму, нахождение предложений
с однородными членами)

№ 35 (дидактический материал)

Раздел 3. сложные предложения с союзами и, а, но (13 часов)

33–34
Отличие простого предложения от сложного. Запятая
в сложном предложении с бессоюзной связью

Урок объяснения нового материала. Урок рефлексии
Правило расстановки знаков препинания в сложном предложении; словарная работа
Знать:
– правила расстановки знаков препинания в сложном предложении;
– признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения.

Уметь:
– использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами
и, а, но;
– составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану

Текущий контроль: индивидуальные карточки (из простых предложений составить сложные)
Сложное предложение. Союз
и в сложном предложении
из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью). Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в сложном предложении из двух частей).

с. 69, №1; № 38 (дидактический материал)
 
 

35–36
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

Урок объяснения нового материала. Урок рефлексии
Постановка знаков препинания в сложном предложении


Текущий контроль: тест (найти сложные предложения, сделать синтаксический разбор)

с. 69, № 2; правило;
№ 39 (дидактический материал)
 
 


37
Развитие речи. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант «Мечты о подвиге» (25 минут)

Урок развития связной речи
Составление рассказа на грамматическую тему, связное изложение своих мыслей, умение воспринимать и запоминать услышанное, передавать содержание близко к тексту


Творческая работа

Повторить изученные орфограммы
 


38–40
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами
и, а, но

Комбинированный урок
Знаки препинания
в предложениях
с однородными
членами


Текущий контроль: уплотненный опрос (из предложенного текста выписать сложные предложения (I вар.), простые предло-жения (II вар.);
синтаксический разбор одного предложения)
Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов
с. 70, № 3; с. 71, № 4

41
Развитие речи. Обучающее сочинение «Субботний вечер
у нас дома» (40 минут)

Урок развития связной речи


Уметь письменно оформлять собственную разговорную речь
Творческая работа
 
№ 40 (дидактический материал)
 
 

42–43
Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения с союзами
и, а, но». Проверочная работа № 2 (30 минут)

Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, анализ предложений

Уметь:
– применять полученные теоретические знания;
– «читать» схемы предложений;
– отличать простые предложения с однородными членами от сложных; – расставлять запятые;
– составлять по схемам предложения и грамотно оформлять их на письме; – различать тексты по типу

Текущий контроль: проверочная работа № 2, с. 8–9
(Е. В. Бунеева)
 
№ 42, 43 (дидактический материал)
 
 

44
Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами
и, а, но» (40 минут)

Урок контроля
Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами


Тематический контроль: контрольная работа. (Методические рекомендации для учителя, с. 84–85.)
 
№ 46 (дидактический материал)
 
 

45
Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант (10 минут)

Урок коррекции знаний, умений, навыков
Повторение изученных орфограмм и пунктограмм


Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка)
Составление предложений по заданному типу
№ 41 (дидактический материал)

Раздел 4. предложения с прямой речью (12 часов)

46
Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение
с прямой речью

Урок изучения нового материала
Состав предложения с прямой речью; значение прямой
речи
Знать, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи

Текущий контроль
Пропедевтическое введение предложений
с прямой речью, показ роли таких предложений в речи
Правило; № 48 (дидактический материал)

47–48
Знаки препинания
в предложениях
с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

Комбинированный урок
Правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; пунктуационное оформление таких предложений
Знать правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Уметь пунктуационно оформлять такие предложения
Текущий контроль: карточки (расставить знаки препинания, составить схему предложения);
осложненное списывание (списать, обозначая слова автора и прямую речь)
Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения
с. 84, № 2;
с. 83, № 1; правило

 
 
 

49
Развитие речи.
Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений
с прямой речью
в письменной речи
(40 минут)

Урок развития связной речи
Актуализация знаний по теме «Прямая речь»

Уметь письменно излагать собственный текст, использовать предложения с прямой речью
Творческая работа
Самостоятельное составление предложений по заданной схеме


50
Анализ сочинений. Запись цитаты в виде предложения
с прямой речью

Комбинированный урок
Правило оформления цитаты на письме

Уметь оформлять цитаты на письме
Текущий контроль: карточки (расставить знаки препинания, составить схему предложения)

с. 84, № 3; упр.97; принести газету

51
Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

Урок развития умений
и навыков
Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях

Уметь применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы
Текущий контроль: самостоятельная работа (найти в газетных статьях предложения с цитатами, выписать несколько, составить схемы)

с. 84, № 4

52
Развитие речи.
Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух»
(40 минут)

Урок развития связной речи
Составление плана, определение темы и основной мысли текста

Уметь самостоятельно записывать текст по памяти; осуществлять самопроверку
Творческая работа
 

 
 

53
Анализ изложений
и работа над ошибками в изложении

Урок коррекции знаний, умений, навыков
Нахождение и исправление ошибок
в изложении

Уметь выполнять работу над ошибками в изложении
Текущий контроль: словарная работа
 
 
 
 

54–55
Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

Урок обобщения и систематизации знаний
Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях

Уметь применять знания при выполнении самостоятельной работы
Текущий контроль. Игры «Кто хочет стать отличником?», «Умники и умницы», «Знатоки темы и предложения»



56
Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения
с прямой речью»
(40 минут)

Урок контроля
Актуализация знаний по теме

Уметь записывать текст под диктовку, контролировать свое письмо
Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 94)



57
«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Урок коррекции знаний, умений, навыков
Повторение изученных орфограмм
и пунктограмм

Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта
Текущий контроль: тест «Найди ошибки: а) орфографические; б) пунктуационные»



слово (103 часа)
имя существительное (40 часов)
Раздел 5. что мы знаем об имени существительном (3 часа)

58
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

Урок изучения нового материала
Слово и его значение. Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?, имен существительных мужского, женского и среднего рода
Знать:
– определение имени существительного, значение и употребление;
– род имени существительного: мужской, женский, средний;
– существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);
– правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,
-ов, -ин).
Уметь:
– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода;
– различать склонения имен существительных


Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж имен существительных. Три склонения имен существительных.
№ 53 (дидактический материал)
 
 

59
Составление устного рассказа на тему «Имя существительное как часть речи». Роль имен существительных в предложении, в речи.
Развитие речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» (20 мин)

Урок развития связной речи
Использование словарей русского языка. Роль имен существительных в речи


Текущий контроль: игра «Узнай
слово»
Наблюдение над ролью имен существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения,
Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения; правописание существительных м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка


60
Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы

Комбинированный урок
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения


Текущий контроль: выборочный диктант (выбрать из текста словосочетания,
в которые входит имя существительное)

Упр. 115

Раздел 6. Изменение имен существительных по падежам (12 часов)

61
Наблюдение за словоизменением имен существительных

Комбинированный урок
Изменение имен существительных по числам и падежам
Знать:
– определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний;
– существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);
– правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме
существительных на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,
-ов, -ин).
Уметь:
– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена
существительные мужского, женского и среднего рода;
– различать склонения имен существительных;
– изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы)
Текущий контроль: карточки: а) синтаксический разбор предложения,
б) фонетический разбор,
в) морфологический разбор; г) морфемный разбор
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен

с. 117, № 1; выучить таблицу «Падежи»

62
Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их
в разные падежные формы

Урок развития умений
и навыков
Падеж, изменение имен существительных по падежам, употребление в предложении существительных в разных формах




с. 117, № 2

63
Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе

Комбинированный урок



Текущий контроль: письменный опрос (записать падежи с вопросами и изменить слово по падежам)
существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения,
Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения; правописание существительных
м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы
Составить рассказ

64
Развитие речи.
Обучающее изложение по рассказу
Э. Шима «Жук на ниточке» (40 минут)

Урок развития связной речи
Основные признаки текста, определение темы и главной мысли текста, умение раскрывать их при передаче содержания текста


Творческая работа



65
Анализ изложений. Именительный и винительный падежи

Комбинированный урок
Тонкости употребления именительного и винительного падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение определять падеж имен существительных


Текущий контроль: карточки (изменить слова по падежам, определить падеж существительных в словосочетаниях)

с. 118, № 3

66
Родительный падеж

Комбинированный урок
Особенности употребления имен существительных в родительном падеже, определение падежа имен существительных
Знать:
– определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний;
– существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);
– правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,
-ов, -ин).
Уметь:
– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода;
– различать склонения имен существительных;
– изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных
упр. 142

67
Административная контрольная работа (40 минут)

Урок контроля
Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил


Итоговый контроль: контрольный диктант с грамматическим заданием
Наблюдение над ролью имен существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения,
Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения; правописание существительных
м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы
 
 
 

68
Работа над ошибками. Дательный падеж

Комбинированный урок
Особенности употребления имен существительных в дательном падеже, определение падежа имен существительных


Текущий контроль (карточки: а) синтаксический разбор предложения,
б) фонетический разбор,
в) морфологический разбор; г) морфемный разбор)

с. 118, № 5
 
 

69
Творительный падеж

Комбинированный урок
Особенности употребления имен существительных в творительном падеже, определение падежа имен существительных


Текущий контроль: карточки (списать предложение, указать падежи имен существительных)

№ 67 (дидактический материал)
 
 

70
Предложный падеж

Комбинированный урок
Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, определение падежа имен сущ-х


Текущий контроль: самостоятельная работа (учебник, часть I,
с. 114, упр. 150)

с. 119, № 6
 
 

71
Обобщение знаний
о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю
об изменении имен существительных
по падежам»

Урок обобщения и систематизации знаний
Падежи имен существительных, изменение слов по падежам, определение падежа имени существительного в словосочетаниях; словарный диктант; актуализация знаний по теме

Уметь составлять устный рассказ, предложения со словами в разных падежах
Текущий: самостоятельная работа «Это ты знаешь и умеешь», учебник, часть 1-я, с. 119, №1, 2
 
№ 69 (дидактический материал)
 
 

72
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам»
(20 минут)

Комбинированный урок



Текущий контроль: проверочная работа № 3, с. 14–15 (Е. В. Бунеева)
 
 
 
 

Раздел 7. три склонения имен существительных (6 часов)

73
Что такое склонение? Три склонения имен существительных

Урок изучения нового материала
Различение 1, 2, 3-го склонения существительных
Знать вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных

Текущий контроль: правило
Работа с текстом; поиск слов на заданное условие (склонение, падеж, число и т. д.)
 
с. 11, № 1
 


74
Развитие речи.
Контрольное изложение за 1-е полугодие (40 минут)

Урок контроля
План, тема и основная мысль текста


 

 
 
 

75
Анализ изложений. Развитие умения определять склонение имен существительных

Комбинированный урок
Типы склонений имен существительных, определение склонений имен существительных


Текущий контроль (карточки: а) фонетический разбор,
б) морфологический разбор)

с. 11, № 2
 


76
Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного

Урок повторения изученного
Типы склонений имен существительных, определение склонений имен существительных, морфологический разбор имен существительных
Знать алгоритм морфологического разбора.
Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного

Знакомство с несклоняемыми существительными; обогащение словарного запаса
с. 11, № 4

77
Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

Комбинированный урок
Знакомство с несклоняемыми существительными

Уметь находить, отличать несклоняемые существительные, определять их особенности
Текущий контроль: устный опрос (назовите имена существительные
1, 2, 3-го склонения, просклоняйте их)
Проблемная постановка вопроса об особенностях употребления несклоняемых имен сущ - х
с. 11, № 3
 
 

78
Развитие речи. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами

Урок развития связной речи
Определение и раскрытие темы и основной мысли в сочинении, выделение частей в сочинении

Уметь употреблять в письменной речи несклоняемые существительные с разными предлогами, предложения с однородными членами
Творческая работа
 

 
 

Раздел 8. правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (7 часов)

79
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

Урок изучения нового материала
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения, правописание существительных мужского рода
с шипящим на конце
Знать орфограмму
«Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения».

Уметь правильно записывать существительные м. р. с шипящим на конце
Текущий контроль: устный опрос (какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?) Какую роль выполняет мягкий знак в словах польза, соловьи, дичь?
Составление предложений
со словами
на заданную
орфограмму
с. 12, № 5

80
Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы. Словарный диктант
1
Урок развития умений
и навыков
Письмо слов с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имен существительных», графическое обозначение орфограммы

Уметь определять признаки «опасных» мест в словах, записывать по памяти словарные слова, графически обозначать орфограмму
Текущий контроль (карточки: а) фонетический разбор,
б) морфологический разбор)

с. 12, № 6
 
 

81
Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы. Словарный диктант (10 мин)
1
Комбинированный урок



Текущий контроль: словарный диктант
Развитие умения действовать
по алгоритму
с. 12–13,
№ 7
 


82–83
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4
(20 минут)

Комбинированный урок
Выполнение заданий «Это ты знаешь
и умеешь»; актуализация знаний

Уметь применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий
Текущий контроль: проверочная работа № 4, с. 16–17 (Е. В. Бунеева)

№ 81 (дидактический материал)
 
 

84
Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

Урок контроля
Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта
Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 125)

№ 83 (дидактический материал)

85
«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Урок коррекции знаний, умений, навыков
Самостоятельная работа над ошибками, письмо по памяти

Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта
Текущий контроль: письмо по памяти

№ 87 (дидактический материал)

Раздел 9. правописание безударных падежных окончаний имен существительных (11 часов)

86
Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных

Урок изучения нового материала
Безударные падежные окончания имен существительных
Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных

Текущий контроль: языковая разминка
Развитие умения действовать
по алгоритму
с. 24, № 1, правило, с. 17–18

87–88
Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму

Урок развития умений
и навыков
Безударные падежные окончания имен существительных
Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных.
Уметь применять правило и действовать по алгоритму
Текущий контроль: запись под диктовку

с. 25, № 2; № 88 (дидактический материал)
 
 

89
Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета»
(40 минут)

Урок развития связной речи
План, тема и основная мысль текста

Уметь писать изложение повествовательного характера по плану
Творческая работа
 
с. 25, № 3
 
 

90-91
Сочинение-описание «Прогулка»
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

Урок развития умений
и навыков
Безударные падежные окончания имен существительных

Уметь находить в изложении слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания


с. 26, № 4; № 92 (дидактический материал)

92–93
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» (20 минут)

Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний
Безударные падежные окончания имен существительных

Уметь составлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану
Текущий контроль: проверочная работа № 5, с. 20–21 (Е. В. Бунеева)

с. 27,
№ 2, 4

94
Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
(40 минут)

Урок
контроля
Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта
Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 133)

с. 27, № 3

95
«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Урок коррекции знаний, умений, навыков
Повторение изученных орфограмм
и пунктограмм

Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта
Текущий контроль: языковая разминка

№ 91 (дидактический материал)


Имя прилагательное (20 часов)
Раздел 10. что мы знаем об имени прилагательном (4 часа)

96
Повествование
и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных
в речи

Комбинированный урок
Значение и употребление имен прилагательных в речи
Знать:
– значение и употребление имен прилагательных в речи;
– изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными;
– склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин;
– правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц)

Текущий контроль: выборочный диктант
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных

с. 47, № 1



97
Роль прилагательных-антонимов
в речи

Урок рефлексии
Особенности употребления прилагательных-антонимов
в речи


Текущий контроль: языковая разминка

с. 48, № 2
 


98
Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Прогулка» (40 минут)

Урок развития связной речи
Употребление имен прилагательных
в речи


Творческая работа

№ 99 (дидактический материал)
 
 

99
Работа над ошибками сочинения. Морфологический разбор имени прилагательного

Комбинированный урок
Грамматические признаки имен прилагательных, порядок морфологического разбора имени прил.


Текущий контроль: фронтальный опрос

с. 48, № 3
 
 

Раздел 11. Словоизменение имен прилагательных (3 часа)

100–101
Изменение имен прилагательных
по падежам

Комбинированный урок
Изменение имен прилагательных
по падежам
Знать правило, порядок морфологического разбора прилагательного

Текущий контроль: работа
в парах. Письмо под диктовку
 
с. 49, № 4; № 103 (дидактический материал)
 
 

102
Словосочетание
существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании

Комбинированный урок
Согласование с именами существительными

Уметь изменять прилагательные по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного
Текущий контроль: выборочный диктант
Самостоятельное составление предложений на заданные словосочетания
с. 49, № 5

Раздел 12. правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (13 часов)

103
Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных

Комбинированный урок
Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных
Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы
Текущий контроль
Умение находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; выведение правила написания безударных падежных окончаний.
Образование имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок
с. 49, № 6
 
 

104
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания

Урок развития умений
и навыков



 

с. 50, № 7
 
 

105–106
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания

Урок развития умений
и навыков



Текущий контроль: языковая разминка

с. 50, № 8; № 110 (дидактический материал)
 
 

107
Обучающее изложение «Первое путешествие» (40 минут)

Урок развития речи
План, тема и основная мысль текста

Уметь использовать в письменной речи слова с изученными орфограммами, предложения с однородными членами, сложные предложения
Творческая работа

№ 111 (дидактический материал)
 
 

108–109
Анализ изложений. Упражнения на повторение

Комбинированный урок
Прав-е безударных гласных в падежных окончаниях имен прил-х


Текущий контроль: словарная работа

№ 114, 115 (дидактический материал)

110–111
Повторение по теме «Имя прилагательное»

Комбинированный урок



Текущий контроль: работа
в парах

№ 104, 101 (дидактический материал)

112
Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» (40 мин)

Урок развития связной речи
Употребление имен прилагательных в речи

Уметь использовать в сочинении имена прилагательные
Творческая работа

с. 51, № 3

113
Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа № 6
(20 минут)

Урок обобщения и систематизации знаний
Грамматические признаки имени прилагательных, порядок морфологического разбора имени прил,
правописание безударных гласных в падежных окончаниях прил-х

Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал
Текущий контроль: проверочная работа № 6, с. 24–25 (Е. В. Бунеева)

с. 51, № 4

114
Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» (40 минут)

Урок
контроля
Письмо под диктовку, применение изученных орфограф. правил

Уметь применять изученный материал по теме при написании контр. диктанта
Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 147)
 
с. 51, № 2
 
 

115
«Пишу правильно» Редактирование творческих работ

Урок коррекции знаний, умений, навыков
Повторение изученных орфограмм и пунктограмм

Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст
 
 
№ 102 (дидактический материал)
  

Глагол (43 часа)
Раздел 13. Что мы знаем о глаголе (4 часа)

116
Роль глаголов
в предложении,
в речи. Правописание глаголов с частицей не

Комбинированный урок
Значение и употребление глаголов в речи, правописание глаголов с частицей не
Знать:
– значение и употребление глагола в речи;
– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);
– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;
– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.

Текущий контроль: написание глаголов
с частицей не
Глагол в роли сказуемого в предложении;
-тся, -ться
в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряже-ния глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме
№ 124, 125 (дидактический материал)
 
 

117–118
Значение и грамматические признаки глагола


Комбинированный урок
Грамматические признаки глагола


Текущий контроль: определение грамматических признаков глагола

№ 129, 130 (дидактический материал)
 
 

119
Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

Комбинированный урок
Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола


Текущий контроль: языковая разминка

№ 134 (дидактический материал)
 
 

Раздел 14. словоизменение глаголов (3 часа)

120
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения

Комбинированный урок
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Личные окончания глаголов 1 и
2-го спряжения
Знать алгоритм определения спряжения глагола.

Уметь:
– наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи;
– пользоваться алгоритмом
Текущий контроль: фронтальный опрос. Письмо по памяти
 
№ 138 (дидактический материал)
 


121–122
Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

Комбинированный урок
Распределение глаголов с ударными окончаниями по спряжениям



Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос

№ 140 (дидактический материал)


Раздел 15. Правописание безударных личных окончаний глаголов (21 час)

123
Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

Комбинированный урок
Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями
Знать:
– значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;
– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;
– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;
– правописание безударных личных окончаний глаголов
(1 и 2-го спряжения), не с глаголами

Текущий контроль: языковая разминка
Глагол в роли сказуемого в предложении;
-тся, -ться
в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение).
с. 94, № 1
 


124–125
Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

Урок развития умений
и навыков



Текущий контроль: языковая разминка

с. 94, № 2; № 144 (дидактический материал)
 
 

126–127
Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Комбинированный урок



Текущий контроль: работа
в парах. Письмо под диктовку
Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию
и по неопред. форме
с. 94, № 3; № 152 (дидактический материал)

128
Развитие речи. Обучающее сочинение по картинкам

Урок развития связной речи
Развитие связной письменной речи


Творческая работа

с. 95, № 4

129–131
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Анализ сочинений

Урок развития умений
и навыков
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Знать:
– значение и употребление глагола в речи;
– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;
– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;
– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;
– правописание безударных личных окончаний глаголов
(1 и 2-го спряжения), не с глаголами

Текущий контроль: индивидуальный опрос
Глагол в роли сказуемого в предложении;
-тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию
и по неопр-ой форме
с. 95, № 5; № 155 (дидактический материал)
 
 

132
Разбор глагола
как части речи

Комбинированный урок
Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола


Текущий контроль: языковая разминка. Письмо по памяти

№ 153 (дидактический материал)
 
 

133
Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (40 минут)

Урок
контроля
Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил


Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 165)

№ 154 (дидактический материал)
 
 

134-–135
Работа над ошибками. Знакомство
с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться

Урок коррекции знаний, умений, навыков. Комбинированный урок
Вывод правила
о написании -тся
и -ться в глаголах


Текущий контроль: языковая разминка. Фронтальный опрос

с. 96, № 6; № 156 (дидактический материал)

136
Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орф-кими правилами

Комбинированный урок
Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа


Текущий контроль: языковая разминка. Индивидуальный опрос

№ 279; правило,
с. 86

137–138
Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа

Урок развития умений
и навыков



Текущий контроль: тест

№ 161, 162 (дидактический материал)

139–140
Развитие умения писать глаголы с безударной гласной
в личных оконча-
ниях


Урок развития умений
и навыков
Правописание безударных личных окончаний глаголов


Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос

№ 163, 164 (дидактический материал)
 
 

141
Обучающее изложение «Первые школы» (40 минут)

Урок развития связной речи
План, тема и основная мысль текста

Уметь:
– использовать в письменной речи глаголы с изученными орфограммами; – редактировать текст изложений
Творческая работа

№ 290
 
 

142
Работа над ошибками. Редактирование текста изложений

Комбинированный урок





№ 159 (дидактический материал)
 

143
Контрольное списывание по теме «Глагол» (40 минут)

Урок
контроля
Уметь грамотно
и каллиграфически верно списывать текст



 
№ 160 (дидактический материал)
 

Раздел 16. разбор глагола по составу (15 часов)

144–145
Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

Комбинированный урок
Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание

Уметь выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму)
Текущий контроль: языковая разминка. Фронтальный опрос

№ 165 (дидактический материал)

 

146
Обучающее сочинение. Использование в письменной речи глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами

Урок развития связной речи
Использование в речи глаголов в заданной форме

Уметь использовать в письменной речи глаголы в настоящем времени с изученными орфограммами
Творческая работа
 
№ 167 (дидактический материал)
 


147–149
Анализ сочинений. Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях гл-ов

Урок развития умений
и навыков
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу

Уметь разбирать глаголы по составу
Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос

№168 (дидактический материал)
 
 

150–151
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами

Урок развития умений
и навыков
Прав-е безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу
Знать:
– значение и употребление глагола в речи;
– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;
– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);
– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;
– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; – правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами.

Уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы;
– использовать в
устной и письменной речи глаголы;
– составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году»
Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос
Глагол в роли сказуемого в предложении;
-тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию
и по неопределенной форме
№ 306

 

152
Развитие речи. Обучающее сочинение «День моей мамы» (40 минут)

Урок развития связной речи
Использование глаголов в форме 3-го лица ед. числа настоящего времени


Творческая работа

№169 (дидактический материал)
 


153–154
Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Повторение по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант (10 минут)

Комбинированный урок
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу


Текущий контроль: языковая разминка. Тест. Фронтальный опрос

№ 307;
с. 107, № 4
 
 

155
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»
(20 минут)

Комбинированный урок
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу


Текущий контроль: проверочная работа № 7, с. 32–34 (Е. В. Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку.

с. 107, № 5
 
 

156
Обобщение и систематизация знаний
по теме «Глагол», закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений

Урок обобщения и систематизации знаний
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу. Морфологический разбор глагола


Тематический контроль: предупредительный диктант. Тест

с. 107, № 6

157
Административный контрольный диктант (40 минут)

Урок контроля
Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил


Итоговый контроль

№ 170 (дидактический материал)

158
Работа над ошибками. «Пишу правильно»

Урок коррекции знаний, умений, навыков


Уметь применять правила, выполнять работу над ошибками
Текущий контроль
 
с. 107, № 3
 
 

Раздел 17. повторение (12 часов)

159–161
Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»

Комбинированный урок
Сочинение на грамматическую тему «Уроки слова»

Уметь применять в системе полученные знания
 
 
№ 172, 173 (дидактический материал)
 
 

!62
Контрольное изложение «Странный дуэт» (40 минут)

Урок контроля
План, тема и основная мысль текста


Итоговый контроль

№ 174 (дидактический материал)
 

163
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текста

Урок коррекции знаний, умений, навыков


Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст


№ 175 (дидактический материал)
 
 

164–165
Повторение по теме «Имя существительное»

Комбинированный урок
Выполнение тестовых заданий

Уметь выполнять итоговое тестирование по пройденному материалу
Текущий контроль: тест

№ 313 (дидактический материал);
№ 78
 

166–167
Повторение по теме «Имя прилагательное»

Комбинированный урок
Написание мини-сочинения «О чем рассказывает слово?»


Текущий контроль: языковая разминка. Выборочный диктант

№ 96, 97 (дидактический материал)
 

168–169
Повторение по теме «Глагол»

Комбинированный урок
 


 
 
№ 179 (дидактический материал)

170
Урок-игра «Кто хочет стать отличником?»

Урок-игра
 


 
 
 
 
 



Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык»Рисунок 39Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык»