Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100… для 2 класса.
Рассмотрено на заседании школьного
(указывается тип методического объединения –
школьного, районного, городского) методического объединения
учителей
Протокол № 1
« 27 » августа 2014г.
Составлена на основе рекомендованной государственной программы и требований к минимуму содержания
Принято на заседании
Педагогического Совета Учреждения
« 29 » августа 2014г.
Утверждено: приказ №
от « 29 » августа 2014г.
Директор МБОУ «СОШ № 9»
______________Т.И.Кузнецова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
во 2 в классе.
Составитель: Мерзлякова И. А.
Ф.И.О. , должность
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»____________
место работы
Рецензент: Никольских О. Д.
Ф.И.О., должность
Руководитель ШМО нач. классов
МБОУ «СОШ № 9»____________
место работы
2014 – 2015 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» Образовательная система «Школа2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа/ Под научной редакцией А.А.Леонтьева.М.: Баласс, Изд.дом РАО, 2012), требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту издательства БАЛАСС учебниками «Литературное чтение» для 2 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендацими для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Рабочая программа является модифицированной.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Программа и материал УМК рассчитан на 136 часов в год, 4 часа в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ «СОШ № 9» во 2 классах (1-4). Разницы в часах между учебным планом и рабочей программой нет.
Данная программа рассчитана на учащихся 2-в класса. В данном классе 25 человек. Требования к уровню подготовки выпускников сформулированы в планируемых результатах, которые являются структурным элементом данной рабочей программы.
Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня сформированности предметных умений, личностных и метапредметных универсальных действий. Видами контроля результатов обучения во втором классе являются: текущий, тематический, итоговый.
В течение учебного года возможны коррективы учебной рабочей программы, связанные с объективными причинами.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.;
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.
Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учите- ля) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Литературное чтение.
Класс
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Всего часов за год
Экскурсии
Практические занятия
1
4
24 – обучение грамоте
96 – обучение грамоте
9 – лит. чтение
36 – лит. чтение
2
4
34
136
3
4
34
136
4
4
34
136
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Для 2 класса 4 часа в неделю.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета «Литературное чтение»
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета к концу 2 класса
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
· оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
· эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· проговаривать последовательность действий на уроке;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
· учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· выразительно читать и пересказывать текст;
· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
· осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
· понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
· делить текст на части, озаглавливать части;
· выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
· подробно и выборочно пересказывать текст;
· составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
· размышлять о характере и поступках героя;
· относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
· находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
· относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
· соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
VI. Содержание учебного предмета
Важно, чтобы младшие школьники осознавали, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям или аннотации, пользоваться оглавлением и т. п., что способствует развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности.
Приоритетной целью изучения предмета является обеспечение высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуры его речи и читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению. От сформированности этих умений зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе, в связи с чем особое значение в формировании общих (надпредметных) умений и навыков; способов деятельности; умений воспринимать на слух и понимать художественные произведения; навыков осознанного чтения текстов разных жанров, выбора вида чтения в соответствии с учебной целью, участия в диалоге при обсуждении текста, его пересказе, создания письменных ответов по прочитанному и др. отводится урокам литературного чтения.
Это определило цель обучения – помочь младшему школьнику осознать, что язык есть форма выражения национальной культуры, что существует тесная связь языка с историей, традициями народа; понять, что необходимо владеть культурой общения, чтобы существовать и взаимодействовать в обществе.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
· приобретение и систематизация знаний о литературе, книгах, писателях;
· овладение способами правильного чтения, приемами понимания и анализа текстов;
· освоение компетенций – коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной и компетенции личностного саморазвития.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет с геометрической прогрессией, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к инновациям, от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Компетентностный подход определяет следующие особенности содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий способствует развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностная направленность Обязательного минимума требует усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма). Результатом такого подхода может стать сформированность умений читать «про себя», что, безусловно, может быть достигнуто к концу обучения в начальной школе. Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).
Следуя принципу, заложенному в стандарте по литературному чтению, – ознакомление детей с текстами разных жанров, школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов (писем, воспоминаний, автобиографий писателей и т. п.), а также научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру.
Использование как традиционных, так и инновационных методов обучения способствует достижению цели литературного образования – учить школьников, анализируя изложенные факты, понимать смысл текста, замысел автора. Применение такой формы организации обучения, как урок-диалог, когда идет живой непосредственный разговор между читателем и автором произведения, между читателем и его сверстниками-читателями, между читателем-учителем и читателем-учеником, привлекает внимание детей к тем признакам текста, на основании анализа которых будут сделаны правильные выводы самими детьми.
Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности – от громкого чтения вслух до чтения «про себя» – осуществляется как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной стороной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста.
На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную, у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.
Формирование тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкретных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи; деление текста на части в процессе работы над композицией произведения (выделение описаний, диалогов); составление картинного плана (словесное иллюстрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста) и др.
Усилена развивающая и воспитательная направленность литературного чтения. Это проявилось в определении тематики чтения, в выделении специального раздела «Виды речевой деятельности», содержание которого направлено на коммуникативное, литературоведческое, общее интеллектуальное и художественное развитие.
Особое внимание обращено на целесообразный отбор учебного материала с точки зрения художественной ценности произведений, жанрового разнообразия, влияния темы и содержания на развитие чувств детей, их нравственное и эстетическое воспитание.
Таблица предметных требованийпо литературному чтению (программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»
овладение функциональной грамотностью;
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
приобщение к литературе как к искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях
2 класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану
размышлять о характере и поступках героя;
высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чём думал, что чувствовал автор);
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
VII. Учебно-тематический план
№
Тема раздела
Количество часов (всего)
Вид занятий (количество часов)
Лабораторные, практические работы
Экскурсии
Контроль
1.
Вводный урок
1
-
2.
Раздел 1. «ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ»
21
1
3.
Раздел 2. СКАЗОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
26
1
4.
Раздел 3. СКАЗОЧНЫЕ БОГАТЫРИ
13
1
5.
Раздел 4. «СКАЗКА МУДРОСТЬЮ БОГАТА».
22
1
6.
Раздел 5. «сказка – ложь, да в ней намек»
22
1
7.
Раздел 6. самое обыкновенное чудо
31
1
ИТОГО:
136
6
VIII. Учебная программа
Сроки изучения учебного материала (по неделям)
Раздел, тема, урок
Практические, контрольные работы и другие виды контроля
Формирование УУД,
(предметные, метапредметные, личностные).
Основное содержание учебного предмета
Предметные
Метапредметные и личностные (УУД)
1
2
3
4
5
1 неделя
1. Вводный урок
Знать способы ориентирования в учебнике.
Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация
Личностные: Объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления действий на уроках
Познавательные: Находить ответы в учебнике, в тексте.
Коммуникативные: Организовывать учебное взаимодействие в группе
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением
Раздел 1. «ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ» (21 час).
2. Мир сказок нашего детства.
Б. Заходер
«Сказочка»
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть; – различать элементы книги;
– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст
– приводить примеры из произведений фольклора;
– различать сказки народные и литературные
Личностные: - Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений
Регулятивные: Уметь слушать, толковать и разграничивать значение звучащего слова.
Познавательные: Относить объекты к известным понятиям.
Коммуникативные: Учиться подтверждать аргументы фактами.
Произведения классиков отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Понимание содержания литературного произведения. Осознанное чтение целыми словами. Участие в диалоге. Декламация
3. Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо»
Личностные:
Объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России
Регулятивные:
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной форме
Произведения устного народного творчества. Произведения о добре и зле. Жанр произведения: народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Осознанное чтение
4. Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо»
Произведения устного народного творчества. Произведения о добре и зле. Жанр произведения: народная сказка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
2 неделя
5. Самые интересные книги, прочитанные летом.
Структура книги
Знание примерной тематики книг для детского чтения, их авторов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о пр.
6-8. П. Ершов. «Конек-Горбунок»
Знать
жанр «литературная сказка» названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения и по выбору);
– уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;
– составлять небольшое монологическое
высказывание с опорой на авторский текст;
– приводить примеры из произведений фольклора;
– различать сказки народные и литературные.
Личностные:
- уметь извлекать информацию из текста, устанавливать границу своего знания
- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;
Регулятивные:
- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления действий;
- воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения
Познавательные:
- выполнять анализ (выделение выполнять анализ (выделение признаков)
Коммуникативные:
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Герои произведения
Выразительное, осознанное чтение
3 неделя
9-10. А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного
11-12. В. Одоевский. «Мороз Иванович»
Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Жанр: литературная сказка. Составление вопросов по содержанию прочитанного
4 неделя
13. В. Одоевский. «Мороз Иванович»
Пересказ текста
14-15. П. Бажов. «Серебряное копытце»
Произведения классиков детской литературы. Правильное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения
16. Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»
Жанр: народная сказка. Произведения о добре и зле, о приключениях. Декламация
5 неделя
17-19. Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»
Пересказ текста
20. Русские народные скороговорки
Малые фольклорные жанры. Правильность чтения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения
6 неделя
21. Обобщающий урок по разделу «Там, на неведомых дорожках».
Проверочная работа по разделу «Там, на неведомых дорожках» (15 минут)
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного произведения). Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения
22. Волшебные сказки
Умение работать с книгой, оглавлением
Раздел 2. СКАЗОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ (27 часов).
23. Вводный урок. «Морская прогулка» (голландская песня)
Знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план с опорой на авторский текст;
- составлять план: делить текст на части,
озаглавливание произведения;
- воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Личностные:
- мотивация к познанию, учёбе;
- объяснять выбор автором заглавия своего произведения, выбирать из предложенных заголовков для самостоятельного озаглавливания произведения;
- объяснять смысл своих действий;
- осознавать роль знаний в жизни человека;
- формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов);
- понимание важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового
Регулятивные:
- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления действий;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке
Познавательные:
- выполнять анализ (выделение выполнять анализ (выделение признаков);
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- делать выводы на основе полученных знаний;
- находить ответы на вопросы в тексте
Коммуникативные:
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- понять другие позиции (взгляды, интересы);
- оформлять свои мысли в письменной форме;
- инициативное сотрудничество в сборе информации
Правильное, выразительное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения
24. Т. Янссон. «Шляпа Волшебника»
Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения.
7 неделя
25-27. Т. Янссон. «Шляпа Волшебника»
Пересказ текста.
Устное сочинение повествовательного характера
28. Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи»
Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
8 неделя
29-31. Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи»
Осознанное выразительное чтение
32. Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи». (Заключительный урок)
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного
9 неделя
33. А. Милн. «Винни-Пух»
Произведения зарубежной литературы о приключениях. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение. Умение задавать вопросы по содержанию
34. А. Милн. «Винни-Пух». Наблюдение над характерами героев, языком сказки
Герои произведения
35. А. Милн. «Винни-Пух»
Пересказ текста
36. Песенки Винни-Пуха
Жанр произведения. Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений. Декламация
10 неделя
37. А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». (Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино»)
Произведения отечественной литературы. Герои произведения. Восприятие их эмоционально-нравственных переживаний
38. А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». (Глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно»)
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Понимание содержания прочитанного текста. Герои произведения. Восприятие их эмоционально-нравственных переживаний
39. А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». Герои сказки. Два мира в сказке
40. А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». (Заключительный урок)
Построение небольшого монологического высказывания о произведении
11 неделя
41-42. Дж. Родари. «Приключения Чиполлино»
Произведения зарубежной литературы. Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле.
Жанр: сказочная повесть. Умение работать с книгой: оглавлением, аннотацией. Пересказ текста
43-44. А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон»
Произведения зарубежной литературы. Правильное, выразительное осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного)
12 неделя
45. А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон»
Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев
46. Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки». Проверочная работа по разделу «Сказочные человечки» (15 минут)
Понимание содержания литературного произведения: главная мысль, тема, события, их последовательность. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументирование своего мнения
47. Любимые герои – сказочные человечки
48. Коротышки – сказочные человечки из Цветочного города (роман-сказка Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»). Выбор книги
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.)
Раздел 3. СКАЗОЧНЫЕ БОГАТЫРИ (13 часов).
13 неделя
49. Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывки). Введение в эпоху
Знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения.
Личностные:
- эмоционально переживать текст, выражать свои эмоции;
- учиться замечать и признавать расхождения своих ответов и эталона;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные:
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и
пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные:
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Коммуникативные:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Произведения выдающихся представителей русской литературы
50. Былина – фольклорный жанр
Построение небольшого монологического высказывания о произведении.
Декламация
51-52. Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
Выразительное чтение, с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста
14 неделя
53. Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»
Участие в диалоге.
Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
54. Сравнение богатырской сказки и былины
Составление небольшого монологического высказывания о произведении. Аргументация своего мнения с привлечением текста произведения.
Различение жанров произведений
55-56. Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»
Произведения зарубежной литературы. Жанр: народная сказка
15 неделя
57-58. Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»
Составление небольшого монологического высказывания о произведении. Аргументация своего мнения с привлечением текста произведения
59. Обобщающий урок по разделу «Былины и богатырские сказки». Стихотворение
Н. Матвеевой. «Пираты». Проверочная работа по разделу «Былины и богатырские сказки» (15 минут)
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного
60. Проверка умений и навыков чтения
Осознанное, правильное выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения
16 неделя
61. Былины, легенды, предания.
Произведения устного народного творчества. Жанры. Умение работать с книгой
Раздел 4. «СКАЗКА МУДРОСТЬЮ БОГАТА». (22 часа).
62. Вводный урок
Знать:
- названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений.
Уметь:
– пересказывать
текст (не более 1,5 с.); делить текст на смысловые части;
– составлять его простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев; произведения;
– различать жанры художественных произведений.
Личностные:
- объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты)
Регулятивные:
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- уметь относить объекты к известным понятиям
Познавательные:
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- выстраивать логическую цепь рассуждений
Коммуникативные:
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
- учиться подтверждать аргументы фактами;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Понимание содержания литературного произведения. Осознанное чтение доступных по объему произведений.
Выразительное чтение, использование интонаций. Умение работать с книгой
63. Татарская сказка «Мудрый старик»
Произведения устного народного творчества. Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Различие жанров произведений, герои произведения. Составление устного высказывания с использованием аргументации своего мнения
64. Татарская сказка «Мудрый старик». (Составление плана, пересказ)
17 неделя
65. Татарская сказка «Мудрый старик»
66. Киргизская сказка «Мудрая девушка»
Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
67. Киргизская сказка «Мудрая девушка»
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения
68. Завершение работы над киргизской сказкой «Мудрая девушка»
Пересказ текста
18 неделя
69. Русская сказка «Мудрая дева»
Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения
70. Русская сказка «Мудрая дева»
Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев
71. Русская сказка «Мудрая дева». (Завершение работы.) Сравнительный анализ сказок о мудрости
Различие жанров произведений.
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения
72. «Как появились разные народы» (долганская сказка)
Различие жанров произведений.
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
19 неделя
73. Корейская сказка «Честный мальчик»
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
74. Японская сказка «Добрый крестьянин» (сказка первая)
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения
75. Японская сказка «Ивовый росток» (сказка вторая)
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
76. Русская сказка «Три калача и одна баранка».
Иван Франко «Сказка о глупости»
Формулирование основной мысли текста (частей текста), соотнесение основной мысли и заглавия текста (части текста)
20 неделя
77. Завершение работы над сказкой.
И. Франко. «Сказка о глупости»
Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
78. Обобщающий урок по разделу «Сказка мудростью богата».
Проверочная работа по разделу «Сказка мудростью богата»
(15 минут)
Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Жанр: сказка
79. Русские народные пословицы и поговорки
80. Русские народные загадки
Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Малые фольклорные жанры
21 неделя
81. Литературные загадки
Малые жанры
82. Народные колыбельные песни
Малые фольклорные жанры. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих содержанию произведения
83. Авторские колыбельные песни
Малые фольклорные жанры. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих содержанию произведения
Раздел 5. «сказка – ложь, да в ней намек» (22 часа)
84. Введение в новый раздел. Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон»
Знать:
названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.
Уметь:
– определять тему и главную мысль литературных произведений; знать их авторов;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)
Личностные:
- умение анализировать;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
Регулятивные
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки
Познавательные
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов
Коммуникативные
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Различение жанров произведений.
Стихотворение.
Выразительное чтение
22 неделя
85. Английская народная песенка «Кораблик».
86. Русская сказка «Лиса и рак».
Восприятие на слух и понимание художественного произведения
87. Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»
Произведения устного народного творчества. Различение жанров. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.
Работа с текстом
88. Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»
Различение жанров.
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
23 неделя
89. Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»
Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея)
90. Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»
Самостоятельное формулирование вопросов к тексту по ходу чтения
91. Завершение работы над африканской сказкой «Похождения дикого кота Симбы»
Герои произведения.
Пересказ текста по плану. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
92. Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»
Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения
24 неделя
93. Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
94. Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»
Пересказ текста по плану. Герои произведения. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста
95. Завершение работы над сказкой афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»
Пересказ текста.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея)
96. Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена».
Латышская сказка «Как петух лису обманул»
Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
25 неделя
97. Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена».
Латышская сказка «Как петух лису обманул»
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
98. Александр Курляндский. «Ну, погоди!»
Произведения современной отечественной литературы. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста
99. Как создаются мультфильмы.
Сказка-сценарий
А. Курляндского «Ну, погоди!»
100. Генрих Сапгир. «Песня».
Л. Квитко. «Смелые воробьи».
Произведения современной отечественной литературы. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация. Различение жанров произведений: стихотворение
26 неделя
101. Л. Квитко. «Весёлый жук».
Ю. Мориц. «Резиновый ежик»
Произведения современной отечественной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация
102. Авторские считалки
Малые жанры.
Считалки
103. Борис Заходер. «Считалия».
Литературные игры
Произведения современной отечественной литературы. Декламация
104. А.Майков «Колыбельная».
27 неделя
105. Обобщающий урок по разделу «Сказка – ложь, да в ней намек».
Проверочная работа по разделу «Сказка – ложь, да в ней намек». (15 минут)
Произведения устного народного творчества. Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания. Различение жанров произведения
Раздел 6. самое обыкновенное чудо (31 час)
106. Г. Горбовский. «Розовый слон»
Знать:
названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– различать жанры художественных произведений.
Личностные:
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
- умение анализировать;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа
Регулятивные.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи
Познавательные
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового
Коммуникативные
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
- учиться подтверждать аргументы фактами.
Произведения современной отечественной литературы.
Различение жанров. Стихотворение. Декламация. Восприятие и понимание эмоцио-нально-нравственных переживаний
107. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (1-я часть)
Произведения зарубежной литературы.
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Декламация
108. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
(2-я часть).
Знакомство с Маленьким принцем
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
28 неделя
109. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
(3 и 4-я части).
«А как это – приручить?»
110. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
(5 и 6-я части).
Секрет Лиса
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея). Различение жанров произведений. Сказка
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения
111. Джанни Родари. «Солнце и туча»
Произведения зарубежной литературы.
Выразительное чтение
112. Джанни Родари. «Как Алиса в море побывала».
В. Орлов. «Я рисую море»
Произведения зарубежной литературы.
Выразительное чтение. Различение жанров: сказка, стихотворение
29 неделя
113. Джанни Родари. «Как Алиса в море побывала».
В. Орлов. «Я рисую море»
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
114. Валентин Берестов. «Честное гусеничное»
Произведения современной отечественной литературы.
Различение жанров. Сказка
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения
115. Виктор Хмельницкий. «Дождь
в лесу», «Соловей и бабочка»
Произведения современной отечественной литературы
116. Виктор Хмельницкий. «Дождь
в лесу», «Соловей и бабочка»
Произведения современной отечественной литературы
30 неделя
117. В. Хмельницкий. «Гора», «Снег
и скрипка»
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
118. Г. Цыферов. «Град», «Про чудака лягушонка»
Произведения современной отечественной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Восприятие на слух и понимание художественных произведений различных жанров
119. Б. Сергуненков. «Куда лето прячется», «Одуванчик»
Произведения современной отечественной литературы.
Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
120. Б. Сергуненков. «Неспетая песня», «Мальчик и леший, «Кот белый – кот черный»
Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
31 неделя
121. Б. Сергуненков. «Неспетая песня», «Мальчик и леший, «Кот белый – кот черный»
122. Обобщающий урок по разделу «Самое обыкновенное чудо».
Проверочная работа по разделу «Самое обыкновенное чудо»
(15 минут)
Произведения современной отечественной литературы.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея). События, их последовательность
123. Сказки-миниатюры
124. Джанни Родари. «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
32 неделя
125. Творческий урок-конкурс
Восприятие на слух и понимание художественных произведений
126. Веселые стихи
Ю. Владимирова и Г. Остера
Произведения современной отечественной литературы.
Различение жанров. Стихотворение. Выразительное чтение. Восприятие на слух и понимание художественных произведений
127. Веселые стихи. М. Бородицкая. «Колдунье не колдуется».
Ю. Мориц. «Это – да! Это – нет!»
128. Б. Сергуненков. «Поэт и заходящее солнце»
33 неделя
129-130. Урок-отчет «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»
Произведения устного народного творчества. Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Основные темы детского чтения: произведения о взаимоотношениях людей,
о добре и зле, о приключениях. Различение жанров. Выразительное чтение
131. Проверка умений и навыков чтения
Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Способ чтения: целыми словами. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости,
132. «По дорогам сказки»
Произведения устного народного творчества. Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками
34 неделя
133. По итогам домашнего чтения
134-136. Резерв
ИТОГО
136 часов
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
по литературному чтению
Наименования объектов и средств
материально-технического обеспечения
Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по литературному чтению для
1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради, и др.)
Примерная программа начального общего образования по литературному
чтению.
Библиотечный фонд комплектуется
на основе федерального перечня
учебников, рекомендованных (допущенных)
Минобрнауки РФ
Печатные пособия
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой,
определённой в программе по литературному чтению.
Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии
с содержанием обучения по литературному чтению.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления
таблиц, постеров, картинок.
Настенная доска с приспособлений для крепления картинок.
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.
Оборудование класса
Ученические столы (двухместные) с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Держатели для схем (магниты).
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
Название программы
Учебник (автор, год, издание)
Методическое пособие для учителя
Учебные пособия для учащихся
Образовательная система «Школа 2100». Программа «Чтение и начальное литературное образование» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Москва: Баласс, 2013.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир». Москва: Баласс, 2014
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Уроки литературного чтения по учебнику «Маленькая дверь в большой мир». Методические рекомендации. Москва: Баласс,2014.
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Тетрадь по чтению» для 2-го класса к учебнику «Маленькая дверь в большой мир» Москва: Баласс, 2014.
"ёјвдж
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Н
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· "о15