Рабочая программа по литературному чтению по программе Школа 2100 (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №19»
Согласовано Утверждена приказом
заместитель директора по УВР директора школы
_________________________ _____________________
«____» ______________2014 г. №____от __________2014 г.
Согласовано
Руководитель МО
________________
«____»___________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
3 класс
Разработана
Скопа Мариной Вячеславовной,
учителем начальных классов высшей
квалификационной категории
Ленинск-Кузнецкий
2014
Содержание
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
1.1. Цели и задачи учебного предмета «Литературное чтение» .
1.2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ...
1.3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]...
1.4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Литературное чтение» ..
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ..
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ...
1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерная программа по литературному чтению. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях. Часть 1» – М.: Просвещение, 2008., на основе Федеральной программы: МОиН РФ Программа по литературному чтению / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: «Баласс», 2009 и на основе Федеральной программы: МОиН РФ Программа по литературному чтению / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: «Баласс», 2011. и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Литературное чтение один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Цели и задачи учебного предмета «Литературное чтение»
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
Освоение общекультурных навыков чтения и пониманиятекста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Поскольку курс литературного чтения для 14 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6-10 лет.
Овладение речевой, письменной и коммуникативнойкультурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Воспитание эстетического отношения к действительности,отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
Формирование нравственного сознания и эстетическог овкуса младшего школьника; понимание духовной сущностипроизведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
1.2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Обучение литературному чтению ведется по нескольким разделам.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умении: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; пони-мать авторскую позицию в произведениях; выделять главную пик ль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типа-пи книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах изобразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
приобщение к литературе как искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.
Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и
думают ученики.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения,
абсолютно оправданно.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане, ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Литературное чтение» изучается в 3 классе по четыре часа в неделю, всего 136 часов.
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
Ученик получит возможность научиться:
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Ученик получит возможность научиться:
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)
Ученик получит возможность научиться:
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
Ученик научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ>характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
составлять сложный план.
2. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Круг детского чтения.
Техника чтения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Круг детского чтения
3-й класс – 136 ч (4 часа в неделю)
Вводный урок (1 ч).
Прощание с летом (6 ч).
Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (19 ч)
Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений
Природа летом (7 ч).
Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки (16 ч).
Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада» (7 ч).
Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
И кот ученый свои мне сказки говорил» (18 ч).
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает» (9 ч).
Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем
Животные в нашем доме (11 ч).
Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой (12 ч).
Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца» (11 ч).
Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
День смеха (6 ч).
Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю» (4 ч).
Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы (4 ч)
Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля (5 ч.)
Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
Способ чтения – чтение целыми словами;
Правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
Скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Узнавать «сказочные приметы»: зачин, концовка. троекратный повтор, эпитеты.
Характеризовать героев народных и литературных сказок, поступки и их причины.
Понимать скрытный смысл заголовка, придумывать варианты заглавий.
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
самостоятельно составлять план рассказа о герое;
отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:
портрет;
детали биографии (что известно о его жизни);
черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
речь героя как средство его характеристики;
отношение автора к герою;
собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.
Зкрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе. Использовать выборочное чтение для подтверждения мысли.
Соотносить понятия «герой»-«рассказчик»-«автор».
Повесть, её отличие от рассказа.
Пьеса, признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
Обучение:
подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Обучение:
подробному и краткому пересказу текста по плану;
выборочному пересказу текста;
Использовать выборочное чтение для подтверждения мысли.
словесному рисованию картин к художественным текстам;
составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
составлению устных рассказов от имени одного из героев;
составлению устных и письменных описаний-миниатюр.
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: написание сочинений, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.
Выполнять письменные творческие работы по окончании каждого раздела.
Сочинять сказки, рассказы.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по литературному чтению
(программный минимум)
(1–4-й классы)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»
– овладение функциональной грамотностью;
– овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
– овладение умениями и навыками различных видов уст ной и письменной речи
– определение своего эмоционально- оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
– приобщение к литературе как к искусству слова;
– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях
3-й класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание тек ста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, про водить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название
и героев прочитанных произведений
3. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
3-й класс
Раздел в предмете
Цель (объем и глубина усвоения учащимися)
Содержание
Характеристика деятельности учащихся
Способ проверки достижения
Кол-во часов (всего 136ч.)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Вводный урок
Прощание с летом
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Четкие представления о взаимоотношениях между друзьями, забота о младших. Воспитание душевной красоты и доброты.
Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
1
6
Летние путешествия и приключения
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Летние поездки и походы. Романтика и приключения.
Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицы на, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике лет них игр и приключений.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
19
Природа летом
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Воспитание любви и бережного отношения к родному краю, природе.
Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рас сказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии лет ней природы.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
7
Уроки и переменки
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Четкие представления о взаимоотношениях между друзьями, забота о младших. Воспитание чувства дружбы, товарищества, взаимовыручки и уважения.
Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
16
Глухая пора листопада
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Воспитание любви и бережного отношения к родному краю, природе. Многообразие красок осенней природы.
Стихи А. Пушки на, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
7
И кот ученый свои мне сказки говорил
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Представление о пьесе-сказке. Русские народные сказки и литературные сказки.
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
18
Поет зима, аукает»
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Воспитание любви и бережного отношения к родному краю, природе. Краски и звуки зимней природы.
Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самой лова, А. Башлачёва, Ю. Мо риц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
9
Животные в нашем доме
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Навыки бережного отношения к животным и окружающей природе. О наших братьях меньших.
Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рас сказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
11
Мы с мамой и папой
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Четкие представления о взаимоотношениях и взаимопониманиях в семье, забота о младших.
Стихи А. Барто, С. Мааршака, Э. Успенского, рас сказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
12
Наполним музыкой сердца
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Четкие представления о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и от рывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
11
День смеха
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Представление о повести. Юмор в жизни человека.
Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, от рывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
6
О весна, без конца и без краю
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Воспитание любви и бережного отношения к родному краю, природе. Краски весенней природы.
Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
4
День Победы
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Четкие представления о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война. Воспитание чувства гордости за родную Отчизну.
Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
4
Родная земля
Отражение главной авторской мысли. Умение отвечать на вопросы по содержанию. Определение жанра художественного произведения: рассказ, стих-е, повесть, сказка, поэма, пьеса. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно. Использование интонации, пауз, нужного темпа и тона речи.
Овладение функциональной грамотностью.
Воспитание любви к родной земле, родному краю.
Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учи теля, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Оценивать свои эмоциональные реакции. С помощью учителя формулировать главную мысль. Создавать письменный текст. Писать сочинение о личных впечатлениях. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Восприятие громкого чтения. Адекватное понимание содержания текста. Пересказ текста (подробный и краткий). Техника чтения. Проверочные работы по разделам.
5
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Для реализации целей и задач обучения по данной программе используется УМК по литературному чтению ОС «Школа 2100» издательства «Баласс» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева) и издательства «Ювента». (авт. Т.Л.Мешакина, Н.Е.Алдошина, С.А.Гладкова)
Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями:
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение».
Учебник для 3-го класса «В одном счастливом детстве» в 2-х ч.
Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев и др. Диагностика метапредметных и личностных
результатов начального образования.
Проверочные работы. 3-4-й класс.
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Тетрадь по литературному чтению» 3-й класс.
(к учебнику «В одном счастливом детстве»).
Н.В.Шестакова. Т.В.Кулюкина. Толковый словарик
к учебникам «Литературное чтение» ( 3 класс)
Т.Л.Мешакина, Н.Е.Алдошина и др. Тренажёр по чтению для учащихся 1-4 классов.
Комплект наглядных пособий;
Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова и др. «Уроки литературного чтения в 3-м классе». Методические рекомендации для учителя.
Видеозапись (школьная библиотека)
Аудиозапись (школьная библиотека)
Технические средства обучения
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературного чтения, относятся:
DVD-плеер, телевизор;
Компьютер, проектор, экран;
Интерактивная доска
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515