Рабочая программа по технологии по программе Школа 2100


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 68 г. Дзержинск
Рассмотрено на МО учителей
_________________________Протокол № ____
от «___» __________ 20___г.
Руководитель МО_________
Согласовано на МС школы
Протокол № ____
от «___» ________20___г.
Руководитель МС _______
Утверждаю:
Директор
___________________
«___» ________ 20 ___ г.

Рабочая учебная программа покурсу «Технология»
для 4 класса
год разработки 2014
составлена на основе авторской программы «Технология» авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева
образовательная система «Школа 2100» (М.: Баласс, 2011)
Программу составила:
Арзаева Н.В.
Пояснительная записка
Технологическая культура — это новое отношение к окружающему миру, предполагающее, с одной стороны, знание и сохранение традиций, а с другой — преобразование, улучшение и совершенствование среды обитания человека. Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Практико - ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цель уроков технологии приобретение личного опыта и практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельность на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Достижение этой цели предполагает решение задач:
Cтимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно преобразующей, художественно конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско технологических знаний и умений;
развитие знаково символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Содержание предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (4 ч.).
Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч.).
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом.
Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).
3. Конструирование (12 ч.).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.
4. Использование информационных технологий (8 ч.).
Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.
Технико-технологические понятия: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические операции.

Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД В преобразовательной творческой деятельности закладываются основы трудолюбия, организованности, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Получат первоначальный опыт трудового самовоспитания:
- научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома;
- элементарно ухаживать за одеждой и обувью;
- помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
Формирование умений:
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
- оценивать поступки в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения, уважительно относиться к ним; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско - технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий:
-самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
-уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
-уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
-под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
-выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций с помощью шаблонов, чертёжных инструментов;
-итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;
-проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. Формирование умений:
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и классифицировать;
- определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
–преобразовывать, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Формирование умений:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы;
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Формирование умений:
- знать о происхождении искусственных материалов, встречающихся в жизни детей, называть их;
- уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения),
находить и выбирать рациональные технико - технологические решения и приёмы;
- уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания.
Календарно - тематическое планирование

п/п Тема урока Содержание учебного предмета Требования к уровню подготовки Основные виды учебной деятельности
Раздел «Жизнь и деятельность человека» (11 часов)
1. Вспомни. Первичный инструктаж по ТБ на рабочем месте. Создание мозаики «Волшебный букет» из пластилина и природного материала.
Основные виды материалов, их свойства и применение для изготовления монументальной живописи.

Знать: средства художественной выразительности: ритм, цвет, форма.
Уметь: делать простейший анализ художественного произведения; анализировать образец изделия; выполнять анализ образца изделия, планировать последовательность операций, контролировать качество работы. Под руководством учителя
– коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.





2.3. Мода и моделирование. Изготовление куклы. Барышня (проектирование, конструирование, технологии обработки). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.
Изготавливаем и одеваем куклу. Выполнение разметки и смётки деталей куклы с помощью масштабной сетки. Создание деталей костюма куклы.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта. Знать: понятие о моде, художественном вкусе; направления моды; виды швов и порядок их выполнения.
Уметь: под контролем учителя выполнять анализ образца изделия; соединять детали петельным швом, делать разметку с помощью масштабной сетки; пришивать пуговицы, кружево.
4.-6. Мода и моделирование. Изготовление деталей костюма. Барышня (проектирование, конструирование, технологии обработки). 7.8. Мода и моделирование. Отделка изделий. Строчка петельного шва и её варианты. Строчка крестообразного стежка и её варианты. Учимся вышивать (волшебные строчки), технология обработки. Отделка изделий по инструкционной карте. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).
9. Книга в жизни человека Ремонт книги. Подклеивание надорванной страницы. Вклеивание одинарного листа. Ремонт книг с надорванной и выпавшей страницей по инструкционной карте. Знать: об истории создания книг, значении книг для развития культуры народов.
Уметь: осуществлять ремонт разорванных страниц и выпавших листов; осуществлять анализ образца изделия, планировать и определять последовательность технологических операций; представлять проекты изготовленных книжек-малышек. 10.
11. Изготовление книги – брошюры. Книга о книге (проектирование, конструирование, технологии обработки). Создаем свою книгу. Изготовление книжки-малышки собственного сочинения из отдельных листов.
Книга о книге (проектирование, конструирование, технологии обработки). Раздел «В мастерской творца» (4 часа)
12.
13. Конструкция в машинах и технических устройствах. Бумажная пластика «Автомобиль будущего».
От простой конструкции – к сложной «Рельефная звёздочка». Конструкция в машинах и технических устройствах. Бумажная пластика «Автомобиль будущего».
От простой конструкции – к сложной. Изготовление рельефной звездочки по инструкционной карте. Знать: многообразие устройств технических средств, выполненных на основе конструкционных технологий; область применения и назначение различных машин, технических устройств.
Уметь: делать разметку с помощью циркуля, осуществлять анализ образца изделия с помощью инструкционной карты; изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам. Самостоятельно:
– проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
14.
15. Готовимся к Новому году. Изготавливаем календарь. Изготавливаем календарь по инструкционной карте способом склеивания листов. Знать: этапы изготовления календаря по инструкционной карте способом склеивания листов.
Уметь: осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами. Раздел «Ритм» (7 часов)
16.
17. Ритм в работах мастеров. Симметричное вырезывание из бумаги «Весёлый хоровод».
Создаём панно «На цветочной поляне». Ритм. Живопись. Симметричное вырезывание из бумаги путем складывания гармошкой «Веселый хоровод».
Создание панно «На цветочной поляне» из гофрированной бумаги путём скатыванием шариков с помощью инструкционной карты.
Знать: отличия живописных работ от произведений прикладного искусства, правила характеристики их особенностей.
Уметь: использовать основные средства художественной выразительности в создании декоративных и конструктивных работ; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами.
– анализировать конструкторско-технологические и декоративно-
художественные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических
результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы;
– осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения;
18.
19. Ритм в декоративно – прикладном искусстве. Живопись, прикладное искусство, поэзия и музыка. Изготовление панно из изразцов. Ритм. Учимся передавать ритм. Живопись, прикладное искусство, поэзия и музыка. Составляем композиции панно. Изготовление панно из изразцов с помощью инструкционной карты.

20. Материал и фактура. Различные фактуры из бумаги. Различные фактуры из бумаги (бумагопластика, проектирование, конструирование, технологии). Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Знать: элементарные сведения по материаловедению: многообразие материалов для применения в изобразительной деятельности; понятие о фактуре.
Уметь: выбирать материалы по их свойствам, инструменты (чеканы), основные приёмы выполнения выпуклых изображений; изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; применять основные свойства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит); приемы бумагопластики и торцевания.21. Материал и фактура. Торцовка к яичной скорлупе. «Пасхальное яйцо». Учимся работать с хрупкой фактурой. Торцовка к яичной скорлупе «Пасхальное яйцо».
22. Материал и фактура. Фактура металла. Поделки из фольги в технике чеканки «Геометрические фигуры». Поделка из фольги в технике чеканки «Геометрические фигуры». Фактура металла (проектирование, конструирование, технологии обработки). Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Раздел «Давным – давно» (4 часа)
23. Образ нового человека. Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения». Изготовление панно «Человек эпохи Возрождения» с помощью технологической карты. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Знать: область применения и назначение различных машин, технических устройств.
Уметь: изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам; делать разметку с помощью циркуля; осуществлять анализ образца изделия с помощью инструкционной карты.
– создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной достижимой конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации.
24. Из тьмы явился свет. Конструирование макета геликоптера из бумаги. Конструирование по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Конструирование из бумаги. Выполняем макет геликоптера.
25.
26. Работа с конструктором «Вертолёт». Работаем с набором «Конструктор». Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода). Раздел «Мир информации» (2 часа)
27.
28. Фотография, её история. Изготовление фотоколлажа из нескольких фотографий на тему каникул. История фотографии. Изготовление коллажа из нескольких фотографий на тему каникул. Знать: историю фотографии; последовательность выполнения коллажа; основные средства художественной выразительности в создании художественного образа.
Уметь: осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами. – анализировать и читать изученные графические изображения
(рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
Раздел «Мой инструмент компьютер» (6 часов)
29.-
31. Делаем электронную книгу. Выбор светового оформления, добавление пустой страницы, добавление пустой страницы, текста, картинки. Создание таблиц. Работа с текстом – создание, преобразование,
сохранение, удаление, вывод на принтер. Просмотр книги. Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет. Выбор светового оформления, добавление пустой страницы, добавление пустой страницы, текста, картинки. Создание таблиц.
Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Просмотр книги. Знать: приемы редактирования текста с помощью мыши, приёмы использования контекстного меню; основные способы ввода графических данных, основные виды компьютерной графики; приемы работы с графическими данными, прием заливки замкнутых контуров; программы для презентации.
Уметь: работать с текстом и изображением, представленным на компьютере; выделять основные элементы изображений для различных видов компьютерной графики; использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; пользоваться программами для создания презентаций; добавлять пустую страницу; создавать таблицы.
32. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). 33.
34. Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов. Программы Word, Power Point для презентации. Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов. Программы Word, Power Point для презентаций. Защита творческих работ.
Защита творческих работ.
Нормы отметок практической работы.
Отметки выставляются со II   класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы.
Выполнение изделия в целом:
«5»  выставляется за безошибочное, самостоятельное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении технологической последовательности, правил безопасности работы с инструментами, соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока.
«4»  самостоятельное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, технологической последовательности; при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный; допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
«3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделий.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.
Изделие с нарушением конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
Отдельные технологические операции:
«5» выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; экономное и рациональное использование материалов, инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (II класс), самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (III  класс), составить план, потом самостоятельно проанализировать изделие (IV  класс); умение продемон-стрировать изделие в действии (II класс), с объяснением (III - IV классы).
«4» выставляется, если при разметке допущена неточность (до 3мм), при раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, за нерациональное использование материала; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; составил план работы по наводящим вопросам учителя (IIкласс),  вместе с учителем (III класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (IV  класс). «3»  если при разметке допустил неточность:(от 3мм до  10 мм   во   II   классе, от 2 мм до 5 мм   в   III классе, до 5 мм  в IV   классе); неэкономно использовал материал (II  класс), нерационально использовал материал и инструменты (III класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя; при работе с деталями конструктора, слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (II  класс), при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (III  класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (IV класс). Если обучающийся плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребёнку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков. Так осуществляется индивидуальная работа на уроке.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдается качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Оснащение учебного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Для работы учащимся необходимы:– учебники:
• О.А. Куревина, Е.А. Лутцева, «Технология» (Прекрасное рядом с тобой). Учебники для 1, 2, 3, 4-го класса;
• Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику "Технология"»
для 1, 2, 3, 4-го классов.
– индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться – трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
– простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем, подставка для кистей, коробочки для мелочи;
– материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;– специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки.