Презентация к семинару: Модель психологического сопровождения учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ
Модель психологического сопровождения учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ Материал к семинару подготовила педагог-психолог Елькина Ю.А.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно- воспитательном процессе являются:обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте);привитие психологической культуры (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями);изучение простейших способов психологической саморегуляции и психогигиены.
Виды и направления работ по сопровождению процесса подготовки к ЕГЭ:Диагностика (индивидуальная и групповая)Консультирование (индивидуальное и групповое)Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая)Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культурыПрофилактикаЭкспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды)
Хотелось бы подчеркнуть, что все положительные моменты ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями
ДиагностикаВыявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ, возможно на протяжении всего обучения в школе. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче ЕГЭ можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах ( в начальной школе, среднем звене, в 9-11 классах).Это дает возможность сформировать «группу риска» и спланировать работу в нужном направлении.
КонсультированиеКонсультативная работа в школе проводится по следующим направлениям:1. Консультирование и просвещение педагогов.2. Консультирование и просвещение родителей.3. Консультирование школьников.Целью таких консультаций является формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников знаний о проблемах, возникающих у учащихся при подготовке к ЭГЕ, и желания преодолевать трудности обучения. 1) Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;2) Своевременное первичное выявление детей с различными трудностями обучения и их сопровождение;3) Составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;5) Психологическое просвещение всех участников учебного процесса с помощью лекционной и других форм работыНеобходимо:
Развивающая, коррекционная работаРазвитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;Развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля;Направления работы:
Психологическое просвещение и образованиеЗадачи психологического просвещения в рамках психологической подготовки к ЕГЭ можно охарактеризовать следующим образом:ознакомление родителей с актуальными проблемами детей и сообщение подходящих на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения;создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в работе с учащимися, имеющими трудности обучения;вооружение учащихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;информирование учащихся и их родителей о процедуре проведения ЕГЭ.
Формы просветительской работыпроведение классных часов, где учащиеся узнают о способах саморегуляции и самоорганизации, способах снятия тревожности, особенностях возрастного развития;проведение родительских собраний вместе с детьми, где можно обсуждать возникшие проблемы, вопросы сообща;организация беседы с выпускниками, которые могут поделиться опытом сдачи ЕГЭ, поступления в ВУЗ;проведение лекториев для педагогов, организация «Уголка психолога», подбор психологической литературы для педагогов.
ПрофилактикаЗадачи:предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии организация восстановительных мероприятийосуществление мероприятий по управлению психическим состояниемНаправления работы:обучение психической саморегуляции;формирование уверенности в своих силах;выработка навыков мобилизации в стрессе;развитие творческого потенциала.
УДАЧИ!!!