Личностное развитие ребенка—дошкольника: Опыт, проблемы, решения.
Районная педагогическая конференция
Выступление
На тему: Личностное развитие ребенка—дошкольника:
Опыт, проблемы, решения.
Подготовила: Садвакасова М.М.
г. Атабсар. я/с № 1 «Карлығаш»
Главными в государстве являются дети. В условиях сегодняшнего дня, когда демографическая ситуация оставляет желать лучшего, то получается, что каждый ребенок является элементом стратегического фонда Казахстана. Поэтому от воспитания, обучения и развития дошкольников продиктована жизнь общество в целом. Из этого следует, что основной задачей работы педколлектива школы-сада №1 «Карлыгаш» является выполнение социального аспекта государственной образовательной программы, Работая с 2007г. над выполнением педагогической задачи: Личного развития ребенка – дошкольника. Педколлектив взял верный курс методико-педагогической работы в детском саду. Поэтому важнейшей обязанностью педколлектива является определение максимальных приоритетных направлений:
- Создание дидактико - развивающей среды.
- Проведение индивидуально-корректирующей работы в школе
- Помощь семье в проблемах воспитания ребенка.
Это направление нашей работы созвучно с определением главных задач дошкольного воспитания — адекватность воспитания в РК где определено, что главная задача дошкольного воспитания – адекватность воспитания социальному заказу современного Казахстанского общества и семьи. Своевременно полноценно воспитанные дети страны - это фактор гарантии успешности деятельности общеобразовательных школ, формирования гражданских позиций, общечеловеческих качеств личностью вот, почему вся работа педколлектива школы сада направлена на то, чтоб именно здесь сложился психологически необходимый Ребенку микроклимат, где бы он мог разносторонне развиваться, учился бы открыто выражать, свои мысли чувства. Самареолизовался как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Важным элементом в конструировании личностно – ориентированного подхода в обучении, является создания предметной дидактико-развивающей среды. Ведь первый опыт эмоционально - практического взаимодействия с воспитателем и детьми группы ребенок приобретает при условии создания в группе развивающей среды. Под развивающей предметно - пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда дает утверждения лидерства. Основное требования к созданию предметной, дидактико-развивающей среды, это выделение приоритетных образовательных задач с учетом возрастной периодизации дошкольников. Для младших дошкольников - это дидактическая расстановка мебели группы, оборудования, игрового материала предметно-сюжетного характера. Надо помнить, что маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование, а игрушки и пособия должны быть доступны для ребенка. Много возможностей для развития детей заложено в игре эксперименте -глина, песок, вода. Для этого необходимо специальное оборудование, созвучное с требованием гигиены. У детей среднего возраста важно накапливать опыт совместных игровых моментов, а также развивать познавательные интересы. В играх отражать свои эмоциональные впечатления. Очень важна для этого возраста продуктивная деятельность. Для них можно спроектировать в группе полузамкнутые микропространства чтобы играть в микрогруппе детей. (Читаем в опыте работы М. Поляевой.) Очень важно для этого возраста как- то обозначить игровое пространство, придумать символику, сделать его своими руками. Для этого возраста очень важны развивающие игры, побуждение интерес к ознакомлению с окружающим миром, дети этого возраста особенно чувствительны к оценке взрослого.
В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности. Очень важно в группе создать такую развивающую среду, в которой ребенок будет активно проявлять познавательную деятельность, ответственность и инициативу. Предметно – игровая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Этого можно добиться создавая в группе центры занятий по интересам: центр книги, центр искусства, конструкторский центр, театральный центр, и т.п. Не забыть главный центр - здоровье.
К важным задачам воспитателя, работающими со страшими дошкольниками относится воспитание чувств радости и гордости от успешных самостоятельных действий, обслуживание успехов и не удач, поддержания активизирующего интереса к школе. Это формирование в области социально-нравственной, вот та обстановка что активизирует интерес к школе.
Его надо поддержать, для чего выделить необходимую зону, приближенную к школе. Процесс влияния дидактико-развивающей среды на общей комплекс учебно-воспитательных мероприятий можно продемонстрировать следующей моделью:
Общий комплекс УВР в школе-саду
Разноуровневая (возрастных особенностей детей) содержания образования в ДДУ, предметно-развивающая среда (требования содержания в зависимости от вариативности ДДУ)
Индивидуально-корректирующая работа в ДДУ (отслеживание развития личности ребенка-дошкольника)
Сотрудничество
Воспитателя и
дошкольника
Модель учебно-воспитательного процесса ДДУ
Открытость Интерактивность
Различное сочетание
преобразующих технологий
обучения
Учет психофизических и возрастных особенностей развития личности (индикаторы личного развития ребенка-дошкольника; показатели физического развития детей)
Цикло - бланочная
система УВР
Учебно-воспитательной
Работ
Определившись с задачами предметно-развивающей среды мы приступили к выполнению задач: каким способом и как целенаправленно развивать речь, познавательный способности ребенка преодолеть трудности в общении т.е. все то, что сдерживает развитие дошкольного образования Е.И.Тихеевой, А.П. Усовой, З.М. Бауславской, О.М. Дьячекно и других.
1. Игра-это главная потребность ребенка.
2. Индивидуальная корректирующая работа с ребенком способствует решению различных задач от здоровья к общению и развитию.
3. Содержание игры и планирование ее задач, можно сделать самим, систематизировать по темам, требующим корректирующих решений для индивидуальной работы с ребенком.
4. Совместно индивидуально-корректирующая деятельность воспитателя и ребенка способствует развитию партнерско - лидерских отношений и его комфортному эмоциональному благополучию.
Для организации этой работы можно воспользоваться составленномуПлану - программы индивидуальных занятий, предложенных в рубрике Т.И. Гризик «Развитие и коррекция» описание в журналах «Дошкольное воспитание»; в частности в работах М. Сидиевой - воспитателя И.Л. Тимофеевой - заведующей ДДУ -74 г. Санкт - Перербурга в работах А. Давидчук - кандидата педагогических наук центра «Дошкольное детство» А.К. Бандаренко в методических руководствах дошкольными играми. (3-7 издание ), а можно предложить и свои собственные игры, которые должны отвечать следующим требованиям:
-Быть доступными
-Обеспечить возможность играть с одним ребенком или небольшой группой.
-Материалы для игры должны быть красочно оформлены и систематизированы по направлению деятельности (речевые, познавательные и др.)
-Обучающая задача сформулирована воспитателем для достижения определенных целей и представлена в названии технологии правила определяют порядок игровых действий, а так же дифференциацию заданий для каждого возраста
При проведении индивидуально-корректирующих занятий в детском саду следует соблюдать:
-Правильную дозировку учебной нагрузки при индивидуальной работе.
Формы и методы работы индивидуально - корректирующих занятий должны соответствовать направлению технологического процесса с соблюдением следующих комплексов:
А) мотивационно - побудительного
Б) организационно-поискового
В) рефлексивно - корригирующего
Все это позволяет добиться устойчивого внимания детей, подержание интереса на протяжении всего занятия. И еще особо важно чтобы работать с использованием комплексно-игровой технологии «воспитатель должен быть не только хорошим специалистом ,но и способным работать в личной парадигме, с установленной на творчество знающих возрастные особенности дошкольников»
Для наглядности приведем диаграмму, повышения рейтинга качества знаний дошкольников нашего ДДУ.
За 2009-2010 учебный год за 2010-2011 учебный год
% качества знаний
1-высокий-22%1-высокий-24%
2-средний-76% 2-средний-76%
3-низкий-2%3-низкий-нет
Видеть своего ребенка жизнерадостным, активным, инициативным, общительным, естественное желание родителей. Однако воспитатели психологи наблюдать, что последние время увеличилось число детей низкой активности в общении со сложностями в налаживании контактов со сверстниками и взрослыми. В чем причина? Большой отпечаток качества этого процесса несет семья, т.е. влияние семейного фактора: это и отношение между родителями их личностные особенности, выполнение родительской миссии в семье и др. Пословица гласит: «Талант отца, а душа от матери» сочетание талантливых и душевных качеств обоих родителей вот пример для ребенка. А если есть сбой, то это всегда чревато наполнением всякого антипедагогичекого. Сегодняшний родитель – это продукт общества в целом. Время создания семьи -это были годы очень сложными для республики как в политическом так и в экономическом плане. До душевности ли было семье? Отсюда у молодых родителей и недоверие к просьбам и информациям воспитателей и общее незнание детской психологии и др. Чтобы решить эти проблемы необходимо кропотливая работа не только информационного, но и практического действия. В нашем коллективе эту проблему мы с 2010-2011 учебного года постарались закрепить ответственных и прежде всего интересных членов педколлектива, которые предложили молодым родителям:
-Новые интересные формы общения друг с другом и с детьми
- Новые формы совместной работы по изодеятельности-Тренинги психолого-педагогического направления, продления беспомощности в решении проблем детской психологии педагогических ситуаций. Эту часть нашей работы мы предлагаем в предложении к докладу.
В заключение доклада хочется еще раз напомнить, что в дошкольном детстве формируются качества ребенка, необходимые для понимания себя, поиск новых социальных целей, норм и правил поведения. Поэтому уже в этот период необходимо целенаправленно развивать системные качества личности ребенка.
- Креативность-Творческие способности
-Самостоятельность
В этом я вижу дидактическую направленность параллель педагогических и психологических переходов к решению проблемы личностного развития ребенка – дошкольника. Создание творческого образования в пространстве ДДУ и взаимодействие с семьей, вот, главная тактика сегодняшней работы воспитателей.
Таким образом, дошкольное детство это период становления способностей и личности ребенка, время глубоких интегрированных, интерактивных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации.