Урок литературы и музыки А.С.Пушкин.Моцарт и Сальери, 7 класс


Разработка интегрированного урока литературы и музыки
Сергеева И.П., учитель литературы
Грищенко Е.А., учитель музыки
СШ № 28, г. Астана
Тема урока: Композиторы Моцарт и Сальери в произведении А.С.Пушкина
Цель урока:
Знакомство с трагедией А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Задачи:1. Совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения.
2. Воспитать нравственное отношение, как к человеку и его таланту, так и к произведениям искусства.
3. Приобщить учащихся к классической музыке
Тип урока: Урок освоения новых знаний. Интеграция литературы, музыки.
Оборудование:
1. Репродукция портрета Пушкина.
2. Репродукция портретов Моцарта и Сальери.
3. Музыка Моцарта, «Реквием».
4. Факты биографии композиторов.
5. Иллюстрации к произведению.
Группа экспертов: «Сальери», « Искусствоведы», «Историки», «Моцарт».
Ход урока:
I.Вступительное слово учителя (прием «яркое пятно» - постановка проблемы)
С библейских времен такая нравственная болезнь, как зависть, точила сердца людей, толкая их на тяжелые преступления
Выдающиеся люди разных эпох создавали произведения, изображая в них людей, пораженных пороками. Известный нидерландский художник эпохи Возрождения (16 века) Питер Брейгель создал цикл из 7 картин, каждая из которых посвящена отдельно взятому греху. Посмотрите на репродукцию картины этого художника, обратите внимание, как он изобразил "Зависть"
(слайд 2).
- Какие чувства вызывает у вас эта репродукция, что вы видите на ней. (Хаос изображенного, ужас и страх).
- Какую форму для изображения зависти в мире людей избрал автор? (Иносказание, аллегория).
Мы увидели страшный мир, мир, из которого смеющиеся чудовища (аллегория зависти) заползают в душу грешника, убивая в нем свет.
- Какое чувство лежало в глубине души Сальери и убивало в нем человека? (Чувство зависти.)
– Значит, какая тема урока? Сформулируйте ее в форме вопроса. (Что в глубине души моей лежит?)
Фиксирует тему на доске (слайд 3).
- Мы заранее разделили вас на группы. У каждой группы было свое задание. 1 группа «Историки», 2 группа «Искусствоведы», 3 группа «Образ Моцарта в произведении», 4 группа – «Образ Сальери».
II. Выступление групп.
Давайте послушаем группу «Историки».  (Выступление учеников)
Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).
Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.
Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.
«Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным.
С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене. Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Та-рар», «Фальстаф» (комическая опера) и др.
Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.
Моцарт – композитор, пользующийся известностью и славой. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт – гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности. Сальери осознает гениальность Моцарта.
Вопросы группы «Историки» другим группам:
- Совпадает художественный образ с историческим?
- Что же беспокоит Сальери, ведь он известен? (обратитесь к заключительной части монолога)
- Отчего Сальери так часто уничтожает свои сочинения?
- Фамилии каких известных людей произносит Сальери, в связи с чем?
– Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.)Учитель литературы:
- “Зависть” - первоначальное название трагедии. Почему Пушкин меняет название?
- Перед нами две трагедии: Моцарта и Сальери.
- Чем закончилась эта история, как люди узнали о случившемся. Давайте послушаем историка. (О том, что Моцарта отравил Сальери, Пушкин высказал сначала художественно, потом — этически (в одном из писем): “В первое представление “Дон Жуана”, в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист— все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы - в бешенстве, снедаемый завистью. Сальери умер лет 8 тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении - в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать Дон Жуана”, мог отравить его творца”. Но вот время слушания судебного дела по этому вопросу Сальери был оправдан. Значит, эта история – художественная выдумка поэта, которая очень сильно укоренилась в сознании людей. Произнося имя Сальери, каждый думает о безжалостном убийстве друга).Выступление группы «Искусствоведы».
Сочиняя музыку, Сальери идет “от формы”, занят ею одной. Только он один знал, как трудно, даже имея перед собой образец, колдовать над звуками, пытаясь вложить в них хоть какое-нибудь содержание. Глюк, Пуччини, Гайдн... Сколько сил потребовалось ему, чтобы “вычислить” стиль каждого из них! В конце концов, как мы знаем, Сальери был вознагражден за свое великое долготерпение. Произведения, написанные им в подражание этим композиторам, начинают нравиться публике.
Но вот на музыкальном небосклоне загорается новая звезда — Моцарт. Едва ли не самая яркая черта этого героя — неразрывная связь его творчества с жизнью, людьми.
- Назовите слова – характеристики, раскрывающие внутренний образ героев.
Сальери:
о себе о Моцарте
Ремесленник
Завистник
Жрец
Служитель искусства
Не гений Безумец
Гуляка праздный (за глаза)
Бог (в лицо)
Некий херувим (один из высших ангелов)
Враг
Новый ГайденМоцарт:
о себе о Сальери
… гений, как ты да я.
…Моцарта и Сальери,
Двух сыновей гармонии.
…Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.  
Учитель музыки:
- Что мы можем сказать о двух композиторах? Какие личности перед нами? (Моцарт, ничего не подозревая, говоря слова: если бы весь мир существовал из гениев, то некому было бы варить кашу. Каждому своё – нет ни низа, ни верха. Мир не мог бы существовать, если бы жили одни гении. Моцарт осознает, что он гений, высота человеческого чувства сознает, что мир наполнен большими и маленькими людьми, всех нужно людей любить).- А давайте перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и выслушаем самих героев. Что тревожит жизнелюбивого Моцарта во 2 сцене? Почему? Фоном будет звучать “Реквием” Моцарта.
(Инсценирование 2 сцены заранее подготовленными учащимися).
Сальери
Какая глубина!Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я.
…тогда б не могИ мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни; Все предались бы вольному искусству.
Ба! право? может быть... Но божество мое проголодалось.
Сальери
Что ты мне принес?
Моцарт
Нет – так; безделицу. Намедни ночью Бессонница моя меня томила. И в голову пришли мне две-три мысли. Сегодня их я набросал. Хотелось Твое мне слышать мненье...
Моцарт
Он же гений.Как ты да я. А гений и злодейство – Две вещи несовместные. Не правда ль?
Сальери
Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет – и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма.
Сальери
Отверг я рано праздные забавы; Науки, чуждые музыке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музыке. <...>Ремесло Поставил я подножием искусству...
Сальери
Ты заснешьНадолго, Моцарт! Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные.
Слово учителю музыки: 
- Мы послушали отрывок из “Реквиема” Моцарта, что это за произведение? (Реквием – крупное траурное музыкальное произведение для хора и оркестра, богослужение по умершему, музыка для заупокойной церковной службы; носящее скорбно-элегический и торжественно-героической характер. Моцарт писал реквием летом и осенью 1791 года). Реквием – крупное произведение, так как траурная процессия длится очень долго, мы послушали самую короткую, но самую прекрасную часть - “Лакримоза”, что можно перевести как “слёзы”.
- Как музыка передаёт настроение композитора?
- Тревожная музыка. Она словно подготавливает нас к чему-то трагическому, непоправимому, скорбному. Сравните настроение музыки и внутреннего мира Моцарта.
Вопросы группы «Искусствоведы»:
- Но почему произведения Сальери не могут прожить долгую жизнь?
- Почему в душе Сальери, как он сам говорит об этом, рождается непримиримая зависть к Моцарту?
- Какое чувство рождается в душе Сальери? Что движет Сальери совершить преступление? Какой порок обличает А. С. Пушкин в этой трагедии? (Рождается зависть).
- Кто обратил внимание, какая фраза повторятся дважды? Этим вопросом заканчивается трагедия?
Сначала ее произносит Моцарт: “Гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ли?”
Потом ее произносит Сальери: “Гений и злодейство две вещи несовместные. Неправда”.
- А как мы с вами можем ответить на вопрос: Гений и злодейство две вещи несовместные? Правда.
- Что открыли вам пушкинские страницы? Как поняли вы героев? Как рождаются стихи, музыка, творения живописца? Кто эти творцы? Гении – самобытный, творческий дар в человеке; высокий природный дар.
- Чему научила нас трагедия А.С.Пушкина сегодня? Не нужно завидовать, не нужно бояться трудностей, нужно быть смелым, действовать по-человечески.
Учитель литературы:
- Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти.)
- Кто главные герои ?- Ребята, а кто вам больше известен Моцарт или Сальери?
Сообщения групп о Моцарте и Сальери в произведении А.С.Пушкина.
3 группа - Моцарт
Моцарт – композитор, пользующийся известностью и славой. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт – гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности. Веселый, беспечный от безмерности таланта, глубоко человечный Моцарт создает свои произведения легко, словно они возникают сами собой. Это не результат упорного труда и знания технических приемов, а Божественный дар – гениальность. Вместе с тем он не скрывает, что его произведения – плоды «бессонниц, легких вдохновений»:
Реальное живое чувство определяет форму произведений Моцарта. В его сочинениях сама жизнь. Моцарт талантлив, он знает, что такое творчество. Вопросы третьей группы:
- Итак, на музыкальном небосклоне новая звезда – Моцарт. Каким он предстает перед нами в произведении?
- Как он относится к людям? Что для него искусство?
-Как Моцарт передает свои ощущения, которые стали содержанием его произведений?
4 группа - Сальери
Трудно давалась теория музыки. Сальери с головой ушел в это, для развития других сторон личности не оставалось времени. Его образование было односторонним, ущербным. Он добровольный затворник. Усилия - прийти к поставленной цели - вознаграждены. Овладел творчеством - этой высшей формой реализации личности. Сальери с честью выдержал испытания. И потому он, несомненно, заслуживает уважения.
«Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше» Усомниться и в «Божьей» справедливости верующий человек может только в крайнем случае. Не свидетельствует ли это о глубоком душевном кризисе? Чтобы отыскать его истоки выйти из кризиса Сальери отправляется в прошлое; призвание определяет профессию в общем виде, воплощенную в специальности (композитор, музыкант), но любая специальность может одухотворить жизнь. И вот Сальери ставит высшую цель – стать композитором. Но как понять слова Сальери о любимом искусстве «Звуки умертвив…»? Сальери не противник вдохновенного творчества, он подчеркивает натужность занятий. Реальные возможности человека должны определять выбор специальности. Чтобы труд приносил радость не достаточно волевых усилий. Недостаток таланта явился причиной того, что нарушена гармония содержания и формальной стороны искусства: Сальери становится формалистом. Но может быть это временно? Ведь подлинное искусство всегда содержательно. Произведение создается от идеи, источник которой жизнь.
Произведения Сальери нравятся публике, но гармония между жизнью и творчеством нарушена. Вот с этого момента начинается роковое движение Сальери к преступлению.
-Из этой надменности, что развивается в Сальери? Гордыня. А Моцарт не противопоставляет себя людям, хотя признает – за художником особое место.
Для него искусство - способ поддержания амбиций в своих и чужих глазах.
Самолюбивый до крайности, он решает завоевать общественное признание любым путем. Все тревожнее чувство дисгармонии. Вместо того чтобы искать корень зла в себе, он ищет его в других. Чем несчастнее такой человек, тем агрессивнее его стремление выместить на других свои беды. Сальери до появления Моцарта морально готов был убить любого, кто подозрителен для него.
Путь индивидуалиста:
В душе его рождается Зависть (самолюбие, надменность, агрессивность - готовность к убийству). Он понимает унизительность этого чувства, но нечего не может с собой поделать.
Вопросы четвертой группы:
-«Самое существенное - путь» - говорил Гегель. Пушкин не показал духовного пути, пройденного Моцартом, зато формирование личности изображено подробно. Как вы думаете почему?
-Каким было начало его пути? (призвание его появилось рано).
«Родился я с любовью к искусству». У мальчика твердый характер, отношение к музыке серьезное, целеустремленное. Каким он был человеком?
-Каким он был в годы учебы? (ему не хватает таланта).
- Всегда ли Сальери искренен? Почему так часто уничтожает свои произведения? ( Сальери далек от живой жизни, его труд игра музыкальных форм, хотя есть и восторг и вдохновение).
- Что для него искусство и какова цель его жизни?
Учитель литературы:
Не стало великого композитора, но музыка его осталась, а вместе с ней и сам Моцарт. Многочисленные исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказали, что музыка австрийского композитора Моцарта оказывает на людей сильное оздоровительное воздействие: повышает умственные способности, увеличивает концентрацию внимания, оказывает благоприятное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней. В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играют на городских площадях музыкальное произведение Моцарта, чтобы, как считают авторы этой идеи упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество аварий.
Прекрасная, гениальная музыка прорывается к нам сквозь века, затрагивает светлые струны души, поднимает человека над этим миром, зовет его к прекрасному. Но и зависть пробивается сквозь века. И современные авторы продолжают в своих произведениях проблему, поднятую А.С.Пушкиным. Так поэт 20 века Андрей Дементьев написал стихотворение, которое так и называется "Зависть". В нем отражено наказание Сальери.
Выразительное чтение учителем стихотворения.
Зависть белой не бывает, Зависть свет в нас убивает. Ну, а тот, кто ею болен, У того душа темна, И в поступках он не волен, Ибо всем вершит ОНА. Мы смирились с тем, что зависть Судит всех без доказательств. Ей достаточно улик - Этот счастлив. Тот - велик. И чужой судьбою мучась, Умирая от обид, Все надеется на случай, Что когда-нибудь получит
То, что ей в других претит.
III. Рефлексия.
- Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались?
Вывод.
- Кто из двух героев трагедии истинно трагедийный образ? (Сальери, т.к. в трагедии изображена борьба в его душе двух начал: высокого и низменного.)
- Какова миссия человека на земле?-( Единственная достойная миссия человека – быть творцом добра и красоты.)
Учитель музыки:
- Послушаем еще одно произведение Моцарта.(соната № 17). Слушая, попытайтесь воспроизвести ее в образах (музыкальное рисование).
IV.Выставление оценок.V.Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Что я чувствую, слушая музыку А. Моцарта».