Литературная композиция Прерванный полёт

Литературная гостиная
«Владимир Высоцкий. Прерванный полет».
1. Посвящение
I чтец:
О Володе Высоцком я песню придумать решил:
Вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом Отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился... Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился.
Б. Окуджава. «О Володе Высоцком»
1 ВЕДУЩИЙ: Жил талантливый человек. Всем известный. Песни его ворвались в наши квартиры, в наши души, а говорить и писать о нем было нельзя. Его не издавали. Кого-то очень пугала острая социальная направленность его стихов, кого-то раздражала его популярность. Трудно сказать, что испытывал человек, знавший себе цену и не имевший возможности увидеть свои стихи опубликованными. Имя этого человека - Владимир Высоцкий.
Чтец в роле Высоцкого: Я родился и вырос в Москве, коренной москвич. Жил на 1-й Мещанской. Там окончил школу. Потом жил на Большом Каретном, где у меня было много друзей. Немного учился в строительном институте, ушёл из него и поступил в школу-студию МХАТа. С 1964 года работаю в театре на Таганке. Да кому нужны факты моей биографии?
Родился, жил В моей жизни гораздо больше моментов и вопросов, которые для меня важнее. На самые важные вопросы актёр всегда отвечает своими работами.

1 ВЕДУЩИЙ: У Высоцкого в песнях сердитое, почти воинственное кредо.
(песня «Я не люблю, когда мне лезут в душу..»)

2 ВЕДУЩИЙ: А сам в жизни иногда так распахивался, что страшно становилось за него. На анкету, например, которую составил в 70-м году составитель театра, многие отвечали не всерьез, закрываясь шутками, а Высоцкий отвечал на вопросы искренне. Эту анкету часто публиковали, не обозначая год.

Чтец в роле Высоцкого:
- Любимые черты характера? Одержимость, отдача.
- Отвратительные качества человека? Глупость, серость, гнусность.
- Чего тебе не достаёт? Времени.
- Чего ты хочешь добиться в жизни? Чтобы помнили, чтобы везде пускали.
- Хочешь ли ты быть великим? Почему? - Хочу и буду. Почему? Ну, уж это, знаете!
- Чтобы ты подарил любимому человеку, если был великим? Ещё одну жизнь.

Мне судьба - до последней черты, до креста  Спорить до хрипоты (а за ней - немота),  Убеждать и доказывать с пеной у рта,  Что - не то это все, не тот и не та!  Что - лабазники врут про ошибки Христа,  Что - пока еще в грунт не влежалась плита,-  Триста лет под татарами - жизнь еще та:  Маета трехсотлетняя и нищета.  Но под властью татар жил Иван Калита,  И уж был не один, кто один против ста.  Пот намерений добрых и бунтов тщета,  Пугачевщина, кровь и опять - нищета...  Пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта,-  Повторю даже в образе злого шута,-  Но не стоит предмет, да и тема не та,-  Суета всех сует - все равно суета.  Только чашу испить - не успеть на бегу,  Даже если разлить - все равно не смогу;  Или выплеснуть в наглую рожу врагу -  Не ломаюсь, не лгу - все равно не могу;  На вертящемся гладком и скользком кругу  Равновесье держу, изгибаюсь в дугу!  Что же с чашею делать?! Разбить - не могу!  Потерплю - и достойного подстерегу:  Передам - и не надо держаться в кругу  И в кромешную тьму, и в неясную згу,-  Другу передоверивши чашу, сбегу!  Смог ли он ее выпить - узнать не смогу.  Я с сошедшими с круга пасусь на лугу,  Я о чаше невыпитой здесь ни гугу -  Никому не скажу, при себе сберегу,-  А сказать - и затопчут меня на лугу.  Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!  Может, кто-то когда-то поставит свечу  Мне за голый мой нерв, на котором кричу,  И веселый манер, на котором шучу...  Даже если сулят золотую парчу  Или порчу грозят напустить - не хочу,-  На ослабленном нерве я не зазвучу -  Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!  Лучше я загуляю, запью, заторчу,  Все, что за ночь кропаю,- в чаду растопчу,  Лучше голову песне своей откручу,-  Но не буду скользить словно пыль по лучу!  ...Если все-таки чашу испить мне судьба,  Если музыка с песней не слишком груба,  Если вдруг докажу, даже с пеной у рта,-  Я уйду и скажу, что не все суета! 
1 ведущий: Так кем же он всё-таки был, Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Автором? Певцом? Актёром? В чём же секрет его популярности? Да почти во всём. Отчасти он сам ответил в одном маленьком полуэкспромте:
Это смертельно почти, кроме шуток, -
Песни мои под запретом держать.
Можно прожить без еды сорок суток,
Семь - без воды, без меня - только пять
Слайды «Страницы жизни и творчества».
2 . Детство и юность
1 ведущий: Высоцкий прожил сорок два с половиной года. Кто-то подсчитал, что это составило 15 520 дней. Из личного архива Владимира Семеновича Высоцкого, студента МИСИ - Московского инженерно-строительного института. Автобиография, написанная для института:
Чтец в роле Высоцкого «Родился в 1938 году в городе Москве в семье служащего. Когда началась война, мой отец Высоцкий Семен Владимирович, окончивший к тому времени техникум связи, уехал на фронт, а я и моя мама Высоцкая Нина Максимовна остались в Москве. В 1943 году я и моя мать эвакуировались в город Бузулук Казанской области. В 1945 году мы возвратились в Москву, и я поступил учиться в 657-ю школу Щербаковского района в первый класс. В 1947 году отец, находящийся на военной службе, был направлен в ГДР в город Оберсвальд. Я также поехал с ним. Возвратился в 1948 году, поступил в 5-й класс 167-й школы и в 1955 году окончил десять классов. В апреле 1952 года был принят в ряды ВЛКСМ. За время пребывания в комсомоле был членом комсомольского бюро. В 10-м классе был редактором стенной газеты».
ведущий: Володя рос очень занятным ребенком, рано начал говорить. Первой фразой, которую он произнес, стоя вечером на крыльце дачи, была: «Вон она, луна». К двум годам он знал много стихов и читал их довольно выразительно... В июле 1941 года (Володе тогда исполнилось 3 года) немцы начали бомбить Москву. Мать, Нина Максимовна, и сын спускались в убежище, и там он находил место повыше и читал стихи.
ведущий: Из воспоминаний Евгении Степановны Высоцкой, женщины, ставшей для Володи второй матерью: «Он не был паинькой, был живым мальчиком. Как и все послевоенные дети, возился в Германии с патронами... Я боялась за него. Когда вернулись в Москву, в нашем доме на Большом Каретном он подружился со многими молодыми людьми, которые потом стали его друзьями».

1 ведущий: Впрочем, о том времени лучше, чем сам Высоцкий, нам никто не скажет, потому что именно то время, та эпоха положили начало творчеству «поэта с гитарой». Из воспоминаний Владимира Высоцкого:
Чтец в роле Высоцкого «Когда я начинал писать свои стихи, никогда не рассчитывал на то. что у меня будет такая аудитория: залы, дворцы, даже стадионы, и не только здесь, но и в других странах. Я рассчитывал на очень маленькую группу, компанию своих самых близких друзей. Мы жили полтора года, а может, и два в Большом Каретном переулке. Была там такая компания, из которой уже некоторые не живут. Был такой Лева Кочерян, который успел снять всего одно кино, Андрей Тарковский, Вася Шукшин... Этой компанией мы прожили всю нашу молодость, и, в общем, я писал для них...»
Звучит песня В. Высоцкого «На большом Каретном»
3 ведущий: Кстати, гитара у Владимира Семеновича появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом - на аккордеоне.
Ещё учась в школе, он посещал драмкружок в Доме учителя на улице М.Горького. Руководил кружком артист МХАТа Боголюбов, который первый заметил у Володи актерское дарование и посоветовал ему пойти учиться в театральное училище.
1 ведущий: Юный Высоцкий серьезно увлекался искусством: собирал много альбомов с репродукциями известных художников. К этому времени у него был написан ряд спортивных и юмористических стихов. Незадолго до окончания школы, Высоцкий услышал Окуджаву, и тогда понял, что такая манера - свои стихи излагать под ритм гитары - усиливает поэзию, делает ее более выразительной и доходчивой. Именно в драмкружке Володя научился играть на гитаре, петь песни.
3. Раннее творчество
ведущий: В 1955 году Володя закончил 10 класс. Его родители хотели, чтобы он стал «нормальным советским инженером», и он поступил в Московский строительный институт на механический факультет. Проучился в институте недолго: до первой сессии, а в новогоднюю ночь 1956 вылил на ватман флакончик туши и сказал: «Это не мое!»
1 ведущий: Увлеченность театром и песнями взяли свое, и уже через полгода он сдает экзамен в театральное училище. Для родителей было полной неожиданностью. что сына приняли в школу-студию МХАТа, с пометкой одного из экзаменаторов: «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет».
В 1960 году Высоцкий успешно закончил школу-студию и был зачислен в труппу театра имени А. С. Пушкина, а через 3 года перешел в Московский театр миниатюр. В эти годы он работает над песнями, балладами, стихами. Вот одно из первых стихотворений Высоцкого «Серебряные струны».
2 чтец:
У меня гитара есть - расступитесь стены!
Век свободы не видать из-за злой фортуны!
Перережьте горло мне, перережьте вены –
Только не порвите серебряные струны!
Я зароюсь в землю, сгину в одночасье – Кто бы заступился за мой возраст юный! Влезли ко мне в душу, рвут ее на части - Только б не порвали серебряные струны!
Но гитару унесли, с нею - и свободу, - Упирался я кричал: "Сволочи, паскуды! Вы втопчите меня в грязь, бросьте меня в воду - Только не порвите серебряные струны!"
Что же это. братцы! Не видать мне, что ли, Ни денечков светлых, ни ночей безлунных?! 3aгубили душу мне, отобрали волю, - А теперь порвали серебряные струны...
1ведущий:
Как бард Владимир Семенович впервые вышел на сцену в 1958 году. Это было в знаменитом студенческом клубе МГУ, и выступление Высоцкого имело большой успех.
Вот только спеть все приготовленные для концерта песни ему тогда не удалось – в зрительном зале находился кандидат в члены Политбюро, который потребовал прекратить
песни «хриповатого артиста».
2 ведущий:
В 1965 году Высоцкий выступал с группой товарищей - актеров театра на Таганке (Б.Хмельницким, А.Васильевым, В.Смеховым, В.Золотухиным). А 18 января 1967 г. по приглашению клуба песни "Восток" в Ленинграде состоялось его первое официальное выступление. С этого года его стали все чаще приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы. Популярность его росла. Он мог выступать в большом клубном зале и на стадионе, в цеху и на летном поле, на теплоходе и в лагере альпинистов, в таежном поселке золотоискателей. Особенно любил, по его словам, петь перед летчиками и моряками, много выступал в воинских частях, перед студентами, которым непременно пел "Чужую колею".
Звучит запись песни В. Высоцкого «Чужая колея»
1ведущий:Высоцкий не был "разрешен" официально, но постоянно устраивались концерты во всевозможных интеллигентских клубах - так называемых «Домах культуры» разных НИИ или в подвалах какой-нибудь "закрытой" организации . На этих-то концертах и записывались - где тайно, где открыто, где на кинопленку, где на звуковую дорожку удивительные песни, в которых поэт делился со слушателями своими мыслями, своей болью и своей радостью.
2 ведущий: «Этo были, - вспоминал один из счастливых слушателей этих концертов. Живые картинки живой, сегодняшней жизни.. Автор как бы перевоплощался в своего героя – будь то зэк или военачальник, космонавт или спортсмен". Он импровизировал. Увлекался, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал.
Причем делал это так талантливо, так убедительно, что иные слушатели путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях.
Звучит запись песни В. Высоцкого «В желтой жаркой Африке»

4. О личности
2 ведущий: Черты личности Высоцкого, ее оригинальности и неповторимости проявляются и в его исполнительской манере. Здесь он неподражаем. Из воспоминаний Андрея Вознесенского: "Когда он запевал "Чуть помедленнее, кони...". становилось страшно за него. Он бледнел исступленной бледностью, лоб покрывался испариной, вены вздувались на лбу, горло напрягалось, жилы выступали на нем. Казалось, горло вот-вот перервется. Он рвался изо всех сил, изо всех сухожилий".

1 ведущий: Однако в жизни, в обществе, в компании друзей, когда его не просили петь. он был совсем иной. Говорил тихо, был замкнут и молчалив, редко участвовал в общем разговоре. скромно вел себя на пресс-конференциях в театре.
5. О личном
1 ведущий: Высоцкий был женат трижды. Первая жена Высоцкого - однокурсница Иза Жукова. Свадьба была на Большом Каретном, в той самой коммунальной квартире, где вырос Высоцкий. Но семейная жизнь у них не получилась. Они часто ссорились. А после того, как Володя встретил и полюбил молодую актрису Людмилу Абрамову, их брак распался. Людмила Абрамова стала женой Высоцкого и матерью двух его сыновей.
2 ведущий: Но любовью всей жизни стала для него Марина Влади, русская француженка. Это про нее Высоцкий писал: «Маринка, слушай, милая Маринка, Кровиночка моя и половинка...» Это в нее много лет был влюблен Высоцкий заочно, а когда увидел ее воочию, то понял, что это уже навсегда. Это ей посвящены многие его стихи и песни.

Чтец в роле Высоцкого
Маринка, слушай, милая Маринка!     Кровиночка моя и половинка!     Ведь если разорвать, то - рубь за сто -     Вторая будет совершать не то!          Маринка, слушай, милая Маринка,     Прекрасная, как детская картинка!     Ну кто сейчас ответит - что есть то?     Ты, только ты, ты можешь - и никто!          Маринка, слушай, милая Маринка!     Далекая, как в Сказке Метерлинка,     Ты - птица моя синяя вдали,-     Вот только жаль - ее в раю нашли!          Маринка, слушай, милая Маринка,     Загадочная, как жилище инка,     Идем со мной! Куда-нибудь идем,-     Мне все равно куда, но мы найдем!          Поэт - а слово долго не стареет -     Сказал: "Россия, Лета, Лорелея",-     Россия - ты, и Лета, где мечты.     Но Лорелея - нет! Ты - это ты!
2 ведущий: Зная друг друга только по рассказам друзей и фильмам, в которых снимались, они как будто ждали этой встречи. И она произошла. В 1967 году Марина Влади приехала в Москву на фестиваль и попала на репетицию спектакля «Пугачев», где Высоцкий играл главную роль. Марина была потрясена силой, отчаянием, необычайным голосом актера и... признанием в любви. Им было по 30, у них уже был большой жизненный опыт, в прошлом несколько жен и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. Но эта встреча многое изменила в их судьбе.
1 ведущий: Став мужем и женой, они жили в разных странах, и только Марина имела возможность приезжать в Советский Союз. Шесть лет Марина Влади делала все возможное и невозможное, чтобы ее муж, Владимир Высоцкий, получил визу на поездку за границу, в Париж, где она жила и работала. Ведь он так мечтал о свободных от цензуры концертах, о путешествиях на край земли. Но и речи не могло быть о том, чтобы Высоцкий уехал за рубеж окончательно. В те времена уехать за границу считалось предательством.
6. О театре на Таганке
2 ведущий: Становлению не только актера, но и поэта Высоцкого во многом способствовал новаторский, поэтический Театр на Таганке. Но не только театр "строил" Высоцкого, в свою очередь, сам Высоцкий "строил" его своим многогранным и удивительным искусством. Первая самостоятельная роль Высоцкого в Московском театре драмы и комедии на Таганке - драгунский капитан в спектакле "Герой нашего времени", спектакле, просуществовавшем недолго, и о котором он позже вспоминал с иронией. На сцене этого театра Высоцкий играл в спектаклях по произведениям А.Вознесенского "Антимиры", "Берегите ваши лица", Джона Рида "Десять дней, которые потрясли весь мир", В.Маяковского "Послушайте!". Им были сыграны такие роли, как Галилей в спектакле по пьесе Б.Брехта "Жизнь Галилея", беглый каторжник Хлопуша в спектакле "Пугачев". Последней премьерой Высоцкого на сцене стала роль Свидригайлова в спектакле "Преступление и наказание" Ф.Достоевского.
1 ведущий: Но ни одна роль Высоцкого не может идти в сравнение с его Гамлетом. В этой роли сплетаются и осуществляются многие из его сценических поисков. Шекспир написал "Гамлета" трагедией. Трагедией таланта? Невысказанности? Гете сказал про Гамлета, что это дуб, который посажен в цветочный горшок. Конечно, у каждого человека свой Гамлет, свой характер, своя судьба. В "Гамлете" на Таганке были символы и образы вроде бы неясные, словами необъяснимые, но бередящие душу. А Высоцкий очень четко чувствовал и нес эту трагическую ношу.
7. Роли в кино
2 ведущий: С 1959 года Высоцкий, параллельно с работой в театре, начинает сниматься в кино. Дебют состоялся в фильме "Сверстницы". Известны его актерские работы в картинах "Хозяин тайги" (1968 г.), "Плохой хороший человек" (1973 г.), "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976г.). Особую популярность Высоцкому-киноактеру принесли 2 роли в телефильмах - Жеглова в "Место встречи изменить нельзя" и Дона Гуана в "Маленьких Трагедиях" (1980г.).
Видеофрагмент из кинофильма «Маленькие трагедии»
1 ведущий: В кинофильме «Вертикаль» Высоцкий играет роль связиста, но не она приносит популярность фильму, а песни в исполнении автора.

Чтец в роле Высоцкого
Ну вот исчезла дрожь в руках,
Теперь - наверх!
Ну вот. сорвался в пропасть страх
Навек, навек. –
Для остановки нет причин -
Иду. скользя...
И в мире нет таких вершин,
Что взягь нельзя!
Среди нехоженных путей
Один - пусть мой,
Среди невзятых рубежей
Один - за мной!
А имена тex, кто здесь лег,
Cнега таят...
Среди непройденных дорог
Одна – моя!

Здесь голубым сияньем льдов
Весь склон облит,
И тайну чьих-нибудь следов
Гранит храпит...
И я гляжу в свою мечту
Поверх голов
И свято верю в чистоту
Снегов и слов!
И пусть пройдет немалый срок -
Мне не забыть,
Как здесь сомнения я смог
В себе убить.
В тот день шептала мне вода:
Удач - всегда!..
А день... какой был день тогда?
Ах да - среда!..

1 ведущий: Каскадерам в кино не приходилось его дублировать. Но, по общему признанию, судьбу Высоцкого в кино нельзя назвать удачной, кинематограф не использовал всех возможностей актера. Половина сыгранных ролей - эпизодические. Судьба двух любимых им ролей сложилась драматично. Фильм ''Короткие встречи'" вышел на широкий экран в 1987г., спустя 20 лет после его создания. "Интервенция" появилась на экране после его смерти, пролежав "на полке" 19 лет. Ему не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в фильме "Плохой хороший человек" ему был присужден приз Международного фестиваля в Тернини (Италия) и Специальный приз 9 Всесоюзного Фестиваля телефильмов в Ереване за создание образа Жеглова в фильме "Место встречи изменить нельзя".

8. Война в творчестве Высоцкого
Чтец в роле Высоцкого: Часто спрашивают, почему я всё время возвращаюсь к военной теме. В письмах, например, спрашивают: «Не тот ли вы саамы Владимир Высоцкий, с которым мы под Оршей выходили из окружения?» или «Были ли вы на 3-м Украинском фронте, деревня такая-то и время такое-то?» И таких писем много. Значит люди предполагают. Что такие песни может писать человек, прошедший через войну. Это мне в двойне приятно, потому что я так и хочу работать и писать песни от имени тех людей, которые прошли, как говориться, огонь и воду во время войны.
Почему много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме, как будто бы все писать перестали, а я всё значит долблю в одно место? Это не совсем так: во-первых, нельзя об этом забывать: война всегда будет нас волновать, это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться и всегда к этому будут возвращаться все, кто какой-то степени владеет пером.
2 ведущий: Много песен посвятил Высоцкий теме войны. И всегда, в самые счастливые минуты, он вспоминал о страшном времени, о тех, кому плохо. В разработке темы войны он проявляет подлинно патриотические чувства. Песня "Он не вернулся из боя" - одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос, почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, все-таки пишет о ней, более того - не может не писать.

Звучит запись песни В. Высоцкого "Он не вернулся из боя" .
9. О смерти
1 ведущий: Высоцкий умер 25 июля 1980 г., во время проходившей в Москве летней Олимпиады. Сообщений о смерти Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь сообщение в "Вечерней Москве»). Но тем не менее, у театра "На Таганке", где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней. Билеты на последний спектакль Высоцкого никто не сдал. А в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади.
2 ведущий; Из воспоминаний руководителя театра «На Таганке» Юрия Любимова:
Они хотели его тихо, быстро похоронить. Закрытый город. Олимпиада. А получилась довольно для них неприятная картина. Очередь шла от Кремля, Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они – раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже нашего театра, поливочные машины стали, смывать с асфальта цветы, которые люди прикрывали зонтиками, потому что была страшная жара. Эта засняли на пленку. И этот кадр обошел весь мир».

3 ведущий: И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. Это был первый народный митинг. Это была многокилометровая очередь, которая стояла ночь, oберегая поминальные свечи, стояла день - оберегая от палящего солнца цветы. Жарким июлем его хоронила Москва, из распахнутых окон гремели его песни. Эти строки каждый знал наизусть. Но, ни одна из них не была напечатана при жизни Высоцкого.
Звучит запись песни «Здесь лапы у елей дрожат на ветру...»
10. Послесловие
ведущий: После смерти Владимира Семёновича Марина Влади зашла в его кабинет и ужаснулась. Все было перерыто. Но рукописи не пропали. Она уложила их в чемодан и спрятала у друзей. Через год, в 1982, с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов под названием «Нерв».
ведущий: Последние годы по телевидению в день рождения и в день смерти поэта-барда выпускаются передачи, посвященные его жизни и творчеству. Вспоминают, каким он был. что он писал, мимо чего не мог пройти равнодушно. Звезды современности, актеры поют eго песни по-новому, а, значит, вдыхают в них новую жизнь.

И снизу лед, и сверху - маюсь между: Пробить ли верх иль пробуравить низ? Конечно, всплыть и не терять надежду! А там - за дело в ожиданьи виз. Лед надо мною - надломись и тресни! Я весь в поту, хоть я не от сохи. Вернусь к тебе, как корабли из песни, Все помня, даже старые стихи. Мне меньше полувека - сорок с лишним, - Я жив, тобой и Господом храним. Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне будет чем ответить перед Ним.

В сценарии использованы материала из Интернета.