проектМой город. Семь чудес
Проект «История моего города. Семь чудес Евпатории»
Подготовила учитель 1 категории
Евпаторийской школы №2
Гавадзина Ольга Анатольевна
Оглавление
1.Введение
2.Мой город Евпатория.
3. «Знаете ли вы…»
4.Заключение.
5.Список использованной литературы.
6.Приложение
Актуальность темы. Думаю, что по-настоящему культурным может считать себя человек, знающий историю своего родного края.
Цель исследования: познакомиться с историей возникновения и развития города Евпатория, его уникальностью и неповторимостью.
Объект исследования – история Евпатории, семь чудес города.
Предмет исследования - поиск новых или забытых фактов и событий, связанных с историей города.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют забытые или неизвестные факты, события, имена, связанные с историей возникновения и развития г. Евпатории, что не все горожане хорошо знают историю своего города.
Для достижения цели нашего исследования нами были поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
Составить анкету и опросник для учеников нашей школы с целью выявления интересных исторических фактов и востребованности данной темы.
Определить зоны поиска материалов об истории города.
Сопоставить факты, выявить противоречия, систематизировать материал.
Методы исследования:
Анкетирование, опрос.
Работа с литературой.
Поиск в интернете.
Экскурсия в музей.
Наше исследование проводилось в несколько этапов.
1 - Сбор материала.
2- Анализ и сопоставление фактов, систематизация материалов.
3- Подведение результатов исследования.
Зоны поиска материалов об истории города, его чудесах:
Школьная библиотека, городские библиотеки.
Музеи города.
Интернет.
Введение.
В школе мы изучаем историю нашей Земли, нашей страны. Но на уроках мы мало говорим об истории родного края. Слабо знаем историю своей малой родины.У каждого человека есть своя малая родина. Это место, где человек родился, вырос. Для меня малая родина – город Евпатория. Я думаю, что моя работа полезна тем, что я могу рассказать ребятам и гостям, которые впервые побывают в нашем городе об истории моей малой родины. Может быть ребята, если будут знать историю своего родного города, больше будут любить его и будут бережно относиться к окружающему нас миру.
Недавно жители Украины голосовали за семь чудес Украины. Ими являются:
Заповедник «Каменец»Киево-Печерская лавраПарк СофиевкаСофия КиевскаяХерсонесХортицаХотинская крепостьВ моём родном городе, как и в любом другом, тоже есть свои чудеса. Я решила узнать, что чудесного есть в Евпатории.
Исследование я проводила в несколько этапов.
1 этап: изучение истории нашего города.
2 этап: проведение опроса для определения круга чудес моего города (вопрос звучал так: «Есть семь чудес Света, есть семь чудес Украины… А какие чудеса есть в нашем городе? Напиши, какие здания, памятники, природные объекты, по-твоему, можно считать чудесами нашего города.»)
3 этап: определение семи чудес города, сбор информации о каждом из семи объектов.
4 этап: доклад о каждом из семи чудес ребятами для сверстников, и их голосование для определения рейтинга чудес нашего города.
5 этап: подведение итогов и обобщение полученного материала.
В опросах принимали участие ученики школы №2 города Евпатории.
Результаты моего исследования я представляю в данной работе.
Работая над этим исследованием, я выяснила, что ученики с интересом узнают новые для себя факты из истории города. Доказывают примерами, что интересного и чудесного есть в нашем городе.
Я думаю, что ребята, которые принимали участие в опросах, тоже задумались над историей нашей Евпатории, я надеюсь, узнали что-то новое и интересное для себя из наших докладов. А это очень важно! Ведь зная историю родного города, мы сможем лучше его понять и сохранить то, что досталось нам от наших предков. И ещё больше будем городиться тем, что мы – евпаторийцы!
2. Мой город.
Мы выдвинули гипотезу, что существуют забытые или неизвестные факты, события, имена, связанные с историей г. Евпатория, что некоторые ученики нашей школы не очень хорошо знают историю своего города. Чтоб её проверить, мы провели опрос среди учеников нашей школы и анкетирование учеников разных классов. Всего было опрошено 32 ученика (от первого класса до одиннадцатого).
Вопросы звучали так: знаете ли вы…
1.Сколько лет нашему городу?
2. В каком году город Гезлёв был переименован в город Евпатория?
3. Какие ещё названия города были у Евпатории?
4. Как раньше назывались улицы города?
5. Что изображено на гербе города Евпатория? Какое изображение флага города?
6. Что можно отнести к чудесам родного города?
Анализ анкет и результаты опроса показали:
1.Возраст города (2500 лет)– назвали 92 % участников опроса
2. Год переименования Гезлёва в город Евпатория смогли назвать точно всего 8 человек (ученики старших классов).
3.Древние названия города, назвали 25 человека.
.4. Как раньше назывались улицы города знают всего 7 человек.
6. Что изображено на гербе Евпатории и какой флаг смогли ответить 28 человек.
Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, существуют факты, события, о которых ученики не знают.
Рекомендации:
ученикам – читать как можно больше об истории своего города, посетить музеи города.
учителям – уделять как можно больше внимания истории города и республики на уроках или на классных часах.
3.Знаете ли вы…
В своем исследовании я постаралась проследить за историей моего города. Было интересно узнать, что археологические находки на территории Евпатории свидетельствуют- на территории современного города и в его окрестностях люди жили ещё в 3 тысячелетии до н. э. Здесь обитали тавры, киммерийцы, а позднее — греки. Древнее название города —Керкинитида — было дано городу греками. Остатки предшественницы Евпатории сохранились в центральной части города (на набережной вблизи Карантинного мыса). В своё время это был крупный торговый центр. В ходе войн со скифами Керкинитида не раз попадала под их власть. Погиб город, предположительно, в III—II веках до н. э.
Керкинитида (Каркинитида) (греч. Κερκινίτις) — древнегреческий город, существовавший с начала V века до н. э. по конец II века до н. э. на западе Крымского полуострова на месте нынешней Евпатории В конце VI века до н. э. переселенцы из Ионии, одной из древнегреческих областей, облюбовали уютную гавань Каламитского залива и основали поселение под названием «Керкинитида».
До конца IV века до н. э. город существовал как самостоятельное государство и вел обширную торговлю со многими городами античного мира, о чём свидетельствуют археологические находки амфор (остродонных сосудов для перевозки жидких и сыпучих продуктов) с клеймами крупных древнегреческих центров: Ольвии, Херсонеса, Гераклеи, Синопы, островов Родос и Хиос.
Жители Керкинитиды занимались рыболовством, виноделием, выращивали зерновые культуры. Земельные наделы горожан простирались от стен города до берегов озера Мойнаки. Горожане вели торговлю с кочевыми племенами скифов, которые занимались скотоводством.
В конце IV века до н. э. город попадает в зависимость к Херсонесскому государству. В то же время перестраиваются и укрепляются оборонительные стены города. Горожане строят новые дома, в основном из 2-4 комнат, но встречаются и более просторные, из 5-6 комнат. Были и двухэтажные дома, нижний этаж которых был сложен из известковых блоков, а верхний из сырцового кирпича. Крыши домов были покрыты черепицей.
В III веке до н. э. город процветает. Наряду с херсонесской монетой Керкинитида чеканит и свою. Некоторые экземпляры этих монет представлены в Евпаторийском краеведческом музее (ул. Дувановская,11). Население города в тот период составляло около 2-х тысяч человек, заселявших 220—230 домов.
В середине II века до н. э. город захватывают скифы. Они построили к тому времени несколько городов и укреплений в предгорной части Крыма и создали собственное государство со столицей — городом Неаполь (на окраине современного Симферополя). Скифы вели торговлю с греческими колонистами, но для самостоятельной торговли скифам были необходимы свои порты. Удобная гавань Керкинитиды как нельзя лучше подходила для этой цели. Захватив город, скифы полностью разбирают крепостные стены, разрушают жилые постройки, камень которых используют для своих примитивных строений. Не в силах одолеть скифов самостоятельно, греки обратились за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который прислал херсонеситам на помощь войско во главе с полководцем Диофантом. Скифы тоже нашли себе союзников — племя роксолан, имевшее 50 тысяч воинов. Однако это огромное войско не смогло устоять против 6 тысяч воинов Диофанта, отличавшихся незаурядными воинскими способностями. Диофант со своим войском освободил Керкинитиду и другие города и укрепления херсонеситов, захваченные ранее скифами. Далее войско Диофанта продвинулось вглубь полуострова и захватило крепость скифов Хабеи и столицу Неаполь Скифский, нанеся им серьёзные разрушения. Жители Керкинитиды, укрывшиеся во время войны за стенами Херсонеса, так и не вернулись в свой разорённый и разрушенный город.
Возможно скифское поселение и существовало некоторое время на территории Керкинитиды, но беспрерывные войны и внутренние противоречия подтачивали Скифию. В IV в. н. э. в Крым ворвались орды гуннов и окончательно смели остатки ещё теплившейся цивилизации. Раннесредневековая история юго-западного Крыма мало изучена историками и археологами, поэтому, вплоть до XV века не имеется почти никаких сведений о каком-либо поселении в районе Евпатории, кроме единичных находок средневековой керамики в районе морского порта. Вероятно, они были выброшены с судов, пережидавших шторм в удобной евпаторийской бухте или со шхун, промышлявших в этом районе рыбной ловлей.
Кочевые народы (гунны, булгары, хазары, печенеги, половцы) как волны сменяли друг друга и тонули во тьме веков, оставляя на древней земле Крыма могилы своих воинов и изваяния «каменных баб» на курганах.
После завоевания в 1475 году крымского побережья османами на месте нынешней Евпатории была воздвигнута хорошо укреплённая крепость, которую турки называли Гёзлев, а крымские татары Кезлев. Этимология этого названия не ясна, но существует версия, что оно происходит от крымскотатарского словосочетания közlü ev (дом с глазом). Возможно эту ассоциацию вызывали огни домов, которые были видны с моря.
По описанию турецкого путешественника Эвлии Челеби, посетившего город в 1666 году, Гезлев представлял собой «крепость с двадцатью четырьмя бастионами, расположенными на расстоянии ста пятидесяти шагов друг от друга»[1]. Отсюда следует, что окружность крепости Гезлев составляла три тысячи шагов. Это огромная фортеция в форме пятиугольника, замечательно устроенная и украшенная, была сооружена из тёсаного камня на равнинном морском побережье.
В XVI веке Гезлев превратился в большой торговый город-крепость. В гавань приходили суда из Малой Азии, приезжали русские купцы. Через пять городских ворот в город свозились товары из окрестных посёлков. Являясь единственным портом Крымского ханства, город быстро богател. В 1552 году при хане Девлете I Герае в Гезлеве закладывается самая большая и величественная мечеть Крыма Мечеть Джума-Джами (соборная пятничная мечеть), известная также как Хан-Джами (ханская мечеть). Проект мечети хан заказал в Стамбуле архитектору Ходже Синану, греку по происхождению, высокообразованному человеку, инженеру, математику, зодчему, подарившему миру более трехсот замечательных сооружений (в числе которых мечеть Сулеймание в Стамбуле). Строительство мечети велось долго, так как Ходжа Синан возводил одновременно в Стамбуле мечеть султана Сулеймана I, к тому же, не хватало средств, — большая часть денег, поступавших в казну, расходовалась на ведение войны с Иваном Грозным.
Посетивший в XVIII веке Крымское ханство Иоганн Тунманн говоря о городе отмечал:
Гёслеве или Гьюзлеве — один из самых значительных городов Крыма. Он лежит на северной стороне морского залива, в котором имеет рейд и маленькую и настолько мелкую гавань, что может посещаться только мелкими судами. Город обнесен вокруг каменной стеной и башнями, имеет приблизительно 2500 каменных домов, много прекрасных мечетей и населен главным образом татарами, турками, греками, армянами и евреями.[2]
Евпатория в составе Российской империи
Русско-турецкая война 1768-74 годов, положила конец османскому господству и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы отказались от претензий на Крым. Указом Екатерины II 19 (30) января 1784 Гезлев получил статусуездного города и новое имя. Евпаторией он был назван в честь царя древнего Понта Митридата VI Евпатора. Понтийский царь часто выручал жителей Керкинитиды при нападениях скифов, присылая полководцев с большим войском.
В начале XIX века в городе был построен новый порт, ставший одним из самых крупных в Крыму, в 1840 году начато строительство городской набережной. К 1840-м годам в Евпатории проживало около 11 тысяч человек. Во время Крымской войны Евпатория была занята англо-франко-турецкими войсками и превращена в укреплённую базу.
В XIX веке Евпатория стала главным культурным центром крымских караимов. Из постепенно пришедшего в запустениеЧуфут-Кале в город переселилась большая часть населения во главе с гахамом — духовным лидером караимской общины. В1865 году в городе было открыто Караимское женское училище для девиц.
В конце XIX столетия Евпатория стала быстро набирать популярность как курорт. Территория между старым городом и озером Мойнаки начала активно застраиваться дачами. В 1914 году в городе открыт трамвай, в 1915 проведена железнодорожная дорога Сарабуз — Евпатория от Лозово-Севастопольской железной дороги.
Евпатория на рубеже XIX—XX веков
Советский период
К 1940 году в Евпатории действовало 36 санаториев и домов отдыха. Население города к 1941 году достигло 47 тысяч человек. С 31 октября 1941 по 13 апреля 1944 годагород был оккупирован гитлеровцами. 18 мая 1944 года из Евпатории в Среднюю Азию было депортировано крымскотатарское население, 26 июня — армяне, болгары и греки. Во время оккупации было расстреляно более 12 000 человек. Всего за время войны город потерял около 45-55 % своего населения.
4.Заключение
Город рос, развивался и постепенно превратился в то, что он и есть в настоящее время – чистый, уютный город с красивыми площадями и светлыми улицами, любимый мною, и остающийся в памяти всех, кто в нем когда-нибудь побывал.
Изучение истории помогает лучше понять, насколько прочна наша связь с теми, кто жил на земле до нас, увидеть гигантские достижения и изменения нашего города.
Ребята, проведя исследования, предоставили материал о чудесах Евпатории.
Были названы семь чудес Евпатории, по мнению детей. Это Свято- Никольский собор, Евпаторийский маяк, Крепостные ворота Гезлёва, озеро Мойнаки, евпаторийский трамвай, улицы Интернациональная и Дувановская, парк «Крым в миниатюре» и другие достопримечательности города.
( Приложение)
Свою работу я хочу закончить пословицей: "Нет на свете ничего краше, чем Родина наша".
5.Список использованной литературы:
1. Долженко И.П. экскурсионное дело: Учебное пособие.М. ИКЦ "МарТ", 2005. 2.Лыкова Л. История Крыма в художественно-исторических образах. Евпатория.
ОАО "Евпаторийская городская типография", 1998.
3.Драчук В., Кара Я., Челышев Ю. Керкинитида – Гёзлёв – Евпатория. Симферополь. Изд-во "Таврия", 1977.
4. Кондараки В.Х. Универсальное описание Крыма. Ч.14. СПб.,1875.
5. Лебедев Г.А. Архитектура Крыма. Киев, 1964.
6.Спасский Г. Евпатория. Из путевых заметок о Крыме. "Отечественные записки", т.73, VIII. СПб, 1850.
7. Чепурина П.Я. Евпаторийская ханская мечеть Джума-Джами. Евпатория, 1927.
8.Федоров Ф.А. Крым. СПб., 1885.
9. Лопушинская Е.И., Родюк И.А., Пономарева Л.К. историческая справка по памятнику архитектуры 1552г. – мечети Джума-Джами в г. Евпатории. Киев, 1969.
10. Стевен А. Дела архива Таврического губернского правления, относящиеся до разыскания, описания и сохранения памятников старины в пределах Таврической губернии. Дело № 47, 1827.
11. Гармаш П.Е. В Евпаторию – за здоровьем. Путеводитель-справочник. Симферополь: "Бизнес-Информ", 1999.
12.Челеби Эвлия. Книга путешествий. Походы с татарами и путешествия по Крыму (1641 – 1667). Приложение "Портфель экскурсовода" Мечеть Джума-Джами
13.http://ru.vikipedia/org6.Приложение
ГЕРБ ГОРОДА ЕВПАТОРИЯ
Дата принятия: 17.11.1844, 30.05.1997
left0Описание:
Щит разделенный вертикально вдоль. На правом зеленом поле золотая баранья голова, левом - красном - черная змея, обвивающая серебряный жезл, пьет из черной чаши. "Большой" Герб, в отличие от "Малого", окружен золотым окладом и увенчан серебряной башней.
СИМВОЛИКА Золотая баранья голова - указывает удобство Тарханского кута к разведению овец, а также учитывает исторические особенности региона Евпатории, в древние времена заселенного скифскими племенами, использовавшими в своей символике так называемый "скифский звериный стиль". Символ барана означает справедливость, волю, честолюбие и оптимизм. Черная змея, обвивающая серебряный жезл, пьет из черной чаши - эмблема медицины, символизирует общеизвестные лечебные грязи, и характеризует город Евпаторию как город-курорт. Зеленый цвет в геральдике символизирует надежду, достаток, волю, радость. Красный цвет служит признаком великодушия, смелости, мужества и любви. Золото символизирует стремление к роскоши и богатству. Серебро - чистоту и невинность, а чернь - смирение и законопослушание.
Современный герб Евпатории в целом повторяет исторический, утвержденный 17.11.1844 г.: "В щите, поделенном на две половины, в зеленом поле справа - баранья золотая голова, означающая удобство Тарханского кута к разведению серых овец; слева в красном поле, черный змий, обвившийся около серебряного жезла, пьющий из черной чаши - эмблема медицины, знаменующая Сакские грязи, коих действительность не подвержена сомнению".
Флаг
символика цветов отображает щедрость, богатство, уникальность окружающей природы, особенностей географического положения и климатических условий Крымского полуострова и города Евпатории, декларирует высокие принципы местного самоуправления, гордо и неповторимо выделяет Евпаторию среди других исторических городов Украины.
Проект подготовила ученица 1-А класса Попова Валерия «Семь чудес Евпатории»
Подготовила проект Герасименко Анастасия 1-А класс