Обобщение опыта по теме: «Экологическое воспитание младших школьников»
Статья учителя начальных классов МБОУ « Средняя школа №33» Петрозаводского городского округа Шукалович Светланы Викторовны.
Тема: «Экологическое воспитание младших школьников»
Современные тенденции изменений и развития общего образования предполагают получение выпускника с определенным набором компетентностей в области общечеловеческих ценностей и, в частности, в области экологической культуры. В связи с этим учителю, осуществляющему практически процесс обучения и воспитания, совершенно необходим определенный набор не только общепринятых догм и приоритетов в области экологии, но и знаний по методам практической организации деятельности обучающихся по сохранению экологии.
Сохранение жизненного пространства не только для себя, но и окружающих – должно стать приоритетным для молодежи, поэтому и школа обязана усилить внимание к экологии и экологическому воспитанию.
Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально- природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего среднего общеобразовательного образования).
Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств такова актуальность данной работы.
В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте - это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы. Исходя из этого, основной целью экологического воспитания детей младшего школьного возраста является формирование начал экологического культуры.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. В основе построения занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:
формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, младший школьник сможет лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им и предусматривает не только передачу знаний, но и обязательное пробуждение чувств ребенка. В младшем школьном возрасте ставится цель заложить фундамент знаний о связях в природе, которые убудут способствовать формированию экологической культуры личности.
Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Внеурочная деятельность, которая направлена на достижения определенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей.
Одной из задач кружковой работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.
Для того, чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Кружковая работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. Таким образом, при взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире.
Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.
Таким образом правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами.
Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.
Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.
Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.
Процесс формирования экологических отношений у младших школьников будет эффективным если:
Формирование экологических отношений будет осуществляться не только на уроках природоведения, но и на других уроках.
Если будут проводиться интегрированные уроки экологического содержания.
Если внеклассная работа будет включать мероприятия экологического содержания.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Для каждого человека понятие Родина неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь - все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это - значит беречь свою Отчизну. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы одна из важных задач сегодняшнего дня.
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Успех в решении целей экологического образования и воспитания во многом зависит от первого этапа обучения - начальной школы.
В начальной школе начинается целенаправленный процесс усвоения детьми естественнонаучных знаний. На их основе у учащихся формируется первые элементарные понятия, раскрывающие закономерности жизни природы, ее роль и значение для нормального существования человеческого общества. Эта группа знаний, формируемых в начальных классах, должна составить основу для отбора и систематизации экологических знаний и умений младших школьников.
Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников.Усиление экологического воспитания – важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз.
Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем.
Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.Наконец, другая сторона дела – красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок.Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.
« Природа и люди - одно целое», « Природа нуждается в поддержке», «Природа ждёт моей помощи» - вот важнейшие направления экологического воспитания.
В основе построения любой работы с экологической направленностью должны лежать следующие целевые установки:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении, как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умения воспринимать, окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина«охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
К ведущим идеям относятся следующие, важные в плане экологического образования и воспитания положения: «природа - единое целое», человек - часть живой природы, «между компонентами природы существуют взаимосвязи», «окружающая природная среда зависит от смены врем года», «окружающая природная среда зависит от хозяйственной деятельности человека и общества» и др.
Именно ведущие идеи позволяют дать экологические знания, детально характеризуя их предметный характер через естественнонаучные дисциплины. Кроме того, изучение природы включается почти во все остальные учебные предметы начальной школы: чтение, русский язык, трудовое обучение музыку, изобразительное искусство, так как их объединяют общность цели (воспитывать любовь, бережное отношение к природе).
Значительное место в системе мероприятий по экологическому воспитанию отводится внеклассной работе. При разработке внеклассных мероприятий я использую краеведческий материал, который направлен на развитие у детей младшего школьного возраста, прежде всего, интереса к изучаемой неживой и живой природе, экологического мышления, воспитание потребности принять личное участие в сохранности окружающей среды.
При разработке внеклассных мероприятий большое внимание уделяю вопросу охраны природы. Постоянно формирую представления о правилах поведения человека в окружающей среде, даются рекомендации по уходу за братьями нашими меньшими.
Укоренившейся традицией стало проведение таких массовых мероприятий: день птиц, день рождения планеты, праздник цветов.
Одной из задач воспитательной работы является кружковая работа по экологическому воспитанию. Данный вид деятельности расширяет объем интереса младших школьников к природе, формирует его устойчивость и направленность ко всему в природе. Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Кружковая работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.
Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.
Внеучебная воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников. Учитывая личный опыт, уровень экологической культуры, возрастные особенности учащихся, составляю план мероприятий, куда включаю познавательные мероприятия.
Мой класс участвует во всех школьных мероприятиях, самостоятельно готовим открытые мероприятия для других начальных классов. В результате проводимых работ ученики активно пропагандируют бережное отношение к окружающей природе. Дети зорко следят за зелеными насаждениями школьного двора и огородом, где летом проходят трудовую практику.
Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая березка. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И задача учителей – предотвратить все это. Больших проблем нам пока не решить, но кое-что мы сможем сделать: посадить деревья, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, полянку.
Таким образом, я считаю, что учитель начальной школы может внести большой вклад в дело воспитания нравственного отношения к природе, чем я и занимаюсь в своей работе.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания.Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.