Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности


«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
Окружающая нас природа сложна и разнообразна настолько, что человечество, вероятно, никогда не сможет полностью постигнуть причины и механизмы всего того, что происходит вокруг нас. Тем не менее, этот мир хотя бы отчасти познаваем, и пытливый наблюдатель может сделать немало удивительных открытий, среди которых далеко не все могут оказаться открытиями для себя…Поэтому возникает вопрос: как научиться изучать то, что нас окружает, и увидеть то, что не видно на первый взгляд?
Младший школьник – прирожденный исследователь. Что нужно делать учителю, чтобы зажечь юного исследователя? Какие нужно использовать методики, чтобы младший школьник самостоятельно добывал себе знания?
Находясь в постоянном поиске новых методов, приемов и форм организации обучения, выходящих за рамки классно-урочной системы, в гимназии был создан научно-исследовательский клуб «ВсёЗнайка» для обучающихся начальной школы. Ведь именно научно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности личности и формированию положительной мотивации к получению знаний.
Основная цель деятельности этого клуба состоит в том, чтобы в условиях внеурочной деятельности средствами различных форм и методов работы, стимулировать потребность ребенка в самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Для того, чтобы, овладевая исследовательской деятельностью, гимназисты усваивали эталоны, вырабатывали свои правила поведения, свои способы действия и приобретали внутренний опыт, мною была разработана модель внеурочной деятельности на основе работы научного клуба, способствующая расширению экологических представлений младших школьников и установлению более тесных связей между познанием природы и познанием социальной жизни, призванная решить следующие задачи:
-создание условий для развития умения наблюдать за объектами окружающего мира с целью получения информации;
-показать учащимся значимость исследовательских умений в жизни человека;
- вовлечение детей в решение исследовательских заданий.
262699547752002152015179070ВсёЗнайка00ВсёЗнайка20294056350000
2353310335280ЭКО+
00ЭКО+
2094770189590003955701895900046653653637350-2381254578350
4794765117665ученик+
учитель
00ученик+
учитель
-115630175095ученик+
ученик
00ученик+
ученик
26269402536900
534162019240500-2449651868600026276303956050220218086360экскурсии
00экскурсии
2150745133350
2029460198755практическая работа
00практическая работа
194056014224000
262698024443000
1893035173990интернет-клуб «Юный исследователь»
00интернет-клуб «Юный исследователь»
1784350876300046234354127500-3022604121150
2583495333485004744370179605ученик+
родители
00ученик+
родители
-172085173355ученик+
педагог
00ученик+
педагог

3955255503000235397062300001942465176530исследовательские работы
00исследовательские работы
17481556223000
32391353657600017491553658200026269953683000035467002755701259570211155
2237945657860ВКС
00ВКС
-116205182880интернет-проекты00интернет-проекты870585672465конкурсы
00конкурсы
4016700160915акции
00акции
3455470672600фестивали
00фестивали

Я реализую эту модель через экологическое направление «ЭКО+». Работу по нему я начинаю с проведения экскурсий в природу. Они являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Объектами нашего наблюдения становятся погода, природа, развитие растений, поведение животных, объекты неживой природы. При проведении экскурсий обращаю внимание учащихся на характерные детали и различные особенности предметов и явлений, учу замечать сходство и различие, связи и отношения. Собранный на экскурсии материал, результаты наблюдений учащиеся фиксируют в виде рисунков, кратких сообщений: «Лесная аптека», «Бюро находок», «Путешествие к волшебному озеру», выводов-символов. Мы дополняем их гербарием из собранных растений, коллекциями насекомых, горных пород.
Далее переходим к выполнению простейших исследовательских заданий через практические работы. На занятиях мы исследуем капли воды, листья растений, изучаем ростки семян. Перед занятиями совместно с детьми учимся ставить цель нашего мини-исследования, выдвигать гипотезу, наблюдать по плану заданному учителем.
В ходе экспериментов, мини-докладов, экспресс-исследований, учимся высказывать предположения, делать выводы, оценивать и представлять результаты своих исследований.
Одним из направлений практической деятельности является сотрудничество с муниципальным детским дошкольным общеобразовательным учреждением № 25 г. Райчихинска. Совместно с педагогами подготовительной группы МДДОУ № 25, родителями воспитанников и членами научного общества «ЭКО+» был разработан проект «Мы вместе».
В ходе реализации проекта первоклассники
- оказывали помощь воспитанникам детского сада при высаживании цветов на приусадебном участке;
- осуществляли зимний десант «Чистые дорожки»;
- работали в живом уголке «Юный зоолог»;
- Изготовили книжки-малышки: «Правила поведения в природе», «SOS! Ждем твоей помощи!», о растениях и животных занесенных в Красную книгу Амурской области;
-организовали сбор и обмен растений для озеленения территории детского сада и гимназии.
Для расширения исследовательской деятельности младших школьников членами научного клуба, совместно с председателем Наблюдательного совета гимназии Шиляевой В.В., организован интернет-клуб «Юный исследователь». Учащиеся всей гимназии с интересом приняли предложения членов клуба по проведению интернет-конкурсов «А кто тут был?», «Секретное задание», on-line конкурса «Зимующие птицы города Райчихинска».
И только тогда, когда каждый ребенок прикоснулся к природе, научился делать простейшие выводы, сравнивать предметы и строить предположения, мы переходим с учащимися созданию готовых продуктов - научно-исследовательских работ. Самые яркие из них: «О чем может рассказать снег?», «Мусор-источник загрязнения природы» были представлены на VII Открытых академических чтениях, проводимых гимназией № 8, и получили призовые места.
Деятельность научного клуба охватывает не только первоклассников, но и гимназистов среднего и старшего звена. В организованных нами экологических акциях: «Покормите птиц зимой», «Экологические знаки», «Домик для птиц» приняли участие более 70% учащихся гимназии. Объявления о проводимых акциях, условиях участия мы размещаем в школьной образовательной сети «dnevnik.ru»
На страницах групп электронного дневника ребята размещают свои проекты, фотографии, делятся впечатлениями от увиденного на экскурсиях, публикуют объявления, работают с различными приложениями, создают заметки.
В процессе проведенных мини-исследований: «Из чего состоит пластилин?», «Иголки сосны и ели», «Почему снежинки переливаются на солнце?» появились творческие групповые и индивидуальные проекты о животных, насекомых, о красоте зимнего леса, которые приняли участие во Всероссийских конкурсах центра роста талантливых детей «АУРУМ»: «Елки-иголки», «Я леплю из пластилина», «В царстве снега и льда» и получили дипломы и сертификаты.
Особенностью моей работы, является со-творчество с родителями учащихся на разных этапах работы, работа в разновозрастных группах «ученик+ученик», где в роли руководителей проектов и исследовательских работ выступают мои бывшие ученики; а также со-участие педагогов муниципального центра дополнительного образования детей «Юный зоолог» в работе экологического направления клуба.
В результате наблюдений за деятельностью учащихся, находящихся в составе научного общества «ЭКО+», отмечаю, что первоклассники увереннее вступают в диалог с учителем, могут самостоятельно оценить свою работу и товарищей, чаще других используют книгу как источник информации, проявляют активность в построении предложений, проявляют интерес к объектам окружающего мира, с желанием участвуют в экологически –ориентированной деятельности, эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
Таким образом, разработанная мною и апробированная модель позволяет формировать исследовательские умения у первоклассников во внеурочной деятельности и повышает интерес к учению, развивает самостоятельность, коммуникативность, познавательный интерес.