Социальный проект по экологии-экологическое воспитание школьников 5-11 классов.

Социальный проект "Экологический десант"


Автор: Administrator   

28.04.2012 23:14

Название проекта:  
Социальный проект «Экологический десант»

Авторы проекта:  
члены молодёжной организации «Школьный союз учащихся»: Кокшарова Мария, Дёмина Елена, Морош Ирина, Маргарян Кнкуш

Консультанты  проекта:
Дёмина Татьяна Александровна – заместитель директора  по  воспитательной работе;
Ромашова Татьяна Владимировна - учитель географии

Название организации:
МБОУ «Агеевская средняя общеобразовательная школа №3» п. Центральный  

Метод   исследования:  
наблюдение, опрос, изучение

Материалы и ресурсы,
необходимые для проекта
Технологии оборудование: Фотоаппарат,  компьютер, принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система.
Технологии программное обеспечение:  Программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты.
Материалы на печатной основе: Учебники, методические пособия.
Другие принадлежности: инвентарь для уборки мусора;
Другие ресурсы: участники проекта в лице учащихся, членов  их семей, учителей, жителей посёлка.
Организация вывоза собранного мусора – муниципальная
Финансирование экологического похода – областной бюджет

Миссия проекта:
формирование  экологической культуры, навыков социального проектирования, умения работать в команде, вести диалог с представителями
различных социальных групп.

Цель проекта:
 
Очистить улицы посёлка Центральный  и берега Черепетского водохранилища от бытового мусора.

Задачи:
 
сформировать проектные группы;
обучить учащихся азам социального проектирования;
организовать работу проектных групп;
организовать информирование общественности;
организовать и провести природоохранные и просветительские акции;
организовать уборку посёлка и прилежащей территории;
предоставить отчёт о результатах проекта через  СМИ  Суворовского района, школьный сайт, социальную сеть «В контакте», на общешкольном родительском собрании;
представить опыт работы на районном конкурсе социальных проектов «Я – гражданин России».

Объект исследования:
Объектом исследования является территория посёлка Центральный.

Гипотеза:
Если благоустроить наш поселок, очистить его от мусора, то произойдет экологическое улучшение, и нам будет приятно жить в таком месте.

Социальная значимость:
Личным примером показать,  как улучшить чистоту нашего поселка, взаимодействуя с органами местного самоуправления и жителями посёлка. Обратить внимание учащихся и их родителей на уважение чужого труда. Реализация  проекта будет способствовать повышению культуры поведения в  общественных местах, формированию у населения правильного экологического поведения  и недопущения несанкционированных свалок в поселке.

Целевые группы:
учащиеся 5-11 классов;
педагоги;
семьи учащихся;
жители посёлка.

Сроки реализации     проекта:
март 2011- октябрь 2012г.

Место реализации:  
п. Центральный

Сумма затрат на  реализацию проекта:
4780 рублей

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Актуальность и важность проблемы для посёлка 
Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твой город, посёлок,  твои поля, реки, озера.  И, к сожалению, мусор тоже твой!  Мы  думаем, у каждого человека возникает внутреннее недовольство, вызванное окружающим мусором, так привычно вписанным в ландшафт лесов, скверов, парков, да и просто жилых дворов.
Вот и мы, когда идем в школу, на речку или просто гуляем, часто видим  разноцветье мусора! Он располагается где угодно, только не там, где надо. Интересно: неужели людям приятно смотреть, как посёлок превращается в свалку?  Ведь мусор на улицах – это наше отношение к малой родине, к людям, к самому себе. Глядя  на всё это, понимаешь, что себя мы просто не уважаем.

 
Довольно часто можно увидеть такую картину в подъезде - выбиты окна и разбиты лампочки, неприличные надписи на стенах и "ароматные" пакеты с мусором возле квартир. Вряд ли кто-то у себя дома бросит на пол окурок или обертку от конфет, а подъезд - это уже "не моя территория", "кто-нибудь уберет". Почему? Можно ли, вынося мусор из дома, "промахнуться" мимо мусорного бака или вытряхнуть прямо на тротуар пепельницу из машины?! После пикников и дачных застолий остаются тонны пустых бутылок, пакетов, банок - всего, что превращает место, где мы живем, в огромную помойку. А ведь, что мешает нам самим убрать за собой?
Может, не стоит ждать какого-то доброго волшебника, который придет и наведет чистоту в нашем подъезде, дворе и посёлке, а попробовать хоть что-нибудь самим сделать для этого?
 
 
Среди фото - свалки мусора в непосредственной близости от зоны отдыха на берегу Черепетского водохранилища. Любители отдыха на свежем воздухе каждый год устраивают в таких местах пикники. Но, по уже сложившейся традиции и безответственному отношению к окружающей среде практически никто не убирает за собой мусор после таких пикников. А горы отходов и мусора после такого "цивилизованного" отдыха растут и растут
 
 
Еще хуже обстоят дела во дворах: горы мусора оказываются просто возле мусорных контейнеров, а то и возле жилых подъездов, полные мусорные баки. А после такой "сортировки" остается весьма "приятный" пейзаж, которым приходится по неволе любоваться жильцам дома. Подобные ситуации наблюдаются в каждом дворе.
 
 
Но только  говорить, о данной  проблеме мало,  от этого не становится вокруг чище.  Эту проблему нужно решать практическими действиями. Настало время придать этому процессу чёткую форму и организацию.
И вот, пришла нам такая идея – привлечь местные власти и население посёлка  к решению этой проблемы.  Мы сделаем это сами. А для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, мы решили подойти к делу по-взрослому. Мы разработаем самый настоящий проект.
Нам предстоит проанализировать ситуацию загрязнения в посёлке и за его пределами, вести пропаганду среди учеников нашей школы, привлечь внимание всех жителей задуматься над проблемой мусора в посёлке и на территории вокруг него, ведь не только у нас возникла эта проблема. А что делается за пределами населенного пункта, как утилизируется мусор и куда вывозится – это более глобальная экологическая проблема.
Мы считаем, что общими усилиями можно если не решить всю проблему, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме.
 
Мы разделились на микро-группы и проделали следующую работу:
Микро-группа «Социологи» (Корнеева Вера, Манекина Мария, Кулакова Ирина)
провели анкетирование среди учащихся школы, родителей, взрослого населения поселка.
Социологический опрос школьников:
Среди школьников проведен письменный соцопрос. Были предложены следующие вопросы:
Беспокоит ли тебя проблема мусора в нашем поселке?
Готов ли ты принять участие в субботнике по уборке мусора?
Результаты соцопроса:
Опрошено 120 учеников нашей школы (5-11 классы).
1-й вопрос: Беспокоит ли тебя проблема мусора в нашем поселке?
- да:  98%;
- нет: 2%.
2-й вопрос: Готов ли ты принять участие в субботнике по уборке мусора?
- да:  96,4%;
- нет: 3,6%.
Социологический опрос взрослого населения поселка:
Среди взрослого населения проведен соцопрос, в рамках которого они ответили на следующие вопросы:
Беспокоит ли Вас проблема мусора в нашем поселке?
В чем именно состоит эта проблема?
Что, по - Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблемы мусора?
Готовы ли Вы принять участие в субботнике?
Что еще Вы могли бы и хотели бы сделать для решения проблемы?
Результаты соцопроса:
Социологическое   исследование по проблеме мусора в посёлке Центральный.
В начале марта 2012 года нами был проведён социологический опрос жителей посёлка Центральный. Анкета была посвящена проблеме мусора в нашем посёлке и его окрестностях.
Цель проведенного социологического опроса – узнать отношение  жителей  посёлка  к проблеме мусора: насколько их беспокоит эта проблема, готовы ли они сами чем-либо помочь в ее решении.
Всего было опрошено 130 человек. Возраст опрашиваемых от 14 до 70 лет, средний возраст = 36 лет.
Первой из задач опроса было выяснение,  беспокоит ли население проблема мусора и в чем она состоит.
Вопрос 1.  Беспокоит ли Вас проблема мусора в вашем посёлке?
В целом, по  посёлку Центральный,  80 % жителей обеспокоены сложившейся ситуацией и считают, что на данный момент проблема стоит достаточно остро.
Вопрос 2.  В чем именно состоит эта проблема?
По мнению большинства опрошенных (60%) проблема состоит в том, что в  посёлке не достаточно налажен сбор мусора, слишком  мало урн (12%), низок культурный уровень жителей (33%), да ещё и сокращён штат работников ЖКХ(15%).  Это приводит к замусоренности  посёлка  и окрестностей, возникновению несанкционированных свалок.
Следующая задача состояла в том, чтобы выяснить, как жители  посёлка видят пути решения проблемы мусора и свое возможное участие в ее решении.
Вопрос 3.  Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблемы  мусора?
Значительная часть населения посёлка (29% ответов) уверена, что в первую очередь необходимо увеличить количество урн. Многие в качестве возможных путей решения проблемы называли увеличение штрафов (11 %), субботники (28 %), воспитание подрастающего поколения (24 %)
Вопрос 4. Готовы ли Вы принять участие в субботнике по уборке мусора или обустройству мест сбора/складирования /отходов?
Большинство жителей  посёлка (54%) готовы принимать участие в субботниках и считают, что только сами смогут решить проблему. Но есть и такие, которые полагают, что этим должны заниматься дворники(29%), которые за это получают зарплату. Практически все упоминают то, что количество дворников необходимо увеличить, а так же повысить им зарплату.
Процент желающих выйти на субботники достаточно велик. Однако, по их мнению, необходима правильная организация субботников. Также можно разработать способы поощрения для тех, кто участвует в субботниках.
Вопрос 5. Что еще Вы лично могли бы и хотели бы сделать для решения  проблемы мусора?
Жители видят решение проблемы мусора собственными силами:
- в воспитании у подрастающего поколения культуры, аккуратности, уважения к чужому труду;
- в организации, проведении и участии в субботниках;
- в изменении собственного поведения («не мусорить, следить в первую очередь за собой»).
По мнению значительной части населения посёлка, для решения проблемы мусора необходимы усилия как самих жителей, так и органов власти.
Важное значение, по мнению опрошенных, имеет воспитание и просвещение, как подрастающего поколения, так и взрослого населения.
Большое число людей готовы личным трудом участвовать в решении проблемы мусора. Нужна продуманная организация  субботников,   трудовых акций, разработка способов поощрения их участников, проведение конкурсов по благоустройству и озеленению придомовых территорий.
Микро-группа «Аналитики» (Маргарян Ануш, Баев Иван) собрали информацию,
в редакции  газеты «Светлый путь», и в Интернете на форуме Суворовского района[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Связавшись  по телефону с редакцией «Светлый путь», его корреспондентом Романовой Любовью Ильиничной, они выяснили, что проблема мусора актуальна не только для нашего посёлка, но и для всего района и не раз затрагивалась на страницах газеты. Она сообщила, что  жители  посёлка Центральный неоднократно обращались в редакцию по данному вопросу, но вот решить эту проблему газета одна не в силах.
Поиск обсуждения проблемы мусора в социальной сети Интернет  вывел их на форум Суворовского района, где обсуждается  тема «Из Суворова делают помойку». Вот выдержки: «Даже на своих улицах люди не только не наводят порядки, но и специально, не подумав, валят мусор. Неужели приятно смотреть на кучи мусора и отходов возле дома, пусть они даже в канавах, но ведь приятного и полезного мало».
Очень  понравилось высказывание одного из «форумчан»: «Чисто там, где не мусорят, чисто там, где убирают, чисто там, где уважают труд других, чисто там, где убирают за собой...». Следовательно, обозначенная проблема освещается в  средствах массовой информации и затрагивает не только наш посёлок, но и весь Суворовский район.
Чем на данный момент более всего обеспокоено население нашего района в свете социально-экологических проблем? На этот вопрос микро-группа «Аналитиков» нашли ответ в докладе .. на экологическом совещании администрации Суворовского района:
«Эти проблемы можно было бы изложить с наибольшей долей уверенности в следующей последовательности:   проблема уборки и утилизации производимого населением мусора, состояние полигонов ТБО, возникновение невероятного количества несанкционированных свалок мусора;   отсутствие или неудовлетворительное состояние канализационных систем;
 изношенность и дефицит специализированных транспортных средств и контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов;
  отсутствие условий для мойки и дезинфекции мусоросборных контейнеров;  несовершенство системы очистки населённых мест». Кроме мнения высокопоставленных лиц, мы изучили высказывания простых жителей, которые пишут о волнующих их проблемах на страницах социальных сетей. Мы увидели, что людей волнуют проблемы, касающиеся экологии района, в том числе и загрязнение берегов водоемов, в особенности Черепетского водохранилища.
02.05.2011   13:12
Наталья  Иванова Тульская область  уникальный край, в котором много лесных озер. Вот, например, в Суворовском  районе есть прекрасное водохранилище. Как-то я со своими родственниками решила покупаться и позагорать на его берегах. Мы все ужаснулись, в каком плачевном состоянии территория этого озера. Там мусор разбит по кучкам вдоль всего берега озера; банки, бутылки и т.д.  На этот и другие водоемы нашего края приезжают жители Тулы, Калуги, Москвы, да и из-за границы, чаще из Германии, и любуются «красотами». У них  за это  взимается большой штраф, поэтому там чисто.
3. Микро-группа «Специалисты по работе с общественностью» (Дёмина Елена,
Мораш Ирина,Кокшарова Мария, Маргарян Кнкуш) провели  встречи:  с Собранием депутатов муниципального образования рабочий посёлок Агеево,  главой  администрации  Агеевской территории  Заболотновой  Еленой Григорьевной и со старшими  улиц посёлка Центральный. Данная проблема интересует местные власти и неоднократно обсуждалась. Администрацией разработаны  и опубликованы «Правила  по  благоустройству территории муниципального образования рабочий посёлок Агеево», реализуется план благоустройства территории на 2012 год. Глава администрации  попросила помочь в сборе информации о местах загрязнения мусором территории посёлка.   
Микро-группа «Юристы» (Крапотин Олег, Топорков Артём, Логвинов Дмитрий)
изучили правовую  информативную базу проблемы:
-  «Правила  по  благоустройству территории муниципального образования рабочий посёлок Агеево», где прописаны обязанности населения посёлка по уборке придомовых территорий;
- План администрации МО р.п. Агеево по благоустройству на 2012 год, где намечены даты проведения субботников на территории посёлка.
- "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", вступивших  в силу с 1 сентября 2011 г.  Они выяснили, что запрета на уборку мусора с улиц в данном документе нет, а значит, школьники могут принимать посильное участие в субботниках.
5. Микро-группа «Исследователи» (Душков Игорь, Шамонин Дмитрий, Бондаревский Родион, Соловьёв  Кирилл, Дмитриев Дмитрий, Дёмин Александр, Петряшев Олег) собрали информацию по размещению несанкционированных свалок на территории посёлка и нанесли данные на карту, провели мини-исследование, необходимое для обеспечения теоретической базы проекта, согласно учебным вопросам.
Учебные вопросы:
Что входит в понятие "экология" и "экологическая культура"?
Что такое мусор? Какие виды мусора можно найти  на улицах посёлка и прилегающих территориях?
Какое время необходимо для разложения различного вида мусора в почве?
Как нужно утилизировать различные виды мусора, не причиняя вреда природе?
Как и куда нужно вывозить собранный мусор?
Какие обязанности должен выполнять каждый человек в отношении окружающей среды?
Как охраняют и заботятся об окружающей среде другие страны (их положительный опыт)?
 
 
 
Программа действий
 
Реализация  социального проекта «Экологический десант» предполагает  проведение работы в пять этапов:
 
1 этап – замысел проекта:
методом наблюдения  и изучения общественного мнения  выявилась проблема -  а именно,  грязные улицы посёлка и берег Черепетского водохранилища, низкая активность населения по уборке территории посёлка - которую захотелось решить.
 
2 этап – планирование:
формирование проектной группы;
разработка проекта: определение целей, задач, результатов и эффектов проекта;
деление участников проекта  на микро-группы, каждая из которых имела свои задачи.
 
3 этап - подготовительный:
информирование общественности,  об экологических проблемах в посёлке;
проведение мини-исследований по учебным вопросам для подготовки теоретической базы проекта;
работа проектных групп над своими задачами  и отчеты о готовности.
презентация проекта на районном конкурсе социальных проектов «Я - гражданин России»;
 
4 этап – реализация проекта:
участие школьников и жителей посёлка в  общепоселковой акции «Чистый двор, чистая улица, чистый посёлок»
вывоз мусора на свалку;
размещение плакатов с призывами к чистоте.
 
5 этап - диссеминация  результатов проекта:
рефлексия (анкетный опрос);
информирование школьного сообщества и жителей об итогах проекта через сеть школьный сайт, группу «В контакте», журнал «Суворов», общешкольное родительское собрание;
Результаты и эффекты
 
 
Ожидаемые результаты проекта
 
 
Ожидаемые эффекты

Чистый посёлок и прилегающая к нему территория.
Изменившееся сознание участников проекта и их отношение к проблемам окружающей среды.

Размещенные на убранной территории плакаты с призывами к чистоте.
Изменившееся отношение жителей и отдыхающих к чистоте на улицах посёлка
Долгосрочные эффекты:
желание участников проекта продолжать работу в этом  направлении;
привлечение учащихся  и жителей к участию в проекте на следующий год.

Планы действий  по реализации социального проекта «Экологический десант»
 

Мероприятия
Дата
Ответственные

1.
Создание проектной группы  и мини-групп
февраль
Координаторы

2.
Обучение азам социального проектирования
февраль
Координаторы

3.
Разработка социального проекта
март
Проектная группа,
координаторы

4.
Провести социологическое исследование по проблеме мусора в посёлке Центральный
С 26 по 30 марта
Мини-группа «Социологи»

5.
Собрать информацию об  актуальности проблемы в СМИ и  Интернете
С 26 по 30 марта
«Аналитики»

6.
Изучить  правовую информативную базу проблемы с использование нормативных документов
С 26 по 30 марта
«Юристы»

7.
Провести мини-исследование, необходимое для обеспечения теоретической базы проекта, согласно учебным вопросам.
С 2 по 8 апреля
«Исследователи»

8.
Провести конкурс сочинений о чистоте нашего посёлка среди учащихся 5-6 классов.
С 2 по 9 апреля
«Сценаристы»

9.
Встретиться  с  администрацией посёлка, Собранием депутатов, старшими по улицам;
С 9 по 13 апреля
«Специалисты по работе с общественностью»

10.
Изготовить листовки, плакаты и  разместить их на зданиях, информационных стендах.
С 9 по 13 апреля
«Агитаторы»

11.
Изготовить флаеры и раздать их жителям посёлка.
С 9 по 13 апреля
«Агитаторы»

12.
Создать в социальной сети «В контакте» группу по поддержке акции «Чистый двор, чистая улица, чистый посёлок»;
С 9 по 13 апреля
«Журналисты»

13.
Провести рисунков-призывов к чистоте среди учащихся 1-4 классов.
С 9 по 14 апреля
«Сценаристы»

14.
Собрать информацию по размещению несанкционированных свалок на территории посёлка и нанесли данные на карту;
С 9 по 15 апреля
«Исследователи»

15.
Подготовить статью о проекте для журнала «Суворов».
С 16 по 20 апреля
«Журналисты»

16.
Разместить информацию о проекте на школьном сайте;
С 23 по 29 апреля
«Журналисты»

17.
Участие в общепоселковой акции «Чистый двор, чистая улица, чистый посёлок»
 
С 16 по 29 апреля и в  октябре согласно плану администрации
МО р.п. Агеево
Участники проекта

18.
Акция «Чистый берег»
июнь
Координаторы

19.
Экологический поход
июнь
Координаторы

20.
Провести конкурс слайдфильмов «Мой любимый посёлок» среди учащихся 7-10 классов
С мая по октябрь
«Сценаристы»

21.
Анкетный опрос участников проекта
Ноябрь
«Социологи»

22.
Информирование о результатах проекта на школьном сайте, «В контакте»
Ноябрь
«Журналисты»

23.
Выступление с результатами проекта на общешкольном родительском собрании
Ноябрь
Проектная группа, мини-группы

 
Затраты на реализацию проекта

Наименование
Количество
Цена
Общая сумма

1.
Бумага для принтера
3 пачки
130 руб
390 руб

2.
Катриджи для принтера
4 шт.
850 руб
3400 руб

3.
Краска для  принтера
2 пачки
100 руб
200 руб

4.
Файлы
100 шт.
1 руб 50 коп
150 руб

5.
Гуашь
2 пачки
120 руб
240 руб

6.
Ватман
10 листов
20 руб
200 руб

7.
Кисти
10 шт.
20 руб
200 руб

8.
Пакеты для мусора (60 литров)
20 уп.
80 руб.
За счёт средств администрации посёлка

9.
Перчатки
200 шт.
35 руб.
За счёт средств родителей

10.
Грабли
100 шт.
250 руб.
За счёт средств родителей

11.
Лопаты
50 шт.
250 руб.
За счёт средств родителей

12.
Вёдра
50 шт.
150 руб.
За счёт средств родителей

13.
Транспорт для перевозки мусора
1
-
За счёт средств администрации посёлка

14
Экологический поход
2
-
За счёт средств областного бюджета

 
ИТОГО
-
-
4780 руб

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Анкета
Уважаемый участник проекта «Экологический десант»,
просим ответить на наши вопросы.
 
1. Что изменилось в тебе самом в отношении к окружающему миру (к природе, людям и др.)
2. Что, как ты думаешь, изменилось в твоих товарищах по проекту?
3. Участвовали ли твои родители в проекте (поставь галочку, в чем именно?)
- в подготовке
- в уборке двора, улицы, берега водохранилища
- в размещении плакатов
- другое
4. Как твои родители отнеслись к приглашению участвовать в проекте?
5. Как ты считаешь, нужны ли такие проекты и почему?
6. Будешь ли ты в дальнейшем участвовать в аналогичных проектах?
7. Предложи, какие социальные проекты (проекты, приносящие пользу окружающим можно провести).
Спасибо!


15