Методическая разработка на тему Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Здоровье населения и особенно детей нашей страны становится не только серьезной социально-экономической и медицинской проблемой, а в значительной степени является фактором, определяющим устойчивое развитие России в третьем тысячелетии. Ситуация со здоровьем детей тревожная: рост общей заболеваемости в 2006 году по сравнению с 2000 ода произошел за счет болезней костно - мышечной системы и соединительной ткани ( на 21, 1%), врожденных аномалии развития ( на 19,2 %), болезней системы кровообращения ( на 17,8%) новообразований ( на 16%).
В течение последних лет в структуре общей заболеваемости детей ведущее место занимают болезни органов дыхания, нервной системы, органов пищеварения, инфекционных и паразитарные болезни. До 50% подростков страдают хроническими заболеваниями, а так же в последние годы возросла заболеваемость туберкулезом, болезнями, передающими половым путем, в том числе СПИДом.
Эти факты еще раз подтверждают необходимость сохранять здоровье смолоду, первоочередность в решении данной проблемы профилактического направления. Здоровье ребенка- забота не только медиков, но также семьи и общества в целом. Основные задачи оздоровительной направленности:
охранять и укреплять здоровье детей;
учить их правильно взаимодействовать с природой;
формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности;
учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.
Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе. Здоровье человека зависит от удовлетворения его важнейших потребностей, условий окружающей среды и сохранения целостности органов. Если у человека все органы целы и нормально работают, потребности удовлетворены, а условия среды хорошего качества, он, как правило, чувствует себя благополучно: здоров, весел, бодр, с удовольствием общается с другими людьми и природой.
В детском саду мы с детьми изучаем основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Органы чувств человека и их функции: глаза, уши, нос, язык, кожа. Оздоровительно-гигиеническая ценность природы очень велика. Природные условия помогают человеку выполнять гигиенические правила. С их помощью человек сохраняет здоровье. Растения задерживают пыль и вредные вещества, приглушают шум, защищают от ветра, очищают и увлажняют воздух. Общение с домашними питомцами- животными и растениями- поднимает человеку настроение, помогает снять усталость. У нас в группе дети с удовольствием кормят рыбок, наблюдают за ними, ухаживают за растениями: поливают, рыхлят землю, моют цветы.
Посильная работа детей на земельном участке доставляет радость, развивает мышцы и укрепляет их нервную систему. Дети сгребают листву, убирают мусор, очищают дорожки от снега. В весенне-летний период мы вместе с детьми высаживаем семена растений, рыхлим почву, поливаем. На прогулках дети вдыхают чистый воздух, наполненный смолистым ароматом деревьев, запахом цветов и трав; прыгают через встречающиеся канавы и ручейки, взбираются на пригорки. Все это делает детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными. Таким образом, в процессе ознакомления детей с природой:
Происходит их физиологическое развитие и укрепление здоровья;
Снизилась заболеваемость детей;
Снизился уровень тревожности и агрессивности у детей;
У детей сформировалось умение конструктивного выражения эмоций, эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.




15