Методическая разработка на темуОбучение игре по слуху в классе баяна, как необходимое условие развития творческой активности учащихся ДМШ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА г. Ярцево»
Методическая разработка
На тему: Обучение игре по слуху в классе баяна, как необходимое условие развития творческой активности учащихся ДМШ
Преподаватель:
Беспалова Татьяна Анатольевна
г. Ярцево 2015г.
Содержание
Введение
ГлаваI. Теоретические основы обучения игре по слуху
1.1.Психологический механизм игры по слуху
1.2.Последовательность развития слухо - двигательных представлений
ГлаваII. Методические основы обучения игре по слуху
2.1.Методы обучения игре по слуху в классе баяна, аккордеона
2.2. Практические рекомендации обучения игре по слуху на начальном этапе
Заключение
Список литературы
Введение
Музыкант, блестяще играющий по слуху оригинальные произведения, тонко чувствующий красоту изысканной гармонии и великолепно владеющий различными фактурными приёмами, всегда вызывает искреннее восхищение окружающих. Отсутствие же таких творческих способностей чаще всего объясняют недостатком таланта. Однако причина неумения играть по слуху кроется, прежде всего, в сложившейся системе музыкального образования, ориентированной в основном на развитие чисто исполнительских навыков.
Музыкальные произведения усваиваются с готового графического изображения, т.е. с нот, оставляя при этом слух музыканта в пассивном состоянии. Такое обучение особенно опасно при игре на инструменте с фиксированной звуковысотностью, каковым является баян и аккордеон. Непосредственная связь между слуховым предслышанием и движениями рук развивается слабо, и как итог этого – не только неумение подбирать по слуху, но и недолговременная музыкальная память, непривязанность музыканта к нотному тексту, боязнь забыть его на сцене, невыразительность игры, отсутствие свободы владения инструментом.
Комплексное разностороннее музыкальное воспитание детей в музыкальной школе, традиционно включающее в себя обучение игре на одном из инструментов, развитие вокально-интонационных и слуховых навыков, освоение музыкальной грамоты и основ элементарной теории музыки, а также изучение музыкальной литературы, очевидно, подразумевает и практическое знакомство с элементами гармонии. Без этого невозможно ни полноценное воспитание внутреннего слуха вообще, ни развитие собственно гармонического слуха и связанного с ним навыка в подборе гармонического сопровождения к мелодии, ни осознанное в музыкально-теоретическом отношении исполнение или изучение музыкальных произведений.
Структурируя модель учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования, можно отметить важную развивающую функцию и одновременно привлекательность для учащихся видов и форм работы, выступающих под обобщенным названием - творческое музицирование. Подбор мелодии по слуху, чтение с листа, транспонирование, импровизация - все эти виды и разновидности музыкальной деятельности, будучи, умело использованными, могут решить значительную часть задач, стоящих перед педагогом и учеником.
Проблемой творческого развития детей в музыкальной деятельности занимались многие педагоги, психологи и практики. В своих работах они указывали на значимость развития в детях творческого начала и непосредственного творческого самовыражения через приобщение к музыкальной деятельности, творческому музицированию: подборе мелодий по слуху, чтению с листа, транспонированию, импровизации.
Мы убеждены, что последовательное обучение игре по слуху является прямым путем к развитию творческой активности, инициативы и самостоятельности юных музыкантов.
Цель данной методической разработки: проанализировать механизмы работы по развитию творческой активности учащихся в классе баяна.
Задачи:
Изучить психологический механизм игры по слуху.
Проследить последовательность развития слухо - двигательных представлений.
Раскрыть содержание и методы обучения игре по слуху в классе баяна, аккордеона.
Рассмотреть практические рекомендации обучения игре по слуху в классе баяна, аккордеона.
Значимость и актуальность данной темы методической разработки, в свете выше изложенного представляется очевидной.
ГлаваI. Теоретические основы обучения игре по слуху
1.1.Психологический механизм игры по слуху
Под игрой по слуху мы понимаем исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного и непосредственно воспроизводимого на основе музыкально слуховых представлений без помощи нот.
Воспитываются навыки игры по слуху в процессе подбора музыкального материала по слуху. Подбор имеет две формы: усвоение музыки в первоначальной тональности, усвоение музыки в новой тональности, т.е. в виде транспонирования. Музыкальная педагогика обращается к игре по слуху, как к важнейшему способу укрепления слухо двигательной взаимосвязи. Музицирование по слуху полезно любому контингенту учащихся на самых различных этапах обучения игре на инструменте.
Щапов рекомендует заниматься подбором по слуху знакомых мелодий и их транспонированием с первых шагов при обучении на инструменте.
Психологи свидетельствуют, что у музыкантов - инструменталистов возбуждение слухового нерва влечет за собой ответную реакцию не только голосовых связок, но и мышц пальцев. Проблема взаимосвязи слуховых и двигательных представлений является важнейшей в современной методике. В музыкальном исполнительском процессе 2 стороны:
слуховая (основа для активизации слуха, музыкально-теоретического мышления)
двигательная ( умение и навыки).
Широко распространен метод, когда направляется внимание не на активизацию слуха, а на развитие игровых движений и навыков ( чисто двигательные запоминания). Установлено, что слух играющих на темперированных инструментах (баян, аккордеон, фортепьяно) проявляют меньшую чувствительность к колебаниям звука, чем играющие на не темперированных инструментах (скрипка, виолончель, духовые инструменты). Это объясняется тем, что необходимость создания чистой интонации заставляет последних (скрипачей и т. д.) постоянно активизировать слух, тогда как у первых такой необходимости нет.
Усвоение нотного текста становится "зрительно - аппликатурным", а не "зрительно - слуховым".
То есть, при слуховом методе, управление игровым процессом осуществляется при ведущей роли слуха, при двигательном он (слух) - пассивный наблюдатель моторики. Особую опасность этот метод представляет на начальной стадии обучения игре на инструменте, ибо, как только перед учащимися открывается путь наименьшего сопротивления, психический процесс обязательно стремится направиться по нему и заставить его свернуть на путь наибольшего сопротивления становится задачей неимоверной трудности.
Таким образом, эти вышеизложенные обстоятельства заставляют многих педагогов обращаться к изысканию таких приёмов работы с учеником, которые способствовали бы его слуховой и умственной активности. Наиболее доступными и действенными, как уже подчёркивалось, являются игра по слуху, и транспонирование. И действительно, когда, например, баянист подбирает или транспонирует музыкальный материал по слуху, он производит слуховые действия значительно более сложные и многообразные, чем просто при разборе или воспроизведении нотного текста.
1.2.Последовательность развития слухо - двигательных представлений
«Музыкальный слух развивается лишь в процессе той деятельности, осуществление которой настоятельно требует проявление слуховых способностей» - пишет Л. Баренбойм.
Музыкальный слух состоит из 2 факторов - это мелодический и гармонический слух.
Основа мелодического слуха является ладовое чувство ( умение различать ладовые функции и тяготение к устойчивым звукам, прежде всего к тонике).
Анализ слуховых представлений подразделяется на 2 вида: ступеневые (опорные звуки лада) и интервальные (последование интервалов между последовательно воспроизведенными звуками).
Развитие ступеневых представлений - основа развития ладового чувства, а это основа музыкального слуха.
Гармонический слух формируется развитием мелодического слуха. Игра по слуху должно осуществляться на ладовой основе.
Усвоение звукоряда лада:
ощущение устойчивых ступеней
тоническое трезвучие и мелодическая линия от 1-5 нот вверх и вниз
первые шаги от 1-3 ступени
усвоение скачков в мелодии I, III, IV ступени.
На раннем этапе обучение игре по слуху мелодия должна быть без аккомпанемента, а на базе мелодического слуха следует развивать и гармонический. Вначале слуховое восприятие аккордов не обязательно связывать с теоретическими знаниями.
Говоря об учебном материале, следует отметить, что его художественность является необходимым условием в деле успешного развития слухо-двигательных представлений.
Психологи утверждают:"Что особенно нравится то, что легко и быстро воспринимается, и надолго удерживается в памяти". Репертуар для подбора по слуху - детские песенки, современные и народные песни – это лучший учебный материал.
ГлаваII. Методические основы обучения игре по слуху
2.1. Методы обучения игре по слуху в классе баяна, аккордеона
Многие представители музыкальной педагогики и психологи (Теплов, Щапов) рекомендуют начинать обучение на "инструменте не с нот, а с формирования слуховых представлений. Самая доступная форма проявления музыкально - слуховых представлений - пение. Поэтому первые шаги в развитии внутреннего слуха учащихся следует начинать именно с него. Следующий этап - подбор мелодий на инструменте – донотный период.
Задачи донотного периода: дать не только необходимые теоретические сведения и привить первоначальные игровые навыки, подав их в интересной, доступной для ребенка форме, но и сформировать самое главное — увлеченность музыкой, интерес к занятиям, желание трудиться.
Всё это осуществляется на основе игры с показа. Ученик не только слушает мелодию, но и смотрит за рукой, пальцами педагога. Они усаживаются с инструментами друг против друга и после пояснений о постановке руки и пальцев и простейших приемов звукоизвлечения, педагог исполняет отдельные звуки. Задача ученика найти этот звук и исполнить ровно и певуче ( в разных диапазонах, регистрах, длительности без счета, а затем и со счетом - знакомство с длительностями и нотной грамотой).
После освоения этого периода переход к простейшим мелодиям, педагог требует уже посадку, аппликатуру и самое важное вслушиваясь отыскивать звуковые сочетания. Усвоенная в классе мелодия подбирается от 2-х других звуков.
Работу с гаммами и упражнениями нужно начинать после донотного периода ( снижается интерес). Куда полезнее песни, построенные на ступенях гамм и арпеджио. Мелодии строящиеся на ступенях гамм и трезвучий позволяют осуществлять обучения позициозной игры ( без перекладывания и подкладывания пальцев). Это воспитывает аппликатурную организованность.
Позиция в игре на аккордеоне - группа нот на клавиатуре охватываемая кистью руки ( в пределах квинты, каждый палец остается на одной клавише в разных ладах). В дальнейшем диапазон расширяется благодаря игре через клавишу, трезвучья, повторения одной клавиши разными пальцами). Позиция в игре на баяне - при транспонировании мелодий аппликатура сохраняется независимо на какую клавишу ( белая или черная) приходится палец.
при транспонировании гаммообразных мелодий каждый палец на своем ряду 2 палец на 1 ряду, 3 палец на 2 ряду, 4 палец на 3 ряду.
арпеджио аппликатура не измена.
Очень важно в первоначальном этапе выбор правильного штриха, рекомендуется начинать с легато.
начинают с напевных мелодий, связное звучание
спокойное, мягкое движение пальцев способствует чувствованию клавиатуры.
в напевных мелодиях легче ощутить цезуру, мотив, фразу
плавное ведение меха (дыхание) подобно человеческому голосу.
Очень важно восприятие ритма зафиксировать слухом, а затем осмыслить.
Одновременно с подбором мелодии овладевают левой рукой, а затем и обеими. Сочетанием басов и аккордов для аккомпанемента правой руки. Незадолго до начала игры по нотам учащийся осваивает нотную запись и название клавиш.
В процессе донотного обучения учащийся приобретает все, что требуется для игры по нотам:
Зрительно - слуховое восприятие
Элементарную теорию
Элементарные игровые навыки
Усвоение музыкального материала с показа - важная часть донотного обучения ( не прикован к нотному тексту):
Педагог пример посадки, постановка рук, учащийся определяет участок клавиатуры для нахождения заданной интонации
Отсутствие зрительного контакта заставляет искать на слух нужный звук, слухо - двигательная взаимосвязь
Исполнение на уровне, точно ритм, ровно певуче
Легче овладевает навыками владения 2 руками
С окончанием донотного обучения меняется структура урока, на подбор по слуху уделяем всего 5-7 минут, но увеличиваются домашние задания.
Методика работы в младших классах ДМШ определяется образностью мышления. Теоретические формулировки необходимо вводить как можно неназойливо. Успешность урока - элементы игры.
Особое внимание к ритму, с него надо начинать подбор мелодии по слуху:
Простукивание ритмического рисунка
Первую фразу играет педагог, а вторую ученик
Первую фразу стучим реально, а вторую про себя ( этим определяем размер, доли, длительности).
Упражнение на усвоение мелодии:
определить количество фраз, есть ли повторение, движение мелодии
первую фразу играет педагог, а вторую ученик
первую фразу ученик поет вслух, а вторую про себя
первую фразу ученик поет, а вторую простукивает ритм и т. д.
Развитие музыкальной памяти:
1. Учащийся запоминает мелодию фразами, сосредотачивается на небольшом объеме с целью детального его схватывания слухом
2. Учащийся запоминает целыми периодами в общих чертах
В старших классах ДМШ музицирование более сознательное, опираясь на теорию. При выборе репертуара необходимо учитывать желания, возможности и способности учащегося.
Подбор опирается на теорию и знания сольфеджио (знакомство с интервалами - опираясь на знакомые песни, например м2, б2 - "В лесу прифронтовом" и " Во поле береза стояла", м3, б3 -"Тонкая рябина" и "Подмосковные вечера" и т. д.
Важная роль планирования урока - не допускать однообразие, оно ведет к утомлению. Урок - это 3 этапа:
объяснение нового материала
самостоятельно выполненное домашнее задание
контроль за качеством его выполнения
Целевые установки урока:
повторение ранее усвоенного ( по слуху и по нотам);
усвоение нового материала ( по нотам и по слуху);
знакомство с новым материалом ( чтение, разбор, анализ)
2.2. Практические рекомендации обучения игре по слуху на начальном этапе
Музыка – это временной вид искусства. Первое, без чего она невозможна – это ритм, в понятие которого и входит организация звуков и тишины во времени. Внутреннюю организацию ритма называют метром. Метр делит время на равные промежутки, образуя счетные доли и, самое главное, подразделяет эти доли на сильные и слабые.
Сильная доля с последующими слабыми группируется в такт, который ограничивается тактовой чертой. Размер такта показывает метрическую организацию в музыке. Он обозначается двумя цифрами: верхняя определяет количество долей в такте, нижняя – ритмическое значение доли, или, другими словами, её длительность.
Всё это детям будет проще усвоить, обратясь к тому, что всем близко – к словам. Начнём с имён: Коля, Маша, Ваня. Эти имена можно в нотах записать так:
Первая доля в такте всегда сильная, поэтому и ударный слог имён размещается вначале такта. Более сложные слова требуют другой записи. Например:
В слове солнышко и зёрнышко три слога, два последних из которых, как правило, произносятся быстрее, чем первый. Поэтому они и записываются по-разному. А вот что будет если ударение в слове приходиться не на начальный слог:
Имена Алексей и Тимофей записываются из-за такта, так как первые два слога безударные. Тем самым мы подошли к следующему понятию в музыкальной теории - затакт. Затакт – неполный такт в начале произведения.
Упражнения для закрепления пройденного:
Какие слова начинаются с первой счётной доли: ветерок, птицы, улитка, дождик, сокол?
Соедините цветными линиями отрывки из песен и подходящий для них ритмический рисунок.
Напишите ритмический рисунок на следующее четверостишие:
Барыня, барыня,
Сударыня – барыня,
Барыня, барыня,
Барыня – сударыня!
Далее задание усложняется, так как кроме ритма надо определить движение мелодических звуков и воспроизвести их на инструменте. Начнём с коротких мелодических попевок. Наверное, все знают весёлую мелодию слов народной песни «Калинка»: «Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!»
Подберём ритм к этой мелодии. Определим размер. Попробуем ритм слов уложить в такты, помня о сильных и слабых долях. Определим наиболее акцентируемые слоги слов и напишем их под сильными (первыми ) долями такта. Простучим сложившийся ритм по столу.
Далее попробуем схематически нарисовать движение мелодических звуков:
Найдём в мелодии повторяющиеся элементы. Далее, не выходя из диапазона первой октавы, подберём песенку на инструменте. Начинаться песня будет с ноты ля.
Таким же образом попросим ученика подобрать другую знакомую ему песню. Например: «В траве сидел кузнечик», «Маленькой ёлочке» и т.д.
Предлагаемые мелодии выучить наизусть. Результат будет лучше, если с игрой на инструменте пропевать выученные мелодии, как нотами, так и со словами песен. Играть выразительно, хорошим певучим звуком.
Подбор аккомпанемента
Готовый аккорд - одно из преимуществ баяна и аккордеона перед другими инструментами. Благодаря готовой системе простейший аккомпанемент освоить достаточно легко, но вначале необходимо разобраться в принципе построения левой клавиатуры.
Практически любую песню можно уложить в три аккорда, построенных на главных ступенях лада: Т –тонический аккорд, построенный на I ступени лада, S – субдоминантовый аккорд, построенный на IV ступени лада, D - доминантовый аккорд, построенный на V ступени лада. Чередование этих аккордов формирует гармонию аккомпанемента песен.
Левая клавиатура баяна (аккордеона) устроена так, что кнопка тоники окружена доминантой и субдоминантой. Доминанта находится всегда выше, а субдоминанта - ниже. Например, если тоника будет до, то выше – доминанта соль, а ниже субдоминанта фа; если тоника будет соль, то уже до будет субдоминанта, а доминанта – ре. Поэтому, при подборе нужного баса и аккорда, не требуется больших скачков на левой клавиатуре, что очень удобно.
В зависимости от лада тонические и субдоминантовые аккорды могут быть мажорными и минорными. Доминантовые аккорды, как правило, всегда мажорные.
Почти все популярные песни и танцы имеют типичное сочетание гармонических функций: T-D-T, T-S-T, T-S-D-T, что позволяет выявить стереотипы аккомпанемента, чтобы в дальнейшем с лёгкостью применять их при подборе по слуху. Разберём несколько таких схем:
В первой схеме T-D-T используются мажорные аккорды с соответствующим тоническим или доминантовым басом. Вторая схема t-D-t ( минорные аккорды всегда будут записываться строчными буквами ) показывает вариант игры в минорной тональности. В оставшихся двух схемах показывается вариант исполнения аккомпанемента в мажорных ( T-S-D-T) и минорных ( t-s- D-t) тональностчх. Варианты сочитаний баса и готового аккорда могут быть самые различные.
Для закрепления пройденного подобрать аккомпанемент к ранее выученным песням.
Заключение
За последние десятилетия сформировались различные системы, связанные с новым подходом к воспитанию детей в музыкальных школах. Сейчас всё большее внимания уделяется развитию музыкально- творческих способностей учащихся, одна из которых умение подбирать по слуху. Если дети научились подбирать мелодии и сопровождение к ним по слуху, аккомпанировать себе, то эти умения обязательно будут востребованы на любых школьных или семейных праздниках, а так же в дальнейшей жизни учащихся.
При этом развиваются музыкальные способности: - мелодический и гармонический слух; - приобретаются навыки транспонирования; - логическое мышление; - улучшается ориентировка на клавиатуре.
Занимаясь гармонизацией мелодий, учащиеся более осмысленно подходят к разучиванию музыкальных произведений по специальности, лучше запоминают их наизусть, свободнее ориентируются в музыкальной форме, смене тональностей, что, несомненно делает процесс музыкального воспитания учащихся более плодотворным и разнообразным. Когда ребёнок видит, что благодаря своим музыкальным достижениям он может доставить удовольствие родным, друзьям, он становится интереснее в их глазах, у него растёт чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность, у него появляется уверенность в себе. Итак, занимаясь подбором по слуху, мы выполняем задачу - приблизить обучение игре на баяне запросам детей и их родителей, чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни. Наша общая цель воспитывать любителей музыки, умеющих играть на музыкальных инструментах.
Список литературы
1. Бажилин, Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Учебно-методическое
Пособие. – М.: В. Катанский, 2004 г.
2. Бажилин, Р. Н. Самоучитель игры на баяне /аккордеоне. Подбор послуху. Импровизация. Аккомпанемент песен: Учебное пособие – М.:
В. Катанский, 2002.
3. Мотов, В.Н. Простейшие приёмы варьирования на баяне или
аккордеоне. – М.: Музыка, 1989. 4. Шахов, Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе
баяна: Учебное пособие. - М.:Владос, 2004.