КОНСПЕСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
жи-ши, ча-ща, чу-щу
Тема: Написание букв и, а, у после шипящих (повторение).
Цели:
Образовательная:
- в форме творческих заданий тренировать навык написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.
Развивающие:
-на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, графически обозначать её;
- развитие устной речи, воображения, смекалки, орфографической зоркости;
- развитие познавательной активности учащихся.
Воспитательная
- продолжить работу по формированию интереса учащихся к предмету;
-воспитать дружеские взаимоотношения при совместной работе .
Здоровьесберегающая
- создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
·. Актуализация знаний.
Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Тихо девочки за парту сели,Тихо мальчики за парту сели,На меня все посмотрели.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Позвольте наш урок начать с притчи.
Притча о бабочке.
Ребята, вы поняли, к чему я это сказала? На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, у каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках.
Девиз урока: Всё разведать, всё узнать, лёгких тропок не искать (Слайд)
Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у].
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.
1 7 2 3 3
Работа в группах (правила)
Разминка.
Как называется густой лес, заросли? ( Слайд)
а) чаща б)опушка в)аллея г) проталинка
2.Какую форму имеет планета Земля? (Слайд)
а) круг б) квадрат в)шар г) куб
3.В кого не превращался царь Гвидон? ( Слайд)
а) в комара б)в щуку в)в шмеля г)в муху
4.Какие животные не водятся в наших лесах? ( Слайд)
а) зайцы б)лисы в)белки д) жирафы
5. Какая из этих птиц умеет хорошо летать?
а) пингвин б)страус в) щурок г) страус
Слова- отгадки ( Слайд)
а) чаща б) шар в)щука г)жираф д) щурок
Оцените свою работу.
- Какое слово оказалось новым незнакомым? (Щурок.)
- Обратимся к электронному толковому словарю С.И. Ожегова, который находится в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» (Слайд 10).
Щур – небольшая северная лесная певчая птица семейства вьюрковых с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Уменьшительно – щурок.
Назовите звуки с которых начинались слова-отгадки.(Слайд) (Слова-отгадки начинались со звуков [ч], [ш], [щ], [ж].
- Какие это звуки? (Согласные, шипящие)( Слайд)
–Почему эти звуки требуют к себе особого внимания? (Рядом с их буквами находится опасное место.)
Эти согласные требуют особого внимания к себе со стороны гласных: с одними гласными дружат, а других просто никогда к себе не подпускают.
– Сформулируйте тему урока на основе записей на доске.
Тема урока: Упражнение в написании слов с буквами И,А,У после шипящих. ( Слайд)
-Давайте поставим цели урока. Что мы сегодня будем делать на уроке?
(Повторить правило написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и распознавать эти орфограммы в словах) (Слайд)
Посмотрите на название параграфа 13 стр.111 над кадром киноплёнки и сравните со своей формулировкой.
– Что в названии параграфа является для вас новым? (Орфограмма.)
– С этим понятием мы будем знакомиться на следующем уроке. А сегодня вспоминаем то, что знаем.
_
·
·I. Развитие умений – применение знания.
1 3 4 3 1
Наблюдение над написанием буквы и после шипящих [ж] и [ш].
Стр.111 Упр.163
Работа в парах. (Слайд )
Дети повторяют правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- У кого оказались хорошие ученики?
- Я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать.
Голова огнём горит, (Слайд )Тело тает и сгорает.Я полезной быть хочу:Лампы нет – я посвечу. (Свеча.)
- Какие орфограммы встретились в слове?
- Безударная гласная в корне. Как проверить безударную гласную?
- Гласные после шипящих ЧА.
- Запишем слово, подчеркивая орфограммы.
- Посмотрите внимательна на картинку, есть ли ещё слово по нашей теме. (Шишка.)
- Давайте запишем его, подчеркнём орфограмму.
- Слушайте следующую загадку (Слайд ):
Эти маленькие крошкиРады даже хлебной крошке,Лишь зажгутся фонариВ норке прячутся они. (Мыши.)
- Орфограмма? Запишем слово, подчеркивая орфограмму.
- Посмотрите, нет ли здесь слов на такую же орфограмму? (Чайка.)
- Давайте запишем слово, подчеркивая орфограмму.
Загадка:
У неё во рту пила. (Слайд )Под водой она жила.Всех пугала, всех глотала,А теперь в котёл попала. (Щука.)
- Запишем слово, подчеркивая орфограмму
- Посмотрите, нет ли здесь слов на такую же орфограмму? (Ёршик.)
- 2 значения – речная рыба с колючими плавниками, щётка для чистки бутылок.
- Запишем слово, подчеркивая орфограмму.
- Какие правила мы повторили? (ЧА, ШИ, ЩУ.)
Оцените свою работу.
Индивидуальная работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.
-Возьмите карточки. Выберите уровень: красный - сложнее, зелёный –легче, синий- самый лёгкий.
1 уровень
Списать, вставив пропущенные буквы.
Встреч, пуш...нка, ччело, угощать, бежт, груш, кувшн.
2 уровень
Запишите, раскрывая скобки.
Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж),душистые (ландыш), я ( молчать).
3 уровень
Спиши, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.
Малыш ходили в рощ там озеро у берега качлись камыш над водой летали чйки и стриж
Проверка (Слайд)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
·V. Итог урока.
4 4
– Давайте подведём итог.
-Чему научились?
-Что нового узнали?
-Все ли цели достигли?
Правила в стихах.(Слайд)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- Оцените свою работу.( На доске)
V. Домашнее задание.
Упр. 164. стр.112
Деятельность учеников
– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.
– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.
© ООО «Баласс», 2012
13 PAGE 14215
Рисунок 2Рисунок 3Заголовок 315