Обобщение опыта работы над методической темой: Использование проектной методики, как условие развития творческой активности школьников в условиях перехода на ФГОС ООО
Обобщение опыта работы над методической темой «Использование проектной методики, как условие развития творческой активности школьников в условиях перехода на Федеральные стандарты Основного Общего Образования»
У известного педагога В.М. Неменского я нашла следующее высказывание:
«Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. Но можем ли мы их….научить счастью?»
Невероятно? Но, если вдуматься – возможно!
Дать возможность ребенку испытать счастье творческого труда. Результатом которого может стать шаг вперед в том деле, за которое взялся - задача современного учителя технологии.
В ходе своей педагогической деятельности, на уроках технологии, я столкнулась со следующими проблемами:
Отсутствие внутренней мотивации у учениц или работа по шаблону (выполняют задания ради оценки, нет стремления к самосовершенствованию);
Низкая творческая активность;
Страх перед практической деятельностью.
Наиболее эффективно эти проблемы решаются путем организации целостного учебно-воспитательного процесса, технологической подготовки учащихся с использованием современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения.
На протяжении четырёх лет работаю над методической темой:
«Использование проектной методики, как условие развития творческой активности школьников в условиях перехода на Федеральные стандарты Основного Общего Образования»
Цель: Создание условий для развития творческой активности школьников в процессе проектной деятельности.
Задачи:
1.Развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творчески способностей.
2.Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно – исследовательской деятельности.
3..Формирование социально обоснованных ценностных ориентаций.
Актуальность:
С повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся стала особенно актуальной. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей и интересов. Большие возможности для развития творческой активности создает проектная учебная деятельность. Наиболее благоприятные условия для осуществления такой деятельности имеет образовательная область «Технология».
Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика ответственным и целеустремленным.
Программа по технологии выстроена на основе проектного обучения.
Класс Разделы программы
Кулинария Создание изделий из текстильных и поделочных материалов Творческое проектирование
тип название тип название тип название
5 творческий
групповой «Празднич-ный стол».
Сервировка стола. творческий
индиви-
дуальный «Фартук» творческий
индиви-
дуальный «Подушка-подружка»
6 информаци-онныйгрупповой «Сколько весит рюкзак туриста»
Приготовле-ние обеда в походных условиях информационно-творческий
индиви-дуальный«Узоры на ткани».
Свободная роспись по ткани. информационно-творческий
групповой «Бумажное чудо» (папье-маше)
7 групповой «Вкусная красота» Сладкие блюда. Десерты. информационно-творческий
индиви-дуальный«Валялки» (техника сухого валяния)
Рукоделие.
Художественные ремесла. социально-значимый
групповой «Подарок детскому саду»
( комплект для дежурных по столовой)
8 исследова-тельский
индиви-дуальный «Куклы из бабушкиного сундука» Рукоделие. Художественные ремесла. Кукла. информа-ционныйиндиви-дуальный«Комплект детской одежды»
Вязание на спицах.
9 информаци-онный
«Блюда национальной кухни» исследова-тельский
групповой
«Создание изделий из нетрадиционных материалов» социально-значимый
«Родники моей Родины»
«Спортивная площадка»
По предложенной вашему вниманию таблице можно проследить, что при изучении основных разделов программы, ученицы осваивают элементы проектной деятельности. Это помогает создавать собственные проекты при изучении раздела «Творческое проектирование».
5 класс. В проектной деятельности отрабатываю умения ставить цель и определять задачи. Преобладают проекты творческого типа. Индивидуальные, выполненные на репродуктивном уровне.
9 класс. Учу выдвигать гипотезу. Выполнять исследования. Делать выводы. Создавать изделия, используя опыт, знания и умения, работать в разных техниках, применять различные инструменты, приспособления, анализировать потребность в данных работах. Имеют место проекты социально-значимые, выполненные группой учениц или индивидуальные на творческом уровне.
Особое внимание уделяю социально-значимым проектам.
Такого рода проекты способны выполнять не все ученицы. Лишь те, которые в овладели определенными умениями и навыками, не затрудняются при выполнении основных этапов проекта, способны исследовать социальные проблемы.
Шестиклассницы, решив сделать подарок детскому саду, в который ходили сами, выяснили потребности детей старшей группы: шторы для детской спальни, ящик для хранения игрушек, фартуки для дежурных детей.
Разработали проект «Фартуки для малышей». Получилась яркая, интересная работа. Фартук, колпак и полотенце для мальчика, фартук, косынка и полотенце для девочки. Яркие ткани, творческое отношение к разработке моделей помогли достичь отличного результата и благодарности от администрации детского сада «Рябинка».
Предложили нам проект
Эх, труднее дела нет!
Всё продумать,
Всё успеть,
Подготовит , сшить, надеть!
Сели думать, как нам быть?
Чтоб такого сотворить?
Может быть помочь приютам?
Или садикам уютным?
Было много идей разных,
Из них выбрали одну:
Детским садикам поможем,
Порадуем мы детвору!
Цель поставили
Решили, чтобы знанья закрепить
Мы сошьём, то, что умеем!
Но, сумеем удивить!
Желая попробовать свои силы в выполнении социально-значимых проектов, в содружестве с коллегами и ребятами-старшеклассниками приняли участие в городском экологическом конкурсе «Родники моей Родины». В рамках этого конкурса ребята выполнили эскиз благоустройства зоны родника. Следующим этапом стал проект по восстановлению городской спортивной площадки в районе Дома техники под названием «Назад в будущее» Защищали проект на фестивале детских экологических проектов стихами, переделав всем известного поэта:
Вот дом, который построил наш комбинат
А это землица, на которой площадка для спорта ютится
Возле дома, который построил наш комбинат
А так будет выглядеть отдыха зона,
В ней клумба, фонтан и много азонаПо плану, который придумали наши ребята
Которые знают, как деды когда то
Любили резвиться на этой землице,
Возле дома, который построил наш комбинат
С большим увлечением мои девочки работали над исследовательскими работами «Куклы из бабушкиного сундука» и «Кукла, как часть души мастера». Свои проекты они представили на городском конкурсе «Умники и умницы» и областной научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее».
Интересные творческие проекты – победители городских и призёры областных олимпиад «Весеннее настроение», в котором представлен ансамбль изделий выполненных в техниках вязания спицами и крючком, «Волшебные шкатулки» в технике фелтинг (сухое валяние). Элементы шкатулок съёмные, они одновременно могут быть аксессуарами и панно. Я могу приводить ещё много примеров проектных работ моих учениц. Ни одна из них не выполнена по образцу. В основе каждой лежит оригинальная идея….
Казалось, что с введением новых стандартов существенно менять ничего не придётся. Потому, как система работы по методу творческого проектирования выстроена и даёт свои положительные результаты….
Но не давало покоя то, что основная масса детей пасует перед трудностями. Даже способные ученицы не верят в свои силы! Проблема развития творческой активности решалась не так скоро, как хотелось бы!
Большую роль в работе над методической темой сыграли курсы повышения квалификации и работа в городском методическом совете над темой
«Информационно-методическое обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС нового поколения» Неоценима роль коллег нашего методического объединения. Учась и обмениваясь опытом, используя методическими рекомендациями Натальи Владимировны Синицы, соавтора УМК по технологии, стала включать в свои уроки приёмы направленные на развитие навыков проектирования:
Упражнения на поиск новой оригинальной идеи
«Фантазия и реальность»
Экспресс-исследованияСоставление диаграммы «Паучок»
Рефлексию «Сундучок»
Класс Разделы и темы Формы и методы Компетенции
5 класс Создание изделий из текст. и поделочных материалов Упражнения.
Учебно-практические работы.
Творческие и проектные работы.
Игровые формы.
Эвристический урок.
Игровое проектирование.
-формирование социально-трудовой компетенции уч-ся;
-культурно-эстетической компетенции или общекультурная
Творческое проектирование личностно- саморазвивающий рефлексивной или личностного самосовершенствования
Технология ведения дома становление и формирование культурно-эстетической компетенции
9 класс Технология обработки ткани «Мозговой штурм»
Метод агглютинации
Творческие работы и проектные работы.
Метод исследования.
Деловая игра. Целостно-смысловые
Социально-трудовые
Коммуникативные
Личностного самосовершенствования
Общекультурные Учебно-познавательные
Информационные
Профессиональное самоопределение Основы проектирования. Художественная обработка материалов. Приведу примеры использования этих упражнений на своих уроках:
Упражнения на поиск новой оригинальной идеи провожу как на уроках подготовки к проектированию, так и во время выполнения проекта.
Предлагаю нарисовать все возможные варианты изделия и кратко пояснить характерные особенности.
Важно, чтобы дети работали быстро и сидели на расстоянии друг от друга.
Меня порадовал всплеск творческой активности!
Предлагаю вашему вниманию работы учениц 6 класса:
Подушка – «Настроение» Радуга с облаками и тучками, которые отстёгиваются (видимо, в зависимости от настроения хозяйки)
Подушка- «конфета»
«Корона» и подпись: «Представь себя принцессой»
«Печенюшка» Голодно и одиноко? Обними подушку…
Подушка «Телефон» Мягко и недорого!
Детям было предложено сделать наброски подушек. Ищем самую оригинальную идею! Меня очень радует, когда ребёнок подписывает: «Хочу такие сшить!»
Сложно бывает научить детей составлять дизайн-спецификацию изделия (Перечень основных характеристик изделия) На помощь приходит диаграмма «Паучок»
Представляю вашему вниманию проектные изделия «Топинарии». На примере нескольких из них продемонстрирую разницу в диаграммах.
Первый вариант: не значительно выигрывая в эстетике, сильно проигрывает в себестоимости. Второй вариант не менее очаровательный и значительно менее затратный. Кстати, топинарии выбраны мной для мини- проекта не только потому, что они нравятся девочкам, а в значительной степени потому, что создавая их ученицы знакомятся с такими материалами, как алибастр, горячий клей, пенопласт и множесвом материалов для декора, которые каждая девочка выбирает самостоятельно.
Безумно нравятся ученицам уроки моделирования одежды. В них включаю упражнения «Фантазии и реальность». В первом случае рисуем модели для сказочных персонажей. Нереальные! Во втором - реальные. На профессиональном языке это звучит так: «От кутюр» и «Пред а порте»
Играя в художников-модельеров, девочки не заметно для себя начинают оценивать свои возможности, представлять изделие в ткани, задумываться об удобстве и комфорте потребителя.
Кратко, на одном примере, покажу, как идея спровоцировала проблему, проблема- экспресс-исследование. Готовясь ко дню учителя, решили сделать яркий подарок! В осенний день – подарить учителям частицу лета! Быстро. Дёшево! Красиво! Вырезали нужные части пластиковых бутылок и встретились с проблемой. Выпрямить скрученный бутылочный пластик оказалось не просто! Свои исследования записали в таблицу. А это наши бабочки!
Так же не заметно для себя, выполняя творческое задание по созданию коллекции тканей, девочки исследуют свойства тканей (сминаемость, сыпучесть, прочность ит.д.)
Пользуясь методическими рекомендациями Нат Влад Синицы провожу рефлексию. Автор назвал этот приём «Сундучок». Предлагаю ответить ученицам на вопросы. Позвольте зачитать вам несколько ответов:
«На уроке было здорово, жаль, что он быстро закончился».
« На уроке было сложно, но у меня всё получилось и на душе радостно»,
«У меня появилась мечта стать художником-модельером»,
«Домашние задания, мне кажется, не нужны. Всё ясно и понятно. Я люблю технологию!»
«Я хочу стать учительницей технологии»
« Я хочу научить в будущем свою дочку, делать красивые вещи»
Уроки, с творческим акцентом помогают преодолевать страх у пятиклассников перед практической работой по раскрою фартука. Портняжные ножницы кажутся огромными, ткань дорогая! Мы научились выходить из положения! Первые фартуки девочки кроят из ярких целлофановых пакетов, клеёнки. Режется легче. Испортить не жалко!. Так получилась целая коллекция фартуков и так понравилась моим ученицам, что решили продемонстрировать её на городском фестивале детского творчества. Так мои пятиклашки узнали слово «Дефиле».
Давно в школе существует вокальная группа из шести красавиц-девчонок. Вот только выступают они на сцене в школьной форме. «Штурм идей», Наброски, «Паучок» Экономический расчёт и принято решение – быть ярким концертным юбкам!
«Модельеры» постарше рисовали свои художества на бумаге и не заметили, как перешли на одежду)). Получилось две коллекции футболок «Лето» и «Ностальжи».Воплощали идеи в жизнь всем «Театром мод»! Кто-то помогал вырезать трафареты, кто - то приклеивал стразы…
Спешили представить своё мастерство на городском фестивале «Творчество. Традиции. Современность». Мне очень приятно, что городское методическое объединение учителей технологии – это союз единомышленников, ярких, самобытных, творческих людей! При поддержке методического ресурсного центра, управления образования, мы смогли организовать ПРАЗДНИК ТВОРЧЕСТВА для наших ребят. Фестивалю уже 7 год. Он многогранен и включает в себя творческое представление проектов, демонстрацию моделей одежды, шляп, сумок, выставку работ детского творчества и мастер – классы для детей, на которые с удовольствием бегут учителя. Мы учимся друг у друга.
Подготовка к фестивалю значительно активизирует творчество детей! В первом фестивале приняли участие 13 моих учениц, в фестивале этого года – 22.
Мы с ребятами и коллегами – единомышленниками давно и с удовольствием сотрудничаем с городской библиотекой, принимая участие в конкурсах «Рукописная книга». Перед вами книга-победитель 7 международного конкурса 2014 года. «Нам мир завещено беречь»
Работы моих учениц участвовали в выставках на базе городской детской библиотеки.
Множество восторженных отзывов слышат ребята о ёлках, которые приносят в экологический центр, участвуя в акции «Сохрани Ёлочку!»
Такая НОВАЯ проектная деятельность объединила и активизировала гораздо большее количество учащихся, чем прежде! А значит - цель достигнута!
Проекты моих учениц отмечены грамотами конкурсов и олимпиад.
Оцениваю работу учениц на протяжении всего процесса проектирования, что позволяет проследить ученице собственное продвижение от оценки своей работы к обоснованию своих решений и результатов. Для объективного оценивания работы над проектным заданием разработала оценочный лист. На слайде оценочный лист изготовления швейного изделия.
Для успешной работы по методу проектов необходимо оценить отношение обучающихся к творческому проектированию.
Провожу мониторинг используя опросник Джонсона, адаптированный Еленой Евгеньевной Туник:
Анализ готовности обучающихся к творческому проектированию (заполняется учителем).
Инструкция: напротив выбранного суждения учитель ставит оценку (2 – высокий уровень; 1 – средний; 0 – низкий).
№ Ф.И. ученика Лидерские способности Способности к самообучению Сформированности навыков исследовательской деятельности Владение навыками коммуникации Уровень творческих мыслительных процессов Способность к самооценке Способность работать в группе
беглость гибкость оригинальность Способность к детал. разработке
Анкета для обучающихся «Мое отношение к творческому проектированию»
Ф.И. ____________________________ класс ________________
Инструкция: напротив выбранного суждения поставь оценку (2 – это про меня; 1 – я не уверена; 0 – это не про меня).
Мне нравится работать в группе Я понимаю задачи, поставленные учителем Я люблю такие уроки С удовольствием иду на урок После урока продолжаю обдумывать решения Мне интересно узнавать новое Я хорошо представляю конечный результат Мне нравится придумывать и изобретать Мне комфортно на уроке Мне интересно найти неожиданное решение проблемы
Сводная таблица результатов.
Фамилия, имя 8Б класс 5Б класс
самооценка оценка учителя уточненный
результат самооценка оценка учителя уточненный
результат
1.Арлашина Ира 13 10 П11 10 П2.Глушкова Анна 12 10 П10 10 П3.Денисова Елена 16 16 А 13 13 А
4.Зинковская Даша 9 9 Б 6 9 Б
5.Коржова Катя 14 14 А 11 13 П6.Кривошеева Настя 13 12 П11 11 П7.Мельникова Александра 14 14 А 13 13 П8.Осипова Анна 15 15 А 14 14 А
9.Пампуха Ксения 15 14 А 13 12 П10.Раскатова Елена 15 14 А 12 12 П11.Сесюра Мария 16 16 А 13 12 П12. Чурина Вика 12 12 П9 10 Б
Тип отношения к урокам творческого проектирования.
14-16 баллов – активно положительный10-13 – положительный
8-9 – безразличный
5-7 – отрицательный
0-4 крайне отрицательный Результаты мониторинга:
5 класс
Активно-положительный -2 обучающихся;
Положительный- 8 обучающихся;
Безразличный- 2 обучающихся;
Отрицательный- 0;
Крайне отрицательный- 0.
8 класс
Активно-положительный -7 обучающихся;
Положительный- 4 обучающихся;
Безразличный- 0 обучающихся;
Отрицательный- 0;
Крайне отрицательный- 0.
Динамика отношения обучающихся к творческому проектированию.
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
5 класс
8 класс
БезразличныйПоложительныйАктивно- положительный
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
5 класс
8 класс
Безразличный
Положительный
Активно- положительный
Тип активно-положительного отношения к творческому проектированию возрос с 15% до 60%.
Тип безразличного отношения уменьшился с 20% до 0
Это произошло не сразу… Лишь к 7 классу.
Положительная динамика прослеживается и при анализе результатов обучения за год.
У проектного метода масса достоинств. Можно с уверенностью сказать, что проектное обучение, направленное на развитие творчески активной личности, поможет сформировать поколение творцов, умеющих превращать свои мечты в реальность. А самое главное- поколение умеющих быть счастливыми.
Вывод: в качестве показателей сформированности различных компетенций выступают знания, умения, эмоциональные отношения, применение полученных знаний в социальной среде. Результаты диагностики подтвердили существенные позитивные изменения в уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся: произошло изменение и расширения объектов компетенций; увеличилось количество и качество освоенных учеником элементов компетенций.