Классный час для старшеклассников к Дню Знаний Энциклопедия знаний
МБОУ «Киземская СОШ»
Социальный педагог школы Никанорова Анна Гавриловна
Сценарий Дня Знаний
«Энциклопедия школьной жизни»
(для учащихся 11 класса).
После общешкольной линейки одиннадцатиклассники заходят в класс и рассаживаются в две команды. Роль ведущего исполняет классный руководитель.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Вот и наступил последний учебный год. Он не обещает быть лёгким, как и все предыдущие годы. Но без сомнения, это будет особенный и очень волнительный год. Последний в вашей школьной биографии. У многих из вас впереди ещё не один год учёбы – в институте, техникуме, но это уже совсем другая история. Я же вам предлагаю сейчас оглянуться назад и вспомнить все те годы, что вы провели в стенах этой школы, надеюсь, любимой. А плодом наших воспоминаний станет "Краткая энциклопедия школьной жизни". Ведь кому, как не вам, одиннадцатиклассникам, знать, что такое школьная жизнь! Ну что, готовы?
Одиннадцатиклассники. Готовы!
Ведущий. Тогда предлагаю экспертам школьной жизни разделиться на две научные команды.
Дабы не затягивать процесс деления на команды, ведущий может это сделать самолично, например, по половому или по географическому признаку. Ведущий. И начнём мы нашу работу по составлению энциклопедии с определения некоторых школьных понятий.
Конкурс «Школьный словарь»
Конкурс состоит из двух этапов.
На первом этапе ведущий зачитывает подросткам "каверзные" определения и просит их сказать, о чём идёт речь. Отвечает тот подросток, который первым поднимет руку.
Определения:1. Школьный абориген, о ковёр которого лучше не вытирать ноги. (Директор)
2. Самый "тёртый калач" в школе. (Выпускник, одиннадцатиклассник)
3. Пропуск на волю, подтверждающий отсидку 11-летнего срока. (Аттестат об окончании средней школы)4. Место, у которого можно и ответить (в том числе за "базар"), и получить (в том числе по шее). (Доска)5. Урок, во время которого можно на законных основаниях подцепить вирус или поймать глюк. (Урок информатики)6. Красная цена знаний нерадивых учеников. ("Двойка")7. Непродолжительная, но регулярная "расслабуха". (Перемена)8. Место, где едят то, не знаю что, и запивают тем, не знаю чем. (Столовая)9. Место, из которого во время урока можно выудить часть лиц, не достающих на нём. (Столовая или туалет)10. В нём можно найти всё, что угодно, даже остатки прошлогоднего завтрака, но только не то, что необходимо для учёбы. (Рюкзак, портфель)11. Главный звеняще-вибрирующий раздражитель учителей на уроке. (Мобильный телефон)12. Любимая всеми возрастами одежда, часто потрёпанная и дырявая, неофициально ставшая школьной формой, причём не только среди учеников, но и среди учителей. (Джинсы)Чтобы справиться с этим заданием, старшеклассникам придётся проявить не столько эрудицию, сколько смекалку и чувство юмора.Вторая часть конкурса заключается в том, что каждая команда должна за 5-10 минут придумать свои определения для школьного словаря и предложить их команде-сопернице.
Конкурс «Школьные ассоциации»
Ведущий предлагает обеим командам 2 одинаковых набора карточек: один – с реалиями школьной жизни, второй – с крылатыми выражениями. Задача команд – найти между ними соответствия, то есть подобрать к каждой реалии крылатое выражение, которое наиболее точно и остроумно выражало бы её суть. Конкурс продолжается до тех пор, пока обеими командами не будут найдены все соответствия. После этого капитаны команд зачитывают свои варианты вслух.
Примеры ассоциаций:1. Дорога в школу – "Звериной тропой"2. Дорога из школы – "Светлый путь"3. Завхоз – "Скупой рыцарь"4. Классный руководитель – "Укротительница тигров"5. Класс – "Беспокойное хозяйство"6. Классное собрание – "Много шума из ничего"7. Родительское собрание – "Суд народов"8. Выпрашивание денег у родителей – "Хождение по мукам"9. Кабинет до уборки – "На графских развалинах"10. Кабинет после уборки – "Поднятая целина"11. Массовый опрос – "Молчание ягнят"12. Ответ у доски – "Репортаж с петлёй на шее"13. Классное сочинение – "Записки сумасшедшего"14. Отличник, получивший плохую отметку, – "Не всё коту масленица"15. "Двойка" за подсказку – "Горе от ума"16. Вызов на педсовет – "Укрощение строптивого/строптивой"17. Буфет – "Доходное место"18. Гардероб – "Куликовская битва"19. Дискотека – "Ярмарка невест"20. Воскресенье – "Луч света в тёмном царстве"
Конкурс «Иллюстраторы»
Ведущий. Для нашей энциклопедии понадобятся иллюстрации. Приглашаю по два "художника" от каждой команды. Им предстоит проиллюстрировать энциклопедическую статью "Учитель начальных классов".
"Художники" одной команды обсуждают между собой, что они будут рисовать. Изображение не должно быть слишком сложным, так как рисовать придётся с закрытыми глазами. После этого каждой паре необходимо решить, кто из них будет рисовать, а кто – объяснять, что рисовать. Первому игроку завязывают глаза, дают в руки фломастер и подводят к доске, на которой висит лист ватмана. Второй игрок внимательно следит за тем, что рисует его товарищ, и словами подсказывает ему, в каком направлении вести фломастером.Данный конкурс выполняется на время, что добавляет ему остроты.
Конкурс «Реклама – двигатель учёбы»
Ведущий. Ответьте-ка мне, пожалуйста, на следующий вопрос. Как называется наука о том, кто, когда, зачем, почему и во что нам всё это встало?
Ответ – история. Ведущий. Если зелёное или дёргается, то это изучает… Старшеклассники. Биология! Ведущий. Если дурно пахнет, то… Старшеклассники. Химия! Ведущий. А если не работает, то… Старшеклассники. Физика! Ведущий. А какой новомодный предмет призван научить, "как стать миллионером"?
Старшеклассники. Экономика!
Ведущий. Великолепно! Вы схватываете самую суть школьных предметов! Видно, не зря провели в стенах средней школы 10 лет! И вот вам следующее задание – придумайте завлекающую рекламу для основных школьных предметов. Излишне говорить, что не все ученики одинаково ретиво вгрызаются в гранит науки. Немало и таких, кто стремится увильнуть от учёбы. Ваша задача – убедить последних, что рекламируемый вами предмет не только нужен, но и очень интересен.
Ведущий предлагает старшеклассникам подготовить короткие рекламные тексты по основным школьным предметам: литературе, русскому языку, математике, истории, физике, химии, биологии, географии, информатике, физкультуре, иностранному языку, ОБЖ. При создании роликов можно пользоваться "шпаргалками" – цитатами из известных телевизионных роликов, которые ведущий раздаёт командам. В качестве шпаргалок лучше использовать нейтральные цитаты, которые, при желании, можно применить к чему угодно. Например, такие:
Лучше, чем деньги! Жизнь в твоём вкусе. Почувствуй разницу! Для тех, кто и вправду крут. Не просто, а очень просто. Имидж – ничто, _____________ – всё! Время выполнения задания – не более 10 минут.
Конкурс «Дневниковые записи»
Ведущий. Скажите мне, ребята, как называется канцелярский предмет, моментально пропадающий куда-то при каждом требовании учителя положить его на стол?
Старшеклассники. Дневник!
Ведущий. Ну, кто бы сомневался! И даже можете объяснить, почему он всегда мистическим образом пропадает?
Подростки отвечают.
Ведущий. Так дело всё в этих маленьких циферках и безобидных записях?! Господа, ну не мне вас учить, как вывести "двойку" или исправить гневную запись! Как-никак одиннадцатый класс! Кстати, о дневниковых записях… Ведущий раздаёт командам листочки с записями, типичными для школьных дневников. Задача команд – переделать записи таким образом, чтобы они приобрели противоположный смысл: не ругали, а хвалим ученика. Например: упрёк "Опоздал на урок" одним росчерком пера легко превратить в похвалу "Ваш сын ни разу не опоздал на урок! Молодец!"; а гневное "Нет домашнего задания!" не составит труда переделать в победное "Нет такого домашнего задания, которое бы не сделала ваша дочь!". Время выполнения задания – 5 минут, после чего ведущий собирает листочки и зачитывает самые смешные и остроумные варианты переделанных записей.
Конкурс «Объяснительная»
Ведущий. На что у каждого порядочного ученика найдётся тысяча и одна причина? Одиннадцатиклассники перечисляют наиболее частые случаи, когда им приходится оправдываться перед учителями (например: опоздание на урок, прогул, разбитое стекло, сломанный стул и пр.).
Ведущий. А теперь представьте себе ситуацию, что вы три дня подряд опаздываете в школу. Классный руководитель просит вас написать объяснительную записку. Ваша задача написать самую фантастическую объяснительную, какую только можно придумать. При этом она должны звучать достаточно убедительно.
Время выполнения задания – 2–3 минуты.
Конкурс «Подсказка»
Ведущий. Иногда приходится оправдываться и за подсказку! Вроде бы сделал доброе дело – помог товарищу, но никто не торопится за это хвалить! Впрочем, это никоим образом не относится к нашему следующему конкурсу, во время которого вы не только можете подсказывать, вам даже придётся это делать, чтобы выполнить конкурсное задание.
От каждой команды приглашается по 2 игрока. Ведущий просит их представить следующую ситуацию. Урок литературы. Оба игрока (от каждой команды) отвечают на уроке. Один подросток знает стихотворение, а другой – нет. Задача первого игрока – с помощью мимики и жестов передать второму игроку текст стихотворения. Причём делать это надо ловко, чтобы второй игрок успел достаточно быстро и ладно прочесть стихотворение, дабы учитель ничего не заподозрил. Текст стихотворения первый игрок получает от ведущего.
Конкурс «Экзамены»
Ведущий. У нас осталась неохваченной ещё одна статья будущей энциклопедии. Наверное, самая сложная. На букву "Э".
Старшеклассники делают предположения, какую статью имеет ввиду ведущий.Ведущий. В конце учебного года вас ожидают экзамены. А экзамены – это всегда стресс, даже если ты знаешь ответы на все вопросы и чувствуешь себя достаточно уверенно. Сегодня, в самом начале года, я предлагают провести предварительную репетицию экзаменов. Быть может, она поможет вам немного ослабить страх перед грядущими экзаменами. И ещё, вопросы экзамена будут необычными: каждый из вас, отвечая правильно на вопрос, сделает приятное своему однокласснику. Ведь сегодня праздник! И каждый получит по кусочку торта! (Приготовлена презентация с картинками кусочков торта и вопросами о каждом ученике. По очереди ученики отвечают на вопросы слайдов. Если ответ правильный, появляется фото с учеником, о котором был вопрос, а, значит, и тортик он получает). Кто готов рискнуть? Кто самый смелый?
(Вопросы не должны быть сложными)
Ведущий. С Днём Знания вас, дорогие ребята! С первым школьным днём последнего учебного года! Уверена, что на одиннадцатом году школьной жизни вы проявите максимум старания и прилежания! Хорошего вам настроения и успехов в учёбе!
Несмотря на то, что праздник носит конкурсный характер, в нём нет ни победителя, ни проигравшего. Принцип "Главное – не победа, а участие!" в данном случае актуален, как никогда, так как основная задача праздника – поднять старшеклассникам настроение и помочь им взглянуть на свои школьные годы с юмором и любовью. Продуктом данного классного часа может станет «энциклопедия» (папка с файлами и с заранее приготовленной информацией – по конкурсам, обложку можно оформить по своему вкусу).
Дорога в школу "Светлый путь"
Дорога из школы "Не всё коту масленица"
Завхоз "Поднятая целина"
Классный руководитель "Звериной тропой"
Класс "Суд народов"
Классное собрание "Молчание ягнят"
Родительское собрание "Записки сумасшедшего"
Выпрашивание денег у родителей "Скупой рыцарь"
Кабинет до уборки "Укрощение строптивого/строптивой"
Кабинет после уборки "Луч света в тёмном царстве"
Массовый опрос "На графских развалинах"
Ответ у доски "Укротительница тигров"
Классное сочинение "Много шума из ничего"
Отличник, получивший плохую отметку "Беспокойное хозяйство"
"Двойка" за подсказку "Доходное место"
Вызов на педсовет "Куликовская битва"
Буфет "Репортаж с петлёй на шее"
Раздевалка "Ярмарка невест"
Дискотека "Горе от ума"
Воскресенье "Хождение по мукам"
Лучше, чем деньги!
Жизнь в твоём вкусе.
Почувствуй разницу!
Для тех, кто и вправду крут.
Не просто, а очень просто.
Имидж – ничто, _____________ – всё!
Лучше, чем деньги!
Жизнь в твоём вкусе.
Почувствуй разницу!
Для тех, кто и вправду крут.
Не просто, а очень просто.
Имидж – ничто, _____________ – всё!
ОПОЗДАЛ НА УРОК
НЕТ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
УДАЛЁН С УРОКА
ОПОЗДАЛ НА УРОК
НЕТ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
УДАЛЁН С УРОКА
Идёт бычок качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
сейчас я упаду».
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.