Образовательная программа спортивной подготовки по пулевой стрельбе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Пулевая Стрельба» разработана на основе:
Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г.;
Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795;
Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 г. №1760-р.;
Федерального стандарта спортивной подготовки по пулевой стрельбе (далее – ФССП), утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 марта 2013 года №146;
«Программы спортивной подготовки по пулевой стрельбе» утвержденной приказом Министерства Спорта Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 146.
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на обучение в области физической культуры и спорта, в рамках которой предусмотрено изучение дисциплин с использованием огнестрельного оружия.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стрельба – это спорт, охота и здоровье. Стрельба насчитывает многовековую историю. Спортивной стрельбой занимаются во многих странах мира сотни миллионов людей: мужчины, женщины, дети. Означает, что стрельба интересна, полезна и увлекательна, она имеет много малозаметных, но трудных и тонких особенностей. Поэтому ее любят многие и часто посвящают ей свое время.
Для достижения высоких показателей и победы на соревнованиях стрелку требуются многие разнообразные и весьма ценные для любого человека качества. Стрельба имеет различные виды упражнений и спортивных нормативов по разным типам оружия: винтовка, пистолет, револьвер, арбалет и лук.
В России стрельба из различных видов оружия стала массовым видом спорта и имеет два значительных достоинства для здорового образа жизни: способствует улучшению здоровья, отвлекает людей от вредных привычек, укрепляет обороноспособность нашей Родины. Поэтому пулевая стрельба имеет историческое, военно-патриотическую и физкультурно-спортивную направленность.
В настоящее время начальное обучение стрельбе пока возможно только с помощью пневматического оружия. Историческим примером служит «Духовное» ружьё- это древнее метательное оружие из бамбуковой трубы длиной до 3-х метров. Цель поражалась маленькой стрелой, которую стрелок вставлял в трубу и выбрасывал силой резко и мощно вдуваемого в трубу воздуха на расстоянии до 50 метров. Достойно удивления и восхищения, как наши предки добывали себе пропитание и боролись со своими врагами! Пневматическое оружие появилось в Европе в 1430 г. и применялось вначале как охотничье, а затем уже и как спортивное.
Одним из актуальных вопросов пулевой стрельбы является духовно-нравственное патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Курс рабочей программы пулевой стрельбы является составной частью военно-патриотического и военно-прикладного воспитания учащихся оборонно-спортивного профиля и способствует формированию адекватной самооценки личности, нравственного самосознания мировоззрения и педагогической целесообразности:
- Развитию целеустремлённости;
- Выдержки и самообладания, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы;- Потребности в соблюдении здорового образа жизни;
-Воспитанию ценностного отношения к человеческой жизни;
- Чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символики патриотизма и долга по защите отечества;
Программа раскрывает реальные возможности для физического и духовного совершенствования учащихся, предусматривает элементы технического образования при знакомстве с устройством пневматической винтовки и автомата Калашникова. Развивает умения и навыки координации движениями, самодисциплины, выдержки.
Соревнования и сопутствующее им эмоциональное возбуждение являются проверкой характера юного спортсмена, его спортивно- технической подготовки и волевых качеств. Доставляя радость или огорчение, они мобилизуют стрелка на дальнейшее совершенствование, на проявление значительных усилий для самовоспитания.
Преимущества пневматического оружия: доступность приобретения, хранения, невысокая стоимость винтовки и пулек к ней; возможность использования школьных помещений для стрельбы; небольшой вес оружия. Это те преимущества, которые дают возможность привлекать к обучению стрельбой школьников и успешно решать задачи развития стрелкового спорта в школе.
Стрелковый спорт в глазах молодёжи овеян романтикой борьбы с врагами нашего Отечества. Юноши и девушки стремятся стать такими же меткими стрелками, как герои Великой Отечественной войны, а также других воин и вооружённых конфликтов. Они хотят научиться также мастерски владеть оружием, как прославленные снайперы Герои Советского Союза Илья Григорьев, Василий Зайцев, Людмила Павличенко, Фёдор Пчелинцев и другие. Сегодня перед нами прекрасны примеры блестящего мастерства ведущих российских стрелков-спортсменов – победителей чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр. Стрелковый спорт многообразен и интересен. В его арсенале огнестрельное и пневматическое оружие: винтовки, пистолеты, револьверы различных моделей и образцов, предназначенных для спортивной стрельбы.
В рабочей программе на учебный год предусматривается: теоретическое и практическое обучение материальной части автомата Калашникова, в целях использования в перерывах по стрельбе. Одна группа занимается пулевой стрельбой в тире, другие группы поочерёдно занимаются изучением автомата Калашникова, как теоретически так и практически.
Автомат Калашникова является основным видом автоматического стрелкового оружия. Создал его выдающийся конструктор Михаи́л Тимофе́евич Кала́шников (10 ноября 1919, с. Курья, Алтайская губерния — 23 декабря 2013, Ижевск) — советский и российский конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук (1971), генерал-лейтенант (1999), создатель всемирно известного автомата Калашникова (АК)
Автомат получил широкое признание. Он прост по устройству и имеет высокие боевые и эксплуатационные качества. Честь первенства в создании автоматического оружия принадлежит нашей Родине. Первый в мире пистолет –автомат- прообраз автоматического оружия- был сконструирован выдающимся русским оружейником В.Г.Фёдоровым. Большой вклад в развитие внесли и В.А.Дегтярёв и Г.С.Шпагин.
ЦЕЛИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД.
Привлечь лиц разных возрастных категорий к активным формам повышения физической подготовки.
Сделать более разнообразными, эффективными, целостными формы работы по гражданскому патриотическому воспитанию.
Удовлетворить постоянно растущее стремление граждан РФ к овладению военными знаниями и занятию военно-прикладными видами спорта.
Выявить лучших спортсменов для участия в городских соревнованиях по стрельбе и выполнение разрядных нормативов.
Создание условий для формирования у учащихся социального опыта:
готовность к защите Отечества, коллективизм, дружба и развитие таких качеств как самообладание, внимательность и самостоятельность.
Пропаганда здорового образа жизни.
Популяризация пулевой стрельбы среди допризывной молодёжи.
ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Программа направлена на решение следующих задач:
формирование стойкого интереса и сознательного отношения к занятиям физической культурой, спортом вообще и пулевой стрельбой в частности;
укрепление здоровья и закаливание организма обучаемых;
обеспечение разносторонней физической подготовки стрелков - пулевиков и формирование специальных качеств, определяющих физкультурно-спортивный рост и успехи в соревнованиях: силовой выносливости, статической выносливости, координирования (движений и внутримышечной), ловкости, скоростных способностей, равновесия, произвольного мышечного расслабления;
усвоение мер безопасности при обращении с оружием и правил поведения в местах проведения стрельб, доведение их выполнения до автоматизма;
изучение и освоение основных элементов техники выполнения выстрела, соединение их в единое действие, закрепление навыка по выполнению целостного выстрела;
совершенствование техники и тактики стрельбы в избранном виде оружия, накопление опыта участия в соревнованиях; формирование умения на основе анализа результатов выступлений вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс, цель которого - достижение вершин физического совершенства;
совершенствование психических качеств, определяющих успешность овладения техникой и тактикой пулевой стрельбы и выступлений стрелков па соревнованиях;
обучение теории и практики пулевой стрельбе;
активного участия членов пулевой стрельбы в спортивной и оборонно-массовой работе;
воспитание самодисциплины;
воспитание умения преодолевать стрессовые ситуации;
В результате усвоения учебного материала по данному курсу учащиеся должны:
- знать правила техники безопасности;
- знать устройство пневматической винтовки и автомата Калашникова;
- владеть основными приёмами прицеливания из пневматических винтовок и разборка, сборка автомата Калашникова;
- принимать участия в ежегодных школьных, городских, областных военно-патриотических мероприятиях по пулевой стрельбе и разборке сборке автомата, как например: «Первый герой», «Испытай себя», «Зарница».
воспитание черт характера, необходимых стрелку-спортсмену и соответствующих нормам высокой морали, гражданской и спортивной этики;
изучение материальной части оружия и приобретение навыков устранения неполадок;
овладение навыками инструкторской и судейской практик. Решение перечисленных задач осуществляется на каждом возрастном этапе обучения и тренировки, исходя из конкретных требований, учитывающих специализацию и квалификацию обучаемых.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НОВИЗНА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
- системно - деятельный подход к воспитанию и развитию подростков;
- интеграция теории и практики, активное использование меж предметных связей позволяет одновременно получать комплексные знания;
- индивидуально - личностное развитие – педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, компетенций.
- формирование универсальных учебных действий (в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования), обеспечивающих формирование готовности обучаемых к самообучению и самообразованию.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ, СРОКИ, КОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ.
Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана для возрастного контингента от 10 до 18 лет.
Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на 2 года. Количество обучающихся в группе начальной подготовки :
1 год – до 10 человек,
2 год – до 10 человек.
Группы должны быть однородными - как начальной подготовки так и по разрядности и виду оружия. Число учебных групп определяется наличием оружия и пропускной способностью тира.
К обучению и сдачи норм «Юный стрелок» и ГТО допускаются мальчики и девочки
Количество учебных часов по программе(3 раза в неделю по 2 часа)составляет всего 200 часов в год: в том числе на пулевую стрельбу 144 часа и разборка-сборка автомата Калашникова, игры в настольный теннис, и дартс могут использоваться в перерывах между групп стрелков в количестве 56 часов.
Количество учебных 200 часов согласно расписанию.
Количество учебных часов согласно расписанию будет корректироваться согласно каникулярным и праздничным дням в учебном году.
Начало занятий – начало календарного года, по мере полной комплектации учебной группы.
Обучение по дополнительной общеобразовательной программе осуществляется на бесплатной основе.
Занимающиеся должны знать меры безопасности при обращении с оружием и устройство винтовки.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Программа рассчитана на 2 года.
Группы 1-го года формируется до 10 человек.
Занятия посвящены ОФП, специальной подготовке и психической подготовке. Интенсивность занятий постепенно повышается из-за возрастания тактической и психологической подготовки. Стрелок вооружается знаниями и умениями сознательного управления своим состоянием в зависимости от изменения обстановки. Техническая подготовка продолжается, но характер ее становится более гибким, вариативным, предусматриваются не только закономерные, но и случайные явления в ходе стрельбы.
Группы 2-го года формируется составом до 10 человек.
На втором году занятий рост результатов возможен при значительно большей затрате времени на тренировочный процесс, чем на предыдущем этапе. Особое значение приобретает повышение соревновательной нагрузки и совершенствование тактики стрельбы. Необходимо также повышать общефизическую и техническую подготовку.
Этапы реализации программы:
1-й этап
Воспитание интереса к занятиям стрельбой из малокалиберной и крупнокалиберной винтовки и пистолета. Развитие физических качеств, лежащих в основе техники выстрела. Освоение навыков стрельбы из различных положений.
2-й этап
Развитие качеств личности, способствующих росту технических результатов и одержанию победы в соревнованиях. Сдача контрольно- нормативных требований.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.
Стрельба интересна, полезна и увлекательна, она имеет много малозаметных, но трудных и тонких особенностей.
Изъявившие желания заниматься по данной программе должны иметь письменное согласие родителей и разрешение врача.
Занятие по программе проходит специально оборудованном помещении – стрелковый тир МБОУ «СОШ№46» г. Братска, в информационном кабинете №217, в малом спортивном зале.
Занятия по программе теории и практики проходят в стрелковом тире согласно ежегодного учебного расписания с понедельника по пятницу, а суббота и воскресение дни проведения соревнования
Рабочая программа реализуется на основе системно - деятельного подхода, поэтому учебные занятия включают как теоретическую (воинские ритуалы, история создания стрелкового оружия, назначение оружия и обращение с ним, теоретические основы стрельбы) так и практическую подготовку (техника выполнения выстрела, тренировки, квалификационные соревнования в ДОСААФ г. Братска).
Особое внимание обращается на обучение мерам безопасности при обращении с оружием и поведение в тире. Допускать новичков к практической стрельбе можно только после того, как они научатся обращаться с пневматическим оружием, усвоят «Инструкцию по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб в тирах и на стрельбищах» и лично распишутся в учебном годовом журнале и в специальной книге перед каждым занятием, в знании этой инструкции. Педагог дополнительного образования обязан расписаться напротив каждой фамилии занимающегося с указанием даты проведения инструктажа.
Начальное обучения стрельбе из винтовки проводится в следующей последовательности: ознакомление с понятием выстрела, приёмами и правилами меткой стрельбы, овладение основами техники производства прицельного выстрела.
Занятия проводятся согласно рабочей программе по тематическому плану с соблюдением основных педагогических принципов обучения: --сознательности, активности, индивидуальности, доступности, систематичности.
Занятия имеют следующую структуру: вводная часть, разминка, основная часть и заключительная часть, где подводятся итоги занятий и даются рекомендации по спортивному усовершенствованию.
При прохождении тем программы 25% времени отводится на тренировки без действительного выстрела.
В области теоретической , технической, тактической и психологической подготовки ставится задача: расширить объём знаний, научить занимающихся анализировать свои действия, научить их понимать из каких компонентов складывается производство точного и меткого соревнованиях.
Обучение приёмам ведения стрельбы проводится в форме урока, в процессе которого используются:
- рассказ и показ педагога приёма или действия;
- повторение приёма по элементам с подробным объяснением;
- выполнение обучаемым разучиваемого приёма сначала по элементам, а за тем в целом;- тренировка выполнения приёмов до их освоения;
Учебно-тренировочное занятие проводится по следующей схеме:
- подготовительная часть – построение группы, объяснение цели и содержания занятия. Постановка учебных задач, указания, на что обратить особое внимание. Разминка;
- основная часть – решение поставленных учебных задач данного занятия. При обучении техники стрельбы – тренировка без пульки и практическая стрельба.
- заключительная часть – разбор хода занятия, допущенных ошибок, оценка результатов стрельбы.
По окончанию занятий стрелки проводят чистку оружия.
Теоретическая подготовка знакомит учащихся с правилами соревнований, с элементами производства меткого выстрела, с необходимостью выполнения большого объема тренировок для достижения высоких спортивно-технических результатов.
Техническая подготовка ставит задачи: найти для каждого занимающегося рациональную изготовку для производства точного выстрела, научить его правильной работе мышц-сгибателей фаланг указательного пальца, нажимающего на спусковой крючок оружия. В конце подготовительного периода с воспитанниками, имеющими достаточную техническую подготовку, рекомендуется периодически проводить занятия в условиях, приближенных к соревнованиям.
Физическая подготовка необходима для повышения функциональных возможностей организма, для всестороннего гармоничного развития обучающегося. Общая физическая подготовка должна служить основным средством активного отдыха занимающихся, устраняющим застойные явления в организме спортсмена. Могут быть рекомендованы: подвижные игры, умеренный бег по пересеченной местности, плавание, лыжи, коньки, турпоходы и обязательные регулярные занятия утренней гимнастикой.
Психологическая и тактическая подготовка проходит в процессе всего обучения. Постепенно, от занятия к занятию, обучающиеся проходят все более сложный материал, что развивает мышление, способствует проявлению волевых качеств, помогает добиваться поставленной цели. Приобретенные обучающимися знания, хорошая техническая и физическая подготовка делаю их более уверенными в своих действиях. Всесторонняя подготовка поможет воспитанникам в дальнейшем принимать более правильные решения в условиях соревнований.
В процессе занятий одновременно решаются и воспитательные задачи.
Педагог воспитывает у занимающихся ценностное отношение к труду и общественной собственности, - чувство ответственности перед коллективом, добивается от них сознательного и добросовестного отношения к своим обязанностям, организованности и дисциплины, уважения к старшим.Необходимое условие успешной воспитательной работы - четкая организация занятий, высокая требовательность преподавателя к обучающимся, соблюдение норм поведения на занятиях, в школе и в быту.
Воспитательная работа проводится также и вне учебных занятий в форме собраний, бесед, докладов, встреч, посещения музеев, выполнения общественных поручений и т. п.
Педагог должен постоянно следить за успеваемостью и дисциплиной обучаемых в школе, поддерживать контакт с классным руководителем и родителями.
При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
При организации занятий используются следующие методы и приемы работы:
наблюдение;
введение педагогом по ходу занятия корректирующих, дополнительных сведений;
экскурсии;
беседы;
тестирование, сводных таблиц соревнований как внутри секции и городских.
В плане работы предусмотрено проведение соревнований, как внутренних — классификационных (на первенство кружка и т. п.), так и массовых (на первенство школы, города). Это необходимо для популяризации стрелкового спорта среди учащихся и привлечения новых ребят к занятиям стрелковым спортом.
Программа разработана с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей подросткового возраста учащихся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В конце 1-го года занятий
Обучаемый должен знать:
историю развития стрелкового оружия;
материальную часть оружия;
- правила поведения в тире, команды, подаваемые при проведении стрельб и соревнованиях;
- правила поведения на огневом рубеже;
знать технику безопасности при обращении с оружием;
- основные правила стрельбы;
владеть основами судейства;
- разрядные нормы по стрельбе из пневматического оружия;
Обучаемый должен уметь:
- строго и точно выполнять требования мер безопасности при обращении с оружием;
- строго и точно выполнять команды руководителя занятий (соревнований, стрельб);
- правильно принимать изготовку для стрельбы из положения стоя;
- выполнять правила прицеливания;
- кучно и метко стрелять по мишеням из винтовки стоя с упора;
- ремонтировать, обслуживать, чистить, смазывать и ставить на хранение винтовки и автоматы Калашникова;
В конце 2-го года занятий
Обучаемый должен знать:
- историю, виды, типы стрелкового оружия;
технику безопасности при обращении с оружием на соревнованиях;
материальную часть винтовки и автомата Калашникова;
технику и тактику стрельбы при выполнении стрелковых упражнений;
правила соревнований по стрельбе из винтовки.
основы организации и проведения соревнований по стрельбе из винтовки;
гигиену стрелка-спортсмена.
Обучаемый должен уметь:
- правильно производить выстрел;
кучно и метко стрелять по различным мишеням из винтовки стоя с упора;
выполнять мелкий ремонт винтовки и автомата Калашникова;
выполнять стрелковые упражнения самостоятельно, производя коррекцию стрельбы;
- осуществлять корректировку и само корректировку при стрельбе;
- анализировать результаты своей стрельбы;
- стрелять с высокой результативностью;
- противостоять факторам мешающим ведению стрельбы;
- участвовать в различных соревнованиях по стрельбе;
судить соревнования внутри школы;
выполнить 3-й взрослый разряд по стрельбе из ПВ;
- воспитывать в себе смелость, решительность, настойчивость, целеустремлённость, дисциплинированность и самообладание;
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-проведение выставок на открытых уроках по стрельбе, посвящённых Дню Победы, Дню Защитника Отечества, Дню Знания;
- приглашение гостей на спортивные и культурные показательные выступления в стрелковом тире школы;
- участие команд всех возрастов в соревнованиях между 5-11 классами школы посвящённых знаменательным датам;
- участие сборной команды школы в ежегодных 4-5 городских соревнованиях посвящённых знаменательным датам;
- участие членов спортивной секции пулевая стрельба совместно с Ветеранами войны, труда, узников концлагерей, депутатами городской Думы, в соревнованиях посвящённых знаменательным датам в стрелковом тире школы;
- участие сборной команды школы в городских соревнованиях под девизом «Испытай себя» по пулевой стрельбе, разборка автомат Калашникова (на время), и одевание противогаза (на время);
- участие сборной команды школы в ежегодных соревнованиях из малокалиберной винтовки ТОЗ-12 на 50 метров по мишени №7 в стрелковом тире ДОСААФ в составе 4 человек.
Элемент прицельного выстрела
- Методически целесообразная направленность внимания.
Прицеливание.
Установление «ровной мушки».
Закрепление запястного сустава, обеспечение жёстко неподвижного положения мушки в прорези целика.
Возможно более точное совмещение мушки с точкой прицеливания. Устойчивость наведенного в цель оружия, надёжность сохранения приданного оружию положения.
Спуск
Плавность работы указательного пальца.
Согласование спускового усилия с прицеливанием.
Выжим спуска не должен нарушать положения наведенного в цель оружия. Завершающая фаза, выстрел!
Отметка выстрела, прогнозирование местоположения пробоины на мишени. Оценка правильности работы всех звеньев.
Установка на последующий выстрел.
Для стрельбы стоя в свободной позиции необходимо:
1.Сделайте максимально глубокий вдох перед тем как поднять винтовку на грудь. 2.Поверните ваше туловище на 45 градусов от цели (вправо). 3.Поставте ваши ноги параллельно на ширину плеч. 4.Поднимите винтовку к плечу и приложите приклад к плечу. 5.Поверните ваше левое запястье наружу, чтобы винтовка покоилась на ладони ближе к большому пальцу руки. 6.Поверните вашу левую руку вовнутрь, чтобы локоть опирался на живот. 7.Расслабьте правую руку и позвольте ей «свисать» вдоль тела при стрельбе. 8.Расслабьте плечи. 9.Расслабьте спину, немного выпятив живот. 10.Расслобьте всё тело. 11.Сделайте вдох. 12.Выдохните на половину. 13.Увеличте давление на спусковой крючок (примерно в два раза). 14.Прицельтесь (не цельтесь слишком долго, не более 6 секунд). 15.Произведите выстрел. 16.Проследите за попаданием. 17.Выдохните. 18.Для последующих выстрелов повторяйте с п.4.
Оценки показателей по огневой подготовке разборке -сборке автомата Калашникова:
«Отлично» разборка - 15 сек. Сборка – 30 сек.
«Хорошо» разборка - 20 сек. Сборка – 35 сек.
«Удовлетворительно» разборка - 25 сек. Сборка – 40 сек.
Нарушения правил неполной разборки и сборки автомата:
- нарушение последовательности;
-не проверяется отсутствие патрона в казённой части ствола;
- ствол автомата направляется на окружающих;
- части автомата раскладываются беспорядочно;
- допускаются удары деталей одна о другую;
- применяется сила при соединении частей и сборке;
- после окончания сборки не производится спуск курка;
- после окончания сборки автомат не ставится на предохранитель;
Нормативные оценки за выполнение упражнения по стрельбе:
1.Цель – спортивная круглая мишень;
2. Расстояние до цели -10м. или 5м (в зависимости от мишени).
3. Количество пулек 8 (3+5) шт.; (3 пробных выстрела и 5 зачётных).
4. Время на стрельбу не ограничено.
5. Положение стоя с упора на локти.
6. Оценка:
«отлично»-выбить 42 очка; «хорошо»-выбить 37 очков;
«удовлетворительно»- выбить 32 очка
УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ. 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
(3 раза в неделю по 2 часа, всего 200 часов)
№ Тема Количество часов
всего Теор.занят Практ занят 1. Вводное занятие 1 1 - 2. Начальные сведения об анатомии человека 1 1 - 3. Физическая подготовка стрелка 17 1 16 4. Начальные сведения о стрельбе из оружия 1 1 - 5 . Подготовительные упражнения по стрельбе 20 - 20 6. Вспомогательные упражнения по стрельбе 30 - 30 7. Основные упражнения по стрельбе 44 - 44 8. Стрелковые игры 10 - 10 9. Соревнования по стрельбе из винтовки 20 - 20 10. Неполная разборка -сборка автомата АКМ 56 1 55
Итого: 200 5 195
__________________________________________________________________
РАЗБИВКА ЧАСОВ ГОДОВОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ЗАНЯТИЙ 1-го ГОДА –ОБУЧЕНИЯ ПОМЕСЯЧНО
Количество тренировочных занятий (дней) 3, часов 6 в неделю (1 занятие – 2 часа).
Месяцы
Программный
материал 9 10 11 12 1 2 3 4 5 Всего
за год
Кол-во тренировочныхзанятий 13
13 11 13 10 12 11 12 10 105
Кол-во тренировочных часов 24 24 22 24 20 24 20 24 18 200
Вводное занятие
1 1
Начальные сведения об анатомии человека
1 1
Физическая подготовка 2 2 2 2 1 2 2 2 1 16
Начальные сведения о стрельбе из оружия 1 1
Подготовительные упражнения по стрельбе 2 4 2 2 2 2 2 2 2 20
Вспомогательные упражнения по стрельбе 3 4 3 4 3
4 3 3 3 30
Основные упражнения по стрельбе 5 5 5 5 5 5 5 5 4 44
Стрелковые игры 1 1 1 1 1 1 1 1 2 10
Соревнования по стрельбе из винтовки 3 2 2 2 2 3 2 2 2 20
Неполная разборка-сборка автомата АКМ 3 6 7 8 5 7 5 9 4 56
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие.
История и задачи развития пулевой стрельбы в России. Малое и крупнокалиберное оружие, его отличительные особенности. Пулевая стрельба как один из видов спорта. Овладение искусством точной стрельбы. Материальна часть автомата Калашникова.
2. Начальные сведения об анатомии человека . Скелет человека. Мышцы, сухожилия, связки, суставы. Системы: нервная, сердечно -сосудистая , крови, внешнего дыхания, пищеварительная и выделения. Сенсорные системы-анализаторы: зрительная, слуховая, вестибулярная, двигательная, кожная.
3. Физическая подготовка стрелка . Значение общей и специальной физической подготовки. Ежедневная зарядка. Закалка водными процедурами. Занятия в различных спортивных секциях. Подвижные спортивные игры. Развитие общей выносливости, силы, силовой выносливости, ловкости, гибкости, координации движений тела. Развитие устойчивости позы тела при стрельбе из различных положений, статистической выносливости, высокой точности, быстроты и координации движений частей тела при стрельбе, способности выключения и фиксации отдельных мышц и суставов, автономности и плавности различных видов нажатия на спусковой крючок. Дыхательные упражнения для повышения мышечно-суставной чувствительности.
4. Начальные сведения о стрельбе . Понятие о стрельбе и выстреле. Основы устройства оружия и боеприпасов. Внутренняя и внешняя баллистика. Стабилизация полета пули в воздухе. Средняя точка попадания пуль, ее определение. Пристрелка оружия. Прицеливание. Режим дыхания. Меры безопасности. Правила выполнения стрельбы. Заряжание и разряжение.
5.Подготовительные упражнения по стрельбе.
Упражнение 1. Начальное и тренировочное. Изготовка к стрельбе из винтовки стоя с опорой на локти.
Упражнение 2. Назначения и боевые свойства автомата. Не полная разборка -сборка АКМ.
Упражнение 3. Контроль однообразия прицеливания из винтовки с использованием прицельных подставок.
Упражнение 4.Прицеливание из винтовки по фигурным мишеням .Упражнение 5.Общее устройство автомата. Не полная разборка -сборка АКМ.
Упражнение 6. Принятие устойчивой изготовки для стрельбы из винтовки стоя с опоры на локти длительностью до 5 минут и более. Самоконтроль изготовки.
Упражнение 7. Назначение, устройство частей. Неполная разборка -сборка АКМ.
Упражнение 8. Назначение устройства механизмов автомата. Не полная разборка -сборка АКМ.
Упражнение 9. Тренировка в стрельбе из винтовки без пуль. Координация всех действий стрелка.
Упражнение 10. Тренировка в стрельбе из винтовки без пуль. Координация всех действий стрелка.
Упражнение 11. Тренировка в стрельбе из винтовки без пуль. Координация всех действий стрелка.
Упражнение 12. Устройство патрона, пенала, набивка магазина патронами. Не полная разборка -сборка АКМ.
Упражнение 13. Не полная разборка -сборка АКМ на время.
6. Вспомогательные упражнения.
Упражнение 14. Стрельба из винтовки по белому листу бумаги для выработки навыка плавного нажатия на спусковой крючок.
Упражнение 15. Стрельба из винтовки по белому листу бумаги для выработки навыка плавного нажатия на спусковой крючок.
Упражнение 16. Стрельба из винтовки по белому листу бумаги для выработки навыка плавного нажатия на спусковой крючок.
Упражнение 15. Не полная разборка -сборка АКМ на время.
Упражнение 17. Не полная разборка -сборка АКМ на время.
Упражнение 18. Стрельба из винтовки по квадрату 10х10 см на листе белой бумаги Определение средней точки попадания.
Упражнение 19. Стрельба из винтовки по квадрату 10х10 см на листе белой бумаги Определение средней точки попадания.
Упражнение 20. Не полная разборка -сборка АКМ на время.
Упражнение 21. Не полная разборка -сборка АКМ на время.
7. Основные упражнения по стрельбе .Упражнение 22. Стрельба из винтовки по круглой мишени стоя с опорой на локти. Вынос точки прицеливания.
Упражнение 23. Стрельба из винтовки по круглой мишени стоя с упора на локти.
Упражнение 24. Стрельба из винтовки по круглой мишени стоя с упора на локти.
Упражнение 25. Стрельба из винтовки по круглой мишени стоя с упора на локти.
Упражнение 26. Стрельба из винтовки по круглой мишени стоя с упора на локти.
Упражнение 27. Стрельба из винтовки по круглой мишени стоя с упора на локти.
Упражнение 28. Не полная разборка -сборка АКМ на время.
Упражнение 29. Не полная разборка -сборка АКМ на время.
7. Стрелковые игры
1. «Дуэльная» стрельба по круглой мишени на скорость при заданном качестве.
2. «Дуэльная» стрельба по круглой мишени на лучшее качество без ограничения времени.
3. «Дуэльная» стрельба по силуэтным падающим мишеням .
4 «Турнир». Для укрепления навыков техники стрельбы, развития решительности и настойчивости, умения полной мобилизации своих сил для точной стрельбы.
5. «Биатлон» с бегом. Для развития скоростных навыков точной стрельбы после интенсивного бега.
6. «Триатлон» с бегом и метанием спортивных гранат обеими руками поочередности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ. 2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
(3 раза в неделю по 2 часа, всего 200 часов)
№ Тема Количество часов
всего Теор.занят Практ. занят
1. Углубление знаний анатомии человека 1 1 -
2. Физическая подготовка стрелка 17 1 16
3. Психологическая подготовка стрелка 1 1
5 .Общие сведения о пневматическом оружии
повышенного качества 1 1 -
6. Вспомогательные упражнения по стрельбе 30 - 20
7. Основные упражнения по стрельбе 40 - 30
8. Стрелковые игры 40 - 40
9. Соревнования по стрельбе из винтовки 12 - 12
10. Не полная разборка -сборка АКМ. 58 - 20
Итого: 200 4 196
Углубление знаний анатомии человека.
Строение тканей: мышечной, нервной, костной и др. Опорные и двигательные функции скелета и мышц. Наружный покров. Органы: дыхания, кровообращения, равновесия и др. Газообмен. Обмен веществ, пищеварение. Вторая сигнальная система. Сенсорные и моторные сигналы.
Физическая подготовка.
Аналогична программе 1го года обучения.
Психологическая подготовка.
Преодоление своих отрицательных эмоций. Отключение от внешних и внутренних раздражителей. Создание эмоционального подъема перед стрельбой. Сосредоточение внимания на своих действиях для обеспечения точных выстрелов. Мобилизация своих сил для лучшего выполнения упражнения по стрельбе. Уверенность в точных выстрелах. Надежность стрельбы в любых экстремальных условиях. Самостоятельность действий при выстреле, анализе своих ошибок и их устранении.
Общие сведения пневматического оружия повышенного качества.
Технические данные. Конструктивные отличия. Назначение и устройство основных частей оружия. Заряжание и разряжения. Особенности эксплуатации.
Вспомогательные упражнения по стрельбе . Аналогичные упражнениям 14-16 и 18,19. Постепенное увеличение количества выстрелов в упражнениях.
Упражнение 1-6. Тренировка без патронов (разучивание правильной изготовки, прицеливание, затаить дыхания, спуск курка медленно и плавно на протяжении 4-6 секунд).
Упражнение 7-11. Тренировка в стрельбе по мишени №8 на кучность попадания.
Упражнение 12-16. Тренировка в стрельбе на совмещение средней точки попадания в сериях выстрелов по мишени №9.
Упражнение17-21. Тренировка в стрельбе по мишени №8 на результат.
6. Основные упражнения по стрельбе
Аналогичны упражнениям 22-27. постепенное увеличение количества выстрелов.
Упражнение 22. Тренировка без патронов.(разучивание правильной изготовки, прицеливания, затаить дыхания, спуск курка медленно и плавно).
Упражнение 23. Тренировка в стрельбе по белому листу бумаги.
Упражнение24. Тренировка в стрельбе по мишени №8 (6+20 пуль) на кучность попадания.
Упражнение 25. Тренировка в стрельбе по мишени № 8 (20 пуль) на результат.
Упражнение 26. Участие в соревнованиях на первенство школы по мишени №9 (3+5 пуль).
Упражнение 27. Стрельба из винтовки в двух положениях сидя за столом с опорой локтями или лежа с упора, а затем – стоя без опоры.
Упражнение 28. Стрельба из винтовки в трех положениях: стрельба из винтовки в двух положениях сидя за столом с опорой локтями или лежа с упора, а затем – стоя без опоры, затем с колена.
Упражнение 29. Скоростная стрельба из винтовки по силуэтам в положении стоя.
Упражнение 30. Не полная разборка -сборка АКМ на время
7. Стрелковые игры
Аналогичны программе первого года обучения.
8. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки .Упражнение 31. Соревнование на первенство секции мишень№8 (6+20пуль).
Упражнение 32. Участие в соревнованиях на первенство школы среди классов по мишени №9 (3+5 пуль).
Упражнение 33. Участие сборной команды школы на первенство города по мишени №8 (6+20 пуль).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
При разработке рабочей программы использовалась различная литература, пособия, и методические разработки по пулевой стрельбе. Проводился обмен опытом в беседах с педагогами по пулевой стрельбе школ города Братска и Братского района. Принимал дважды участие в экскурсии и конференции во «Дворце искусств».
Рекомендуемые требования и состав необходимой экипировки, спортивного инвентаря и оборудования*
1. Стрелковый тир – 25м.(предусмотрено проектом школы);
2. Сейф боеприпасов;
3. Склад оружия;
4. Сейфы для хранения оружия;
5. Пуле приёмники;
6. Стол для чистки оружия;
7. Шомпола;
8. Пирамида для оружия;
9. Стойки на огневой рубеж;
10. Стрелковые табуреты;
11. Часы настенные;
12.Стрелковые маты;
13. Ящик для сбора стреляных пулек;
14. Зрительная труба;
15. Бинокли;
16. Упоры для стрельбы с прорезями;
17. Наглядные пособия по правилам безопасности, устройству оружия;
18. Пневматические винтовки ИЖ-38;
19. Пневматические винтовки ИЖ-60;
20.Винтовки пневматические стандартные МР-512;
21. Пульки;
22. Мишени (№№6,7,8,9);
23. Инструмент для настройки и ремонта оружия, тиски, станок для отстрела оружия;
24. Наушники;
25. Установки для механизированной смены мишеней;
26. Передвижная установка для 4-х мишеней;
27. Станок Волкова для тренировки в прицеливании;
28. Учебные гранаты;
29. Макеты автомата Калашникова;
30. Таблицы по огневой подготовке;
31. Компьютерный тренажер;
32. Класс для теоретической подготовки, доска для рисования;
33. Спортзал, тренажерный зал;
34. Секундомер;
35. Автоматы Калашникова;
36. Различные виды магазинов к автомату Калашникова;
37. Шомпола.
*данные рекомендуемые требования являются примерными и могут меняться в зависимости от конкретных условий обучения.
5. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Используемая литература
Алексеев А.В. Преодолей себя! – М.; ФиС, 2003.
Методика проведения занятий по стрелковой подготовке из пневматического оружия. Учебник для института физической культуры М.Я.Корха, М.:2012.
Начальная военная подготовка. Огневая подготовка. Учебник для учащихся 9-10 классов. Ю.А.Науменко. М.»Просвящение» 1984.
Назначение, боевые свойства и устройства 7,62 мм автомата Калашникова( АКМС) стационарное пособие –М.: Дрофа, 2007.
Общевойсковые уставы ВС РФ.-М.:Эксмо,2008.
Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11кл: учебник/ В.А.Латчук, С.К.Миронов.-М.: Дрофа,2009.
Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 класса. Стрелковая подготовка. Методические рекомендации. Н.Г.Харьков.-М.:Дрофа,2010.
Образовательная программа спортивной подготовки по пулевой стрельбе. Составитель инструктор –методист О.С.Байоглиева, г.Кашин, 2011г.
Правила соревнований. Пулевая стрельба – М.: изд. Советский спорт, 2006.
Пулевая стрельба. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и УОР, ШВСМ. – М.: Изд. Советский спорт, 2005.
Патриотическое воспитание и воено –профессиональная ориентация. 10-11 классы: методическое пособие А.А. Волокитин, В.А.Жильцов и др.-М.:Дрофа, 2009.
Шилин Ю., Насонова А. Спортивная пулевая стрельба. Учебное пособие – М.: Изд. Дивизион, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список приложений
Приложение 1. Меры безопасности при организации стрельб.
Приложение 2. Алгоритм действий педагога стрельбы по обеспечению безопасности стрельбы.
Приложение 3. Инструкция о мерах безопасности при выполнении упражнений по стрельбе из пневматического оружия.
Приложение 4. Инструкция по соблюдению мер безопасности при стрельбе для учащихся.
Приложение 5. Нормативы (оценки) за выполнение упражнений по стрельбе.
Приложение 6. Ровная мушка и характерные ошибки начинающих стрелков при прицеливании.
Приложение 7. Упражнения. Правила выполнения упражнения.
Приложение 8. Огневая подготовка. Общий вид автомата Калашникова (АКМ и АКМС). Характеристика боевых свойств автоматов.
Приложение 9. Огневая подготовка. Устройство автомата АК-74.