Методическая разработка на тему: «Роль музея истории Московского суворовского военного училища в гражданско-патриотическом воспитании суворовцев»


Методическая разработка на тему: «Роль музея истории Московского суворовского военного училища в гражданско-патриотическом воспитании суворовцев»
Автор: Шевченко Елена Владимировна, воспитатель ФГКОУ «Московское военное суворовское училище МО РФ»
Оглавление
I. Введение.
II. Музей образовательного учреждения. Его специфика, цели и задачи.
III. Роль музея истории училища в гражданско-патриотическом воспитании суворовцев.
IV. Предложения по организации деятельности музея училища в рамках гражданско-патриотического воспитания суворовцев.
V. Заключение.
VI. Список литературы
I. Введение.
В наше время, как никогда, задачи патриотического воспитания подрастающего поколения не только не утратили своей актуальности, но приобрели новую остроту и специфику. Патриотическое воспитание сегодня становится одним из главных ресурсов консолидации общества, важнейшим направлением государственной политики, всей системы воспитания граждан России.
Данная работа посвящена возможностям музея истории Московского суворовского военного училища в деле патриотического воспитания суворовцев, формирования патриотического сознания как одной из основных нравственных ценностей будущих защитников Отечества.
II. Музей образовательного учреждения. Его специфика, цели и задачи.
В настоящее время для обозначения понятия - музей образовательного учреждения – принято использовать термин «школьный музей».
В современном понимании музей - это:
- учреждение, занимающееся собиранием, изучением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью;
- хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно;
- место информационного обмена представителей различных поколений, возрастов, профессий, и т.д.
Термин "школьный музей" является обобщающим. До некоторой степени это название условно, так как традиционно к школьным музеям относят все музеи, созданные на общественных началах при активном участии учащихся в школах, в учреждениях дополнительного образования, в клубах по месту жительства.
Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством.
Но специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где решающее значение имеют задачи воспитания и обучения, в том числе во внеурочное время, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся и педагогов. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать их заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей».
Правовой основой деятельности школьных музеев являются Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений", "Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах", Приказ Министерства культуры СССР от 12.03.1988 года (Приложение 1).
Организация деятельности музея также опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:
- Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2016 годы";
- Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г.
III. Роль музея истории училища в гражданско-патриотическом воспитании суворовцев
Гражданско-патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений воспитательной работы нашего училища. Надо отдать должное, в МсСВУ проводится большая и плодотворная работа по данному направлению, но вместе с тем есть у нас и неиспользованные резервы. И об одном из них мне хотелось рассказать в этой работе.
Это музей нашего училища - «Музей истории Московского суворовского военного училища».
Перефразировав одно известное выражение можно сказать: «Прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, суворовец должен научиться быть патриотом своего училища, знать его историю, активно участвовать во всех делах  и акциях училища». Действительно, любовь к большому всегда начинается с любви к малому: с любви к своей семье, к дому, к школе, к городу. Для наших суворовцев училище на долгие годы становится и домом, и семьей, и школой. А как воспитать любовь к этому дому? Следует начинать со знакомства с ним, с его славной историей, славными традициями; постараться вызвать уважение к его прошлому и настоящему, гордость за принадлежность к семье суворовцев.
И в этом музей истории училища обязан играть ведущую роль.
Современные суворовцы, да и мы, педагоги, к сожалению, плохо знакомы с историей своего училища, практически ничего не знаем о тех, кто стоял у истоков создания училища, о тех, кто всю свою жизнь посвятил работе в училище. А что мы знаем о выпускниках нашего училища?
Но как же можно быть патриотом училища, не зная его истории? Ведь нам есть чем гордиться! МсСВУ имеет славную историю, у нас достойные выпускники и замечательные педагоги! И о многих из них в музее собран богатый материал. Красочные стенды, буклеты, альбомы, подлинные свидетельства прошлого могли бы помочь (и должны помогать) осветить важнейшие этапы истории училища, расширить знания суворовцев, да и педагогов о его историческом прошлом и настоящем, воспитывать чувство гордости и уважения к своему училищу.
Могли бы… если бы музей работал. К сожалению, за пять лет моей работы в МсСВУ, наши суворовцы (суворовцы 2-й роты) побывали в музее всего дважды: в первый раз, когда только поступили в училище, на экскурсии, посвященной истории училища; и во второй раз в прошлом учебном году, на музейном уроке, подготовленном учителем истории.
И это при том, что любой  музей, а школьный в особенности, имеет множество средств положительного влияния на ребенка. Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, дух – всё вызывает волнение, трепет души, интерес. Именно здесь, в музее, через уроки, экскурсии, встречи и праздники должно идти знакомство суворовцев с неизвестными страницами истории своего училища, должна осуществляться связь времен и поколений.
IV.Предложения по организации деятельности музея училища в рамках гражданско-патриотического воспитания суворовцев.
Открытию любого музея предшествует большая поисковая работа, которая сама по себе является активной формой патриотического воспитания. Поисковая работа продолжается также и после открытия музея.
Каким образом эту работу можно организовать? Изучив и проанализировав имеющийся в музее материал по истории училища, и выявив «белые пятна», подготовить задания взводам. Задания выдаются в начале учебного года и на весь год. В конце учебного года на общеучилищной конференции суворовцы рассказывают о результатах своей работы. По собранным материалам оформляются выставки, альбомы, буклеты; проводятся различные мероприятия. Итогом работы может стать создание Книги Памяти, Книги Почета, коллекций аудио- и видеозаписей и др.
Следующее направление музейной работы – это фондовая работа.
Ни один музейный предмет не может находиться в музее без документального оформления. Мало иметь сам предмет, необходимо зафиксировать и сохранить все сведения, которые удалось собрать о нем. Утрата этих сведений часто равнозначна потере самого предмета.
Документальное оформление предмета, создание условий для его хранения и использования составляют основу фондовой работы музея
Согласно Приложению к письму Минобразования России от 12.03.2003г. № 28-51-181/16 «ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)» одним из обязательных условий для создания школьного музея являются собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы. В нашем же музее, со слов его нынешнего руководителя, никакой документации на музейные предметы нет.
Если нет документации, значит, нет и музея. Есть некий набор экспонатов, есть красиво оформленные стеллажи, а музея нет.
Что делать? Искать специалиста и начинать оформлять документацию.
Следующее направление работы – экспозиционно-выставочное.
Если рассматривать музей как центр музейно-педагогической работы, то нужно признать его ответственность за создание в училище эстетически значимой и эстетически воспитывающей среды. Да, в нашем музее есть прекрасно оформленная стационарная экспозиция, посвященная истории училища. Но этого совершенно недостаточно. Для того чтобы музей постоянно работал, к каждому значимому событию, будь то День рождения училища или День рождения Суворова, Дни воинской славы или Дни скорби (по выпускникам училища, погибшим в Чечне и Афганистане), должна оформляться временная выставка. Свои выставки музей может разворачивать на любом пространстве, включая коридоры учебного корпуса, расположения рот, учебные классы, фойе клуба.
И, наконец, одно из самых, на мой взгляд, важных в плане гражданско-патриотического воспитания суворовцев направление – это экскурсионно-массовая и культурно-образовательная деятельность музея.
Музей общеобразовательного учреждения – это не только и не столько хранилище музейных экспонатов, это, прежде всего, центр всей воспитательной работы учреждения. С этой целью на базе музея проводятся тематические экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, тематические лекции, беседы, научные чтения (конференции), уроки мужества, дни открытых дверей, исторические праздники, музейные олимпиады, конкурсы, исторические игры и т.д.
Разнообразие форм данной работы является одним из критериев деятельности музея.
А что же у нас? Участие музея в жизни суворовцев сужено до крайности – экскурсия или урок истории, при этом количество таких мероприятий не более 2-3 за все время обучения.
Музей училища может и должен стать центром воспитательной работы с суворовцами.
Как видим, здесь имеется огромное поле деятельности. Надо только начать. А с чего начинать? С плана. У музея, как и любого объединения, должен быть план работы, должна быть программа.
Но вернемся к экскурсионно-массовой работе. С учетом специфики нашего учреждения и профиля нашего музея, я бы выделила четыре основных направления этой работы. А именно:
Великий русский полководец А.В.Суворов и его наследие;
«Ими гордится наша страна» (о выпускниках и педагогах училища);
«Они составляют сегодняшнюю славу училища»;
«Этих дней не смолкнет слава…» (о Днях воинской славы России).
Одно из приоритетных направлений работы музея, по моему мнению, должно быть посвящено великому русскому полководцу А.В.Суворову и его наследию - жизнь и ратные подвиги великого полководца, суворовские заповеди, суворовская «наука побеждать».
Формы работы тут могут быть самыми разнообразными, начиная с экскурсий, устных журналов, кинолекториев, конкурсов, викторин на лучшего знатока суворовского наследия и заканчивая экспедициями и походами по местам боевой славы Суворова. Да, наши воспитанники уже дважды выезжали во Францию, где бывали в местах боевых сражений великого генералиссимуса, и в Санкт-Петербург, на могилу великого русского полководца. Но эти поездки остались в памяти лишь их непосредственных участников, в музее нет ни одной фотографии, ни одного воспоминания, вообще никаких свидетельств об этих поездках. А ведь это тоже страница нашей истории!
Следующее направление экскурсионно-массовой работы музея я бы посвятила выпускникам и педагогам нашего училища.
Следует отметить, что училище по праву может гордиться своими выпускниками. Многие из них стали генералами. Среди них – генерал-полковник Г. А. Кочкин, генерал-лейтенант В. Г. Стрельников, генерал-майор А. И. Егоров и др. Среди выпускников училища немало учёных. Есть дипломаты. Но особое место, конечно, занимают выпускники училища – Герои Советского Союза и России. А много ли мы знаем о них?
Необходимо проводить встречи суворовцев с выпускниками, с воинами-интернационалистами, с педагогами. Должны быть дни памяти погибших выпускников училища – воинов–интернационалистов, тех, кто навечно занесен в списки училища. Имена героев должны запомниться каждому!
Для восполнения имеющихся пробелов к работе в этом направлении обязательно следует привлекать как можно большее количество суворовцев. Например, поручить взводам собрать материал о выпускниках училища разных лет выпуска. Или, поручить одному взводу собрать материал о заслуженных учителях училища, об учительских династия; другому - о выпускниках училища – генералах, ученых, дипломатах, и еще нескольким взводам – о выпускниках училища – Героях Советского Союза и России.
Ну и как продолжение данной работы было бы целесообразно выделить еще одно направление: «Они составляют сегодняшнюю славу училища», чтобы мы не забывали о тех, кто сегодня создает будущую историю МсСВУ.
Следующее направление – организация и проведение Дней воинской славы России.
Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.
Возрождая одну из лучших российских военных традиций, в 1995 г. был принят закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ), в список которых вошли часть «викториальных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периода.
Этих Дней, на самом деле, не так уж много, а именно, семнадцать. Причем на учебный период из них приходится всего тринадцать. И кто, как не музей должен заняться организацией и проведением этих Дней? При подготовке к таким Дням в музее предлагается оформлять временную выставку или экспозицию. Следует в плановом порядке подготовить соответствующее мероприятие, для чего определить цели, задачи и целевую аудиторию. Формы проведения возможны самые разные - Урок мужества, устный журнал, кинолекторий и т.д.
К Дням воинской славы России, посвященным Великой Отечественной войне, можно собрать богатейший материал, если привлечь к этому самих суворовцев. Воспоминания дедов и прадедов - участников и героев Великой отечественной войны, аудио и видеозаписи рассказов ветеранов войны и тружеников тыла, подлинные документы Великой Отечественной войны: письма с фронта, грамоты и награды, похоронки; предметы военного времени. И перед ребятами будут не просто музейные экспонаты — за ними будут стоять солдаты, их деды и прадеды, которые много лет назад держали эти вещи в руках, пользовались ими. И никакие беседы не могут дать больше в смысле патриотического воспитания, национального самосознания, гордости за то, что совершили наши предки.
Суворовцам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Жизнь подтверждает, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершённым. Мы не вправе предать забвению то, что было нашей славой и по праву обязано перейти в память и дела последующих поколений.
V. Заключение
Училище живет и развивается, решая непростые задачи настоящего, устремляясь в будущее, в завтрашний день. Но у нашего училища есть славное прошлое, которое должно стать достоянием каждого суворовца, воспитателя и преподавателя училища. И донести это прошлое до наших воспитанников – задача музея.
Музей – это Книга Памяти, добрая, умная и содержательная.
Одновременно с этим, музей - это «мастерская» формирования детской души.
Возможности и перспективы такого музея огромны, требуется лишь желание и умение руководителя музея заинтересовать суворовцев и привлечь их к совместной работе.
VI. Список литературы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы».
2. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования». А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― с.29 (Стандарты второго поколения)
3. Музей и школа. Н.В. Шалахова. – М.: 1986.
4. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
5. Школьный музей на рубеже веков. Сборник методических рекомендаций /Авторский коллектив /Сост. М.Ю. Юхневич. - М., 2001.
6. Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела. Учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. СПб.: СпецЛит, 2000.