Урок риторики в 3 классе по теме: «Учись объяснять и доказывать. Правило в доказательстве. Цитата в доказательстве»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Учись объяснять и доказывать. Правило в доказательстве. Цитата в доказательстве»
Класс: 3
Цель: создать условия для знакомства обучающихся со структурой рассуждения, с цитатой, её ролью в рассуждении, способами введения цитат в рассуждение.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:Формирование положительного отношения к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог;
Формирование контроля процесса и результатов деятельности.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Формирование первоначальных представлений о значении доказательства и объяснения;
Использование приобретенных знаний о цитатах.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе.
Материалы для учителя: презентация, учебник.
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
(формируемые
на данном этапе урока)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Здравствуйте ребята, в этот прекрасный день, я очень рада вас видеть. Мы с вами продолжаем изучение разных текстов. Что значит рассуждать? Прочитаем об этом. Приветствуют учителя. Анализируют сказанное учителем.
Регулятивные УУД:
1) прогнозировать предстоящую работу;
2) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙI. Открытие новых знаний. Работа в учебнике.
Задание 92..Задание 93.
– Какой вопрос задал ученику учитель? (Какая гласная пишется в
корне слова «тяжёлый»?)
– Что объяснял ученик? (Ученик объяснял, почему в корне слова пишется гласная «я».)
Ученику помогла объяснить написание гласной ссылка на правило.
– Давайте вспомним на этом примере, как строится объяснение, из каких частей оно состоит. Найдите ту часть, в которой указывается, что объясняется. (В слове «тяжёлый» напишу безударную гласную «я».)
– А теперь прочитайте ту часть, в которой дано само объяснение. (Под ударением в этом корне пишется «я». Проверочное слово – «тяжесть».)
– Назовите словомостик, связывающее две части рассуждения. («Потому что».)
– Рассуждение можно построить иначе. Обратите внимание на схему 2 на с. 90.
– А теперь постройте своё рассуждение по схеме на этой странице. С чего оно начинается? (Оно начинается с самого объяснения.)
– Что представляет собой вторая часть рассуждения? (Вывод, который можно сделать из объяснения, результат.)
– Обратите внимание: словасвязки, используемые в речи в этом случае, другие. Они как бы готовят слушающего к тому, что далее последует вывод.
Назовите их. («Поэтому», «вот почему», «таким образом», «следовательно».)
– Постройте своё рассуждение по данному началу. (Ртуть очень ядовита. Вот почему нужно осторожно обращаться с приборами, в которых она содержится.)
Задание 95.
– Прочитайте рассуждение ученика. На какой вопрос он отвечал?
(Почему клесты выводят своих птенцов зимой?)
– Где в рассуждении говорится об этом необычном явлении? (В выводе: «Вот почему клесты выводят своих птенцов зимой».)
– Найдите в рассуждении само объяснение. («Клесты всю зиму кормятся семенами хвойных растений, а созревают эти семена в самый разгар зимы».)
Объяснение – первое предложение. Вывод – второе.
Перестроенное рассуждение: … Отвечая на вопросы задания, школьники могут привести примеры, опираясь на ситуации, изображённые на рисунке
Выполняют требования учителя, отвечают на вопросы.
Внимательно и осознанно слушают учителя.
Читают ту часть, в которой дано само объяснение.
Называют слово.
Обращают внимание на схему 2 на странице 90.
Строят новое рассуждение.
Отвечают на вопрос учителя.
Обращают внимание на слова-связки.
Называют их.
Строят свое рассуждение по данному началу.
Выполняют следующее задание.
Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют сказанное учителем.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
1) развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
2) оценивать представленные примеры;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с новым материалом;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу;
III. Развитие умений. Применение знаний. Работа в учебнике.
Задание 94.
– Прочитайте текст. Какова его основная мысль? (Ртуть очень ядовита, она опасна, поэтому с приборами, содержащими ртуть, нужно обращаться осторожно.)
– Что объясняется в этом тексте? (С термометром, которым измеряется температура тела человека, нужно обращаться осторожно, чтобы не разбить его.)
– Передайте своими словами это объяснение.
– Можете ли вы объяснить, почему с приборами, содержащими ртуть, надо быть очень осторожным? Постройте своё рассуждение по схеме 1 на с. 9. (Дети строят рассуждение, используя словосвязку «потому что».)
– Какие ещё словамостики из известных вам можно использовать в объяснении? («Так как», «ведь».)
– Верно. С этими словами мы знакомились во втором классе. А теперь внимательно прочитайте слова в рамочке на этой странице. Какие из них являются для вас новыми? («Дело в том, что...»; «объясняется это тем, что...»)
– Постройте своё объяснение, используя одно из них.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Задание 96.
Поэтому советуем хорошо продумать, как будут развлекаться твои
гости. Может быть, ты начнёшь читать стихи, и гости последуют твоему примеру, может быть, среди гостей есть запевала, и все поддержат его пение, может быть, ты подготовишь смешные тесты... Мало ли что можно организовать в хорошей дружной компании. Только надо заранее подумать о тех, кто навестит тебя, о том, что будет интересно и что будет приятно твоим гостям.
Задание 97.
...ЮЮ хорошо запомнила неделикатные действия Жоржика. Она была умной кошкой и быстро пряталась при его появлении. Читают текст, высказывают свое мнение.
Отвечают на вопросы по данному тексту.
Ртуть очень ядовита, если термометр вдруг разобьётся, нельзя прикасаться к разбежавшимся шарикам ртути
Внимательно читают слова в рамочке.
Строят свое объяснение, используя одно из них.
Анализируют сказанное.
Внимательно слушают учителя.
Выполняют задание под номером 96.
Выполняют задание под номером 97.
Личностные УУД:
1) развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
2) оценивать представленные примеры;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с новым материалом;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу;
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙV. Итог урока. – Прослушайте текст. Вам предстоит объяснить, почему моря получили такие названия.
В сказках, песнях что ни море, то обязательно «сине море».
Если же взглянуть на карту мира – ни одно не называется синим. Зато тут есть и Черное море, и Белое море, и Жёлтое, и даже Красное.
Но спроси моряков: какого цвета морская вода? В один голос скажут: «И в Черном море – синяя, и в Красном – синяя...» Что за путаница такая? Отчего и Чёрное море синее, и Красное – синее?
Да никакой путаницы нет. Просто Красное море иногда действительно бывает красным, когда на его поверхность всплывают буровато красные водоросли.
Жёлтое море, и правда, жёлтое, но не повсюду, а лишь там, где в него впадает широкая река Хуанхэ – Жёлтая река. Хуанхэ выносит в море столько мути, что море на десятки километров становится мутновато жёлтым.
– Напишите рассуждения объяснения, используя две разные схемы: • Почему Белое море – Белое?
• Почему Коралловое море получило такое название?
• Как вы объясните названия моря Лаптевых и Берингова моря?
Возможные ответы учеников:
• 1. Белое море так названо потому, что оно северное, покрыто льдом и снегом большую часть года.
2. На севере есть море, покрытое большую часть года снегом и льдом, поэтому оно названо Белым морем.
• 1. Коралловое море называется так потому, что в нём тысячи коралловых островков.
2. В тёплых водах есть тысячи коралловых островов, вот почему море, которое их омывает, называется Коралловым. Внимательно слушают задание и текст, предложенный учителем.
Пишут рассуждение, используя две разны схемы.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
1) развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
2) оценивать представленные примеры;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.