Статья Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики
Юкин Сергей Викторович, учитель информатики муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 (МБОУ СОШ № 4) г. Красный Сулин, Ростовской области
Аннотация.
Только 45 минут длится урок, а учителю сделать надо многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Словом, урок должен проходить в напряженном виде. Как здесь можно обойтись без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы? Используя компьютер, мы в школе создаем свои наглядные пособия, диаграммы, таблицы, презентации, компьютерные тесты. Я хочу более конкретно остановиться на своем опыте применения информационных технологий в практике преподавания информатики. На первых этапах применяю информационные технологии для создания дидактического материала. Для этой цели использую следующие технологии и программы MS Office: - текстовый редактор Word; - электронные таблицы Microsoft Excel; - технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации; - технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint.
Использование обучающих программ на CD. Это – один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях. На уроках я использую электронные учебники, видеофильмы, пошаговые анимации, интерактивные модели позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому – это важнейшие средства иллюстрации объяснения учителя. Учитывая устаревшее оборудование кабинета информатики и недостаточное финансирование образования, применение данных технологий является одним их выходов из сложившейся ситуации.
Использование ресурсов сети Интернет. Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают остальных в беседу. В выигрыше оказываются и докладчики, и слушатели. Используя интеграцию предметов математики и информатики, учащиеся с удовольствием составляют тесты по различным разделам информатики. При составлении теста учащиеся должны не только владеть основными знаниями и умениями по информатике, но и предусмотреть наиболее вероятные ошибки, которые можно допустить при выполнении теста, а также знать работу электронных таблиц Microsoft Excel. Выполняя такой тест тестируемый сразу может узнать свою оценку, а также увидеть вопросы, в которых он допустил ошибки. Ребята с удовольствием составляют тесты, корректируют их, учитывая мнения тестируемых. Я не считаю, что тестирование может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет: 1) более рационально использовать время урока; 2) охватить больший объем содержания; 3) быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала; 4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы; 5) обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уроку; 6) во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок; 7) индивидуализировать работу с учениками; 8) развивать у учащихся добросовестность и аккуратность; повышать интерес к предмету; 9) создавать несколько однотипных вариантов одного теста за короткое время.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе урока можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью интерактивной. Примеры использования презентаций на уроках информатики: - Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией. - Работа с устными упражнениями. - Использование презентации при повторении пройденного материала. - Демонстрация условия и решения задачи. - Демонстрация геометрических чертежей. - Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде. - Проведение тестов. - Проведение физкультминуток. - Проведение рефлексии. - Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях. - Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. - Внеклассная работа: игры, турниры, вечера.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен. Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и учитель и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать как при планировании программного материала, так и при повышении квалификации учителей. В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».