Стимулирование творчества учащихся во внеурочное время


Стимулирование творчества учащихся во внеурочное время
Родоманченко И.И., замдиректора по ВР Комсомольской ОШ І-ІІІ ступеней №1
Утверждение о том, что неспособных детей не бывает, срабатывает на все сто. Каждый ребенок талантлив, главное – вовремяразглядеть его уникальность, направить энергию начинающего вундеркинда в нужное русло. Работа с одаренными детьми – этотруд учителей, часто нелегкий, но всегда благодарный, ведь педагоги влияют на судьбу человека, помогают создать неповторимую личность, найти любимое дело
Обществу во все времена были нужны одаренные люди. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одаренного ребенка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержатьребенка и развить его способности. Семья талантливого ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют следующие типы отношений:
  отрицательное;
 игнорирующее;
 положительное
 гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка – это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах.
Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.  Это способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Уже в начальной школе мы встречаем таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Учитель-координатор прикладывает усилия для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявилась, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Цель работы:
 поддержка одаренного ребенка путем создания условий для свободного гармоничного развития личности,
 обеспечение возможностей для обучения способной, одаренной, талантливой молодежи, привлечение ее к систематической поисковой, научно-исследовательской, экспериментальной работы,
 внедрение новых технологий обучения, воспитания активной, самостоятельной, инициативной личности, способной жить и развиваться в мире, постоянно меняется
 Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей.
На достижение цели направлены задачи:
 создание системы целенаправленного выявления, поддержки, развития, обучения и воспитания талантливых детей на диагностической основе;
 внедрение новых образовательных технологий в работе с детьми;
 переориентация педагогов школы на развитие качеств личности у учащихся;
 создание системы стимулирования интеллектуально и творчески одаренной молодежи, педагогических работников;
 обеспечение качественных изменений в содержании образования, модернизация учебно-воспитательного процесса;
 создание условий, направленных на формирование человека с новым типом мышления, на рост престижа личности учителя.
Принципы педагогической деятельности:
непрерывность развития профессионального уровня учителя, который работает с этой категорией учащихся;
гуманизм;
последовательность в действиях всех участников программы;
концентрация усилий на ребенке, который учится;
системность в работе с творческими учащимися;
природосоответствие– учет возрастных, индивидуальных особенностей ребенка;
саморазвитие личности. Формирование навыков самостоятельного овладения учебной информацией;
свобода выбора личности;
единство уважения и требовательности к личности ученика;
объективность и научность используемой информации;
максимальное разнообразие предоставляемых возможностей для развития личности;
возрастание роли внеурочной деятельности;
индивидуализация и дифференциация обучения;
создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Направления работы:
 поиск способных, одаренных учеников, их поддержка;
 обучения и воспитания способных и одаренных учащихся на основе активизации учебно-познавательной деятельности;
 создание необходимой учебно-материальной, технико-технологической базы;
 предсказания мер стимулирования интеллектуального труда учащихся и учителей.
 Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть такой, что еще не оказалась, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей
Работа с одаренными детьми проводится ежедневно, на каждом уроке, во внеурочное время.
Важной практической проблемой является выявление потенциальных возможностей развития ученика. С этой целью проводим:
предварительную диагностику сформированности интеллектуальных умений;
наблюдение за работой учащихся на уроках, внеклассных мероприятий;
анализ результатов выполнения самостоятельных, творческих работ;
анализ результатов участия учащихся в олимпиадах, различных конкурсах, соревнованиях.
Работа с одаренными детьми продолжается и во внеурочное время. Прежде всего, это конкурс «Ученик года», мероприятия по которому проводятся в течение года и отражают все направления одаренности.
Задачи конкурса
1.  Поддержка талантливых и творческих учащихся школы.
2. Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей учащихся и реализации творческого потенциала педагогического коллектива.
3. Утверждение образования как одного из главных способов самообразования и самовыражения личности, ее самоутверждения.
4. Стимулирование познавательной активности и творческой деятельности учащихся школы в урочное и внеурочное время.
Эта работа включает в профильное подготовку, профильное обучение, проведение факультативных занятий, участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, занятия в МАН.
Предпочтениеотдается технологии личностно ориентированного обучения. Потому что эта технология ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий его развития, реализации его природного потенциала. Такой подход сочетает воспитание и образование в единый процесс помощи, поддержки, социально-экономической защиты, развития ребенка, подготовки его к жизни как конкурентоспособной личности.
Модель становления творческой личностиПроведение внеурочных интеллектуальных мероприятий, в частности, предметных недель – этоособая форма интеллектуальной деятельности, благодаря которой формируется положительная мотивация к обучению, создаются условия для углубленного изучения дисциплин. Предоставляется возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную творческую работу.
Одаренные дети – значит лидеры, поэтому большое внимание в школе уделяется местному самоуправлению, которое делает учеников самостоятельными и ответственными. Для учащихся начальной школы создаётся республика «Радуга», а старшеклассники планированием работы занимаются в Совете Старшеклассников республики «Надежда».
Возможно, именно благодаря умелому развития лидерских качеств в раннем детстве, этот опыт помогает бывшим школьникам и во взрослой жизни чтобы часть выпускников школы становилась лидерами групп в своих учебных заведениях.
Навыки, приобретенные во время внеклассной деятельности позволяют детям быть успешными в учебной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.
Анализ исследования личности учащихся интересов и склонностей предусматривает формы работы, которые помогут создать эффективную технологию воспитания личности через систему дополнительного образования с учетом личностно-ориентированного подхода к ребенку
Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру
Педагоги нашей школы убеждены в том, что нужно просто позволить ребенку быть самим собой, следовать своему призванию, и результат не заставит себя ждать, а эпитет «одаренный» можно будет с уверенностью отнести к каждому.