Рабочая программа по ИЗО 6 класс (Е. А. Ермолинская)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6класс
Рабочая программа 6 класса разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 года№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Приказ Минобрнауки России от 30.08 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрированные в Министерстве Юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
Письмо Министерства образования и науки РФ Департамента государственной политики в образовании от 10.02.2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
Примерной образовательной программы по учебному предмету, с учетом планируемых к использованию учебно-методических комплексов, включающих в себя авторскую программу Л.Г.Савенковой / Интегрированной программы: Изобразительное искусство 5-8 (9) классы/ [Л.Г.Савенковой, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. - М.: «Вентана-Граф», 2013. - 200с. (Стандарты второго поколения).
Общая характеристика учебного предмета.
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,
разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:
- развитие представлений об окружающем мире, космосе, человеке, природе, времени, обществе, их единстве, об освоении человеком окружающего природного ландшафта в разные периоды жизни на Земле;
- развитие понимания взаимообусловленности формы и характера украшения архитектуры от «вмещаемого ландшафта» (Л.Н.Гумилёв), природных условий, общей экологии.
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными материалами, инструментами , техниками.
- овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:
1. Духовное возвышение ребенка.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой.
3. Живое общение с искусством.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
5. Опора на региональный компонент в обучении.
6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства.
9. Активное творчество самих детей.
10. Ценностные ориентиры содержания.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебного плана основного общею образования МБОУ «COШ №17» учебный предмет «ИЗО» является обязательным и входит в предметную область «Искусство». На изучение ИЗО в 6-х классах отводится 35 часов в учебном году. Недельная нагрузка - 1 час. Формами организации учебной деятельности учащихся являются теоретические и практические занятия. Используется групповая и индивидуальная самостоятельная работа учащихся. Для достижения поставленных задач используются активные методы обучения: метод проектов, технология уровневой дифференциации, ИКТ - технологии, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии. Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, защита творческого проекта, викторина, тестирование.
Планируемые результаты освоения курса:
Предмет «Изобразительное искусство» в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности, обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Личностные Метапредметные Предметные
регулятивные коммуникативные познавательные 1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
4. формирование духовных и эстетических потребностей;
5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы
8. обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности
1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
2. Учиться работать по предложенному учителем плану.
3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
1. Научатся пользоваться языком изобразительного искусства:
а) доносить свою позицию до собеседника;
б) оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2. Научатся слушать и понимать высказывания собеседников.
3.Научатся выразительно читать и пересказывать содержание текста.
4. Научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
5. Научатся согласованно работать в группе:
а) научатся планировать работу в группе;
б) научатся распределять работу между участниками проекта;
в) научатся понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) научатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ. 1. Сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии; 2.Сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
3. Развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
4.Способность
адекватно возрасту
воспринимать, понимать,
переживать и ценить
произведения изобразительного и
других видов искусства;
5. Индивидуальное
чувство формы и цвета в
изобразительном искусст-
ве, сознательное
использование цвета и
формы в творческих
работах;
6. Развитость коммуникативного и художественно-образ-ного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
7.Проявление эмоцио-
нальной отзывчивости
на красоту природных
форм и произведений искусства;
8.Развитие фантазии и
воображения детей;
9.Использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
10.Овладение вырази-
тельными особенностя-
ми языка пластичес-
ких искусств (живописи,
графики, декоративно
прикладного искусства,
архитектуры и дизайна);
11. Умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды
искусства и выражать
своё отношениек
художественному произведению;
12.Использование изоб-
разительных поэтических
и музыкальных образов
при создании театрализо-
ванных композиций, ху-
дожественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства; 13. Нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Содержание учебного предметаВведение(1 ч.)
1.История развития представлений человека о мироздании
Развитие представлений учащихся об эволюции взаимоотношений человека и природы, изменении взглядов людей на мир в разные исторические эпохи (Древний мир, Средние века, Новый мир и современность) и отражении их мировоззрения в архитектуре.
Глава 1. Мифология в народном творчестве (5 ч.)
2.Мифы творения мира
Развитие мировоззрения учащихся через формирование представлений о мифологии, в которой главными являются мифы о сотворении мира. Мифы о происхождении Вселенной у разных народов: общее и различие. Организация исследовательских работ по изучению мифов народов мира.
3.Мифология и символика русской избы
Мифология и символика русской избы. Разнообразие видов крестьянских домов (полуземлянка, изба, дворовые постройки). Конструкция крестьянской избы, её характерные черты, назначение каждого элемента архитектуры. Различия внешнего вида избы и её украшений в зависимости от региона проживания, климата, традиций.
4.Фантастические звери в русском народном творчестве
Развитие фантазии и воображения. Развитие фантазии и воображения на основе олицетворения могущественных сил природы, вымышленных персонажей народных сказок, былин, сказаний (лев и единорог как символы дня и ночи; Семаргл — крылатый пёс; Алконост — райская дева-птица; Сирин — дева-птица, посланница властелина подземного мира; жар-птица — олицетворение огня, света, солнца; грифон — мифическое существо, полуорёл-полулев, Стратим — птица-великан, ящер- крокодил, Кот Баюн и др.)
5.Символы в орнаменте
Развитие представления об орнаменте как виде изобразительного декоративно-прикладного искусства, основу которого составляют символы и знаки. Геральдическая композиция .6.Пермская деревянная скульптура
Пермская деревянная скульптура — культовая скульптура, являющая частью ансамблей церквей и часовен, — уникальный образец народного искусства. Фронтальная композиция, симметрия и статика этого вида искусства
Глава 2. Мир архитектуры (5 ч.)
7.Храмовая архитектура
Формирование представления о храме как символической модели мироздания. Исследования учёного К.Г. Юнга о параллели символики здания (роль этажей), с сознанием и чувствами человека (верхний этаж — сознание и разум, духовная жизнь; первый этаж — здравый смысл и бессознательный разум; подвал — коллективный бессознательный разум и интуиция).
8.Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов
Развитие представления учащихся о разнообразии стилей и направлений в архитектуре. Характер формы дворцовой архитектуры тесно связан с культурой общества, национальными, историческими, географическими и ландшафтными особенностями местности, в том числе наличием строительного материала (дерево, камень). Значение дворцовой архитектуры: оборонительная и административная функции. Украшение дворцовых построек: башни, скаты крыши, ограда, форма и декор окон, ворот, дверей.
9.Дворянские усадьбы России
Формирование представлений о национальных особенностях архитектуры. Дворянские усадьбы — особое явление в архитектуре России.
Характер архитектурных построек, относящихся к усадьбе: небольшая церковь, флигеля и хозяйственные постройки, архитектурный комплекс жилых помещений как единое целое; парадный двор, беседки, павильоны и др. Герб или вензель хозяина усадьбы на барском доме. 10.Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства
Освоение понятий «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика». Формирование представления о тесном взаимодействии художника- архитектора и художника-монументалиста; о роли и значении монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Зависимость декоративного украшения архитектурного пространства от формы и назначения здания, городской и ландшафтной среды.
11.Садово-парковая архитектура
Формирование способности различать характерные стилевые особенности архитектурных сооружений. Садово-парковая, или ландшафтная, архитектура. Задача данного вида искусства — решение эстетической организации природной среды (около жилой архитектуры). Своеобразие и общие черты в ландшафтно-парковой архитектуре разных стран (Древнего Востока, Греции, Рима, Японии, России)
Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы (3 ч.)
12.Дворянский быт, интерьер дворянского дома
Характерные особенности дворянского быта, архитектурных построек, внутренних жилых
помещений. Оформление интерьера в зависимости от назначения
13.Литературная гостиная и литературный салон
История появления первых салонов и их популярность во Франции и России в XVII –XVIII веках (организация и проведение поэтических вечеров, интересных встреч, музыкальных концертов, конкурсов и т. д.)
14.Музыка в пространстве интерьера
Формирование представления о характере работы композитора, специфике его жизни и творчества. Развитие понятия о взаимозависимости музыкального произведения и архитектурного пространства, в котором оно исполняется (каждому музыкальному произведению соответствует определённое пространство: камерное, большое, высокое, широкое, сферическое).
Глава 4. Портрет в искусстве (3 ч.)
15.Костюм как произведение искусства
Формирование представления о костюме как произведении искусства — свидетеле истории. Уметь доказать это положение с помощью ИКТ. История развития костюма и его роль в жизни общества. Сравнение костюма и архитектуры (общее и различия)
16.Исторический портрет, парадный портрет
Развитие представлений учащихся о различных видах портретного жанра
17.Графический портрет
Формирование понятия о гравюре как виде графического искусства. Специфика данного вида художественного творчества, история его появления. Отображение в данном виде изобразительного искусства портретного жанра (исторический и парадный портрет). Гравюры Петровской эпохи. Знакомство с пропорциями человеческого лица и канонами его изображения.
Глава 5. Натюрморт (4 ч.)
18.Декоративный натюрморт
Формирование широкого, объёмного представления учащихся о жанре натюрморта в изобразительном искусстве. Взаимосвязь изображаемых предметов в натюрморте (диалог предметов). Представление о выразительных средствах, используемых художником в изобразительном искусстве. Реалистическая манера исполнения натюрморта и отход от реалистической манеры. 19.Построение геометрических тел Формирование представления о натюрморте как самостоятельном жанре изобразительного искусства. Красота окружающего человека предметного мира, в котором отражается культура народа в разные периоды истории человечества. Натюрморт как один из самых древних жанров изобразительного искусства. Развитие представлений о характере изображения геометрических тел в композиции: смысловая связь предметов в композиции, грамотное построение предметов в натюрморте, графические техники изображения предметов, иллюзия передачи объёма изображаемых предметов
20.Ахроматический натюрморт
Развитие представлений о хроматической и ахроматической гамме, о технике исполнения живописного произведения с использованием разнообразных оттенков одного цвета. Формирование понятий о разнообразии цветового и тонального решения живописных и графических композиций; освоение понятий: тон и светлота, гризайль.
21.Символика в живописи
Формирование представлений учащихся о символике в европейской реалистической живописи (составляющие украшения интерьера, предметы натюрморта, цвет, священные лики, животные, цветы и др.). Символы в окружающей жизни современного человека
Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России (4ч.)
22.Тульский самовар
Воспитание уважения к традициям народа, интереса к объектам традиционного быта крестьян, их происхождению, значению каждого предмета в крестьянском быту. Самовар — «водогрейный для чая сосуд большей частью медный с трубою и жаровней внутри»
23.Резьба по камню и кости
Развитие представлений учащихся о видах традиционного народного искусства: резьбе по камню и резьбе по кости малораспространённых видах народного искусства. Разнообразие материалов народных мастеров-камнерезов и мастеров резьбы по кости. Роль поделочного материала в выборе характера резьбы. Знакомство с наиболее распространённым видом в камнерезном искусстве — анималистическим жанром.
24.Художественная обработка металла
Развитие представления школьников о традиционном декоративно-прикладном промысле. Литьё, ковка, чеканка. Разнообразие приёмов и видов литья из металла, зародившегося в ХVII веке в Великом Устюге, Ростове Великом, позднее в сёлах Мстёре (Владимирская обл.), Красном (Костромская обл.), Казаково (Нижегородская обл.), Касли (Челябинская обл.), а также Поморье и Дагестане. Произведения мастеров по обработке металла: декоративные решётки, предметы быта (узорчатые стулья, беседки, столы), скульптуры, ограды, фигуры животных, сюжетные композиции.
25.Павловопосадские платки
Развитие представлений учащихся о традиционных предметах и вещах русского человека — узорных платках, шалях. Формирование представления о том, что платок — это обязательная часть гардероба православной женщины. История происхождения павловопосадских набивных платков, их промышленного производства.
Глава 7.Книга как произведение искусства (3 ч.)
26.Искусство оформления книги
Книга как свёрнутое мироздание. Формирование представлений учащихся об искусстве создания книги. Элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации.
27.Художественный шрифт
Развитие представления о том, что шрифт — это один из важнейших элементов оформления книги, плаката, журнала. Разнообразие видов шрифтов. Отражение в начертании шрифта культурно-исторической эпохи, эстетических и художественных предпочтений автора. Шрифт как визитная карточка эпохи.
28.Шрифтовая композиция
Развитие представления учащихся о шрифте как выразительном средстве графической композиции. Шрифт как знак и как текст, содержащий определённую информацию, и одновременно украшение. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате
Глава 8. Малые формы в графике (3 ч.)
29.Экслибрис
Формирование представления учащихся о книжном знаке — экслибрисе. Назначение экслибриса, история его появления. Известные художники-графики, специализирующиеся в этом жанре (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, С.В. Чехонин и др.). Сюжет и элементы изображения; передача в экслибрисе характера занятий человека, для которого он предназначается.
30.Эмблема
Освоение нового художественного термина «эмблема». Развитие представления учащихся о том, что эмблема существует для передачи определённой информации. Условный характер изображения: эмблема — особый визуальный (зрительный) знак (указывает на вид деятельности, например: на предметный кабинет в школе, какой-либо объект). Для знакового изображения существуют определённые требования, которые художник-дизайнер должен учитывать.
31.Марка как произведение искусства
Развитие представлений об истории и особенностях создания марки и её изменениях в течение исторического времени. Характер использования цвета в почтовых марках.
Глава 9. Проекты (2 ч.)
32.Город будущего
Развитие представлений учащихся о художниках-фантастах. Освоение технологии объёмно-пространственной композиции и работы в группе.
33.Архитектурный проект школы будущего
Формирование представлений об архитектурном проекте, функциональном и эстетическом облике здания. Соотношении архитектурных форм и элементов в пространственной архитектурной композиции.
Глава 10. Великие имена в искусстве (2 ч.)
34.Художник-живописец
Художники-живописцы, жившие в разные исторические периоды. Развитие представлений учащихся о разнообразии видов и жанров живописи, о выразительных средствах живописи и их связи с другими искусствами. Разнообразие техник живописи. Знакомство с художниками-живописцами: Д.Г. Левицким, Дж. Моранди, В.И. Серовым, Я. Вермеером Делфтским35.Художник-график
Художники-графики, жившие в разные исторические периоды. Развитие представлений учащихся о разнообразии видов и жанров в графическом искусстве, о выразительных средствах графики и их связи с другими искусствами. Разнообразие графических техник. Знакомство с творчеством художников-графиков Утава Хиросигэ, Г. Доре, В.А. Фаворского, М.К. Эшера
Тематическое планирование
№ урока Тема урока Дата проведения
по плану по факту
Введение
1 История развития представлений человека о мироздании
Глава 1. Мифология в народном творчестве
2 Мифы творения мира 3. Мифология и символика русской избы
4. Фантастические звери в русском народном творчестве
5. Символы в орнаменте
6. Пермская деревянная скульптура
Глава 2. Мир архитектуры
7. Храмовая архитектура
8. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов
9. Дворянские усадьбы России
10. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства 11. Садово-парковая архитектура
Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы (3 ч.)
12. Дворянский быт, интерьер дворянского дома 13. Литературная гостиная и литературный салон 14.
Музыка в пространстве интерьера
Глава 4. Портрет в искусстве (3 ч.)
15.
Костюм как произведение искусства
16.
Исторический портрет, парадный портрет
17. Графический портрет
Глава 5. Натюрморт (4 ч.)
18. Декоративный натюрморт
19. Построение геометрических тел
20. Ахроматический натюрморт
21.
Символика в живописи
Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России (4ч.)
22. Тульский самовар
23. Резьба по камню и кости 24.
Художественная обработка металла
25. Павловопосадские платки
Глава 7.Книга как произведение искусства (3 ч.)
26. Искусство оформления книги
27. Художественный шрифт 28. Шрифтовая композиция Глава 8. Малые формы в графике (3 ч.)
29. Экслибрис
30. Эмблема
31. Марка как произведение искусства
Глава 9. Проекты (2 ч.)
32. Город будущего 33.
Архитектурный проект школы будущего Глава 10. Великие имена в искусстве (2 ч.)
34.
Художник-живописец 35.
Художник-график Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих курс предмета Выпускник научится:
- понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
- понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
- определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
- различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Печатные пособия:
1. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9) классы/[Л.Г. Савинкова,Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова].– М.:Вентано-Граф, 2013. – 200 с.: ил.2. Ермолинская Е.А.. Изобразительное искусство: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савинкова Б.А.; [под ред. Б.А. Савинковой]. - М. :Вентана-Граф, 2013. – 200 с. : ил3. Кашекова И.Э.. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.Э. Кашекова, Е.П. Олесина,; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2013. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам). Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. Для учителя. М., 1991.4.Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач. школе. – М., 2002.5.Болдырева ЕМ. Русская литература. XX век.: Уч. справочник. - М.: Дрофа, 2000. 6.Варданян Р.В. Мировая художественная культура: архитектура. - М.: Вла-дос;2003. 7.Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре. - М.: Академия, 2002. 8.Гузик М.А., Кузьменко ЕМ. Культура средневековья: занимательные игры: Кн. для учащихся 6-9 кл. - М.; Просвещение, 2000. 9.Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой худ. культуре: 6-9 кл. - М: Просвещение, 2000. 10.Гузик М.А. Русская культура: занимательные игры: Кн. для учащихся 6-9 кл.-М.: Просвещение. 2000. 11.Гузик М.А. Культура Древнего Востока: занимательные игры: Кн. для уч. 6-9 кл.-М.; Просвещение, 2000. 12.Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура. - М.: Просвещение, 2003. 13.Кашекова И. Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре.-М.: Просвещение, 2003. 14.Коровина В.Я. Фольклор и литература.-М.:Скрин, 1996. 15.Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: Дидактический материал. - М.: Просвещение. 2002. 16.Короткова М.В. Культура повседневности: история костюма. - М.: Вла-дос,2003. 17.Лайне С.В. Искусство XXвека: Россия, Европа. -М.: Просвещение, 2003. 18.Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. - М.: Просвещение, 2003. 19.Мосина Вал. Р., Мосина Вер. Р. Художественное оформление в школе и компьютерная графика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002. 20.Обернихина ГА. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе.-М.: Владос, 2001.
2.Интернет-ресурсы
Государственная Третьяковская галерея- hnp://wwAv.iretyakovgal lerv.ru
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина- hUp;//vy\vw.puslikinm useum.ru
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры — hltp://w\v\v, msarch.ruХудожественные сокровища музеев Москвы - fatip://bibliotekar.ru/'rus-Muscum- Mosco w/index .htmМосковский музей современного искусства (ММСИ) - http: //www. mmoma. RuГосударственныйЭрмитаж-http://\^vw.hermhaaemuseum.or«
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина-http://www.artacademv.spb.ru
Московский государственный объединённый художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтныймузей-заповедник-http: /Avww.m gomz.ru
Нижегородский государственный художественный музей - http://w,\vw.museum.rmov.ru/art ПорталИскусство-http://ru.wikipedia.org/wikiЖивопись. Картины. Художники. Музеи мира - Виртуальный музей искусств - http://www/mustum-online.ru/
Библиотека изобразительных искусств - http://artlib.ru
3.Технические средства обучения.
Компьютер» мультимедийный проектор, экран проекционный.
4.Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт