План работы по самообразованию по теме Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
План работы по самообразованию
на 2014-2018 уч.год
воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 87
Сачковой Натальи Порфирьевны
г. Нижний Новгород
2014г.
-2-
Тема: Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Цель: Повышение профессиональной компетентности по вопросу развития творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи: работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- Способствовать овладению детьми многими нетрадиционными техниками рисования, реализовывать свой замысел и самостоятельно находить средства для его воплощения;
- побуждать создавать новое и оригинальное,;
- проявлять творчество и фантазию,
- развить интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе изобразительной деятельности;
- способствовать формированию у детей интегративных качеств:
любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;
- способствовать формированию средств общения и способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- сформировать навыки решения интеллектуальных и личностных задач;
- сформировать первичные представления о предметах и материалах ;
- сформировать умение управлять своим поведением и планировать свои действия;
- способствовать овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности;
-3-
-обеспечить интеграцию образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
социально – коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты:
-повышение педагогической компетентности
- определение тактики и стратегии совершенствования образовательного процесса образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в современных условиях в соответствии с требованиями ФГОС ДО
План мероприятий
по реализации плана самообразования
Направления профессионально – личностного саморазвития
Сроки исполнения
Основные
мероприятия
реализации
плана
Практические выводы
Расширение образованности
Сентябрь –октябрь-ноябрь
2014 г.
Изучение методической литературы по развитию творческого воображенния
Изучение комментариев к ФГОС ДО
Изучение передового опыта
Изучение методических рекомендаций,
Обсуждение полученной информации с коллегами
Повышение педагогической компетентности
Сентябрь 2014г.
октябрь
2014г.
Декабрь
2014г.
Январь 2015г.
Февраль
2015г.
Март
2015г.
Апрель 2015г.
Май
2015г.
Сентябрь
2015г.
Сентябрь 2015г.
Октябрь 2015г.
Ноябрь 2015г.
Декабрь
2015г.
Февраль 2016
Март 2016г.
Апрель 2016г.
Май
2016г.
Сентябрь 2016г.
Постоянно
Сентябрь
2016г.
Ноябрь
2016г.
Декабрь
2016г
Ежегодно
Постоянно
Постоянно
По предложению
НИРО
Ежегодно
- Подбор диагностического материала, мониторинг
- Постановка задач разработка перспективного плана и содержания использования нетрадиционных техники рисования
в старшей группе
- Изучение требований ФГОС ДО к созданию предметно – развивающей среды художественно –эстетического развития
Консультация для воспитателей на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами»
Мастер-класс в «Школе молодых воспитателей» рисование пипеткой «Дождь идёт».
Практическое занятие по нитяной графике на тему «Как рисовать нитью?», «Как работать безопасно».
Практическое занятие в «Школе молодых воспитателей» Тема: «Зачем
человеку зонт» (печать по трафарету)
Литература: А.В. Никитина с. 27
Мониторинг
Диагностика на начало года задачи на новый учебный год
Постановка задач разработка перспективного плана и содержания использования нетрадиционных техники рисования
в подготовительной к школе группе
Обмен опытом и
Информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов
Консультация для воспитателей
«Рисование скотчем»
Практическое занятие в «Школе молодых воспитателей» красками с помощью выдыхаемой струи воздуха на тему «Мой помощник ветерок»
Выставка рисунков на тему «Морозные узоры» (свеча + акварель)
Практическое занятие в «Школе молодых воспитателей»
Тема: «Верблюд в пустыне» (стеки, зубочистки (расчесывание краски))
Литература: Давыдова Г.Н. с.11
Мастер-класс
«Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке».
Мониторинг
Диагностика на начало года, задачи на новый учебный год
Постановка задач разработка перспективного плана и
·содержания использования нетрадиционных техники рисования
во второй младшей
группе
Подведение итогов, вынесение полученных результатов на
обсуждение и оценку
Оформление результатов работы по теме самообразования
Участие в семинарах, педсоветах по проблеме развития творческого
воображения
Поиск информации в ресурсах Интернет
Взаимодействие с родителями по итогам диагностики
Проблемные курсы проблеме развития творческого воображения
Индивидуальные маршруты , корректирование образовательной деятельности
Сбор материала для оформления опыта работы
Создание развивающей пространственной среды
Методическая разработка
Методическая разработка
Разработка
практического занятия
Разработка
практического занятия
Выводы по проделанной работе,
задания на лето
Анализ диагностических карт, корректировка образовательной деятельности
Продолжение сбора материала для оформления опыта работы
Оценка методов и приемов; выводы; перспективы развития
Методическая
разработка консультации
Разработка практического занятия
Оформление выставки в коридоре детского сада
Разработка практического занятия
Методическая разработка мастер- класса
Выводы по проделанной работе за два года
Анализ диагностических карт, корректировка образовательной деятельности
Оформление опыта работы
- Представление материалов на педсовете
- Распространение материала на уровне ДОУ, РМО, в интернете
- Публикация
«Из опыта работы»–показать промежуточные результаты на сайте (доклад)
Методические разработки, сообщения
Скриншот электронного образовательного ресурса,
-Скриншот страницы на персональном сайте
Родительские собрания,
- консультации,
-практические занятия,
-рекомендации
Творческий проект
3. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности
Декабрь
2016г.
2014-2017г.г.
2016-2017г.г.
-Презентация опыта работы
- Работа в творческой группе по введению ФГОС ДО в МБДОУ № 87
-Создание рабочей папки использования нетрадиционных техник рисования каждой возрастной
группе
- Материально – техническое оснащение группы
-Слайд –шоу
- Разработка и корректировка раздела образовательной программы «Художественно – эстетическое развитие»,
-Развивающая предметно – пространственная среда
Папка с практическими материалами
-10-
Список используемой литературы:
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.
Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.
3. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
4. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
5. Г. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста . Нетрадиционные техники. Планирование , конспекты занятий, М. Творческий Центр.2005г.
7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет.- Москва ,2010 г.
8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
9. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
10. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.
11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010.
12. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
13. Лыкова И. А. "Цветные ладошки"
14. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
15. И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.
16. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
17. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования.Творческий Центр «Сфера», Москва, 2011.
18. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11
19. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.
20. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.
21. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.
15