Технологическая карта занятия Заюшкина избушка
Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»
с элементами экспериментирования
Предмет: интеграция образовательных областей: познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, физической, речевой.
Форма образовательной деятельности: интегрированная.
Цель - формирование нравственно-моральных качеств у детей дошкольного возраста через сказку «Заюшкина избушка»; развитие исследовательской деятельности детей.
Задачи:
1. Продолжать формировать умение называть свойства предметов; развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;
2. Развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности, ассоциативное мышление.
3. Закреплять и расширять знания детей о русских народных сказках; помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
4. Обогащать словарь; развивать связную речь; продолжать формировать умение детей отгадывать загадки; продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки; воспитывать любовь к народному творчеству.
5. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, развивать общую моторику, координацию движений; формировать правильную осанку; продолжать работу по укреплению здоровья детей, совершенствованию функций организма.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к ней, просмотр мультфильмов по мотивам сказки «Заюшкина избушка»; разучивание стихотворений, загадок про птиц и животных.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация PowerPoint «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»; элементы декораций к сказке «Заюшкина избушка»; колокольчик; дорожки со следами петуха, медведя, лисы, зайца; ширма-домик; куклы зайца и лисы; лист бумаги, сложенный домиком, снежные домики, деревянные брусочки, 3 подноса, 3 лейки, блюдца; шапочки персонажей сказки; картинки берлоги, норок лисы, зайца, курятника; стулья – пенёчки по количеству детей; большая мягкая игрушка медведя и книжки со сказками.
Компоненты образовательной деятельности
Основная часть (15 мин)
Фея обращает внимание на следы:
- Ой, ребята, смотрите, кто-то раньше нас пробежал в страну Сказок. Вы здесь никого не видели? (Нет)
- Тогда отгадайте загадку: кто рано встаёт, голосисто поёт, детям спать не даёт? (Петух)
- Правильно, посмотрите на экран, вот он наш Петя-петушок золотой гребешок, масляная головушка, шёлкова бородушка! А это его домик- курятник, здесь живут петухи и курицы и их детки. Кто? А какого цвета его следы? (Серые)
- Почему следы петуха вдруг стали серыми? (Ответы детей)
- Наступила весна, растаял снег, петушок шёл по талому снегу и замарал лапки. Сейчас я вас превращаю в петушков, пройдём по его следам. (Корригирующая ходьба «Петушок»: спина прямая, ходьба с высоко поднимая колени)
- А это чьи следы, как вы думаете? (Показывает на следы медведя) Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит, а проснется, ну реветь. Как зовут его - ...? (Медведь). Посмотрите на экран: Вот наш Мишка, а это его дом, как он называется?
- А какого цвета следы медведя и почему? (Дети рассуждают)
- Наступило лето, медведь ходил по зелёной траве и оставил зелёные следы.
Покажите, как мишка ходит.
(Корригирующая ходьба «Мишка косолапый»: спина прямая, руки в стороны, ходьба на внутренней стороне подошвы ног)
- А это уже другого зверя следы. Как вы думаете, чьи они? По снежку зимой бежала, и следы все заметала. Рыжий мех, а хвост – краса! Подскажите, кто? (Лиса)
- Посмотрите на экран, вот она наша лисичка – хитрая сестричка! А это ее дом. Нора. Какого цвета следы лисы и почему? (Предположения ребят)
- Наступила осень. Лиса бегала по опавшим листьям и оставила свои следы. Пройдём по ним на носочках, хвостиком машем, лапочки впереди.
Корригирующая ходьба «Лисичка»: спина прямая, лёгкий бег на носочках
- Интересно, ну, а это кто здесь наследил?
Всех боится он в лесу: Волка, филина, лису.Бегает от них, спасаясь, С длинными ушами…? (Заяц)
- Вот он наш зайчик! (Показывает на экран) он тоже ищет себе норку, чтоб спрятаться. Какого цвета следы зайца? Почему они белые? (Предположения ребят)
- Правильно, наступила зима, и зайчик бегал по снегу. Давайте отправимся по его следам, только не забываем, что мы стали зайчиками. Дети под музыку друг за другом прыгают на двух ногах по следам зайца. Следы зайца приводят к дому. Фея, показывая на домик:
- Вот это да! Ребята, смотрите, следы привели к домику. Как вы думаете, кто в нём живёт и почему? (Дети рассуждают)
- Правильно, там живёт заяц! А мы с вами попали в сказку «Заюшкина избушка». Я вас приглашаю присесть и отдохнуть на волшебные пенёчки. Дети рассаживаются. Воспитатель проходит в дом, надевает на руки куклы зайца и лисы, начинается мини-спектакль.
- Давайте позовём и поздороваемся с Зайкой. Зайчик, Зайчик, выходи скорее серенький! Все вместе.
Из домика в окошко показывается Лиса и говорит:
- Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Нет здесь никакого Зайца! Я здесь живу. Это мой дом! Уходит обратно в дом.
Фея: - Ребята, что случилось? Почему Лиса у Зайчика в домике живет? И где же сам Зайчик – хозяин дома?
Выходит Заяц и плачет: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы – ледяная! Пришла весна-красна, у Лисы избушка ледяная растаяла, а у меня стоит по-старому. Попросилась она ночевать, да меня же и выгнала!
Фея: - Ребята, как вы думает, Лисичка хорошо сделала, выгнав Зайчика из его дома? (Дети отвечают, что лиса плохо поступила) Лиса скверно поступила, ведь у каждого должно быть своё жилище. Не плачь, зайчик, мы тебе поможем!
Правда, ребята?
Лиса выходит и говорит: - Я так больше не буду!
Фея: - Простим её ребята?
Лиса: - Но где, же мне жить? Моя избушка растаяла… (плачет)
Фея: Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы построим тебе новый дом! Правда, ребята? Фея приглашает ребят подойти к себе. Дети вместе с Феей выполняют физминутку.
Физминутка «Я хочу построить дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
- Молодцы! А как вы думаете, какой мы дом построили? Настоящий или воображаемый? (Это дом не настоящий, мы его нарисовали в воздухе. Это дом нашей мечты)- А чтоб построить настоящий дом для Лисы, надо выбрать подходящий материал. Сейчас мы посмотрим из чего лучше построить домик для нашей лисички.
Проходите, здесь у нас 3 полянки.
Первая полянка «Бумажная», на ней всё делается из бумаги. Вторая полянка «Снежная», на этой полянке всё сделано из снега и льда, и третья полянка «Деревянная», здесь всё сделано из дерева.
1 полянка «Бумажная» (На столе поднос, на нём домик из бумаги, лист бумаги, блюдечко со смоченной бумагой, лейка)
- Ребята, из чего этот дом? (Из бумаги)
- Значит он какой? (Бумажный)
- Как вы думаете, что будет, с таким бумажным домиком, если вдруг подует сильный ветер? Давайте проверим, подуем на него! Что случилось? Бумага лёгкая или тяжёлая? (Лёгкая как пушинка) А если вдруг пойдёт дождик? (Льёт из лейки на бумажный дом, демонстрируем, уже заготовленную в блюдце намокшую бумагу) Что случилось с бумагой? (Намокла) Потрогайте. Как вы считаете, можно ли жить Лисичке в таком доме? (Нет) Почему? (Бумага не прочная, мокнет, такой домик унесёт ветер)
2 полянка «Снежная» (На столе поднос, на нём домики из снега, снег, лейка)
- Как вы думаете, из чего этот домик? (Из снега)
- Значит он какой? (Снежный) Представляет, какой красивый домик можно построить из снега (Демонстрирует дом). Потрогайте его, какой он на ощупь? (Холодный)
- Давайте проверим, что будет с домиком изо льда, если подует ветер?
(Вместе дуют, ничего не происходит)
- Никакой ветер не страшен такому дому! А что с ним будет, когда наступит весна, а затем лето и пойдёт дождь? (Поливает лейкой снег, даёт полить детям) Что случится тогда? (Дом растает). Пойдёт такой материал для строительства дома для Лисы? (Нет, не пойдёт такой материал, дом может растаять, он холодный)
3 полянка «Деревянная» (На столе поднос, на нём домики из деревянных кубиков, лейка)
- Из какого материала изготовлен этот дом? (Из дерева) Значит, домик какой? (Деревянный)
Можно ли, Лисе жить в таком доме? Давайте проверим. Страшен ли ему ветер? (Дети дуют, ничего не происходит) Почему? (Дерево прочное) А сейчас, сожмите в кулачке деревянный брусок и определите холодное дерево или тёплое? (Тёплое) А если вдруг пойдёт дождь? (Поливают из лейки) Подходит дерево для строительства дома? (Да, дерево прочное, тёплое, ему не страшен ни дождь, ни ветер)
Фея: Молодцы, поэкспериментировали на наших волшебных полянках. Из каких материалом мы пытались построить дом? Перечислите, дети!
- Молодцы! Какой материал подходит для нашего дома? Почему? (Дерево, оно прочное, ему не страшен ни ветер, ни дождь, такой дом будет светлым и теплым), Воспитатель проводит детей по полянкам ещё раз, закрепляет:
- Бумажный дом размок: бумага непрочная, лёгкая. Ледяная избушка, как в сказке у Лисы растаяла. А деревянная избушка, лубяная, как стояла, так и стоит по-старому.
- Ребята, а у нас в сказочном лесу есть разноцветные модули, давайте из них, построим дом для Лисы!
Конструирование из модулей дома под музыку.
- Молодцы! Какой у нас дом получился? (Ответы детей) Теперь в этом доме будет жить Лиса из сказки! (Фея садит игрушку лисы в дом) Вот мы и помирили Зайчика с Лисичкой! Славно потрудились! Но как говорится в пословице: кончил дело: гуляй смело! Теперь мы будем играть! Вышли дружно на лужок, встали в маленький кружок. Были мы ребятами, стали все зверятами. Фея надевает шапочки зайца, лисы, петуха, медведя детям, спрашивает: - В кого я вас превратила?
Каждый ребёнок называет, кем стал, и рассказывает стих.
- Ребята, это в сказке Лисичка и Зайчик живут в домах. А в природе, где живут животные и птицы? (Ответы детей, Фея показывает картинки берлоги, норы, курятника и раскладывает их на полу) Поиграем в игру «Найди свой домик». Пока я звоню в свой колокольчик, звери и птицы бегают, летают по полянке. Как только перестанет звенеть колокольчик, они находят свои дома! (Дети играют)
-А теперь проверим, правильно ли звери и птицы нашли свои дома? Педагог ещё раз закрепляет, что медведь живёт в берлоге, лиса и заяц - в норах, а петух - в курятнике.
- Молодцы! Дети, вам понравилось путешествие в сказку?
- Из какой сказки были зайка, лисичка, мишка, петушок?
- Ребята, мы сегодня сделали хорошее дело, какое? (Ответы)
Заключительная часть (2-3 мин)
Фея: А сейчас нам пора возвращаться. Закройте глаза. Колокольчик зазвени.
Нас в детский сад скорей верни. Откройте глаза! Ой, ребята, смотрите, кто это там спрятался за сугробом? (Фея быстро открывает спрятанный сюрприз под белой тканью – сугробом) С нами из сказки вернулся Мишка, а что это у него в мешочке? (Дети смотрят: в мешке книжки со сказками) Наверное, он хочет, чтоб мы ещё и с другими сказками познакомились! Пусть Мишка и его сказки живут в нашей группе! До свидания! Как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
для санаторной группы
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация»
Раздел: «Экология» (с элементами экспериментирования)
Тема: «Заюшкина избушка»
Цели: Расширять представление детей о диких животных, среде их обитания, характерных особенностях лисы, медведя, зайца, способах их передвижения, особенностях поведения в зимнее время. Обогащать словарь детей, развивать наблюдательность. Продолжать формировать умение называть свойства предмета, развивать мыслительные операции, воображение, память.
Билингвальный компонент: коян- заяц, медведь- аю, нора – iн.
Предварительная работа: Разучивание загадок про животных, чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций.
Оборудование и материалы: проектор, элементы к декорации сказки «Заюшкина избушка», колокольчик, дорожки со следами зверей, куклы зайца и лисы, три домика - деревянный, снежный и бумажный, 3 подноса, 3 лейки, шапочки персонажей сказки, игрушка- медведь.Этапы деятель-ностиДействия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительныйКруг радости:
«Здравствуй друг!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Спрашивает детей, любят ли они сказки?
Приглашает отправиться в сказку.
«Колокольчик зазвени, в сказку нас перенеси!»
- Ребята, посмотрите, кто-то раньше нас пробежал в страну Сказок.
- Вы здесь никого не видели? Стоят в кругу, приветствуют друг друга.
Отвечают: любят.
Проявляют интерес.
Слушают педагога.
Проявляют интерес.
Отвечают – нет.
Организационно- поисковый Обращает внимание на дорожку со следами.
Загадка: «Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами».
Обращает внимание на слайд.
Предлагает пройти по дорожке со следами петушка.
Загадка: «Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется- ну реветь….»
Обращает внимание на слайд.
Предлагает пройти по дорожке со следами медведя.
Загадка: «По снежку зимой бежала,
И следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост краса,
Подскажите, кто?.....»Обращает внимание на слайд.
Предлагает пройти по дорожке со следами лисы.
Загадка: «Всех боится он в лесу,
Волка, филина, лису.
Бегает от них спасаясь,
С длинными ушами….?»
Обращает внимание на слайд.
Предлагает пройти по дорожке со следами зайца.
Билингвальный компонент: коян- заяц, медведь- аю, нора – iн.
Игровая ситуация:
- Лиса выгнала зайчика, давайте построим лисе дом».
П/и «Я хочу построить дом»
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял,
Солнце было, дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл!
- Из какого материала можно построить дом?
Обращает внимание на 3 стола с домиками.
Предлагает проверить на прочность.
Бумажный.
- Что будет, если подует сильный ветер?
- Бумага легкая или тяжелая?
- А если пойдет дождик?
(поливает бумажный домик из лейки)
- Что случилось с бумагой?
- Можно жить в таком домике?
- Почему?
Снежный.
- Что будет, если подует сильный ветер?
- Потрогайте, какой он на ощупь? Какой он?
- А что будет с ним, когда наступит весна, а затем лето и пойдет дождь? (поливает лейкой снежный домик)
- Пойдет такой домик для лисы?
Деревянный.
-Страшен ли такому дому ветер? Почему?
- Сожмите в руке деревянный брусок и определите холодное дерево или теплое?
- А если вдруг пойдет дождь? (поливает из лейки)
- Подходит дерево для строительства дома?
Предлагает из модулей построить дом для лисы.
Обращают внимание.
Отгадывают загадку- петушок.
Это следы петушка.
Идут по дорожке.
Это- медведь.
Это следы медведя.
Идут по дорожке.
Отгадывают – лиса.
Смотрят на слайд.
Идут по дорожке.
Отгадывают- заяц.
Смотрят на слайд.
Идут по дорожке.
Повторяют слова на казахском языке.
Проявляют интерес.
Участвуют в игре.
Называют варианты.
Рассматривают.
Соглашаются.
Отвечают на вопросы.
Наблюдают.
Отвечают: намокла.
Нет.
Бумага не прочная, мокнет, такой домик унесет ветер.
Дуют, ничего не происходит.
Трогают, отвечают- холодный.
Наблюдают. Отвечают- растает.
Отвечают- нет, такой дом может растаять, он холодный.
Дуют, ничего не происходит. Дерево прочное.
Сжимают, определяют- теплое.
Наблюдают. Отвечают- вода стекает с домика.
Отвечают- да, дерево прочное, теплое, ему не страшен ни дождь, ни ветер.
Соглашаются
Строят дом.
Приглашают лису в деревянный дом.
Рефлексивно- корригирующий П/и: «Найди свой домик»
Обращает внимание детей, что они так веселились, что разбудили мишку.
Он дарит детям большую конфету.
Приглашает детей вернуться в детский сад.
«Колокольчик зазвени, в детский сад нас верни». Участвуют в игре.
Обращают внимание.
Радуются. Благодарят.
Соглашаются.
Идут в группу.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: Называют животных, их повадки, среду обитания.
Понимают: Что дикие животные живут в лесу, петушок- рядом с человеком.
Применяют: Различают следы животных, участвуют в эксперименте, принимают участие в беседе.