Рабочая программа «Рисунок, живопись, композиция» в области хореографического искусства «Хореографическое искусство»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Программа В.03
РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ, КОПОЗИЦИЯ
дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы
в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
(сроки обучения- 8 (9) лет)
Симферополь 2015
«РАССМОТРЕНО»
Педагогическим советом
МБОУДО СДШИ
Протокол № 1 от 27.08.2015
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор – С.В.Труфанова
Приказ № 127-О от 27.08.2015
____________
(подпись)
Разработчик: В.А. Чайка, преподаватель отделения изобразительного и театрального искусства муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Симферопольская детская школа искусств муниципального образования городской округ Симферополь
Рецензент: А.Е. Максименко, кандидат педагогических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Института филологии, истории и искусств Гуманитарно-педагогической академии (филиал) г. ЯлтаРецензент: Н.А. Золотухина, кандидат культурологи, доцент ГБОУВО РК «КИПУ», Член Союза художников СССР
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Требования по годам обучения;
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.Списки методической и учебной литературы
- Список методической литературы;
-Список учебной литературы;
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Рисунок, живопись, композиция» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Программа предмета «Рисунок, живопись, композиция» состоит из трех разделов — графики, цветоведения, основы композиции. Это основные направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделах выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Срок реализации учебного предметаСрок реализации учебного предмета «Рисунок, живопись, композиция» составляет 2 года в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» с 8 (9)летним сроком освоения.
Объем учебного времени и виды учебной работы при сроке освоения программы
8(9) лет - Срок обучения 2 года
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации Всего
часов
Классы 1 2 Аудиторные занятия (в часах) 33 33 66
Самостоятельная работа (в часах) 16,5 16,5 33
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 49,5 49,5 99
Вид
промежуточной
аттестации - зачет Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе - от 4 до 10 и групповая от 11 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.Цели и задачи учебного предмета
Цели:
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
2.Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
3.Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).
Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.). Приобретение детьми опыта творческой деятельности. Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охранытруда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Рисунок, живопись, композиция», оснащены материальным и наглядным пособием, а так же натюрмортным фондом.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТ
Учебно-тематический план
№ Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1класс - 1 год обучения Ι полугодие
1.1. Беседа о картинах урок 1,5 0,5 1
1.2. Горизонтальный формат урок 1,5 0,5 1
1.3
Вертикальный формат урок 1,5 0,5 1
1.4. Линия и пятно урок 3 1 2
1.5. Диагональ урок 1,5 0,5 1
1.6. Контур урок 1,5 0,5 1
1.7. Пространство формата урок 1,5 0,5 1
1.8. Глубина формата урок 1,5 0,5 1
1.9. Геометрические фигуры. Название и построение урок 3 1 2
1.10. Фон урок 3 1 2
1.11. Силуэт урок 1,5 0,5 1
1.12. Понятие ритма урок 3 1 2
1 класс - 1 год обучения ΙI полугодие
2.1. Образ урок 1,5 0,5 1
2.2. Масштаб урок 1,5 0,5 1
2.3. Изображение человека урок 1,5 0,5 1
2.4. Рисование птиц урок 1,5 0,5 1
2.5. Многообразие форм урок 1,5 0,5 1
2.6. Палитра. Акварель урок 1,5 0,5 1
2.7. Стилизация-обобщение форм урок 1,5 0,5 1
2.8. Узор, орнамент урок 1,5 0,5 1
2.9. Композиция размещение урок 1,5 0,5 1
2.10. Искусство рисунка урок 1,5 0,5 1
2.11. Искусство живописи урок 1,5 0,5 1
2.12. Декоративное искусство урок 1,5 0,5 1
2.13. Керамика урок 1,5 0,5 1
2.14. Штриховка и тушевка урок 1,5 0,5 1
2.15. Оттенки цвета урок 1,5 0,5 1
2.16. Композиция-выдумка урок 1,5 0,5 1
2 класс -2 год обучения Ι полугодие
1.1. Анималисты урок 1,5 0,5 1
1.2 Профиль, тыл, фас урок 1,5 0,5 1
1.3 Фон. Создание окружающей среды урок 3 1 2
1.4. Сложный ритм урок 1,5 0,5 1
1.5. Симметрия в природе урок 1,5 0,5 1
1.6. Характер формы урок 1,5 0,5 1
1.7. Теплые и холодные цвета урок 3 1 2
1.8. Контраст размеров урок 1,5 0,5 1
1.9. Рисование насекомых урок 3 1 2
1.10. Выделение главного урок 4,5 1,5 3
1.11. Главное и деталь урок 1,5 0,5 1
2 класс - 2 год обучения IΙ полугодие
2.1. Стилизация урок 1,5 0,5 1
2.2. Контраст цветовой урок 1,5 0,5 1
2.3. Транспорт урок 3 1 2
2.4. Композиция по диагонали урок 1,5 0,5 1
2.5. Понятие о перспективе урок 3 1 2
2.6. Фактура урок 3 1 2
2.7. Закон линейного пространства урок 1,5 0,5 1
2.8. Контрастные формы урок 1,5 0,5 1
2.9. Контрастные образы урок 1,5 0,5 1
2.10. Тема и сюжет в композиции урок 3 1 2
2.11. Понятие объем урок 1,5 0,5 1
2.12. Пропорции человека урок 1,5 0,5 1
2.13. Картина про настроение урок 1,5 0,5 1
Зачет Годовые требования
Срок обучения -8(9) лет
Первый год обучения (1 час в неделю)
1 семестр-16 часов
Тема: Беседа о картинах.
Вводная беседа о картинах, художниках, о видах и жанрах изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата А4, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
Тема: Горизонтальный формат.
Ознакомить с понятием «горизонтальная композиция». Демонстрация репродукций старых мастеров, уметь определять горизонтальное построение композиции. Выполнить композицию «Поезд едет на юг». Использование формата А 4, гуашь, акварель. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
Тема: Вертикальный формат.
Ознакомить с понятием «вертикальная композиция». Демонстрация репродукций старых мастеров, уметь определять вертикальное построение композиции. Выполнить композицию «Мой город», «Высотный дом». Использование формата А4, гуашь, акварель. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
Тема: Линия и пятно.
Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок «Дерево и цветы». Использование Формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки. Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).Тема: Диагональ
Ознакомить с понятием «диагональ». Выполнить композицию «Спуск с горы». Использование формата А4, гуашь, акварель. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
Тема: Контур
Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону «Листья». Использование формата А4, цветных карандашей. Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки).
Тема: Пространство формата («Ниже-выше»)
Ознакомить с понятием «пространство формата». Выполнить композицию «Ниже-выше». Использование формата А4, гуашь, акварель. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
Тема: Глубина формата
Посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств. Создание композиции в жанре пейзаж «Ближе-дальше». Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж».
Тема: Геометрические фигуры, название и построение.
Освоение навыков геометрических форм предметов на основе их характерных признаков. Выделение простейших геометрических тел в реальных деталях. Составить композицию из геометрических форм. (например, фигуры животных, насекомые, цветы). Использование формата А4, цветные карандаши. Самостоятельная работа: посещение действующих выставок работ художников.
Тема: Фон. Создание окружающей среды. (2 часа «Встретились овечки»)
Ознакомить с понятием «фон». Изучение окружающей среды. Создание композиции «Встретились овечки». Использование формата А4, акварель, гуашь. Самостоятельная работа: Зарисовки окружающей среды.
Тема: Силуэт. (аппликация «Новогодняя ёлка»)
Ознакомление с понятием «силуэт». Создание аппликации «Новогодняя ёлка». Использование цветной бумаги, картон, клей, ножницы. Самостоятельная работа: Закрепление материала.
Тема: Понятие ритма.
Дать представление о ритмичной композиции, знакомить с понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры «Следы на снегу» узор. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, водорослей и т.д. Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: принести примеры ритмических композиций (из журналов, газет).
2 семестр-17 часов
Тема: Образ
Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение композиции «Волшебное пятно». Использование формата А4, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление материала посредствам дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом).
Тема: Масштаб («Ёлочки и ели»)
Ознакомление с понятием «масштаб». Выполнение композиции «Ёлочки и ели». Использование формата А4, акварель, гуашь. Самостоятельная работа: Закрепление темы.
Тема: Изображение человека
Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиций «взрослые и дети», «моя семья». Использование формата А4, гелиевой ручки, фломастеров. Самостоятельная работа: фотографии или др. изображения людей в движении.
Тема: Рисование птиц. (городские птицы)
Ознакомление с изображением и строением птиц. Передача объема тоном и цветом. Развитие цветовосприятия, пространственного мышления. Выполнение композиции «городские птицы». Использование формата А4, цветные карандаши. Самостоятельная работа: зарисовки птиц с натуры.
Тема: Многообразие форм (рисование рыб)
Знакомство с различными формами. Освоение графического языка. Выполнение зарисовок рыб. Использование формата А4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек. Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
Тема: Палитра. Акварель.
Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение композиции «Радуга». Использование акварели, формата А4. Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.
Тема: Стилизация-обобщение форм.
Понятие стилизация. Преобразование геометрической формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Выполнение творческого задания «Матрешка». Форма декорируется простым орнаментом. Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта.
Тема: Узор, орнамент.
Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «грибочки и цветы». Использование формата А4, фломастеров или гелиевых ручек. Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
Тема: Композиция размещение.
Понятие композиция. Выполнение аппликации из рваной бумаги «Весна». Использование картона формата А4, цветная бумага, клей. Самостоятельная работа: выполнение аппликации «Весенний праздник».
Тема: Искусство рисунка (черное и белое)
Применение тоновых растяжек в зарисовках и овладение техническими приёмами работы карандашом (линия, пятно, тушёвка) и ластиком. Ознакомить со строением пера птиц «черное и белое». Использование формата А4, черная гелиевая ручка, карандаш. Самостоятельная работа: Выполнение зарисовки пера на формате А4 с применением тона.
Тема: Искусство живописи («Дерево за окном»)
Развить у детей способность видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции «Дерево за окном». Использование формата А4, акварели. Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств.
Тема: Декоративное искусство («Подводный мир» соленое тесто)
Ознакомление с техникой «соленое тесто». Выполнение объемной композиции «Подводный мир». Использование соленого теста, гуаши. Самостоятельная работа: Выполнение любого животного из соленого теста.
Тема: Керамика. («Глечики»)
Ознакомление с произведениями гончарных народных промыслов, закрепление приемов лепки. Выполнение из глины, пластилина «Глечики». Исполнение пластилина, глины. Самостоятельная работа: Выполнить глиняный горшочек.
Тема: Штриховка и тушевка. («Колючее и пушистое»)
Знакомство с материальностью окружающего мира «Колючее и пушистое» средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (кактус, ель, кошка, ежик и т.д.). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: нарисовать как можно больше «колючих и пушистых».
Тема: Оттенки цвета (2 часа «травка», «цветные горы»)
Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «травка», «цветные горы»). Использование акварели, формата А4. Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.
Тема: композиция-выдумка.
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции «Моя мечта». Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др. Самостоятельная работа: изучение аналогов композиций.
Второй год обучения (1 час в неделю)
1 семестр-16 часов
Тема: Анималисты.
Ознакомление с понятием «анималисты». Выполнить композицию на тему: «Любимое животное». Использование формата А4, акварель, гуашь, тушь, гелиевая ручка. Самостоятельная работа: зарисовки животных с натуры.
Тема: Профиль, тыл, фас
Выполнение рисунка любого животного. На одном формате изобразить образ и поиски одного и того же животного в разных ракурсах. Выполнить композицию «Кошачьи заботы». Использование формата А4, гелиевой ручки. Самостоятельная работа: выполнение модели животного из пластилина.
Тема: Фон. Создание окружающей среды
Ознакомить с понятием «фон». Изучение окружающей среды. Создание композиции «тропики», «тайга». Использование формата А4, акварель, гуашь. Самостоятельная работа: Зарисовки окружающей среды.
Тема: Сложный ритм
Понятие ритм. Общее понятие о ценностной роли ритма в природе. Движение в центр. Выполнение композиции «Птицы». Использование формата А4, черный фломастер, черная ручка. Самостоятельная работа: Выполнить растительный орнамент (цветы, листья, снежинки) на формате А4.
Тема: Симметрия в природе
Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции. Выполнение зарисовок с натуры «бабочки и цветы». Использование формата А4, гелиевых ручек, фломастеров. Самостоятельная работа: вырезание симметричного изображения из черной бумаги.
Тема: Характер формы
Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение творческого задания «Два разных дерева». Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: изображение мха, камней, коры деревьев.
Тема: Теплые и холодные цвета
Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов «жираф», «пингвины». Использование акварели, формата А4. Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы.
Тема: Контраст размеров
Ознакомление с понятием «контраст размеров» в рисунке. Создание композиции «Великан». Использование формата А4, простой карандаш. Самостоятельная работа: Выполнение иллюстраций из разных сказок.
Тема: Рисование насекомых
Ознакомление с изображением и строением насекомых. Передача объема тоном и цветом. Развитие цветовосприятия, пространственного мышления. Выполнение композиции «Стрекоза и муравей». Использование формата А4, цветные карандаши. Самостоятельная работа: зарисовки насекомых с натуры.
Тема: Выделение главного
Знакомство с понятиями «величина», «направление», «цвет». Выполнение творческой композиции. Использование формата А4, акварели или гуаши. Самостоятельная работа: копии с репродукций картин с изображениями животных.
Тема: Главное и деталь
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции «Цирк». Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель). Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2 семестр-17 часов
2.1. Тема: Стилизация
Преобразование реалистичной формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать реалистичную форму в пластичную. Выполнение упражнения – наброска схематического изображения «Пламя» и творческого задания. Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта.
2.2. Тема: Контраст цветовой
Формирование знаний о цветовых контрастах. Выполнение композиции «Сказочная птица». Использование формата А4, акварели. Самостоятельная работа:знакомство с произведениями известных художников.
2.3. Тема: Транспорт
Ознакомление с различными видами транспорта. Выполнение композиций «городской» и «деревенский» транспорт. Использование формата А4, карандаш, гелиевая ручка. Самостоятельная работа: Выполнение зарисовок любого транспорта.
2.4. Тема: Композиция по диагонали
Ознакомление с понятием «композиция по диагонали». Выполнение орнамента в квадрате. Использование формата А4, фломастеров или гелиевых ручек. Самостоятельная работа: создание орнаментов из растительных элементов.
2.5. Тема: Понятие о перспективе
Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху»). Создание композиции «Аллея, домики». Использование формата А4, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: знакомство с разными городами по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам.
2.6. Тема: Фактура
Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры шерсть (ниточная графика), чешуя (аппликация), оперение (штрих). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелиевых ручек, цветная бумага, нитка, гуашь. Самостоятельная работа: изображение мха, камней, коры деревьев.
2.7. Тема: Закон линейного пространства
Понятие линейной перспективы. Изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Использование гелиевой ручки, формата А4. Самостоятельная работа: Зарисовки пейзажа с натуры
2.8. Тема: Контрастные формы
Ознакомление с понятием «контрастные формы». Выполнение композиции «Мир моря». Материал: акварель, гуашь, бумага формата А3. Самостоятельная работа: зарисовки рыб с натуры.
2.9. Тема: Контрастные образы.
Знакомство с понятием образность. Создать иллюстрацию к любой сказке. Использование формата А4, акварель, туш, гуашь, гелиевая ручка. Самостоятельная работа: Выполнение эскизов сказочного персонажа.
2.10. Тема: Тема и сюжет в композиции
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции «Случай в зоопарке». Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель). Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.11. Тема: Понятие объем
Шар паутинка из ниток. Используется шарик, нитки, клей ПВА. Самостоятельная работа: закрепить полученный опыт дома.
2.12. Тема: Пропорции человека
Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение макета фигуры человека (бумага в клетку). Использование формата А4, гелиевой ручки, фломастеров. Самостоятельная работа: фотографии или др. изображения людей.
2.13. Тема: Картина про настроение
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции «Ура! Каникулы!». Использования формата любого размера и материалов на выбор (гуашь, акварель). Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Рисунок, живопись, композиция»:
Знание различных видов изобразительного искусства.
Знание терминологии изобразительного искусства.
Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.
Знание основных формальных элементов композиции: принципа
трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.
Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.
Навыки передачи формы, характера предмета.
Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках.
Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения.
Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
Формы и методы контроля, система оценок
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию - зачет.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
Критерии оценки
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: рисунок, композицию, живопись.
«Рисунок». На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
4(хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
(удовлетворительно) - использование готового решения (срисовывание с образца).
«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).5(«отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
(«хорошо») - имеются незначительные ошибки;
(«удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Живопись»(выразительность цветового решения) предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового решения, законченность работы.
(«отлично») — учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;
(«хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);
(«удовлетворительно»)- работой учащегосяруководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством - одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего и среднего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды школьной библиотеки).Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно- выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно - просветительской деятельности образовательного учреждения.
Список литературы
Методическая литература
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991
Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. - М.: Просвещение, 1971
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985
Курчевский В.В. А что там, за окном? - М.: Педагогика, 1985
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 1977
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1982
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1985
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990
Учебная литература
Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. - М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
Васильев А. А. Живопись натюрморта: акварель: Учеб. пособие; 3-е изд., перераб. и доп. Краснодар: (Кубанский гос. ун-т.) 20с.
.Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1982. – 144 с.
Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1984.
Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 20с.
Дранков В. Л. Психология художественного творчества / Учеб. пособие. – Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1991. – 77 с.
Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов – слушателей фак. обществ. профессий. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.: ил.
Кальнинг А. К. Акварельная живопись. М., 1968.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие - М.: Астрель: АСТ, 2006
Орловский Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. Некоторые размышления о профессии. М., «Просвещение», 1972. – 80 с.
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980 – 239 с.
Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.
Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 19с.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с., 12 л. ил.: ил.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2000. – 80 с.: цв. ил.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития,
2009
Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010
21. Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учеб.-метод. пособие / Российская акад. художеств. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изобраз. искусство, 1994. – 200 с.: ил.
22. Шорохов Е. В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.
23. Яблонский В. А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции»: Метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1983. – 127 с., ил.