Родительское собрание «Воспитание ребёнка в семье».


Тема: Воспитание ребёнка в семье.
Цели: познакомить родителей со стилями воспитания; дать понятие о чувствах, которые воспитывает у ребёнка мать и отец; развивать умение применять полученные знания на практике; воспитывать внимание к детям, отзывчивость.
Ход занятия:
Организационный момент.
-Это занятие мне хочется начать с истории, которая произошла в Индии в 1920 году. (слайд)
« Две девочки двух и семи лет были обнаружены в волчьем логове. Они бегали на четвереньках, питались только мясом и выли, как настоящие волки. Девочек взяли в приют, где младшая через год умерла, а старшая прожила в человеческом обществе ещё восемь лет. Несмотря на большие старания воспитателей, девочка только на третьем году жизни «встала на ноги. » Людей она полюбила, но не воспринимала их, как себе подобных. В семнадцать лет, по уровню развития, девочка была четырёх - пятилетним ребёнком. Особенно безуспешным было обучение речи. Она научилась произносить немногим более пятидесяти слов»
Известно ещё более тридцати подобных случаев, но судьба всех детей, попавших на воспитание к животным, трагична.
-Как вы думаете, почему? (Потому что их воспитывали не люди, а животные, людей должны воспитывать люди.)
-Процесс воспитания и обучения у животных протекает в течение нескольких месяцев. Они учат подрастающее поколение охотиться, добывать себе пищу, спасаться от хищников и укрываться от холода, то есть всему тому, что приходится во взрослой жизни. А процесс воспитания и обучения у людей гораздо сложнее и продолжительнее. Он затягивается почти на двадцать лет. То есть треть своей жизни человек обучается жить в обществе людей. Учёные доказали, что сейчас этот период продолжается всю жизнь.
-Как утверждал английский писатель Вильям Годвин: «Всем, чем человек со своим разумом отличается от животного, является результатом воспитания общества и семьи» (На доску)
-Какова же будет тема нашего занятия? Попробуйте сами сформулировать её.
Сообщение темы занятия.
Воспитание ребёнка в семье. (слайд)
Целеполагание.
-О чём бы вы хотели узнать на сегодняшнем родительском собрании?
Кто должен заниматься воспитанием ребёнка в семье?
Какие бывают стили воспитания в семье?
Какой стиль воспитания является наиболее удачным?
Работа по теме.
Вступительное слово.
- Прослушайте, пожалуйста, песню.
Потом мне скажите, о чём она?
Прослушивание песни «Родительский дом». (слайд) – О чём эта песня? (о родительском доме, о том, что родительский дом – это начало всего)
М.о. Да! И воспитание человека начинается в родительском доме. Ведь воспитывать ребёнка надо сразу, как он родился, так как с рождения он не является личностью. Личность формируется в человеческом окружении, в семье.
-А как вы думаете, кто занимается воспитанием ребёнка в семье? (отец, мать, бабушка, дедушка)
-Да, но всё же, в большинстве семей воспитание ребёнка ложится на плечи родителей, то есть отца и матери.
Работа с текстом.
-Как вы думаете, какие качества у детей воспитывает отец и мать?
Сейчас, я предлагаю вам выполнить следующее задание.
На столах у вас лежат небольшие тексты, прочитайте их, пожалуйста, а затем найдите и подчеркните:
1гр. Какие качества воспитывает у детей мать.
2гр. Какие качества воспитывает у детей отец.
Раннее детство - важный период для развития нервно-психической и личностной сферы ребенка. Поэтому в первые два-три года жизни ребёнок находится под зорким «надзором» матери - именно на ней лежали заботы о его здоровье, формирование и развитие таких человеческих качеств ,как доброта и отзывчивость, любовь и сострадание ,столь необходимые для дальнейшей жизни.
Далее наступает ответственнейший период для ребёнка - период активного введения его в мир людей. И здесь на первый план выступает отец, на котором лежит ответственность за передачу детям навыков социального поведения, привития им тех или иных норм общественной жизни. Формирование у детей целеустремлённости, настойчивости, смелости. Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчиков именно отец своим примером, поступком.
Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - всё это переходит на детей.
Мать : (слайд)
Доброта
Отзывчивость
Сострадание
Послушание
Целомудрие
Нравственность.
Отец:
Целеустремлённость
Настойчивость
Смелость
Рыцарство
Понимание своего места в жизни
Навыки социального поведения (то есть как нужно вести себя в той или иной ситуации).
М.о. То есть мать больше воспитывает нравственные качества, воспитывает и растит в нём душу, а отец больше развивает ребёнка и растит в нём силу и разум.
Работа с конституцией.
-Кто на ваш взгляд должен заниматься воспитанием ребёнка в семье? (отец, мать, оба вместе).
-Давайте обратимся к Конституции РФ. Кто же должен заниматься воспитанием ребёнка в семье?
М.о. В соответствии с Российским законодательством родители – мать и отец – обладают равными правами и несут, равные обязанности в отношении своих детей. Родители отвечают за воспитание детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психологическом, духовном, нравственном развитии, защищать их права и интересы. Ребёнку в семье необходимо как женское, так и мужское воспитание (причём требование обоих родителей должны быть одинаковы). Душевный накал матери, и смелая разумность отца дополняют друг друга. А отсутствие одного из родителей может осложнить процесс воспитания.
Знакомство со стилями воспитания.
Попустительский
-Я хочу прочитать вам историю одного мальчика.
Послушайте и попробуйте ответить на вопрос:
-Почему же так получилось?
«Мы жили втроём: мама, папа, я. Родители постоянно были на работе. Даже, когда я их просил прийти ко мне в школу на праздник, то им всегда было некогда. У них были свои проблемы, свои дела, моя жизнь их не интересовала.
Я часто оставался дома один. Потом у меня появилась своя компания. Я стал приходить домой поздно, но родители на это не обращали внимания. В этой компании я первый раз попробовал наркотик. Мир приобрёл новые краски. Я понял, что стать сверхчеловеком совсем не трудно. Всё закончилось в тот момент, когда меня взяли с дозой и отправили в колонию для наркоманов. Красивая жизнь сразу оборвалась?»
-Почему же так получилось? (Родители были безразличны к своему ребёнку, они были заняты только своими проблемами).
-У психологов существует такое понятие, как «стиль воспитания». -Как вы это понимаете? (тип, метод)

-Так вот, стиль воспитания этих родителей называется попустительский, то есть ребёнок предоставлен сам себе. (слайд)
Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к своим детям, редко общаются с ними, так как заняты собственными проблемами и не остаётся сил для воспитания ребёнка.
-Как вы думаете, какие отношения между родителями и детьми при таком стиле воспитания? (Холодные.)
-Контролируют ли родители своего ребёнка? (Низкий уровень контроля.)
-А к каким последствиям может привести такое воспитание? (Ребёнок может стать наркоманом, бандитом, попасть в тюрьму, связаться с плохой компанией, уйти из дома и так далее.)
Демократический.
-Сейчас я вам предлагаю, посмотреть отрывок из кинофильма «Офицеры». Когда будете смотреть, обратите внимание на то, какие отношения между родственниками, и какой уровень контроля.
(Просмотр кинофильма.)
-Какие отношения между родственниками? (Тёплые). (слайд)
-Какой уровень контроля? (Высокий уровень контроля).
-Это демократический стиль воспитания. Он основан на доверии, сотрудничестве, родители часто общаются с ребёнком, обсуждают с детьми установленные правила поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах.
Как вы думаете, какими вырастают дети в семье с таким стилем воспитания? (Дети уверены в себе, хорошо учатся в школе, высоко себя оценивают, многого добиваются в жизни.)
Авторитарный.
-А сейчас, я вам прочитаю отрывок из повести Гарина – Михайловского «Детство Тёмы».
Вы также обратите внимание на уровень контроля и отношения между родителями и ребёнком? (Чтение отрывка).
Двери кабинета тихонько затворяются.
Мальчик тосклив, безнадёжно оглядывается. Ноги его совершенно отказываются служить, он топчется, чтобы не упасть. Мысли вихрем ,с ужасающей быстротой несутся в его в голове. Он напрягся изо всех сил, чтобы вспомнить то, что он хотел сказать отцу, когда стоял перед цветком. Надо торопиться. Он глотает слюну, чтобы смочить пересохшее горло, и хочет говорить прочувствованным, убедительным тоном:
-Милый папа, я придумал… я знаю, что я виноват… Я придумал: отруби мои руки!..
Увы! То, что казалось так хорошо и убедительно там, когда он стоял перед сломанным цветком, здесь выходит очень неубедительно. Тёма чувствует это и прибавляет для усилия впечатления новую, только что пришедшую ему в голову комбинацию:
-Или отдай меня разбойникам!
-Ладно, - говорит сурово отец, окончив необходимые приготовления и направляясь к сыну. - Расстегни штаны…
Это что-то новое?! Ужас охватывает душу мальчика; руки его, дрожа, разыскивают пуговицу штанишек; он испытывает какое-то болезненное замирание, мучительно роется в себе, что ещё сказать, и наконец, голосом, полным испуга и мольбы, быстро, несвязно и горячо говорит:
-Милый мой, дорогой, голубчик… Папа! Папа! Голубчик…Папа, милый папа Постой! Папа! Ай, ай, ай! Аяяй!
Удары сыплются. Тёма извивается, визжит, ловит сухую, жилистую руку, страстно её целует, молит. Но что-то другое рядом с мольбой растёт в его душе. Не целовать, а бить, кусать хочется ему эту противную, гадкую руку. Ненависть, какая-то дикая, жгучая злоба охватывает его.
Он бешено рвётся, но железные тиски ещё крепче сжимают его.
-Противный, гадкий, я тебя не люблю! – кричит он с бессильной злобой.
-Полюбишь!
Тёма яростно впивается зубами в руку отца.
-Ах ты, змеёныш!
И ловким поворотом Тёма на диване, голова его в подушке. Одна рука придерживает, а другая продолжает хлестать извивающегося, рычащего Тёму.
-Какие отношения между отцом и сыном? (Холодные.) (слайд)
-А уровень контроля? (Высокий.)
Это авторитарный стиль воспитания, где родители навязывают своё мнение ребёнку, отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, часто используют наказания, постоянный контроль над ребёнком, необоснованные запреты без каких – либо объяснений.
-Как вы думаете, а здесь, какими будут дети? (Дети в таких семьях, как правило, лживые, замкнуты, боязливы, раздражительны, впоследствии могут стать неуправляемыми и агрессивными.)
Либеральный.
-И у нас с вами остался один стиль воспитания, где тёплые отношения и низкий уровень контроля - это либеральный стиль. От слова «либерализм». (слайд)
- Что значит это слово? (Излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство).
То есть при либеральном стиле наблюдается безусловная родительская любовь, они часто общаются с ребёнком, но детям предоставлено много свободы, при низком уровне контроля, родители не устанавливают каких – либо ограничений.
-Как выдумаете, какие дети в семьях с таким стилем воспитания. ( Непослушные, агрессивные, нетребовательны к себе, безответственные.)
В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. (Примером такого воспитания является фильм «Один дома». Видно, что родители его любят, но он часто остаётся один и сам решает свои проблемы).-Вот мы с вами разобрали четыре стиля воспитания ребёнка в семье.
-Как вы считаете, какой стиль является наиболее удачным? (Демократический).
-Почему? (Родители учитывают интересы ребёнка, но в тоже время доверяют.)
М.О. Итак, мы познакомились с разными стилями воспитания. Конечно, на практике происходит их смешение. Но важно понять, как тот или иной стиль воспитания может повлиять на будущее ребёнка, вовремя заметить проблемы и перестроить свои отношения.
Решение ситуаций.
-На столах у вас лежат карточки, на которых написаны ситуации. Я предлагаю вам их разыграть.
- Сейчас 1гр. разыграет ситуацию, а 2гр. постарается определить стиль воспитания. Потом наоборот.
1 ситуация.
Отец: (даёт ребёнку подзатыльник)
Ты опять разбил чашку? Да что же это такое, сколько раз говорил, не трогать! Может руки тебе мёдом намазать, чтобы из них ничего не падало.
Сын: Я же нечаянно!
Отец: Каждый раз, что ли нечаянно? Да ты это специально делаешь!
2 ситуация
Сын: Мама, я сегодня в школе за контрольную получил «двойку».
Мама: Почему же так получилось? Решить, что ли не мог?
Сын: Нет, я решил, а учительница сказала, что я всё списал, и поставила «двойку».
Мама: Ну, что же теперь делать?
Сын: Я буду хорошо работать на уроке, чтоб учительница видела, что я сам могу хорошо решать.
3 ситуация
(Отец сидит, работает, что-то пишет)
Сын: Папа, мы завтра с №56 школой играем в футбол. Ты придёшь посмотреть на нас.
Отец: Ты же знаешь, что мне некогда, у меня завтра совещание.
Сын: А, может, быть в выходные сходим в кино?
Отец: Нет, в выходные я не могу, уезжаю в командировку. И вообще, отстань, мне некогда с тобой. Иди, займись чем-нибудь!
4 ситуация
Сын: (весело забегает в дом)
Мама, мы на улице такую большую горку сделали!
Мать (кричит): Куда ты прёшься весь в снегу? Я только что пол вымыла. Вернись, говорю, а то сейчас получишь у меня?
Как бы вы поступили в этой ситуации?
(Можно было, молча взять за руку и вывести, спокойно сделать замечание, можно было сделать в шутливой форме замечание, то есть исключить грубость, приказной тон.)
М.О. Я надеюсь, что вы выберете именно тот стиль воспитания, который будет способствовать воспитанию хорошего человека, ответственного гражданина, семьянина, труженика нашей страны.
Итог.
-Вспомните, пожалуйста, вопросы, которые, вы ставили в начале занятия.
-На все ли вопросы вы нашли ответы?
-Наше занятие мне хотелось бы закончить стихами.(слайд)
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители - пример тому,
Кто при жене и детях груб,Кому язык распутства люб.
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.