Формирование здоровьесберегающей среды в системе начального образования
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №62
с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Чебоксары
Доклад на МО классных руководителей
«Формирование здоровьесберегающей среды
в системе начального образования»
классный руководитель
Афанасьева Елена Владимировна
2012-2013 учебный год
Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Современное традиционное состояние школьного образования можно охарактеризовать снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их психического и физического развития, ухудшением здоровья детей. С чем, на взгляд современных теоретиков, это связано? С напряжённой социальной обстановкой, с неблагоприятным экологическим состоянием природы, генетическими факторами патологического ухудшения здоровья подрастающего поколения? На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без труда для здоровья, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма. Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются. Значит, для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться ими в целях расширения функциональных возможностей, повышения работоспособности детей, укрепления их здоровья. Виновник ухудшения здоровья детей – система образования, а главным образом – начальная школа, т.к. здесь происходит главный срыв детского здоровья. Наша задача – сохранить и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Основными задачами педагогического коллектива являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни. Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь “Не навреди”. Каждый учитель должен решать конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника. Именно поэтому реализация валеологического пространства требует значительных усилий: коррекции прежних образовательных программ, разработки и внедрения новых здоровьесберегающих технологий обучения. Большие возможности, на мой взгляд, в реализации технологий, сберегающих здоровье современного школьника, имеют оздоровительная система В.Ф.Базарного, проблемное обучение, уроки физической культуры, уроки ознакомления с окружающим миром и т.д. С этой целью разработана новая концептуальная платформа строительства школы и целостная методологическая система телесного сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся, основанная на принципах трудового и художественного творчества. С 2004 года на протяжении 5 лет мною ежедневно проводятся учебные занятия в режиме смены динамических поз. Должна быть обязательная смена динамических режимов; коврики (под стоячими конторками) резиновые (или самодельные); поиск необходимой информации ведётся на большом расстоянии. “Ребёнок нормальный растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе”; развитие чувствительности ведётся только на фоне постоянной борьбы добра со злом; при обучении письму шариковая ручка заменяется пером; замена люминесцентных ламп обыкновенными лампочками – во избежание давления на зрение детей; офтальмотренажёры (“Бегущий огонёк”), смена ритма, движения “Бегущего огонька”; упражнение для профилактики и предупреждения близорукости “Восьмёрка”; полный отход от прямых линий: прямая линия – это заглушение развития личности, волна – это основа восприятия; вертушки (лески), на которых располагается информация к уроку;“держалки” у учителя и у учащихся; карточки с информацией в любом месте класса, вплоть до выключателя;в ходе урока подразумевается различные физические нагрузки, вплоть до упражнений (сидения) на полу (ковре); работа в группах; особое внимание уделяется трудовому воспитанию; самое важное – работа с родителями – оздоровительный ликбез.
Данная методика – это первая в отечественной и зарубежной практике попытка интеграции межведомственных интересов народного образования и здравоохранения. В основе этой системы лежат здоровьеразвивающие принципы:I принцип предлагает построение занятий в режиме “подвижных объектов”, переключение зрения с ближнего на дальнее.II принцип заключается в повышении активности деятельности детей, в том числе и зрительно-ручной координации, с помощью построения занятий в режиме динамических поз. III принцип – развитие здоровья – это методика сенсорных тренажей в режиме любого урока. Это техническая система, с помощью которой осуществляется зрительно-двигательный тренаж (“Эффект бегущего огонька”). В данной технологии имеется множество методов разгрузки зрительного напряжения и утомления организма ребёнка. Я использую схемы зрительно-двигательных траекторий, по которым должен двигаться взгляд в процессе физкультминутки: по часовой стрелке и наоборот, вправо-влево, по “восьмёрке”. Упражнение выполняется только стоя. Для коллективного использования схема выполнена в максимально возможную величину, а для индивидуального – плакат. В упражнении со зрительными метками используются не только яркие объекты в различных местах класса, но и яркие таблицы, схемы для урока математики и русского языка, подвешенные на лесках. Поддерживание здоровья в ходе учебного процесса представляет собой методику сенсорных тренажей в режиме любого урока, то есть техническая система, с помощью которой осуществляется зрительно-двигательный тренаж. Это яркие импульсивные световые вспышки. Метод предполагает периодическое переключение ближнего зрения на дальнее с помощью таких вспышек. Отличительным моментом методики является активное побуждение зрительно-двигательной активности в пространстве, в том числе выполнение ритмических, импульсивных движений глазами, головой и туловищем (синтез двигательной и зрительной активности). В классе установлен тренажёр, в котором синтезирован зрительно-цветовой ритм с музыкальным. Периодическое внесение в процесс урока переключения ближнего зрения на дальнее, а также активизации зрительно-координаторного чувства с помощью импульсивных движений способствовали не только предупреждению общей утомляемости школьников, но и поддержанию естественного хода развития зрения.
Во время работы над сохранением и укреплением здоровья младших школьников одним из важных вопросов, на мой взгляд, стал следующий: “Какое направление должно стать приоритетным в работе классного руководителя в современных условиях, чтобы воспитание было успешным?”
Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье. Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребёнку и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для дальнейшего профессионального становления.
Какие моменты должен включить в работу с классом классный руководитель, выполняя программу “Здоровье”?
Сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса.
Сотрудничество с родителями учащихся
Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне её.
Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своём здоровье).
Функции классного руководителя начальных классов в реализации программы “Здоровье”:
Изучение физического и психического здоровья учащихся класса (особенности развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личное развитие, причины детских недомоганий) и разработка совместно с администрацией школы, программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.
Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических консилиумах и административных советах (санитарно-гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).
Проведение совместно с медицинскими работниками школы и социально-психологической службой просвещения учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании для человеческого организма.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.), которые могут стать в классе традиционными.
Тесное сотрудничество с учителем физической культуры и привлечение его к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей.
Сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья. Деятельность учителя начальных классов и классного руководителя начальных классов должна осуществляться в едином направлении для достижения желаемого результата – успешности учебно-воспитательного процесса без потерь здоровья школьников, но и не забывая о всестороннем развитии личности школьника. Только физически, психически и нравственно здоровый ребёнок может широко реализовать свои возможности, осуществляя свои потребности.
Заголовок 115