Создание педагогических условий для формирования военно-патриотических качеств учащихся в образовательном учреждении.
Создание педагогических условий для формирования
военно-патриотических качеств учащихся
в образовательном учреждении.
Ивашина Наталья Борисовна
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «СОШ №2 г. Нарьян-Мара»
Нарьян-Мар
Содержание
Введение...3
Глава 1. Теоретические основы военно-патриотического воспитания школьников
Сущность военно-патриотического воспитания школьников.. 7
1.2. Содержание системы военно-патриотического воспитания в
образовательном учреждении.....10
Глава 2. Педагогические условия образовательного учреждения,
способствующие развитию военно-патриотических качеств учащихся.
2.1. Разработка и реализация программы по военно-патриотическому
воспитанию «Патриот»16
2.2. Изучение уровня проявления и развития военно-патриотических качеств учащихся ....24
Заключение..... 30
Список использованной литературы... 32
Приложение
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. К сожалению, приходиться признать, что события, произошедшие в стране в последние десятилетия (смена системы социальных отношений, экономические трудности, отсутствие общей государственной идеологии) во многом ослабили, а где-то свели «на нет» сложившуюся годами систему военно-патриотического воспитания молодежи. Военно-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных школ на современном этапе рассматривается как особо важная педагогическая задача. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» чётко и лаконично сформулированы основные задачи военно-патриотического воспитания молодёжи. В этой связи повышается значимость вопроса о такой организации образовательного и воспитательного процесса, которая бы способствовала военно-патриотическому воспитанию учащихся. Проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда находила отражение в исследованиях отечественных педагогов и психологов. Историко-педагогический подход к исследованию проблемы воспитания патриотизма отмечен в работах по истории педагогической мысли Н.К.Гончарова, И.А. Карпова, Н.А., М.Ф. Шабаевой и др. Особый интерес и внимание вызывают идеи русских мыслителей о патриотизме, таких как Н.И. Бердяев, B.C. Соловьев, Н.Г. Чернышевский. Большое теоретическое и практическое значение имеют работы классиков отечественной педагогики К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, а также исследования современных авторов А.А. Аронова, А.Н. Вырщикова, И.П. Егорова, которые посвящены проблемам воспитания патриотизма. Сущность патриотического воспитания, пути и средства формирования патриотических убеждений в образовательном процессе рассматриваются в работах Е.А. Голант, Ш.И. Ганелина, Е.М. Дуранова и др. Социальный аспект военно-патриотического воспитания изучался И.М. Андромоновой, А.Л. Барчуком, И.А. Бутенко, Р.Г. Гуровой и др. В диссертационных исследованиях А.А. Аронова, Н.М. Конжиева и др. раскрыты научно-педагогические основы управления, построения и функционирования системы военно-патриотического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ. Проблемам подготовки учащихся средних школ к службе в рядах Вооруженных Сил РФ посвящены исследования Н.А. Белоусова, В.Н. Волкова, Т.П. Гвоздевой и др. Следует отметить большое значение для разработки вопросов военно-патриотического воспитания трудов военных педагогов и психологов: А.В. Барабанщикова, Г.А. Белова, Ю.Д. Дерюгина. Несмотря на широкое освещение данного вопроса в педагогической, философской, психологической, исторической литературе, теоретические и прикладные проблемы военно-патриотического воспитания остаются актуальными. Анализ литературы по военно-патриотическому воспитанию детей, подростков, молодёжи в современной России выявил отсутствие в них комплексного системного подхода к вопросу военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Анализ имеющихся трудов по тематике военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях показал, что в них не все вопросы раскрыты и аргументированы в полной мере. При этом проблема военно-патриотического воспитания учащихся в процессе преподавания ОБЖ и во внеурочное время в педагогической литературе освещена фрагментарно. Воспитание патриотизма затруднено недостаточным объемом методической литературы, в которой педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме, а также отсутствием материальной базы и специально подготовленных кадров. Важное место в военно-патриотическом воспитании играют уроки Основы безопасности жизнедеятельности в школе, а также организация внеклассной работы по данному направлению. Одной из задач предмета ОБЖ в школьной программе является воспитание гражданской ответственности, патриотизма, морально-нравственной и физической подготовки молодежи к выполнению конституционного долга.
Стратегия современного образования заключается в приоритетности патриотического в – целом, а в частности военно-патриотического воспитания. В связи с этим остро встаёт вопрос об организации образовательной и воспитательной деятельности учащихся, направленной на формирование патриотических качеств выпускника школы. Следует отметить, что в настоящее время существует целый ряд вопросов, без ответа на которые невозможно в полной мере реализовать идею формирования патриотических качеств молодых людей. В связи с этим возникает проблема необходимости определения не только содержания организации учебной и внеурочной деятельности по военно-патриотическому направлению, но и тех условий, при которых школьники будут вовлечены в этот процесс. Необходимы определение и разработка системы военно-патриотического воспитания школьников. Актуальность нашего исследования обусловлена наличием противоречия между значимостью военно-патриотического воспитания школьников в учебном и воспитательном процессе и недостаточной изученностью данного вопроса. Учитывая актуальность данной проблемы, на основании выделенных противоречий, анализа психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы современной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом и практическом осмыслении создания педагогических условий в образовательном учреждении, обеспечивающих высокий уровень развития военно-патриотических качеств школьников. Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования: военно-патриотическое воспитание школьников. Предмет исследования: военно-патриотическое воспитание
учащихся на уроках ОБЖ и во внеклассной работе общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: гипотеза исследования состоит в том, что уровень развития военно-патриотического воспитания учащихся зависит от методов и форм организации учебно-воспитательного процесса на основе идей патриотизма, комплексного подхода всего педагогического коллектива к воспитанию патриотических качеств учащихся. Объект, предмет и гипотеза позволили нам сформулировать цель и задачи исследования.
Цель: Разработать и экспериментально проверить влияние педагогических условий на формирование и развитие военно-патриотических качеств учащихся.
В соответствие с целью были определены задачи экспериментальной работы: изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, состояние и сущность проблемы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения; определить возможности осуществления военно-патриотического воспитания школьников на уроках ОБЖ и во внеклассной работе; провести исследование по изучению процесса военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеклассной работе и определить условия его развития; разработать и реализовать программу патриотического воспитания « Патриот».
База исследования: МОУ «СОШ №2 города Нарьян-Мара» школьники 9-11 классов.
Глава 1. Теоретические основы военно-патриотического воспитания школьников
1.1Сущность военно-патриотического воспитания школьников
В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Патриоти
·зм (с греч.- отечество) определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [3,с.32]. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Любовь к Родине предполагает стремление и готовность защищать интересы Родины и своего народа. В этой связи в педагогической и литературе и практике используется понятие «военно-патриотическое воспитание» [9, с.10].
Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания учащихся, представляющая собой целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе боевых традиций своего народа, формирования их готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, навыками и умениями.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «патриотическое воспитание – основа нравственности Воспитывать патриотизм - это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые бы скрашивали все, что человек в этом возрасте познает и делает» [34, с.24].
Военно-патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени (36, с.55(. Анализ литературы по военно-патриотическому воспитанию детей, подростков, молодёжи в современной России выявил отсутствие в них комплексного системного подхода к вопросу военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Видный современный философ и военный исследователь В.И. Лутовинов рассматривает несколько направлений патриотизма по ценностно - деятельностным характеристикам.
К первому ученый относит возвышенное эмоциональное чувство, базовое по существу, но не всегда являющееся побудителем к соответствующей деятельности. Второе направление, кроме эмоциональной составляющей, включает также деятельность патриотического содержания. В третьем направлении патриотизм рассматривается как общественное явление, однако существенно отличающееся от ранее нами охарактеризованного социального патриотизма: «Содержание и характер данного явления в значительной степени обусловливались особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты». Четвертым направлением в качестве главного объекта рассматривается государство. Это широко распространенный тип направления патриотизма.
Обобщая, автор пишет: «Патриотизм как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущ всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достижением личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно деятельностной самореализации на благо Отечества» ( 37,с.5(.
Понятие «военно-патриотическое воспитание» рассматривается как обязательное условие существования любого независимого государства. Оно составляет морально-физическую и духовную основу существования и развития нации, народа, народности, его равноправного бытия в человеческом сообществе (17,с.11(. Отрицание необходимости военно-патриотического воспитания молодежи - ошибка или преднамеренная установка на разрушение государства.
Военно-патриотическое воспитание учащихся - это целостный комплекс образовательной деятельности, включающий идеологические, интеллектуально-нравственные, волевые, физические, и технические составляющие. Здесь нет второстепенных элементов.
Проведенный нами анализ действующих в настоящее время программно-методических материалов по литературе показал, что из школьной программы изъято большое количество произведений военно-патриотической направленности. Не входит в школьную программу «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, не изучается на уроках литературы «Молодая гвардия» А. Фадеева, мало кто из учащихся знает «Судьбу человека» М. Шолохова, «Русский характер» А. Толстого и др. Произведения, освещающие тему Великой Отечественной войны, изучаются в основном обзорно.
1.2. Содержание системы военно-патриотического воспитания в образовательном учреждении
Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины (37,с.5(.
Военно-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания учащихся.
Цель военно-патриотического воспитания школьников - развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей ( 12,с.21(.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач образовательным учреждением (17,с.5(: проведение научно-обоснованной деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания школьников; утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, уважения к культурному и патриотическому прошлому России, к традициям, повышение престижа военной службы; создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания ОУ.
Практика показывает, что служба в рядах Российской Армии не является священным долгом и почетной обязанностью для очень большого числа молодых людей призывного возраста. Это свидетельствует либо о негативном отношении к своей малой и большой Родине, либо о низком качестве образования и воспитания, об утере духовных традиций. Любовь к Отечеству сегодня особенно актуализируется и рассматривается как один из способов возрождения России. В этой связи следует вспомнить слова К.Д.Ушинского, который утверждал, что как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Это позволяет сделать вывод о том, что в любом человеке, а в формирующейся детской личности, тем более, потенциально заложены возможности для воспитания патриотизма.
Итак, мы рассмотрели цель и задачи патриотического воспитания юных граждан. Перейдем к рассмотрению соответствующих принципов. В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы ОУ ( 2,с.15 (.
Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач военно-патриотического воспитания.
Происходящие процессы в современном российском обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически-развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите (37,с.5(.
Военно-патриотическое воспитание - это процесс целенаправленного формирования высокого чувства любви к Родине, своему народу, своему государству, его Вооруженным Силам, развития нравственных, психических, физических качеств, важных при овладении военно-профессиональной деятельностью. Это формирование ряда военно-профессиональных навыков и умений, связанных с боеспособностью, готовностью встать на защиту Отечества с оружием в руках. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни. В настоящее время существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию школьников, а именно: несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию; недостаточное оснащение материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений; отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи и подготовке их к военной службе; отсутствие профессиональных кадров в ОУ, занимающихся вопросами патриотического воспитания; недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса; отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных учебных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи.
Для улучшения работы по патриотическому воспитанию учащихся необходимо создание определенной системы, предусматривающей следующие меры (31,с.4(: координация деятельности государственных организаций и общественных объединений по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи; повышение социального статуса патриотического воспитания детей и молодежи в российском обществе; обеспечение взаимодействия системы образования, общественных объединений и организаций; повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи; обновление программно-методического содержания, расширение правовой, нормативной и материальной базы в системе патриотического воспитания; создание федеральной системы подготовки специалистов, руководителей образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений; расширение сети образовательных учреждений (в том числе кадетских школ, классов, школ-интернатов), общественных военно-патриотических клубов, объединений, движений, занимающихся патриотическим воспитанием.
Патриотическое воспитание должно проводиться непрерывно с учетом возрастных особенностей учащихся. Его цели достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций, силовых структур, органов самоуправления.
В настоящее время сложились основные направления работы в ОУ (16,с.10(: приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской Армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа; воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им; формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время, успешно выполнять боевые задачи в условиях войны (трудолюбие, дисциплинированность); формирование у учащихся основ военных знаний, военно-профессиональных и военно-технических умений и навыков, которые необходимы для успешного овладения оружием и современной боевой техникой в короткие сроки после призыва в вооруженные силы.
Военно-патриотическое воспитание в ОУ строится на следующих принципах(7,с.6(: воспитание в процессе общественной деятельности, в связи с жизнью и трудом; использование исторического опыта защиты Отечества; соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям школьника; воспитание личности в коллективе и через коллектив; уважение к личности учащегося с разумной требовательностью и индивидуальный подход; единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий; соответствие воспитания условиям военной службы. Задачи по подготовке учащихся (юношей) к службе в армии решаются через взаимодействие: с военным комиссариатом; с воинской частью; с преподавателями истории, физики, химии, биологии; с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы; с выпускниками школы, отслужившими срочную службу; путём совершенствования учебно-материальной базы школы для усиления военно-профессиональной ориентации учащихся. Учебные сборы юношей 10-х классов проводятся согласно нормативным документам с привлечением к занятиям учителей биологии, физкультуры и с полным использованием учебно-материальной базы школы (5, с.7(. Боевые стрельбы и ознакомление с бытом, боевой техникой и оружием военнослужащих проводятся на базе воинских частей. Внеклассная работа с учащимися как с юношами так и с девушками, по подготовке к службе в армии проводятся практически непрерывно (37, с.4(.
Основными направлениями этой работы могут быть: учебные занятия; секции по военно-прикладным видам спорта; месячники работы по военно-патриотическому воспитанию; вахта памяти; поисковая работа; военно-спортивные состязания; походы; показательные выступления школьной команды песни и строя, выпуск стенных газет ко Дню защитника Отечества и ко Дню Победы; традиционными становятся выступления бывших выпускников школы, прошедших срочную службу, курсантов перед учащимися 9-11 классов в ходе уроков ОБЖ; выступления учащихся школы перед представителями войсковых частей встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения; физическое воспитание через развитие системы дополнительного образования; мониторинг состояния здоровья; применение комплексных комбинированных интегрированных форм (учебно-полевые сборы).
Глава 2. Педагогические условия образовательного учреждения, способствующие развитию военно-патриотических качеств учащихся
2.1. Разработка и реализация программы по военно-патриотическому воспитанию «Патриот»
Создание педагогических условий для развития военно-патриотических качеств учащихся представляет собой одну из основных задач современной школы. Педагогические условия – это комплекс взаимосвязанных мер учебно-воспитательного процесса, которые способствуют переходу школьников на более высокий уровень их деятельности. В процессе создания условий для военно-патриотического воспитания, в школе разработана программа «Патриот» (Приложение 1).
Задачи программы реализуются через организацию уроков по ОБЖ и мероприятий военно-патриотической тематики.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» призван закрепить знания об элементах социальных и технических систем безопасности, сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, имуществу, окружающей среде, национальной безопасности, к организации здорового и безопасного образа жизни, познакомить с правовыми и организационными основами военной службы.
В учебных планах обязательного общеобразовательного компонента для 8-11 классов предусматривается подготовка школьников в области безопасности жизнедеятельности, расширенная спортивная подготовка (Приложение 2).
Структура и организация уроков ОБЖ строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста:
- 1 категория - учащиеся 8-9 классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах патриотической деятельности, организуемой в школе и вне её;
- 2 категория - учащиеся 10-11 классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.
Изучение курса ОБЖ в старшей школе направлено на достижение следующих целей: освоение системы знаний о необходимости обеспечения обороноспособности и безопасности государства, специфике взаимоотношений военнослужащих; воспитание гражданской ответственности, патриотизма, морально-нравственной и физической подготовки молодежи к выполнению конституционного долга, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям; развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, физической, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации в контексте проблем безопасности личности и общества; овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов безопасного поведения (предвидеть, предупредить), коллективных средств защиты необходимых для человека, общества и государства; формирование навыков применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области жизнеобеспечения, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Военно-патриотическое воспитание учащихся на уроках ОБЖ является составной частью подготовки по основам военной службы. Раздел «Основы военной службы» введен в содержание учебных программ курса ОБЖ для учащихся 10-11 классов [21, с.10].
Раздел учебной программы курса ОБЖ «Основы военной службы» предусматривает изучение основ обороны государства и ее организации, законодательства РФ в области обороны, правовых основ военной службы. Содержание раздела программы включает учебные вопросы о видах Вооруженных Сил, родах войск, их предназначении, о порядке подготовке граждан к военной службе, рассматривает вопросы призыва на военную службу, правовые вопросы, связанные с прохождением гражданами военной службы [22, 26, 29, 32]. Важно, что обязательным содержанием подготовки учащихся при изучении раздела программы курса ОБЖ «Основы военной службы» является изучение боевых традиций и истории Вооруженных Сил России, символов воинской чести.
Раздел учебной программы по ОБЖ «Основы военной службы» для 10-11-ых классов включает следующие подразделы: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества»; «Боевые традиции Вооруженных Сил России»; «Символы воинской чести»; «Основы военной службы».
Подраздел «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества» содержит учебные темы: «История создания Вооруженных Сил России»; «Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначения»; «Функции и основные задачи Вооруженных Сил, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил»; «Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству». Программа прописывает обязательное рассмотрение вопросов организации вооруженных сил Московского государства в XIV-XVвв., военных реформ Ивана Грозного и Петра I, военных реформ в России XIXв., создания советских Вооруженных Сил, основные предпосылки проведения военной реформы в Российской Федерации. Программой предусмотрено изучение организационной структуры и видов Вооруженных Сил, родов войск: ракетных, сухопутных, военно-воздушных, военно-морского флота, а также пограничных войск и войск МВД РФ, рассмотрение вопросов о руководстве и управлении Вооруженными Силами РФ.
Подраздел учебной программы по ОБЖ «Боевые традиции Вооруженных Сил России» включает темы: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества», «Памяти поколений – дни воинской славы России», «Дружба, войсковое товарищество – основа воинской боевой готовности частей и подразделений». Программа предусматривает изучение вопросов о сущности патриотизма как духовно-нравственной основы личности военнослужащего, предполагающей преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, готовность к защите Родины от врагов. Программа прописывает изучение форм увековечивания памяти российских воинов, дней воинской славы России.
Подраздел «Символы воинской чести» содержит учебные темы: «Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы», «Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе», «Ритуалы вооруженных сил Российской Федерации». Программой предусмотрено изучение вопросов о Боевом Знамени как особо почетном знаке, об истории государственных наград за боевые отличия в России, о воинских ритуалах (ритуал приведения к военной присяге, ритуал вручения Боевого Знамени воинской части и др.) [22, 26, 29, 32].
Важно, что военно-патриотическое воспитание учащихся выступает как ключевое направление содержания школьного курса ОБЖ. Осуществление патриотического воспитания в процессе обучения ОБЖ предполагает не только раздел учебной программы «Основы военной службы», но и такие разделы, как «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы здорового образа жизни» [22, с.7].
На уроках ОБЖ развивается интерес к таким профессиям, как спасатель, военный, пожарный, милиционер. Для пропаганды этих профессий привлекаются специалисты различных ведомств. Это позволяет образовательное пространство сделать более открытым, и решить все задачи, поставленные программой по патриотическому воспитанию.
Содержание курса ОБЖ предоставляет широкие возможности для использования игровых методов в процессе обучения учащихся.
Игра является активным методом обучения школьников на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности. В военно-патриотических играх важным стимулятором является элемент соревнования. В соревнованиях возрастает активность ребенка, воля к победе. (Приложение 3) .
Обязательным условием морально – волевого сплочения коллектива и средством управления его настроением являются соревнования по подвижным играм, широко распространенные в практике внеклассной работы по ОБЖ. Использование игровых методов в процессе обучения ОБЖ содействует военно-патриотическому воспитанию учащихся.
На базе кабинета ОБЖ в школе проводятся: уроки истории, литературы, а также других предметов по материалам военно-патриотической направленности; встречи школьников с военнослужащими, ветеранами; осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях. Углубленная подготовка учащихся в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» осуществляется посредством изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» по программе общеобразовательного компонента для 9 -11 классов (Приложение 2) и военно-патриотического кружка «Рубеж».
В рамках воспитательной программы «Патриот» в нашей школе разработана система военно-патриотического воспитания учащихся (Приложение 1), составной частью, которой является работа кружка «Рубеж». Целью работы кружка является пропаганда здорового образа жизни, популяризация службы в рядах Вооруженных сил, оказание помощи детям из социально-незащищенных семей и воспитание патриотизма. Работа кружка – это не разовое эпизодическое мероприятие, это массовая форма систематической военно-патриотической и спортивной работы. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОВС, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.
Большое воспитательное воздействие на ребят оказывают проводимые совместно с военнослужащими подшефной части занятия, которые вызывают у ребят неподдельный интерес: разбирается и собирается боевое оружие, изучаются средства индивидуальной защиты и т.д. Молодые воины четко отвечают на вопросы ребят о значении воинской службы, об учебе, боевых и человеческих качествах, необходимых воину, и, конечно, о том, как готовить себя к ней, какое значение имеет хорошая учеба, физическая закалка, спорт, соблюдение режима дня будущего воина.
Важнейшими аспектами является и психологическая подготовка: подростки, посещающие занятия кружка, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности. Большое внимание уделяется работе с детьми из неблагополучных семей. Привлечь и удержать их можно системными занятиями, в которых наглядно и действенно решаются задачи, помогающие воспитывать человека с определенной системой взглядов и идей, служащих побудительными мотивами к патриотической деятельности.
Большое значение в осуществлении военно-патриотического воспитания учащихся отводится внеурочной работе по ОБЖ [35, с.15]. Внеурочная и внеклассная работа по ОБЖ является логическим продолжением учебной программы курса.
В течение года участники кружка организуют и принимают непосредственное участие в мероприятиях военно-патриотического направления (Приложение 3). В школе проходят военно-спортивные эстафеты для юношей средних и старших классов, военно-спортивные игры «Зарничка» для учеников начальной школы, школьные соревнования по строевой подготовке "Красив в строю - силён в бою"; показательные выступления школьной команды песни и строя; выпуск стенных газет ко Дню защитника Отечества и ко Дню Победы. Традиционными становятся выступления бывших выпускников школы, прошедших срочную службу, курсантов перед учащимися 8-11 классов в ходе уроков ОБЖ; выступления учащихся школы перед представителями войсковых частей города. Особую роль играют в патриотическом воспитании уроки истории, обществознания, секции по военно-прикладным видам спорта, поисковая работа; физическое воспитание через развитие системы дополнительного образования; мониторинг состояния здоровья учащихся; применение комплексных комбинированных интегрированных форм (учебно-полевые сборы).
Следует отметить важность тематических классных часов, бесед, организации встреч с ветеранами войны и труда, воинами - интернационалистами, проведение профориентационной работы по знакомству с военными учебными заведениями и с профессией военнослужащего.
Также значимым шагом в работе школы в этом направлении явилась организация тематической смены летнего школьного лагеря «Рубеж», которая была полностью посвящена военно-патриотической тематике. Отчет по организации военно-патриотической смены стал победителем Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» и награжден медалью Януша Корчака.
2.2. Изучение уровня проявления и развития военно-патриотических качеств учащихся
Для проведения эксперимента мы сформулировали гипотезу: уровень развития военно-патриотического воспитания учащихся зависит от методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, на основе идей патриотизма, комплексного подхода всего педагогического коллектива к воспитанию патриотических качеств учащихся. Объектом исследования было выбрано военно-патриотическое воспитание учащихся. Исследование проводилось поэтапно. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий применялись соответствующие методы исследования. Обработка экспериментальных данных осуществлялась строго по прилагаемому руководству к анкетам. Результаты исследования представлены в таблицах, диаграммах и приложениях к работе. На первом этапе (2006г.) изучалось состояние проблемы в теории и практики школы, анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме развития военно-патриотических качеств учащихся, разрабатывалась программа исследования, выдвинута рабочая гипотеза, осуществлялся первоначальный эксперимент выявления уровня развития патриотизма школьников (отношение к военно-патриотическому воспитанию и военной службе; осознание старшеклассниками понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание»; понимание старшеклассниками патриотического долга, «военно-патриотического воспитания»), определен поиск возможных педагогических условий развития военно-патриотических качеств учащихся в условиях общеобразовательной школы. Для исследования особенностей проявления военно-патриотических качеств учащихся школы был выбран метод анкетирования по вопросам гражданского отношения учащихся 9-11 классов к своей Родине и понимания ими ключевых определений и понятий (Приложение 7) . После исследования особенностей проявления военно-патриотических качеств учащихся школы, подведения итогов анкетирования экспериментальной группы учащихся, был намечен следующий этап исследования.
На втором этапе (2007-2008 гг.) была разработана школьная программа военно-патриотического воспитании «Патриот», выявлены и проверены условия её эффективного функционирования. Второй этап экспериментальной работы представлял собой процесс организации и проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию с учащимися на основе выдвинутой в нашем исследовании гипотезы. При проведении эксперимента для определения результатов эффективности работы по военно-патриотическому воспитанию использовались реализационно – целевые и практически – результативные критерии и показатели (Приложение 5), при помощи которых оценивались количественные и качественные показатели уровня проявления и развития патриотизма. Исследования проводились среди учащихся 9- 11 классов, реализовались поставленные задачи школьной военно-патриотической программы «Патриот». Для сбора объективности данных был выбран экспериментальный 9-а класс, наблюдение за которым проводилось в течение трех лет, до выпускного класса. Работа с данным классом позволила в полной мере использовать все формы и методы военно-патриотической деятельности на протяжении трех лет. Были собраны объективные данные, показавшие эффективность применяемых форм и методов работы на последнем заключительном этапе исследования.
При исследовании процесса военно-патриотического воспитания учащихся в МОУ СОШ №2 нами были проведены: изучение уставной и учебной документации; анализ учебных программ; беседы с администрацией, учителями и учащимися; педагогическое наблюдение; анкетирование учащихся; систематизация и обобщение результатов исследования. Особенностью работы нашей школы по военно-патриотическому направлению является использование разнообразных форм и методов работы и контроля: метод убеждения; метод формирования активного отношения к Родине и практической готовности к ее защите; метод стимулирования. В рамках программы «Патриот» были проведены общешкольные традиционные мероприятия военно-патриотической направленности, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню народного единства и т.д. Школьные традиции являются важным аспектом в осуществлении военно-патриотического воспитания учащихся. Помимо традиционных общешкольных мероприятий, проводились мероприятия военно-патриотической направленности в классах и по параллелям: встречи с ветеранами и военнослужащими, беседы, лекции, просмотр фильмов и т.д.
Исходя из такого многообразия форм, назрела необходимость их объединения и ранжирования в характерные группы. С этой целью, а также для определения результативности и эффективности системы мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание школьников, нами было проведено анкетирование, результаты которого представлены (Приложение 8). Для выяснения уровня сформированности компонентов патриотизма учащимся и учителям школы было предложено заполнить анкеты в начале и конце эксперимента (Приложение 9).
Сравнение результатов проведенного исследования показывает, что на конечном этапе эксперимента средний балл самооценки учащихся по всем исследуемым компонентам выше, чем в его начале.
Исходя из критериев оценки патриотической воспитанности, можно судить о том, что большинство составных компонентов патриотизма у учащихся проявляются «далеко не всегда» и в «отдельных видах деятельности». Полагаем, что здесь усматриваются потенциальные возможности, которые можно и нужно реализовывать при управлении процессом патриотического воспитания в школе. Низкие оценки отдельных компонентов патриотизма нацеливают на конкретное содержание программы патриотического воспитания и определения удельного веса, включаемых в программу путей и средств. Вместе с тем, анализ результатов исследования показывает, что у учащихся в конце реализации Программы более развиты качества, характеризующие патриотическую воспитанность. Это означает, что результативность работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся при обучении ОБЖ и внеклассной деятельности в результате внедрения Программы выше, чем в начале эксперимента.
Этот вывод подтверждает проведенное анкетирование, результаты которого показали, что большое влияние на формирование военно-патриотического воспитания учащихся оказывает школа (Приложение 10). Кроме того, проводя анкетирование учащихся по ценностным ориентациям, было выявлено противоречие между ценностными ориентациями учащихся и осознанием ими общественных потребностей. Социологический опрос учащихся экспериментального класса показал, что при ранжировании будущей профессиональной деятельности учащиеся к наиболее значимому для себя относят профессии, приносящие материальное благополучие. Самые низкие ранги учащиеся отвели профессии военного (Приложение 11). Выявив данное противоречие, мы определили для своей последующей работы следующие задачи – определить потенциальные возможности учебных дисциплин в военно-патриотическом воспитании учащихся и реализовать их, используя инновационные технологии военно-патриотической работы. В ходе проводимого эксперимента была проведена работа по исследованию отношения учащихся к службе в Вооруженных Силах России. Определяя готовность учащихся к службе в Вооруженных Силах, была предложена анкета (Приложение 12). Результаты анкетирования показали, что в 2006-2007 учебном году 18% опрошенных считают, что служба в Вооруженных Силах представляется интересной и привлекательной. Для 20% служба в армии является почетной обязанностью каждого гражданина, а для 19 % учащихся служба в армии представляется трудной и неинтересной, 43 % не хотели бы служить вообще. В 2008-2009 учебном году число опрошенных считающих, что служба в Вооруженных Силах представляется интересной, возросло до 31%, а количество не желающих служить вообще снизилось до 22% .
На третьем формирующем этапе эксперимента (2009г.), выполнялись определяемые задачи. Ведущими являлись метод анкетирования, наблюдение, диагностические методы. Проводилась проверка эффективности комплекса методов и форм организации военно-патриотической работы, созданных в школе для развития военно-патриотических качеств учащихся и проводилась работа по внедрению результатов исследования в практику. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в начале внедрения программы военно-патриотического воспитания «Патриот» уровень патриотической сознательности учащихся находился на достаточно низком уровне. В ходе эксперимента картина постепенно меняется. Количество учащихся, считающих, что служб в армии это почетная обязанность возросла в 2,5 раза, а количество ребят не желающих идти в армию снизилось в 2 раза.
В целом можно констатировать, что работа с учащимися дала положительные результаты, о чем свидетельствуют достижения школы в военно-патриотических мероприятиях городского и окружного уровня (Приложение 13,14) .
Анализ результатов проведенного исследования показывает, что у учащихся экспериментального класса произошел рост качеств, характеризующих патриотическую воспитанность. При этом они более адекватно оценивают свои качества и знания в конце эксперимента, по сравнению с его начальной стадией.
Данные экспериментальной части исследования позволяют судить о том, что результативность работы по военно-патриотическому воспитанию школьников при обучении ОБЖ и вовлечении их во внеклассную деятельность значительно возросла.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что проводимая в школе работа по внедрению Программы «Патриот» и комплексное использование различных форм обучения и воспитания – урочной, внеурочной, внеклассной – способствует развитию военно-патриотических качеств учащихся, что подтверждает справедливость сформулированной нами гипотезы исследования.
Заключение
Действительно, гипотеза, выдвинутая нами в исследовании, подтвердилась. Развитие военно-патриотических качеств учащихся зависит от использования различных способов и форм организации работы по данному направлению и условий, созданных для организации этой деятельности. Это подтверждается описанием проведения данного экспериментального исследования, количественным и качественным анализом полученных данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания школьников, раскрыто содержание развития патриотизма учащихся в условиях школы, конкретизировано понятие «патриотическое воспитание». Выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на основе идей патриотизма.
Практическая значимость исследования заключается в определении проявления патриотических качеств школьников для разработки комплекса необходимых педагогических условий по их реализации. Разработана программа «Патриот», особенностью которой является организация военно-патриотической деятельности учащихся. Данная программа действует в школе четвертый год наряду с остальными школьными программами.
Важным моментом в данной работе является определение роли развития военно-патриотических качеств личности обучающихся.
В какой степени патриотические качества будут сформированы, во многом зависит от педагогов, их внимания к проявлению и развитию патриотизма у ребенка. Задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, стоящие перед нами, педагогами, весьма сложны и ответственны. Каждый учитель в школе должен пересмотреть, как и с помощью каких средств, методов и приемов прививать современному школьнику чувство патриотизма, любви к Родине, готовность защищать ее границы, как в мирное, так и военное время. Следует отметить, что успехи в реализации задач школьной программы «Патриот» были достигнуты благодаря комплексному подходу всего педагогического коллектива к воспитанию патриотических качеств учащихся.Образовательная и воспитательная деятельность школы №2 ориентирована на военно-патриотическое воспитание как одно из основных направлений работы с учащимися. Данная система военно-патриотического воспитания призвана помогать управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.
Педагогический коллектив школы №2 выступает с предложением о возможности открытия на базе нашей школы образовательного учреждения оборонно-спортивного профиля, где мы сможем в полном объеме реализовать имеющейся опыт работы по данному направлению, а в будущем планируем организацию кадетских классов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова И. Патриотическое воспитание в школе/ И.Агапова.- М.: Айрис-пресс, 2006. - 224 с.
Адаменко С. Воспитываем патриотов России/ С. Адаменко // Народное образование.- 2005. - №4. - С. 23.
Аксенова Н.П. Организационно-педагогические основы военно-патриотического воспитания старшеклассников: автореф. дисс. канд. пед. наук/ Н.П. Аксенова.- М.: 1999. – 18с.
Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Владос, 2000.- Кн.1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания - 240с.
Бачевский В. Военно-патриотическому воспитанию государственную поддержку/ В. Бачевский //ОБЖ.- 2004.-№8.-С.17.
Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания/А.К. Быков // Педагогика.- 2006.- № 2.- С. 37- 42.
Видякин А.Н. Военно-патриотическое воспитание в школе/ А.Н. Видякин.- М.: Учитель, 2006.- 303с.
Военно-патриотическое воспитание школьников в работе Санкт-Петербургской межнациональной ассоциации дополнительного образования //Вестник образования.- 2006.-№7. -С.9.
Вырецков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика/ А.Н. Вырецков.– М.: Педагогика, 2000. – 148с.
Гавря А. Потребность стать гражданином/ А.Гавря //Народное образование.- 2003. - №5. -С.91.
Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. Новое педагогическое мышление/О.С. Газман. - М.: 2007.- 221 с.
Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан/ З.Т. Гасанов // Педагогика.- 2005.- №6.-С.59-63 .
Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан/ З.Т. Гасанов // Педагогика.- 2005. - №6. - С. 59.
Гладилина И.П. Проект "Я - гражданин России"/ И.П. Гладилина// Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе.- 2006. -№ 3.-С.43.
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников/ Г.Ефремова // Воспитание школьников. – 2005.- №8. - С. 17.
Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.- М.: Логос, 2004.- 384с.
Кириллина М. Патриотическое воспитание/ М.Кириллина // Дошкольное воспитание.- 2005.-№1.-С.5; №5.-С.20;№8-С.11.
Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма/ В.А. Кобылянский // Педагогика.- М.: 2008.- №5.- С. 52.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников.-2005.-№1.-С.147.
Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе/ Н.М. Конжиев.- М.: Педагогика,1996.- 144с.
Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе: 5 – 11 кл.: метод. пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин.- М.: Дрофа, 2006. – 89с.
Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений: 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. - М.: Дрофа, 2007. – 106с.
Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: дидактические материалы/ В.Н. Латчук. - М.: НЦ ЭНАС, 2001.- 45с.
Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций/ Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 2001. - 607 с.
Манюков С.В. Допризывная подготовка к школе – веление времени/ С.В. Манюков // ОБЖ .-2009.-№6.-С.17.
Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: кн. для учителя / сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2004. – 157с.
Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов / В.Ю. Микрюков. - М.: Форум, 2008. – 464с.
Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России : автореф. дисс. док. пед. наук / В.Ю. Микрюков. - М.: Форум, 2009.- 20с.
Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом: 5-11 классы / С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2006г. – 92с.
Набока В.С. Военно-патриотическое воспитание в профильных классах/ В.С. Набока// ОБЖ. -2009.-№11.- С.23.
О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях: постановление правительства РФ//Российская газета.-2000,- № 144.-С-3.
Программно-методические материалы: основы безопасности жизнедеятельности: 1-11 классы / сост. Б.И. Мишин. - 4 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.- 128с.
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов
педагогических вузов: в 2 кн./И.П. Подласый. - М.: Владос, 1999. - Кн.
1: Общие основы. Процесс обучения. - 576с.
Сухомлинский В. А. Рождение гражданина/ В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1971.- 335с.
Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя/ И.К. Топоров. - М., Просвещение, 2000.- 89с.
Фарфоровский В. Ф. Военно-патриотическое воспитание школьников во внеучебное время/ В.Ф. Фарфоровский. - М.: Просвещение, 1991.- 129с.
Фурсенко А. О патриотическом воспитании школьников / А. Фурсенко // Вестник образования.- 2006.-№8.-С.5.
Халанская С.М. Структура работы классного руководителя по патриотическому воспитанию/С.М. Халанская //Классный руководитель.- 2004.-№3.-С.15.
Хромов Н.И. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. пособие / Н.И. Хромов. - М.: Айрис-пресс, 2008.- 288с.
Шкробова М. Научить правильно мыслить о мире: содержание и методы гражданского воспитания подростков/ М.Шкробова // Граждановедение.-2000.-№52.-С.6.
Приложение 5
Критерии работы по военно-патриотическому воспитанию
Реализационно-целевой
Практически-результативный
· программированный (плановый) характер патриотического воспитания (ПВ);
· конкретные задачи по реализации целей ПВ;
· целеустремленность и последовательность в достижении результатов ПВ;
· системный характер организации ПВ как процесса;
· комплексный подход в формировании и развитии патриотизма;
· дифференцированный подход в формировании и развитии патриотизма;
· дифференцированный подход в ПВ различных категорий граждан с учетом их особенностей, интересов, устремлений и т.д.;
· оптимизация содержания, форм, методов и средств ПВ;
· определение и обоснование направлений совершенствования ПВ и повышения его эффективности;
· индивидуальный подход в ПВ.
а) количественные показатели:
· количество мероприятий, проводимых по ПВ (большое, небольшое, незначительное);
· масштаб мероприятий, проводимых по ПВ (большой, средний, малый);
· процент участия граждан в мероприятиях по ПВ (максимальный, значительный, минимальный);
· представительство различных категорий граждан, участвующих в мероприятиях по ПВ, в т.ч. детей-сирот, «трудных» детей (беспризорников, безнадзорных, вовлеченных в преступные группировки, злоупотребляющих алкоголем, имеющих приводы в милицию и т.д.), других детей с девиантным поведением (широкое, ограниченное, минимальное);
· количество субъектов (исполнителей), участвующих в подготовке и проведении основных мероприятий по ПВ (максимальное, значительное, минимальное);
· количество подготовленных организаторов и специалистов в области патриотического воспитания;
· арсенал использования форм, методов и средств ПВ (большой, небольшой, ограниченный, минимальный);
· количество действующих патриотических объединений, клубов, центров, в т.ч. детских и молодежных;
· количество военно-спортивных игр («Зарница», «Зарничка» и др.);
· количество историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических музеев (в образовательных и других учреждениях, на предприятиях, объединениях и т.д.);
· количество оборонно-спортивных оздоровительных лагерей;
· количество проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику этой сферы деятельности;
· взаимосвязь мероприятий по ПВ с другими направлениями воспитания (со многими направлениями, с некоторыми, отсутствие взаимосвязи);
· финансирование мероприятий по ПВ (высокий уровень, средний, минимальный).
б) качественные показатели:
· уровень подготовленности и результативности работы по ПВ (высокий, средний, низкий);
· уровень организационно-методического обеспечения работы по ПВ (высокий, средний, низкий);
· уровень подготовленности и профессиональной компетентности организаторов и руководителей (субъектов) работы по ПВ (высокий, средний, низкий);
· процент мероприятий системного, комплексного, долговременного, инновационного характера (высокий, средний, низкий);
· оценка независимыми экспертами результатов работы по ПВ (в баллах);
· отношение участников мероприятий по ПВ к результатам их проведения (положительное, отрицательное, безразличное);
· степень готовности участников работы по ПВ к целенаправленной самореализации в качестве субъекта этой деятельности (высокая, средняя, низкая);
· готовность участников мероприятий по ПВ после продолжительного периода времени к сознательной и активной самореализации в социально значимой деятельности на благо Отечества.
Приложение 6
Уровни развития и проявления патриотизма личности
Высокий уровень
Глубокое изучение истории и культуры России. Патриотическая убежденность и готовность к действиям во имя национальных интересов. Осознание личной ответственности за судьбу России. Проявление социальной активности и гражданской зрелости. Инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней.
Средний
уровень
Восприятие истории Отечества как одного и важнейших предметов в системе образования и воспитания. Владение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество». Понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание гражданского и патриотического долга. Наличие опыта преодоления моральных, волевых перегрузок патриотической деятельности в ее различных формах.
Низкий
уровень
Понятия «патриотизм», «гражданский долг» находятся на формально-вербальном уровне. Слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии российского общества и его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений. Стремление преодолеть вставшие на пути трудности, но собственными силами, без поддержки товарищей, сверстников.
Нулевой
уровень
Интересы государства и перспективы его развития не занимают никакого места в жизненных планах, не связываются с жизненными перспективами. Понимание необходимости защиты интересов Отечества имеет отвлеченный абстрактный характер. Проявление равнодушного отношения к учебе в целом и пассивности. Отсутствие интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории Отечества. Низкая ответственность при выполнении общественных поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме. Слаборазвитые морально-волевые качества. Проявление слабоволия и отступление от намеченной цели при столкновении с трудностями.
Начало эксперимента
Конец эксперимента
Нулевой уровень
5
1
Низкий уровень
27
15
Средний уровень
58
62
Высокий уровень
10
22
78 % учащихся, как показал опрос, понимают, что такое Отчизна, чувствуют себя гражданами своей страны.
20 % осознают свою принадлежность к Отчизне,
2 % учащихся не могут четко определить понятие «Гражданство и Патриотизм».
Для большинства опрошенных слово «патриотизм» в первую очередь совпадает с понятиями Родина , любовью к родному краю , семье . Эти ценности составляют ядро патриотизма в современном российском обществе.
Любовь к Родине
25
Любовь к родному краю
20
Любовь к семье
12
Готовность защищать Родину
25
Соблюдение традиций
8
Гордость за военные победы
10
Приложение 7
Результаты оценки различных форм военной патриотической работы
№
Формы военно-патриотической работы
2006-2007
2007-2008
2008-2009
I. Поисково-исследовательские
1
Исследовательская работа в архивах, музеях, библиотеках
5
8
14
II. Учебно-познавательные
1.
Встречи с ветеранами войн и труда
15
13
16
2.
«Уроки мужества»
14
16
17
3.
Посещение воинских и трудовых коллективов
23
23
26
4.
Просмотр фильмов по военно-патриотической тематике
19
20
20
5.
Посещение музеев
10
12
14
III. Творческо-игровые
1
Тематические сборы, научно-практические конференции, викторины, конкурсы по военной истории, истории Отечества, родного края
23
28
29
2
Творческие конкурсы ( песни, рисунка, плаката, фотографии, стихотворения)
28
30
31
3
Военно-спортивные игры («Зарничка» , «Зарница»)
36
45
51
4
Комбинированные эстафеты
30
32
35
IV. Деятельностные
1
Создание музеев, комнат боевой славы
8
10
11
2
Шефство над ветеранами войны
10
12
14
3
Работа военно-патриотических кружков и клубов
22
23
25
4
Учебные сборы по основам военной службы
26
27
30
5
Оздоровительные м спортивные лагеря
19
22
23
V. Церемониальные
1
Торжественное построение у памятных мест, «Вахта памяти»
17
23
29
2
Парады и смотры
33
38
41
3
Празднование Дней воинской славы России
15
18
23
Анализ полученных результатов свидетельствует о следующем. Наиболее значимыми формами военно-патриотической работы являются творческо-игровые и деятельностные. Возрастает роль учебно-познавательных форм Важнейшими среди деятельностных форм военно-патриотической работы ,оказались сборы по основам военной службы, участие в оборонно-спортивных, трудовых лагерях. Приоритетное значение приобретает участие в смотрах, конкурсах ,викторинах.
Приложение 8
Анкета учащегося для выявления уровня сформированности компонентов патриотизма
Дорогой друг!
Убедительно просим Вас дать объективную оценку проявления у себя перечисленных ниже качеств. Оценка производится по пятибалльной системе. Обведите кружком одну из цифр против каждого качества, исходя из следующей шкалы:
5 – Всесторонние и глубокие знания, высокий уровень нравственных качеств: проявляются «всегда», «во всех делах».
4 – Полные знания, нравственные качества проявляются «часто», «в большинстве видов деятельности».
3 – Посредственные знания, нравственные качества проявляются «иногда», «в отдельных видах деятельности».
2 – Слабые знания, нравственные качества проявляются «редко», «в меньшинстве видов деятельности».
1 – Серьезные пробелы в знаниях, нравственные качества не проявляются во всех видах деятельности.
Отношение к учебе:
целеустремленность
5 4 3 2 1
трудолюбие
5 4 3 2 1
овладение профессиональной деятельностью
5 4 3 2 1
Отношение к мероприятиям, играм и соревнованиям:
полная самоотдача
5 4 3 2 1
уважение других участников
5 4 3 2 1
соблюдение правил
5 4 3 2 1
Отношение к коллективу:
поддержание добрых традиций коллектива
5 4 3 2 1
участие в общественной жизни коллектива
5 4 3 2 1
помощь товарищам по команде
5 4 3 2 1
требовательность к себе
5 4 3 2 1
борьба с отрицательными явлениями и привычками в коллективе
5 4 3 2 1
Отношение к знаниям:
знание истории выбранной профессии
5 4 3 2 1
знание истории своего города
5 4 3 2 1
знание важнейших событий в стране и за рубежом
5 4 3 2 1
знание истории нашей Родины
5 4 3 2 1
знание жизнедеятельности великих людей
5 4 3 2 1
понимание значения гимна, флага, герба страны
5 4 3 2 1
Отношение к учебе и своему поведению:
добросовестная учеба
5 4 3 2 1
соблюдение правил поведения
5 4 3 2 1
Благодарим за работу!
Анкета учителя для выявления уровня сформированности
компонентов патриотизма у учащихся
Уважаемый коллега!
Убедительно просим Вас оценить уровень патриотической воспитанности ученика (указывается фамилия). Оценка производится по пятибалльной системе. Обведите кружком одну из цифр против каждого качества, исходя из следующей шкалы:
5 – Всесторонние и глубокие знания, высокий уровень нравственных качеств: проявляются «всегда», «во всех делах».
4 – Полные знания, нравственные качества проявляются «часто», «в большинстве видов деятельности».
3 – Посредственные знания, нравственные качества проявляются «иногда», «в отдельных видах деятельности».
2 – Слабые знания, нравственные качества проявляются «редко», «в меньшинстве видов деятельности».
1 – Серьезные пробелы в знаниях, нравственные качества не проявляются во всех видах деятельности.
Отношение к учебе:
целеустремленность
5 4 3 2 1
трудолюбие
5 4 3 2 1
овладение профессиональной деятельностью
5 4 3 2 1
Отношение к мероприятиям, играм и соревнованиям:
полная самоотдача
5 4 3 2 1
уважение других участников
5 4 3 2 1
соблюдение правил
5 4 3 2 1
Отношение к коллективу:
поддержание добрых традиций коллектива
5 4 3 2 1
участие в общественной жизни коллектива
5 4 3 2 1
помощь товарищам по команде
5 4 3 2 1
требовательность к себе
5 4 3 2 1
борьба с отрицательными явлениями и привычками в коллективе
5 4 3 2 1
Отношение к знаниям:
знание истории выбранной профессии
5 4 3 2 1
знание истории своего города
5 4 3 2 1
знание важнейших событий в стране и за рубежом
5 4 3 2 1
знание истории нашей Родины
5 4 3 2 1
знание жизнедеятельности великих людей
5 4 3 2 1
понимание значения гимна, флага, герба страны
5 4 3 2 1
Отношение к учебе и своему поведению:
добросовестная учеба
5 4 3 2 1
соблюдение правил поведения
5 4 3 2 1
Благодарим за работу!
В анкетировании приняли участие учащиеся 8-11 классов и 6 учителей, работающих в этих классах.
Оценка выделенных в анкете качеств проводилась в баллах по следующей шкале:
В 5 баллов оценивались всесторонние и глубокие знания, проявленные качества «всегда» и «во всех» делах.
В 4 балла оценивались полные знания, проявленные качества «часто», и «в большинстве видов деятельности».
В 3 балла оценивались посредственные знания, проявленные качества «иногда» и в «отдельных видах деятельности».
В 2 балла оценивались слабые знания, проявление качества «редко» и «в меньшинстве видов деятельности»
В 1 балл оценивались серьезные проблемы в знаниях, точнее незнание поставленных вопросов, проявление качеств «почти никогда», «во всех видах деятельности не проявляются».
При обработке анкет рассчитывался средний балл по каждой из обозначенных позиций.
Результаты анкетирования представлены в Таблице
Сравнение результатов проведенного исследования показывает, что на конечном этапе эксперимента средний балл самооценки учащихся по всем исследуемым компонентам выше, чем в его начале.
- отношение к учебе – 4,1 и 3,9 балла соответственно;
- отношение к мероприятиям, играм, соревнованиям – 4,7 и 4,4 балла;
- отношение к коллективу – 4,1 и 3,9 балла;
- отношение к знаниям – 3,9 и 3,4 балла;
- отношение к учебе и своему поведению – 4,2 и 3,9 балла.
Таблица
Результаты диагностики сформированности патриотической воспитанности учащихся школы в начале и конце эксперимента.
№
п/п
Составные компоненты
Начало эксперимента
Конец эксперимента
Самооценка
Экспертная оценка
Самооценка
Экспертная оценка
1
Отношение к учебе
3,9
3,1
4,1
3,5
целеустремленность
4,0
3,0
4,5
3,6
трудолюбие
4,0
3,2
3,8
3,4
овладение профессион. деятельностью
3,8
3,0
4,0
3,4
2
Отношение к мероприятиям
4,4
3,9
4,7
4,5
полная самоотдача
4,2
3,8
4,7
4,7
уважение других
4,4
4,0
4,8
4,6
соблюдение правил
4,5
4,0
4,5
4,3
3
Отношение к коллективу
3,9
3,6
4,1
3,9
поддержание традиций коллектива
4,0
3,9
4,8
3,8
участие в общественной жизни коллектива
3,8
3,4
3,5
3,9
помощь товарищам
4,4
3,9
4,0
4,0
требовательность к себе
4,2
3,4
4,3
3,8
борьба с отрицательными явлениями в коллективе
3,0
3,2
3,7
3,7
4
Отношение к знаниям
3,4
2,8
3,9
3,5
знание истории выбранной профессии
2,5
2,0
3,3
3,1
знание истории города
3,0
2,8
3,8
3,4
знание важнейших событий в мире
3,8
3,2
4,0
3,4
знание истории нашей Родины
4,0
3,4
4,6
3,8
знание жизнедеятельности великих людей
3,5
2,8
3,8
3,4
понимание значения гимна, флага, герба
3,4
3,0
4,3
3,6
5
Отношение к учебе и своему поведению
3,8
3,5
4,2
4,0
добросовестная учеба
3,8
3,5
4,2
4,1
соблюдение правил поведения
3,8
3,5
4,1
3,9
Обобщенный показатель (среднее арифметическое)
3,9
3,4
4,2
3,9
Экспертная оценка по исследуемым компонентам ниже самооценки и в начале и в конце эксперимента. При этом важно, что разность между средними показателями самооценки и экспертной оценки в конце и начале эксперимента : 0,3 балла и 0,5 баллов соответственно, что означает следующее: учащиеся в конце проведения эксперимента более адекватно оценивают свои качества и знания чем в начале.
Ответы учащихся на вопросы анкеты были дополнительно проанализированы с целью выделения групп по признаку сформированности патриотической воспитанности. С целью уточнения результатов исследования использовались данные об учащихся, полученные в ходе бесед с учителями. Было выявлено три группы (уровня) учащихся по показателю сформированности патриотической воспитанности: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень. Для этой группы учеников характерно следующее: преданность коллективу и учителю (ученики чувствуют себя членами коллектива); участие во всех делах коллектива; высокий статус в коллективе; проявление полной самоотдачи на соревнованиях; оказание помощи товарищам и учителю; требовательность к себе и окружающим; постоянная добросовестная работа на дополнительных занятиях и учеба в школе; глубокие и всесторонние знания истории края, Родины, своей профильной деятельности; знание важнейших событий в стране и за рубежом; знание жизнедеятельности великих людей; знание спортивных традиций и следование им; высоко развитое чувство долга и ответственности.
Средний уровень. Эта группа учеников характеризуется следующим образом: как правило, борются за честь коллектива; участвуют не во всех делах коллектива и не всегда; имеют недостаточно высокий статус в коллективе; не всегда проявляют полную самоотдачу на играх и соревнованиях; не всегда оказывают помощь товарищам, делают это не по своей инициативе; не во всех случаях проявляют требовательность к себе и к окружающим; не всегда проявляют целеустремленность и трудолюбие на тренировках и в учебе; недостаточно глубокие знания истории края, Родины, своей профильной деятельности; имеют знание отдельных событий в стране и за рубежом; поверхностные знания жизнедеятельности великих людей; имеют знание традиций, но не всегда следуют им; чувство долга и ответственности перед учителем и коллективом проявляется не постоянно.
Низкий уровень. Данная группа учащихся характеризуется следующим: не отстаивают честь коллектива, не чувствуют себя его членами; избегают общественных дел, не всегда выполняют поручения; имеют низкий статус в коллективе; не проявляют самоотдачи на соревнованиях, проявляют пассивное отношение к соревнованиям; уклоняются от помощи товарищам; не проявляют требовательности к себе и другим; слабые знания (серьезные пробелы) истории края, Родины, своего профильного вида деятельности; незнание важнейших событий в стране и за рубежом; серьезные пробелы в знаниях жизнедеятельности великих людей; незнание и нежелание поддерживать лучшие традиции в коллективе; неразвитое чувство долга и ответственности.
По уровням сформированности патриотической воспитанности учащиеся в начале эксперимента были распределены следующим образом: высокий уровень – 10 %, средний - 69%, низкий - 21%. По окончанию эксперимента эти данные составляют 17%, 67% и 16% соответственно.
Графически результаты проведенного исследования представлены на Рисунке .
Исходя из критериев оценки патриотической воспитанности, можно судить о том, что большинство составных компонентов патриотизма у учащихся проявляются «далеко не всегда» и в «отдельных видах деятельности».
начало эксперимента конец эксперимента
Приложение 10.
Формирование военно-патриотического мировоззрения учащихся
2006-2007
2007-2008
2008-2009
Семья
27
27
28
Школа
20
29
35
Никто
25
15
10
Средства массовой информации
20
16
10
Художественная литература, кинофильмы
5
7
10
Воинские организации
3
5
7
Данные анкеты по уровню сформированности военно-патриотического мировоззрения учащихся показали, что большое влияние на детей оказывает школа . Если в 2006-2007 учебном году этот показатель был равен 20 %, то в 2008-2009 учебном году он вырос до 35 %. Большую часть информации ребята получают в семье. Кроме того, достаточно высоким остается процент (10%) учащихся на которых никто не оказывает влияния (жизнь учит). Низко оценивается роль военкоматов (2006-2007- 3%; 2007-2008 -5 %; 2008-2009- 7%). Особая роль в военно-патриотическом воспитании отводится СМИ, которая не всегда бывает положительной.
Приложение 10
Ранжирование будущей профессиональной деятельности учащихся
2006-2007
2007-2008
2008-2009
Менеджер
20
19
18
Юрист
19
20
17
Программист
18
17
15
Экономист
15
11
12
Технические профессии
14
15
13
Учитель
6
7
10
Врач
5
6
8
Военный
3
5
7
Приложение 11
- 2006-2007 учебный год : 18% опрошенных считали, что служба в Вооруженных Силах представляется интересной и привлекательной ; 20% опрошенных считают службу в армии почетной обязанностью каждого гражданина; 19 % служба в армии представляется трудной и неинтересной, и я не вижу в ней возможности для раскрытия своих способностей, а 43 % не хотели бы служить вообще;
- 2007-2008 учебный год : 24% опрошенных считали, что служба в Вооруженных Силах представляется интересной и привлекательной ; 29 % опрошенных считают службу в армии почетной обязанностью каждого гражданина; 14 % служба в армии представляется трудной и неинтересной, и я не вижу в ней возможности для раскрытия своих способностей, а 33 % не хотели бы служить вообще;
- 2008-2009 учебный год: только 31% опрошенных считали, что служба в Вооруженных Силах представляется интересной и привлекательной ; 33% опрошенных считают службу в армии почетной обязанностью каждого гражданина; 14 % служба в армии представляется трудной и неинтересной, и я не вижу в ней возможности для раскрытия своих способностей, а 22 % не хотели бы служить вообще;
2006-2007
2007-2008
2008-2009
служба в Вооруженных Силах представляется интересной и привлекательной
18
24
31
Воинская служба необходима и является почетной обязанностью каждого гражданина
20
29
33
служба в армии представляется трудной и неинтересной, и я не вижу в ней возможности для раскрытия своих способностей,
19
14
14
не хотел бы служить вообще
43
33
22
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в начале внедрения Программы уровень патриотической сознательности учащихся находился на достаточно низком уровне. В последующие годы картина постепенно меняется . Количество учащихся, считающих, что служб в армии это почетная обязанность возросла в 2,5 раза, а количество ребят не желающих идти в армию снизилось в 2 раза.
Приложение 13
Количество мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, проводимых в школе
2006-2007
2007-2008
2008-2009
19
23
29
Количество учащихся, принимающих участие в мероприятиях военно-патриотической направленности
2006-2007
2007-2008
2008-2009
100
125
140
Количество учащихся «группы риска» , вовлеченных в военно-патриотическую работу
2006-2007
2007-2008
2008-2009
7
12
16
Приложение №14
Участие МОУ «СО школы №2 г.Нарьян-Мара» в городских и окружных мероприятиях военно-патриотической направленности:
Учебный год
Мероприятие
Итог
2005-2006
Окружная военно-спортивная игра
« Зарница»
IV место
2006-2007
I место
2007-2008
I место
2008-2009
I место
Окружной военно-спортивный смотр
Смотр строя и песни
Общий итог
2005-2006
Младшая группа
II место
I место
Старшая группа
II место
Лучший командир
I место
2006-2007
Младшая группа
I место
I место
Старшая группа
I место
I место
2007-2008
Старшая группа
Не участвовали
Младшая группа
II место
II место
Окружной смотр строя и песни
2008-2009
Группа 5-8 классов
I место
Организация и проведение Вахты Памяти у Обелиска Победы
Показателями результативности работы является и то, что многие выпускники выбирают для прохождения итоговой аттестации экзамен по курсу ОБЖ. Большинство из них мотивируют это тем , что знания по предмету пригодятся в жизни и тем, что имеют хорошие знания по предмету. В большинстве случаев учащиеся подтверждают свои годовые оценки и показывают хорошие знания по курсу ОБЖ., в частности по разделу «Основы военной службы». В 2008-2009 учебном году была впервые проведена олимпиада по ОБЖ, учащиеся школы стали победителями и призерами городского и окружного этапа.
Выпускники школы - лицо нашей школы, наши успехи, наша гордость и слава. Не случайно выпускники школы выбирают себе специальности , связанные с теми знаниями , которые они получили , в частности, на уроках ОБЖ.: военный психолог, врач, летчик.
АНКЕТА ДОПРИЗЫВНИКА
1. Служба в армии - это:
а) период становления мужчины;б) конституционная обязанность;в) гражданский долг перед Отечеством и семьей;
2. Сегодня, изменилось отношение к армии?
а) нет, юноши не хотят служить в армии;б) изменилось, есть желание выполнить свой долг, но пока в армии беспорядки, можно подождать;в) служить Отечеству я рад, но прислуживать кому-либо не хочется;г) готов служить в армии и есть желание быть военным.
3. Можно ли назвать патриотами страны, того кто не выполнил свою конституционную обязанность – не служил в армии РФ:
а) да, потому чтоб) нет, потому чтов) может быть, так как
4. В каких родах войск российской армии Вы бы хотели бы служить?
5. Армия по контракту – армия будущего?
а) да; б) нет; в) может быть.
6. Альтернативна служба в армии – это временное решение проблем РА:
а) да; б) нет; в) может быть.
7. Готов ли ты морально и физически к службе в современной армии?
Обработка анкетных данных дает возможность определить диапазон работы по военно-патриотическому воспитанию. Данные опроса помогают определить тематику индивидуальных бесед и коллективных дискуссий. Результаты анкетирования выявляют негативы и позитивы воспитания юношей как будущих защитников Отечества, а также систематизировать работу по преодолению причин нежелания служить в РА.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13PAGE 15
13PAGE 146615
13PAGE 15
Начало эксперимента
Конец эксперимента
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
2008-2009
2007-2008
2006-2007
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
юрист
экономист
военный
учитель
военный
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
13 PAGE \* MERGEFORMAT 146615
Root Entry