Выступление на конференции “Организация здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении”.
Доклад учителя русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31
с углубленным изучением отдельных предметов»
Э.Ф.Закировой
на республиканском семинаре:
“Организация здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении”.
«Через образование и здоровье – к развитию учащихся»
Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – здоровье. “Здоровье – всему голова”, - гласит русская пословица. “Здоровье – самое большое богатство”, - вторит ей болгарская мудрость. Здоровье есть сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческим взлетом. В.А.Сухомлинский писал: “Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.” Не согласиться с этим трудно.
Социально-экономические изменения, произошедшие в последние годы, не только существенно изменили облик Татарстана, но и породили большое количество проблем. Самой уязвимой группой населения оказались дети и подростки и, в частности, состояние их здоровья.
Статистика роста заболеваемости и других негативных явлений в среде детей и подростков порождается, среди прочих факторов, недостаточным количеством учебных часов на физическую культуру и, как следствие, свободным временем ничего полезного не делания, отсутствием иммунитета к простудным и другим болезням, который можно приобрести с помощью закаливающих и спортивно-оздоровительных занятий. В связи с этим, в Законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте» 1999 г. (статья 14 п.5) указано всем органам исполнительной власти и их руководителям на необходимость организации в школах ежедневных учебных и внеучебных занятий по физической культуре. Откликнувшись на этот указ, Министерством образования Республики Татарстан разработана и принята комплексная междисциплинарная программа по сохранению здоровья школьников. С сентября 1998 года начата ее реализация. В учебные планы всех школ города введен новый предмет – «Спортивно-оздоровительный час», куда включено изучение знаний, которые в других специальных предметах обычно не связываются с сохранением и укреплением здоровья. Управление образования г.Нижнекамска уделяет большое внимание выполнению программы «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан», поэтому с 1999-2000 учебного года приоритетным направлением его деятельности по физическому воспитанию учащихся стало совершенствование массовой физической культуры, повышение качества учебного процесса и спортивно-оздоровительных занятий, оздоровление учащихся средствами физической культуры, спорта и туризма, формирование у учащихся потребности в физическом совершенствовании. Понимая серьезность поставленных задач и необходимость решать их, городское управление образования проводит целенаправленную работу по улучшению организации и проведению учебного процесса по физическому воспитанию, внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту, эффективной работы спортивных сооружений учебных заведений. Наша школа, в числе многих школ города, также приступила к реализации программы по сохранению здоровья школьников. И первое, что сделали наши педагоги - это то, что они выделили важную линию адаптации ребенка к физическим, интеллектуальным и нервным нагрузкам в школе. Проанализировав состояние здоровья учащихся, мы составили банк диагностических данных школьников, где выделены ведущие формы имеющейся патологии. К ним относятся нарушение зрения, отклонения в опорно-двигательной системе, включающие нарушение осанки и плоскостопие, заболевание ЛОР - органов. Создание диагностических данных позволяет предотвратить и нормализовать развитие начальных форм патологических изменений у учащихся. Реализуя программу «Здоровье», коллектив педагогов в первую очередь обратил внимание на преодоление гиподинамии и развитие потребностей школьников в ежедневных занятиях физическими упражнениями.
В процессе уроков физической культуры в нашей школе, как и в других школах города, решаются важнейшие образовательные и воспитательные задачи: воспитание нравственности, воли, дисциплинированности, организованности и самостоятельности, чувства долга и ответственности, навыков культуры поведения. При проведении уроков физкультуры в начальных, средних и старших классах учителя физкультуры особое внимание придают дифференцированному подходу к учащимся. Такой подход – действенное внимание к каждому ученику, конкретизация задач учебно-воспитательной работы, варьирование ее методов как общего, так индивидуальных занятий для физического развития каждого ученика и повышения качества обучения.
2500 лет назад на громадной скале в Элладе были высечены слова: «Хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным - бегай». Введенный в расписание спортивно-оздоровительный час помогает нашим коллегам решать эти задачи. Уроки СОЧ в школах города - это активный отдых, общение с природой, которое позволяет снять утомление, вызванное учебной деятельностью, способствует повышению двигательной активности школьников, устойчивости их организма к простудным заболеваниям. Еще Аристотель заметил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». В качестве противоядия от такого бездействия древние предлагали активный двигательный режим. Сниженная активная деятельность и ограничение мышечных усилий могут вызвать ряд заболеваний, поэтому с целью профилактики в нашей школе проводятся физкультминутки и офтальмопаузы. Регулярные занятия физической культурой и спортом, ежедневные физкультминутки, СОЧ, ЛФК позволили укрепить здоровье и повысить закаленность организма. Об этом свидетельствует снижение показателей состояния общей заболеваемости учащихся нашей школы за последние три года: с 31,9% до 31%; ОРВИ и гриппа: с 26,5% до 25%. Улучшилась острота зрения учащихся на 3% (с 21% до 18%), уменьшилось число детей, подверженных аллергическим заболеваниям: с 4% до 3%.
Анализ состояния здоровья детей, относящихся к специальной медицинской группе, говорит о том, что снизились простудные заболевания ангиной, бронхитом, катаром, гриппом. Реже стали пропускаться учащимися уроки в школе, меньше отставаний по программе. Под влиянием оздоровительных мероприятий улучшилось и физическое развитие, стал более глубоким вдох и выдох, возросло содержание гемоглобина в крови. Все это способствует питанию нервной системы и особенно головного мозга кислородом. Поэтому повысилась не только физическая, но и умственная трудоспособность учащихся. Это очень важно, потому что здоровье – это драгоценность, и притом – единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой.
Слаженная работа педагогов, учащихся и их родителей, направленная на оздоровление и обучение, дает на сегодняшний день такую картину: спортивная команда, состоящая из учащихся нашей школы, на протяжении 12 лет держит пальму первенства, занимая первое место в городской спортивной Спартакиаде школьников.
Создавая программу «Здоровье», педагоги нашей школы в качестве девиза взяли изречение древнеримского философа Сенеки: «Если человек не знает, к какой пристани его корабль держит путь, никакой ветер не будет для него попутным». Эта «пристань» у нас у всех: и педагогов, и родителей – одна: оздоравливания, развитие творческих, физических и духовных способностей учащихся усилиями семьи и школы.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15