Воспитательная система класса как основа развития личности младшего школьника в условиях сельской школы

Соловьёва Т.А., учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Кротовка Кинель-Черкасского района Самарской области
Воспитательная система класса как основа развития личности младшего школьника в условиях сельской школы
Современное общество предъявляет высокое требование к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный и воспитательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности обучающихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Запрос не просто на человека, а на Личность – главные идеи государственных документов: Закона «Об образовании», концепции модернизации, Конвенции о правах ребёнка. [1]
Итак, основной проблемой обучения и воспитания школьника является развитие его Личности. Нужна воспитательная система класса, которая обеспечивает создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывает интересы, потребности и способности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
Воспитательная система класса «Наша первая ступенька»
В соответствии с разработанной в Программе развития школы моделью формирования личности школьника на каждом возрастном этапе его развития нами была разработана воспитательная система класса «Наша первая ступенька».
Цель воспитательной системы класса - создание условий микросоциумом (классом, семьей, социальными партнерами) для развития познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер личности ребёнка, формирования системы отношений к миру и себе.
Актуальность заявленной цели обосновывается необходимостью повышения роли школы, семьи, учреждений дополнительного образования как институтов социального воспитания.
Задачи каждого из структурных составляющих воспитательной системы класса, в том числе при их соотношении:
1. «виды и формы воспитательной работы» (классные собрания, классные часы, мероприятия), «досуг»: развивать познавательные интересы учащихся, шире – развивать познавательную и мотивационную сферы учащихся;
2. «виды и формы воспитательной работы» (походы, семейные вечера, акции), «семья»: способствовать сплочению классного коллектива через организацию совместной деятельности старшего поколения с младшим;
3. «ученье», «здоровье», «досуг»: стимулировать реализацию творческих способностей ученика через направления воспитательной работы;
4. «общение»: формировать самоценность личности каждым ребенком, познание своего внутреннего мира;
5. «Я – гражданин», «ученическое самоуправление класса»: повышать социальную активность учащихся.
Структурные составляющие воспитательной системы класса и их соотношение
1. Учение
Важное место в своей работе мы отводим регулярным контактам с учителями, отслеживанием успеваемости каждого ребенка (в сравнении с учебой в прошлом году, в предыдущей четверти и т.д.) анализируем возникающие трудности, прогнозируем возможность будущих проблем и поиска путей их решения. Результаты учебной деятельности каждого ребенка графически отображаются по четвертям и по годам.
Каждую четверть составляем отчет об успеваемости каждого ребенка. Выясняются причины снижения успеваемости. После этого с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С этой же целью на родительских собраниях обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития, разбираются ситуации, обсуждается вопрос, как помогать дома. С учениками также проводятся классные часы по культуре учебного труда, развитию внимания и памяти.
2. Семья
Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Работа с родителями ведется по двум направлениям – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс.
В рамках этого направления проводятся совместные творческие дела, родительские собрания. Особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры «Вы - мне, а я - Вам». Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Еженедельно (по пятницам) проводятся родительские часы. Эти встречи планируются и проводятся с учетом трудностей, возникающих при обучении и воспитании детей, а также пожеланий родителей. Это практическое занятие, на котором конкретно и доступно анализируются все возникающие проблемы, предупреждаются ошибки в семейном воспитании. По необходимости мы приглашаем на эти встречи школьного психолога. Вот некоторые вопросы, рассмотренные на родительском часе в этом году («Дети и компьютер»; «Вредные привычки»). Если затронутый вопрос требует более тщательного рассмотрения, то он выносится на родительское собрание. Безусловно, далеко не все родители принимают активное участие в школьной воспитательной работе. Но есть родители, которые с радостью сотрудничают с нами. Родители учувствуют во всех наших праздниках. Интересно проходят творческие коллективные дела (походы, экскурсии, дни здоровья).
В начале первого, второго и третьего класса родителям были предложены тесты «Дети воспитывают родители. А родителей?» «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения» (Е.Н. Степанова).[3] В таблице отражены произошедшие изменения.
Таблица «Сравнительная диагностика удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
Предмет диагностики
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.

Ребенок – самая большая ценность в жизни родителей
40%
50%
82%
85%

Забота о ребенке для родителей - вопрос первостепенной важности
96%
100%
96%
96%

У родителей серьезные проблемы с воспитанием ребенка
30%
15%
10%
12%

Удовлетворенность родителей работой школы
86%
96%
88%
100%

3. Здоровье
Основные цели этого направления – сохранение и укрепление здоровья ребят класса, формирование потребности в здоровом образе жизни.
С этой целью была разработаны и проведены следующие мероприятия: беседы «Вредные привычки»; «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»; «Режим дня – мой помощник»; КТД «День здоровья»; праздник «Правила опрятности и аккуратности»; участие в конкурсе «Уголок здоровья»
У класса укрепляются и множатся традиции, среди которых значимыми являются: участие в конкурсе плакатов и газет по здоровому образу жизни, проведение игры «Зарница».
4. Я - гражданин
Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны. Этому способствует проведение познавательных бесед по теме «Я – гражданин России»; «История флага»; «История герба России», викторины «Государственные символы России», игрового часа «Волшебные ключики Солнца».
Для воспитания любви к родному краю помогают следующие мероприятия:
- классный час «История моего края», «Мой дом родной», «Кто мы? Откуда родом?», «Звездный час», «Мой первый друг, мой друг бесценный»; и др.;
- посиделки «Мои игрушки – мой особый мир» и др.;
- вечер-встреча «Самый добрый человек на земле», уроки Мужества (встречи с ветеранами ВОВ) и др.;
- исследовательские работы «Кротовские умельцы» и др.
- праздники «Кто во что горазд», «Дня русских народных праздников «Масленица», «Вербное воскресенье», «Рождественские посиделки» и др.;
- выставки «Мы и наши дети» (работы детей и родителей; родословные семейные реликвии; ребячьи сочинения и др.).
Эти и другие мероприятия помогают увидеть и почувствовать неповторимое своеобразие нашего края (природа, история, культура и др.).
5. Досуг
Основная цель – развитие творческой активности. Для этого проводятся беседы об увлечениях (музыка, танцы, компьютер, выжигание, пение, рисование). Также дети пишут сочинение – откровение «Мне нравится», готовятся к посиделкам «Я Вам спою, расскажу, покажу». На таких посиделках организуется выставка работ детей: рисунки, фотографии, вязание, изобретения, стихи, рассказы ребят о своих увлечениях. Посиделки заканчиваются концертом ребят, умеющих петь, читать стихи, играть на различных инструментах, танцевать. В конце года будет выпускаться рукописный журнал «О детство! Ковш душевной глуби!». В него войдут все лучшие сочинения ребят, их стихи, фотографии, рисунки.
6. Общение
Одной из важнейших идей этого направления является идея мира и не насилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Содержание направления направлено на воспитание у детей уважительного от