Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста
Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста
Педагоги дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности нередко встречают пассивных детей, которым с трудом удается включаться в работу и следствием отсутствия заинтересованности являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков.
Низкая познавательная активность становится большой проблемой, ведь она, эта активность, выступает предпосылкой психофизического развития ребенка. Взаимосвязь очевидна - чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее результат усвоения знаний, выше уровень развития психических процессов.
Что же такое познавательная активность? Можно ли руководить формированием познавательного интереса?
Проблема активизации познавательной деятельности и формирования познавательной активности выступает не только как сложная педагогическая проблема, но и как важнейшая социальная задача. Это обусловлено тем, что на современном этапе развития Российского государства становится все более очевидной связь между преобразованием различных сфер общества и повышением активности личности как субъекта жизнедеятельности.
В педагогической науке активность определяется:
как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения цели);
как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).
Один из видов такой активности - это познавательная активность. Ее предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир с целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость,
Характерными чертами этого сложного и значимого для человека явления являются:
многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям;
глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к Сущности, причинам, взаимным связям явлений,
динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в ею умственной деятельности;
действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) считается сензитивным периодом развития познавательной активности личности. Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно. Известно, что ребенок существо социальное Среда для него выступает условием и источником развития. Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, навыками, умениями. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия дующих личностных параметров:
способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности,
тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать,
умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение,
знания особенностей психического развития детей,
способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности:
способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок,
умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу,
способность отказаться от ориентации на авторитеты,
умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте,
способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);
готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению,
креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Фундаментальная роль дошкольного периода в процессе становления человеческой личности с активной жизненной позицией определяет соответствующие требования к воспитателю. Прежде всего, это необходимость осознания величайшей ответственности за счастливое детство ребенка, его судьбу, что предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества, необходимые для реализации целого ряда педагогических функций:
информационную, предполагающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала:
побудительную, предусматривающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом,
конструктивно-организаторскую, включающую в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности и т д., организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, создавать развивающую среду и использовать ее в качестве средства воспитания личности ребенка;
диагностическую, содержащую умения определять особенности физического и психического состоянии детей и учитывать это и собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям
программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы;
координирующую, предполагающую наличие следующих умений: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе дошкольного образовательного учреждения;
коммуникативную, требующую от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым
Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Это:
интерес к предмету,
эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность, т. е. разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом),
действия, направленные на исследование свойств предмета, понимание его функционального назначения.
Для эффективного формирования познавательной активности личности детей дошкольного возраста необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать активность
Интеллектуальная и практическая деятельность ребенка на занятии должна быть разнообразна Однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку. Одной из характеристик воспитания детей дошкольною возраста является ее динамичность, поэтому так необходимы переключения с разных видов воспринимающей деятельность на другие: с аудиальной - на зрительную, кинестетическую и т. д.
Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Оно тесным образом связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя их характер и качество. Значит, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения это прежде всего активизировать мышление. Добиться этого позволяют методы, которые вызывают познавательные вопросы детей:
метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей;
метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Содержание занятий должно быть насыщенным, не слишком сложным и не слишком простым. Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса, поскольку не создает радости интеллектуальной победы.
Для того чтобы у ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познавать, необходимо создать в группе определенную предметно-развивающую среду. На всех типах занятий должны использоваться самые разнообразные, увлекательные для дошкольников приемы и методы дидактические игры, упражнения, беседы, использование наглядности, рассказы-загадки, элементы викторины, проблемные рассказы и ситуации.
Важную роль в деятельности педагога, формирующего познавательную активность дошкольника, играет постоянное обновление содержания, способов, форм самостоятельной работы, вызывающее у детей состояние ожидания от обучения чего-то нового, особенного.
Не следует забывать, что основным видом деятельности дошкольника является игра, поэтому в качестве «канвы» занятия необходимо использование игровой деятельности.
Во время проведения занятий необходимо учитывать распределение нагрузки на память, мышление, внимание детей и использовать разнообразные приемы для предупреждения утомляемости.
Организуя интеллектуально-познавательную деятельность, важно помнить о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становятся активным достоянием ребенка, потому среди упоминаемых ранее качеств и характеристик педагога так важны находчивость, мобильность, эмоциональность, оптимизм, инициативность и способность к импровизации. Таким образом, если надо сохранить и развить интерес детей к получению знаний, то психологическую инерцию необходимо искоренять.
Большое влияние на поддержание познавательного интереса имеет тип взаимоотношений с детьми и стиль общения. Если обстановка психологически комфорта, благоприятна, то легче дается выполнение дела, а недоброжелательность, наоборот, сковывает и парализует. Поэтому необходимо так выстраивать взаимоотношения с воспитанниками, чтобы каждый из них чувствовал себя как полноценный партнер в условиях сотрудничества. Этого помогут достичь следующие приемы обращение к ребенку только по имени, нахождение на уровне глаз ребенка во время общения, опора на похвалу, на одобрение, на добрый ласковый тон, на ободряющие прикосновения во время занятий, акцент на позитивное построение фраз.
Таким образом, познавательная активность это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: и субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения и воспитания). Следовательно, стратегия педагога, создающего насыщенную познавательно-развивающую атмосферу, должна заключаться, прежде всего, в переориентации сознания воспитанников обучение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, становится человеческой потребностью в постоянном самообразовании и самосовершенствовании. Только в случае учета всех моментов (от работы над развитием личности самого педагога до оттачивания профессиональных умений и навыков, позволяющих успешно применять средства и приемы по развитию познавательной активности) перспективы дальнейшего развития воспитанников, несомненно, будут иметь положительную динамику.
Литература
1. Волков Б. С., Волканова Н. В. Детская психология: Практическое развитие ребенка до поступления в школу М.: Педагогическое общество России, 2000.
2. Коротаева Е. К. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение – М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997.
3. Лобанова Е. А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников: Учебно-методическое пособие. -Балашов. Изд-во «Николаев», 2005.
15