Отчёт ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА   «Заячья семья» — роль авторской игрушки в современном обществе по предмету: Технология


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................... …………………………3
Роль авторской куклы в современном обществе………………….4-6
Технология изготовления игрушки………………………………...7-8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 9
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ..........................................................10
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................... 11
РЕЦЕНЗИЯ……………………………………………………………………12
 
ВВЕДЕНИЕ
Посетив магазин игрушек, долго размышляла о большом выборе, разнообразии форм и цветов. Красивые мягкие, цветные, пушистые и гладкие… Что такое мягкая игрушка, какая от неё польза, как она влияет на ребёнка, что такое «Моя любимая игрушка!» и является ли лучшим подарком игрушка, сделанная своими руками?
Актуальность нашего исследования:
Для меня эта тема важна тем, что я хочу узнать о происхождении мягкой игрушки.
Я решила проследить этапы развития авторской игрушки.
Мне интересно узнать о значении игрушек в жизни детей и современного общества.
Объект исследования - игрушки
Предмет - процесс изготовления игрушки
Цель работы: изучить историю и процесс создания авторской игрушки.Гипотеза: я предполагаю, что мягкая игрушка, изготовленная своими руками, занимает достойное место в современном обществе.Цель исследования и гипотеза определили задачи:1. Выяснить теоретические основы влияния игрушки на развитие ребенка.2. Представить рекомендации по изготовлению самодельной игрушки.Методы исследования.
Изучение истории игрушки
Анализ собранного материала
Сшить мягкую игрушку своими руками.
РОЛЬ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Сейчас ни одна семья не обходится без коллекции мягких игрушек. А какова история возникновения этого неотъемлемого атрибута каждого ребенка?
Археологи находили самые древние игрушки еще в египетских пирамидах и в развалинах Помпей. Тогда они большей частью были деревянные, глиняные или даже каменные. Прообразом первых мягких игрушек были куклы, набитые соломой. Но началом эпохи всеобщего распространения плюшевых «друзей» считается XIX век, когда был образован в XIX веке «Синдикат французских фабрикантов игрушек».
В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным. Последние несколько десятилетий в России и в Европе ознаменовались настоящим бумом на авторскую мягкую игрушку. Впервые в современном художественном мире возникло самостоятельное направление под названием «авторская мягкая игрушка». Речь идет, как об авторских коллекционных работах, предназначенных не  сколько для игры, сколько для коллекционирования или украшения интерьера, так и для игрового обращения.
Из всех видов игрушек, мягкая игрушка – самая поздняя. Темой народной игрушки был труд и быт народа, сказочные и былинные сюжеты, отражение окружающей природы. Эти игрушки отличались выразительностью формы и расцветки и художественностью образа, стали продаваться разносчиками-коробейниками на рынках и во время гуляния и праздников, а   с развитием торговли - и в магазинах. Мягкие игрушки изображения различных животных, которые заботливые мамы шили своим детям из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, появились в XIX веке.
Вместе с человеком игрушка освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших. Глиняные и деревянные фигурки стали национальным сувениром, куклы из гипса, воска, металла - достоянием музеев и коллекционеров. Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная игрушка.
Авторская мягкая игрушка как вполне самостоятельная область искусства - явление современного этапа художественной культуры. И хотя ее истоки лежат в более ранних культурных формациях, только сегодня авторская мягкая игрушка может рассматриваться не только как вид декоративно-прикладного искусства и дизайна, но и как вид изобразительного искусства, тесно связанный с другими его видами, синтетический по своему характеру, но при этом подчиняющийся собственным законам логике развития. В современном мире авторская  мягкая игрушка играет огромную роль в культурно-духовной сфере жизни людей.
Кукла – оберег, элемент эмоционально-психологической разгрузки, престижный подарок, роскошный, оригинальный и неповторимый предмет интерьера, арт - объект, участник рекламной компании.
Игрушки ручной работы индивидуальны, эксклюзивны. Из года в год популярность мягкой, авторской игрушки растет.  Каждая из игрушек ручной работы по-своему очаровательна и оригинальна и не оставят равнодушными никого, поскольку несут в себе очарование сказки и тепло ручной работы. Авторские мягкие игрушки популярны во всем мире - их коллекционируют, это и шикарная деталь интерьера, которая, несомненно, оживит и украсит абсолютно любое помещение, принесёт с собой особую атмосферу и уют. Мягкая, авторская игрушка, рожденная фантазией художника, всегда уникальна, в любом случае она станет самой живой деталью обстановки. С течением времени авторская игрушка  может «вырасти» и в антикварное произведение; или превратиться в семейную реликвию, стать историей одной конкретной семьи, где бережно хранится память о своих предках и проявляется интерес к вещам, которые их окружали.
Первым делом  мягкая игрушка, очень важный предмет в формировании детской фантазии и жизнедеятельности. По определению известного российского педагога профессора  Е.А, Флериной, игрушка-предмет детских забав и развлечений - служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу, формируют характер, пробуждают в детях любовь к живой природе и воспитывают человечность.  Потребительские свойства игрушек проявляются при их использовании детьми в процессе игры.                  
Павлова Л. Н в своей книге, «Какие игрушки предпочитают малыши», пишет: «Очевидно, что мягкая игрушка нужна для маленького человека. Уже из этого тривиального утверждения вытекают определённые ограничения на внешний вид игрушки, а именно на её размеры. Она не должна быть слишком большой, чтобы малыш её мог самостоятельно взять, обнять, перенести и пр. Огромные метровые собаки и бегемоты, которыми сегодня заполняют игрушечные прилавки, совершенно непригодны для этой цели – на них можно только смотреть, удивляться их размерам или использовать в качестве кресла, подушки или подставки. Слишком маленькие, крохотные зверята тоже неудобны – они часто теряются, их трудно удержать в руках, с ними неудобно действовать. Игрушка должна быть средних размеров (примерно от 10 до 40 см), чтобы малышу удобно было свободно действовать с ней. Но подходящий размер – это лишь самое формальное и внешнее свойство, совершенно недостаточное для полноценной игры».                          
Таким образом, очевидно, что создание детской игрушки – дело сложное и чрезвычайно ответственное. От того, какими игрушками - окружен подрастающий человек, в какие игры он играет, во многом зависти то, как он будет относиться к жизни, к живущим рядом с ними людям.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШКИ
Конечно, сегодня в магазинах можно найти просто потрясающий ассортимент игрушек, но вряд ли их можно сравнить с теми, которые хранят тепло рук и обладают особой позитивной энергией. Но как сшить мягкую игрушку своими руками? Для начала нужно позаботиться о материалах. 
Какие материалы понадобятся для игрушек?
Представьте, что вы перенеслись на столетие назад. Тогда бы в вашем распоряжении были бы только лоскутки тканей, пуговицы и вата. Современным рукодельницам намного проще. Помимо кусочков разных тканей можно использовать ленты, искусственный мех, мягкий и теплый фетр и даже кружева. В зависимости от исходного материала нужно будет подобрать и соответствующие нитки. 
В качестве наполнителя для игрушки можно использовать не только вату, но и современные экологически безопасные материалы – синтепон и холофайбер. Их применяют для утепления зимней одежды, в том числе и детской. Глаза и носы мягким зверюшкам можно делать из пуговок и бисера. А еще вам будут нужны разные иголки, наперстки, ножницы, портновский метр и, конечно, швейная машинка. 
Как выбрать выкройку для игрушки?
Для того чтобы сделать мягкую игрушку своими руками, вам понадобится хорошая выкройка. Здесь многое зависит от ваших навыков. Самый простой вариант – это выкройка в издании, которое специализируется на подобном хобби или любом другом журнале по рукоделию. В магазинах, торгующих товарами для творчества, также можно найти выкройки. Более того, в продаже можно встретить даже готовые наборы, в которые будут входить практически все нужные материалы. Но учтите – в таком случае вам вряд ли удастся проявить свою фантазию. Набор предполагает, что вы будете строго следовать инструкции. 
Если у вас достаточно швейных навыков, можно распороть старую ненужную игрушку и скопировать выкройку уже с нее.
Как выбрать ткань?
Для мягких игрушек можно выбрать любой материал. Только следует помнить о некоторых нюансах. Например, о том, что мех лучше брать искусственный и на трикотажной основе. Для мягких зверюшек – это идеальный вариант. Из эластичного материала изготавливают любую куклу, клоуна или какое-нибудь фантастическое существо из мультфильма. Кстати, из трикотажа делают и шарики или кубики. 
Мягких кукол можно шить из хлопчатобумажной ткани: ситца, сатина. Кроме того, из ярких лоскутков также шьют и красивую одежду. 
Замечательные зверюшки получается из пушистой махровой ткани. Подойдут для этой цели байка и фланель – их мягкой поверхности очень приятно касаться. Мелкие игрушки хорошо шить из фетра. Его преимущество состоит в том, что края не надо обметывать. А вот шелковые ткани лучше не использовать. Они скользят под рукой и подходят только для кукольных платьев или деталей отделки. 
Определили основные этапы изготовления игрушки.
Подбор материала
Подготовка ткани к раскрою
Раскрой
Смётывание
Шитьё
Набивка
Оформление
 
Для игрушки мы выбрали:
Ткань розового цвета для изготовления деталей головы, туловища и лап (фланель)
Ткань в клетку для одежды
Кружево, атласная лента
Синтепон – для набивки
Иголка, нитки, ножницы
Глаза пластмассовые готовые
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игрушки ручной работы индивидуальны, эксклюзивны. Из года в год популярность мягкой, авторской игрушки растет.  Каждая из игрушек ручной работы по-своему очаровательна и оригинальна и не оставят равнодушными никого, поскольку несут в себе очарование сказки и тепло ручной работы. Авторские мягкие игрушки популярны во всем мире - их коллекционируют, это и шикарная деталь интерьера, которая, несомненно, оживит и украсит абсолютно любое помещение, принесёт с собой особую атмосферу и уют. Мягкая игрушка, рожденная фантазией художника, всегда уникальна, в любом случае она станет самой живой деталью обстановки. С течением времени авторская игрушка  может «вырасти» и в антикварное произведение; или превратиться в семейную реликвию, стать историей одной конкретной семьи, где бережно хранится память о своих предках и проявляется интерес к вещам, которые их окружали. Создание авторской игрушки – долгий и кропотливый труд по воплощению образа, по созданию одежды и аксессуаров и поэтому она настолько индивидуальна и эксклюзивна. Также  все, что сделанное вручную, несет на себе отпечаток личности автора. В этом – ее ценность. Смысл в игрушках есть. Великий смысл! Авторская игрушка же с самого первого стежка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. В наши дни мир стал циничней и беспощадней, но в душах людей по-прежнему живет вера в добрые чудеса и  непреодолимое желание творить!
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список основной литературы
Котова, И.Н., Котова, А.С.Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст]. – СПб.: Паритет, 2008.
Коссановская, Е.А. Ребенку купили игрушку [Текст]. - М.: Просвещение, 1967.
Коссановская. Е.А. Игрушка в жизни ребенка [Текст]. – М.: Просвещение, 1980.
Телешов, Н. Д. Крупеничка: Сказких [Тест]. – Барнаул.: Алт.кн.изд., 1998.
Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]. – М.: Просвещение, 1976.
Флерина, Е.А. Игра и игрушка [Текст]. – М.: Просвещение, 1973. 35 с.
Журнал «Народное творчество», статья И.В.Агаевой "Кукла-закрутка". -   2004. - №3: - 28-30 с.
Электронные образовательные ресурсы
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки/Авт. Сост. Н.Г. Юрина. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999.
http://www.livemaster.ru/topic/70586-kak-poyavilsya-na-svet-medvezhonok-teddi - «Ярмарка мастеров»
http://www.hand-made-toys.net/istoria_igrushki/samaya_myagkaya_zagadka/samaya_myagkaya_zagadka.html - Академия мягкой игрушки
ПРИЛОЖЕНИЕ 1(Детали кроя)


Рецензия
на исследовательскую работу «Заячья семья» - роль авторской куклы в современном обществе.
Исследовательская работа выполнена ученицей 5В класса Пушкиной Ольгой Александровной. Тема исследования актуальна. В этом возрасте дети ещё активно играют мягкими игрушками, но не каждый из них знает историю их появления.
Содержание работы полностью соответствует поставленным целям и задачам. Работа не перегружена фактическим материалом. Исследование выполнено в соответствии с возрастными особенностями автора.
Структура работы включает все необходимые разделы: содержание, введение, теоретические главы, практическая часть, заключение, список источников, приложения. Автор собрала интересные факты из истории возникновения детской игрушки вообще и мягкой игрушки в частности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХ-ТУЛИНСКАЯ СОШ № 14 НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
 
 
 
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
  «Заячья семья» - роль авторской игрушки в современном обществе
по предмету: Технология
 
 
Выполнил: ученица 5В класса
Пушкина Ольга Александровна
Руководитель: Бабичева Наталья Николаевна
учитель технологии
2014