Дополнительно образовательная программа Основы художественной гимнастики для девочек группы здоровья

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 156 ИМ. Б.И. РЯБЦЕВА»






Утверждаю__________________ « » ________
Директор школы О.Н. Зудихина
Принята на педагогическом совете. Протокол № 1 от ____________





Дополнительная образовательная программа «Основы художественной гимнастики»

Программа рассчитана на учащихся (детей) 4-17 лет
Срок реализации программы 1 год





Автор-составитель программы:
Анисимова А.В. – педагог
дополнительного образования












НИЖНИЙ НОВГОРОД
2015


Пояснительная записка
Направленность: физкультурно-спортивная
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
При разработке этой программы составлена модель физической культуры личности, одной из составляющих которой являются социально-духовные ценности:
1) нравственность – физкультурно-спортивная этика поведения, общения, культуры; 2) волевые проявления – смелость, решительность, настойчивость и др.; 3) отношение к труду – трудолюбие, умение довести начатое дело до конца, осознанное желание трудиться; 4) эстетика – ощущения и оценка красоты движений, поз; 5) здоровый образ жизни – соблюдение оптимально здорового режима (учебы, питания, отдыха); 6) мировоззрение – высокий уровень знаний и убеждений.
Таким образом, в основу программы заложено духовно-нравственное и физическое воспитание ребенка средствами физической культуры и спорта, в частности, средствами художественной гимнастики.
Широкая гамма выразительных средств художественной гимнастики постигается в программе благодаря музыкально-ритмическому обучению. Положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. Музыка активизирует волевые усилия, вызывает сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Конкретные задачи музыкально-ритмического обучения состоят в том, чтобы научить детей:
точно и правильно воспроизводить характер музыки, размер такта;
воспроизводить посредством движения изменение темпа, ритма и динамики музыкального произведения.
Разнообразные формы музыкально-ритмического обучения в период предварительной подготовки, музыкальные игры (сюжетные или соревновательные), музыкально-двигательные задания, танцы и танцевальные связки, методы и средства обучения и воспитания, предлагаемые программой, позволяют не только благотворно влиять на физическое развитие девочек, способствовать приобретению необходимых знаний, умений и навыков, формировать нравственные и волевые качества, но и оказывать влияние на развитие так называемого женского начала, т.е. призваны помочь девочке осознать свою женскую индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе. В этом заключается актуальность данной программы.
Цели и задачи
Цели программы:
– содействие физическому развитию ребенка средствами художественной гимнастики; – создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности через приобщение к физической культуре; – формирование потребности в здоровом образе жизни; – содействие формированию грациозности, изящества, воспитанию хороших манер поведения, развитие пластики движений.
Задачи программы:
обучающие:
– обучать основам художественной гимнастики; – помогать овладевать разнообразными двигательными умениями и навыками и закреплять их;
воспитывающие:
– стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка; – сформировать жизненно важные гигиенические навыки;
развивающие:
– способствовать нормальному росту и укреплению здоровья ребенка; – развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие его высокую дееспособность; – содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы; – формировать эстетический вкус, чувство гармонии.
Отличительные особенности данной образовательной программы:
Данная образовательная программа «Основы художественной гимнастики» представляет собой авторский вариант планирования образовательной деятельности в детском творческом объединении «Созвездие». Данная программа имеет ярко выраженную интегративную направленность. В ней пластично соединены такие виды искусства, как танец и музыка, а также знания из области анатомии, физиологии, гигиены и медицины.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 4-17 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год с возможным продолжением.
Формы и режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа.
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
В результате освоения данной программы происходит формирование у ребенка потребности к систематическим занятиям физической культурой, к соблюдению норм здорового образа жизни. Также формируется установка на освоение ценностей физической культуры, укрепление здоровья и культурное развитие в условиях физической активности, направленной на физическое совершенствование.
К концу программы обучающиеся:
– овладеют разнообразными двигательными умениями и навыками; – приобретут навыки самоконтроля за состоянием здоровья; – приобретут необходимые гигиенические навыки; – разовьют физические и психомоторные качества; – укрепят здоровье; – научатся творческому самовыражению посредством двигательных действий; – разовьют художественно-эстетический вкус, воображение и фантазию; – научатся красиво, грациозно двигаться.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Программа предполагает использование следующих форм организации занятий в системе дополнительного образования детей: занятие-игра, занятие-соревнование, занятие-поход (прогулка), показательные выступления, беседа, беседа-игра. В зависимости от характера усвоения изучаемой темы обучение, по мере необходимости, проводится как групповое, коллективное, так и индивидуальное.
Достижения ребенка сравниваются не со стандартами, а с исходными возможностями. Для этого используется стартовая диагностика. Дальнейшее отслеживание результатов обучения проводится в течение года и по итоговому тестированию в конце учебного года.
 
Показатели
Методы определения

Первая стартовая диагностика
– Уровень физического развития; – уровень физической подготовки; – функциональное состояние систем организма; – уровень психического развития
– Антропометрические данные; – медицинское обследование; – наблюдения

Вторая оперативная диагностика (в течение учебного года)
– Уровень физической подготовленности; – уровень овладения определенными умениями и навыками, двигательными действиями
– Тесты; – тесты, наблюдения педагога, показательные выступления, открытые занятия, самопроверка

Третья итоговая диагностика (в конце учебного года)
Уровень физической подготовленности; – уровень владения определенными двигательными действиями, умениями и навыками; – уровень физического развития; – уровень психического развития, воспитанности
– тесты, показательные выступления, соревнования; – медицинское обследование, антропометрические данные (сравнительный анализ); – тесты, анкеты, наблюдения педагога







Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
№ п/п
Тема
Всего
Теория
Практика
К концу года обучения дети должны
знать:
– приемы оказания первой помощи; – приемы самоконтроля за физическим состоянием; – правила личной гигиены; – приемы самоанализа;
уметь:
– четко выполнять базовые элементы; – четко выполнять специальные элементы; – выполнять соревновательные упражнения; – выполнять согласованные двигательные действия сложного характера под музыкальное сопровождение; – распознавать ритм, темп и характер музыкального произведения

1
Мое здоровье
3
2
1


2
Общая и специальная физическая подготовка
20
1
19


3
Прыжковые упражнения
10
1
9


4
Танцевальные упражнения
10
1
9


5
Акробатика
10
1
9


6
Упражнения со скакалкой
10
1
9


7
Упражнения с мячом
10
1
9


8
Упражнения с обручем
10
1
9


9
Музыкально-ритмическая подготовка
10
1
9


10
Показательные выступления
15

15


 
Итого
108
10
98


Особенности методики
В этот период обучения у детей начинаются структурные изменения в сердечной мышце и органах дыхания. Они повышают свои функциональные возможности и могут переносить более высокие нагрузки. Расширяется пространственная ориентация, повышаются наблюдательность и устойчивость внимания. Двигательная память ускоренно совершенствуется. Образное, конкретное мышление постепенно меняется, развивается способность к логическому мышлению. Имитационно-подражательная способность сменяется анализом, сенсомоторные связи улучшаются. Происходит переход от способности самостоятельно решать задачи к самостоятельному принятию решения и многократному повторению двигательного действия. Изменяются методы обучения – становится целесообразно использовать метод программированного обучения и метод круговой тренировки.
Содержание. Методическое обеспечение:
№ п/п
Тема
Содержание
Методические рекомендации

1
Мое здоровье
– Профилактика травматизма; – оказание первой медицинской помощи; – дневник самоконтроля; – гигиена девочки; – самомассаж
Темы освещаются в ходе бесед с использованием наглядных пособий

2
Общая и специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения:
– ходьба в движении; – повороты на месте
Целесообразно использовать приемы, развивающие осмысленное выполнение упражнений (команды, указания, зрительные ориентиры, элементы соревнования)

 
 
Общеразвивающие упражнения:
– различные комплексы ОРУ; – упражнения для развития двигательных качеств
Упражнения выполняются под музыку. Дозировка индиивидуальна

 
 
Игры и игровые упражнения:
– подвижные игры; – эстафеты; – упражнения из других видов спорта
 

 
 
Специальная физическая подготовка (техническая)
Упражнения в равновесии:
– заднее; – переднее; – боковое
Волнообразные движения:
– боковая волна; – боковой взмах; – волна туловищем
Вращения:
– одноименные повороты от 110° до 540°; – разноименные повороты от 180° до 360°
Разучивать упражнения следует сначала у опоры. Обращать внимание на мышечное напряжение в соответствующих частях тела, строго дозировать выполнение упражнений

3
Прыжковые упражнения
– Прыжок шагом с разбега; – подбивной прыжок в кольцо с лета; – подбивной прыжок в кольцо с разбега; – прыжок шагом, сгибая и разгибая ногу
При разучивании сложных прыжков применять метод расчленения на отдельные составляющие

4
Танцевальные упражнения
– Вальсовый шаг поворотом; – вальс в парах; – элементы русского танца; – элементы современного танца
После освоения отдельных танцевальных элементов целесообразно составление танцевальных композиций

5
Акробатика
– «Мост» из положения стоя; – «паучок»; – стойка на руках; – «колесо»; – кувырок вперед через плечо; – кувырок назад
При выполнении сложных акробатических элементов педагог обязательно должен страховать учащихся, в обучении использовать наглядные пособия и показ. Целесообразно прибегать к образным сравнениям, которые активизируют подражательные способности

6
Упражнения со скакалкой
– Подкрутки; – высокий бросок; – бросок с ловлей за середину; – «мельница»; – бросок с кувырком; – прыжки различной сложности
Упражнения способствуют развитию динамичности, реакции, быстроты, пространственной ориентировки. После освоения отдельных элементов они соединяются в связки и композиции

7
Упражнения с мячом
– Перекаты по рукам и груди; – перекат с броска; – повороты с мячом; – броски через плечо; – броски с ловлей одной рукой; – броски и ловля за спиной; – бросок с кувырком; – отбивы разными частями тела
Необходимо добиваться выполнения движений с мячом синхронно с музыкой

8
Упражнения с обручем
– Махи одной и двумя руками; – вращение вокруг туловища; – вращения на кисти; – перекаты по полу; – «вертушка»; – бросок и ловля одной рукой; – ловля во вращении с броска; – прыжки через обруч
Упражнения с обручем развивают ловкость, быстроту реакции. На начальном этапе обучения целесообразно использовать пластмассовый обруч уменьшенного диаметра (80–90 см)

9
Музыкально-ритмическая подготовка
– Беседы о знаменитых композиторах; – музыкальные игры на распознавание темпа музыки; – танцы
Используются музыкальные игры соревновательного характера

10
Показательные выступления
Участие в различных соревнованиях и выступления на мероприятиях
 




Диагностика результативности программы
Эффективность данной программы рассматривается в двух направлениях: личностном и внешнем.
Направление
Показатели
Информационный материал

Личностное
Изменение личностных качеств ребенка
Наблюдения педагога, анкеты, тесты

Внешнее
Сформированность познавательных и практических умений и навыков
– Результаты соревнований, конкурсы, участие в показательных выступлениях, праздниках; – вручение грамот, дипломов




Список использованной литературы:
Художественная гимнастика. Учебник под общей редакцией Л.А. Карпенко. – М.: СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта, 2003. – 381 с.
Карпенко Л.А. Методика многолетней спортивной подготовки занимающихся художественной гимнастикой: Учеб. Пособие.- СПб.: Изд-во СПбГАФК, 1998. –36 с.
Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учеб. Пособие.- СПб.: Изд-во СПбГАФК, 2000. – 40 с.
Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: Физкультура и спорт, 1984. -170 с.
Приставкина М.В. Тактическая подготовка в художественной гимнастике: Лекция – Смоленск: Изд-во СГИФК, 1987. – 13 с.
Художественная гимнастика: Учебник для ИФК под ред. Лисицкой Т.С. – М.: Физкультура и спорт, 1982

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415