Дополнительно образовательная программа Основы художественной гимнастики для девочек группы здоровья
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 156 ИМ. Б.И. РЯБЦЕВА»
Утверждаю__________________ « » ________
Директор школы О.Н. Зудихина
Принята на педагогическом совете. Протокол № 1 от ____________
Дополнительная образовательная программа «Основы художественной гимнастики»
Программа рассчитана на учащихся (детей) 4-17 лет
Срок реализации программы 1 год
Автор-составитель программы:
Анисимова А.В. – педагог
дополнительного образования
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2015
Пояснительная записка
Направленность: физкультурно-спортивная
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
При разработке этой программы составлена модель физической культуры личности, одной из составляющих которой являются социально-духовные ценности:
1) нравственность – физкультурно-спортивная этика поведения, общения, культуры;2) волевые проявления – смелость, решительность, настойчивость и др.;3) отношение к труду – трудолюбие, умение довести начатое дело до конца, осознанное желание трудиться;4) эстетика – ощущения и оценка красоты движений, поз;5) здоровый образ жизни – соблюдение оптимально здорового режима (учебы, питания, отдыха);6) мировоззрение – высокий уровень знаний и убеждений.
Таким образом, в основу программы заложено духовно-нравственное и физическое воспитание ребенка средствами физической культуры и спорта, в частности, средствами художественной гимнастики.
Широкая гамма выразительных средств художественной гимнастики постигается в программе благодаря музыкально-ритмическому обучению. Положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. Музыка активизирует волевые усилия, вызывает сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Конкретные задачи музыкально-ритмического обучения состоят в том, чтобы научить детей:
точно и правильно воспроизводить характер музыки, размер такта;
воспроизводить посредством движения изменение темпа, ритма и динамики музыкального произведения.
Разнообразные формы музыкально-ритмического обучения в период предварительной подготовки, музыкальные игры (сюжетные или соревновательные), музыкально-двигательные задания, танцы и танцевальные связки, методы и средства обучения и воспитания, предлагаемые программой, позволяют не только благотворно влиять на физическое развитие девочек, способствовать приобретению необходимых знаний, умений и навыков, формировать нравственные и волевые качества, но и оказывать влияние на развитие так называемого женского начала, т.е. призваны помочь девочке осознать свою женскую индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе. В этом заключается актуальность данной программы.
Цели и задачи
Цели программы:
– содействие физическому развитию ребенка средствами художественной гимнастики;– создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности через приобщение к физической культуре;– формирование потребности в здоровом образе жизни;– содействие формированию грациозности, изящества, воспитанию хороших манер поведения, развитие пластики движений.
Задачи программы:
обучающие:
– обучать основам художественной гимнастики;– помогать овладевать разнообразными двигательными умениями и навыками и закреплять их;
воспитывающие:
– стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;– сформировать жизненно важные гигиенические навыки;
развивающие:
– способствовать нормальному росту и укреплению здоровья ребенка;– развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие его высокую дееспособность;– содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;– формировать эстетический вкус, чувство гармонии.
Отличительные особенности данной образовательной программы:
Данная образовательная программа «Основы художественной гимнастики» представляет собой авторский вариант планирования образовательной деятельности в детском творческом объединении «Созвездие». Данная программа имеет ярко выраженную интегративную направленность. В ней пластично соединены такие виды искусства, как танец и музыка, а также знания из области анатомии, физиологии, гигиены и медицины.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 4-17 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год с возможным продолжением.
Формы и режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа.
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
В результате освоения данной программы происходит формирование у ребенка потребности к систематическим занятиям физической культурой, к соблюдению норм здорового образа жизни. Также формируется установка на освоение ценностей физической культуры, укрепление здоровья и культурное развитие в условиях физической активности, направленной на физическое совершенствование.
К концу программы обучающиеся:
– овладеют разнообразными двигательными умениями и навыками;– приобретут навыки самоконтроля за состоянием здоровья;– приобретут необходимые гигиенические навыки;– разовьют физические и психомоторные качества;– укрепят здоровье;– научатся творческому самовыражению посредством двигательных действий;– разовьют художественно-эстетический вкус, воображение и фантазию;– научатся красиво, грациозно двигаться.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Программа предполагает использование следующих форм организации занятий в системе дополнительного образования детей: занятие-игра, занятие-соревнование, занятие-поход (прогулка), показательные выступления, беседа, беседа-игра. В зависимости от характера усвоения изучаемой темы обучение, по мере необходимости, проводится как групповое, коллективное, так и индивидуальное.
Достижения ребенка сравниваются не со стандартами, а с исходными возможностями. Для этого используется стартовая диагностика. Дальнейшее отслеживание результатов обучения проводится в течение года и по итоговому тестированию в конце учебного года.
Показатели
Методы определения
Первая стартовая диагностика
– Уровень физического развития;– уровень физической подготовки;– функциональное состояние систем организма;– уровень психического развития
– Антропометрические данные;– медицинское обследование;– наблюдения
Вторая оперативная диагностика (в течение учебного года)
– Уровень физической подготовленности;– уровень овладения определенными умениями и навыками, двигательными действиями
– Тесты;– тесты, наблюдения педагога, показательные выступления, открытые занятия, самопроверка
Третья итоговая диагностика (в конце учебного года)
Уровень физической подготовленности;– уровень владения определенными двигательными действиями, умениями и навыками;– уровень физического развития;– уровень психического развития, воспитанности
– тесты, показательные выступления, соревнования;– медицинское обследование, антропометрические данные (сравнительный анализ);– тесты, анкеты, наблюдения педагога
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
№ п/п
Тема
Всего
Теория
Практика
К концу года обучения дети должны
знать:
– приемы оказания первой помощи;– приемы самоконтроля за физическим состоянием;– правила личной гигиены;– приемы самоанализа;
уметь:
– четко выполнять базовые элементы;– четко выполнять специальные элементы;– выполнять соревновательные упражнения;– выполнять согласованные двигательные действия сложного характера под музыкальное сопровождение;– распознавать ритм, темп и характер музыкального произведения
1
Мое здоровье
3
2
1
2
Общая и специальная физическая подготовка
20
1
19
3
Прыжковые упражнения
10
1
9
4
Танцевальные упражнения
10
1
9
5
Акробатика
10
1
9
6
Упражнения со скакалкой
10
1
9
7
Упражнения с мячом
10
1
9
8
Упражнения с обручем
10
1
9
9
Музыкально-ритмическая подготовка
10
1
9
10
Показательные выступления
15
–
15
Итого
108
10
98
Особенности методики
В этот период обучения у детей начинаются структурные изменения в сердечной мышце и органах дыхания. Они повышают свои функциональные возможности и могут переносить более высокие нагрузки. Расширяется пространственная ориентация, повышаются наблюдательность и устойчивость внимания. Двигательная память ускоренно совершенствуется. Образное, конкретное мышление постепенно меняется, развивается способность к логическому мышлению. Имитационно-подражательная способность сменяется анализом, сенсомоторные связи улучшаются. Происходит переход от способности самостоятельно решать задачи к самостоятельному принятию решения и многократному повторению двигательного действия. Изменяются методы обучения – становится целесообразно использовать метод программированного обучения и метод круговой тренировки.
Содержание. Методическое обеспечение:
№ п/п
Тема
Содержание
Методические рекомендации
1
Мое здоровье
– Профилактика травматизма;– оказание первой медицинской помощи;– дневник самоконтроля;– гигиена девочки;– самомассаж
Темы освещаются в ходе бесед с использованием наглядных пособий
2
Общая и специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения:
– ходьба в движении; – повороты на месте
Целесообразно использовать приемы, развивающие осмысленное выполнение упражнений (команды, указания, зрительные ориентиры, элементы соревнования)
Общеразвивающие упражнения:
– различные комплексы ОРУ;– упражнения для развития двигательных качеств
Упражнения выполняются под музыку. Дозировка индиивидуальна
Игры и игровые упражнения:
– подвижные игры;– эстафеты;– упражнения из других видов спорта
Специальная физическая подготовка (техническая)
Упражнения в равновесии:
– заднее;– переднее;– боковое
Волнообразные движения:
– боковая волна;– боковой взмах;– волна туловищем
Вращения:
– одноименные повороты от 110° до 540°;– разноименные повороты от 180° до 360°
Разучивать упражнения следует сначала у опоры. Обращать внимание на мышечное напряжение в соответствующих частях тела, строго дозировать выполнение упражнений
3
Прыжковые упражнения
– Прыжок шагом с разбега;– подбивной прыжок в кольцо с лета;– подбивной прыжок в кольцо с разбега;– прыжок шагом, сгибая и разгибая ногу
При разучивании сложных прыжков применять метод расчленения на отдельные составляющие
4
Танцевальные упражнения
– Вальсовый шаг поворотом;– вальс в парах;– элементы русского танца;– элементы современного танца
После освоения отдельных танцевальных элементов целесообразно составление танцевальных композиций
5
Акробатика
– «Мост» из положения стоя;– «паучок»;– стойка на руках;– «колесо»;– кувырок вперед через плечо;– кувырок назад
При выполнении сложных акробатических элементов педагог обязательно должен страховать учащихся, в обучении использовать наглядные пособия и показ. Целесообразно прибегать к образным сравнениям, которые активизируют подражательные способности
6
Упражнения со скакалкой
– Подкрутки;– высокий бросок;– бросок с ловлей за середину;– «мельница»;– бросок с кувырком;– прыжки различной сложности
Упражнения способствуют развитию динамичности, реакции, быстроты, пространственной ориентировки. После освоения отдельных элементов они соединяются в связки и композиции
7
Упражнения с мячом
– Перекаты по рукам и груди;– перекат с броска;– повороты с мячом;– броски через плечо;– броски с ловлей одной рукой;– броски и ловля за спиной;– бросок с кувырком;– отбивы разными частями тела
Необходимо добиваться выполнения движений с мячом синхронно с музыкой
8
Упражнения с обручем
– Махи одной и двумя руками;– вращение вокруг туловища;– вращения на кисти;– перекаты по полу;– «вертушка»;– бросок и ловля одной рукой;– ловля во вращении с броска;– прыжки через обруч
Упражнения с обручем развивают ловкость, быстроту реакции. На начальном этапе обучения целесообразно использовать пластмассовый обруч уменьшенного диаметра (80–90 см)
9
Музыкально-ритмическая подготовка
– Беседы о знаменитых композиторах;– музыкальные игры на распознавание темпа музыки;– танцы
Используются музыкальные игры соревновательного характера
10
Показательные выступления
Участие в различных соревнованиях и выступления на мероприятиях
Диагностика результативности программы
Эффективность данной программы рассматривается в двух направлениях: личностном и внешнем.
Направление
Показатели
Информационный материал
Личностное
Изменение личностных качеств ребенка
Наблюдения педагога, анкеты, тесты
Внешнее
Сформированность познавательных и практических умений и навыков
– Результаты соревнований, конкурсы, участие в показательных выступлениях, праздниках; – вручение грамот, дипломов
Список использованной литературы:
Художественная гимнастика. Учебник под общей редакцией Л.А. Карпенко. – М.: СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта, 2003. – 381 с.
Карпенко Л.А. Методика многолетней спортивной подготовки занимающихся художественной гимнастикой: Учеб. Пособие.- СПб.: Изд-во СПбГАФК, 1998. –36 с.
Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учеб. Пособие.- СПб.: Изд-во СПбГАФК, 2000. – 40 с.
Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: Физкультура и спорт, 1984. -170 с.
Приставкина М.В. Тактическая подготовка в художественной гимнастике: Лекция – Смоленск: Изд-во СГИФК, 1987. – 13 с.
Художественная гимнастика: Учебник для ИФК под ред. Лисицкой Т.С. – М.: Физкультура и спорт, 1982
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415