Дополнительная общеразвивающая программа Восточная сказка
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Восточная сказка»
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень: начальное общее образование
Возраст детей: 8 – 11 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Добрина Марина Викторовна
педагог дополнительного образования
Алексин
2013
Пояснительная записка
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога хореографа не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. В танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.
Актуальность данной образовательной программы связана с тем, что в настоящее время особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Восточные танцы – это не только красивые движения, это и развитие женственности, и умение владеть своим телом, и специфическое влияние особых ритмов на самочувствие и настроение, а также на развитие творческих способностей. Умение педагога использовать эти особенности для развития творческой гармоничной личности будет особенно важно в работе с детьми и подростками, так как именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы ко всему новому, прекрасному, непосредственны в восприятии привычных для взрослых вещей.
Педагогическая целесообразность. Для девочек особенно важно учиться женственности, плавности и гибкости, так же, как и важно уметь владеть своим телом, расслабляться, сотрудничать, работать в парах, небольших коллективах-командах, выступать перед публикой, подать себя в наиболее выгодном свете, уметь подбирать одежду, подчеркивающую достоинства. Приобщение к миру восточного танца, прослушивание мелодичной, ритмичной музыки развивают и внутренне обогащают детей, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром, различать ритмы музыки и согласовывать свои движения с музыкой.
Отличительной особенностью программы является то, что она предполагает знакомство детей с особенностями восточного танца, ритмическим и инструментальным разнообразием восточной музыки, восточным костюмом и его разновидностями. По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с ограниченными возможностями здоровья. При формировании групп необходимо также учитывать возраст детей, в одну группу желательно подбирать детей близких по возрасту. При проведении занятий необходимо адаптировать учебный материал, учитывая возрастные особенности данной группы.
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень: начальное общее образование (8-11 лет)
Срок реализации: 3 года
Цель программы: создание условий для формирования танцевальных навыков на основе усвоения хореографического материала, усиления эмоциональной отзывчивости и творческой активности, пробуждения в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству, развития образного мышления и воображения; обучение детей искусству восточного танца.
Задачи программы:
Образовательные:
ознакомление воспитанников с особенностями восточного танца;
обучение названиям различных движений;
обучение выполнению различных движений (от простых к сложным), связок движений, простых танцев;
обучение воспитанников выполнению движения по образцу и самостоятельно;
ознакомление детей с аксессуарами для восточных танцев;
Развивающие:
развитие чувства ритма;
развитие гибкости, плавности движений;
развитие творческих способностей;
развитие умения индивидуальной импровизации.
Воспитательные:
воспитание любви к танцу и музыке вообще, и в частности к восточной музыке;
воспитание навыков работы как самостоятельно, так и в коллективе;
воспитание гармоничной, творчески развитой личности;
Ожидаемый результат. В конце второго года обучения дети должны:
выполнять простые и сложные движения восточного танца;
свободно и грамотно владеть программным материалом;
осознанно и эмоционально воспринимать танец, раскрывать чувства и мысли, заложенные в нём;
уметь импровизировать под различную музыку;
уметь танцевать в парах, группами и индивидуально;
знать о правилах и технике использования аксессуаров в танце;
знать виды восточных костюмов и хореографические особенности использования костюма;
проявлять свою фантазию и творческий потенциал исполнителя.
Форма и режим занятия: занятия в группе проходят 2 раза в неделю, по 2 академических часа. Продолжительность академического часа 45 минут, между ними 10 минут перерыв. Программа рассчитана на 72 занятия в год (144 часа).
Методы контроля, диагностика результатов. Способами контроля по реализации программы являются:
контрольные задания (называть и различать движения восточного танца, различать ритмы);
задания на проверку усвоения материала: связок движений, отдельных танцев путем повторения каждым учащимся;
импровизационные задания по созданию небольшого танца индивидуально и группами;
обратная связь между родителями обучающихся и педагогом, личные беседы между детьми и педагогом;
метод наблюдения (педагог отслеживает наличие или отсутствие прогресса у группы, у каждого ученика отдельно);
выступления на небольших концертах для родителей и открытых мероприятиях разного уровня;
оценка коллег и зрителей.
Оценку эффективности программы осуществляют педагог, родители, администрация центра.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
4 часа в неделю (144 часа в год)
№п/п
Тема
Всего часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2 ч
1 ч
1 ч
2
Общеразвивающие упражнения
18 ч
2 ч
16 ч
3
Основы хореографических элементов.
42 ч
2 ч
40 ч
4
Постановка и отработка танцевальных композиций
70 ч
3 ч
67 ч
5
Игровые упражнения
4 ч
-
4 ч
6
Концертная деятельность
6 ч
-
6 ч
7
Итоговое занятие
2 ч
2 ч
-
Итого:
144 ч
10 ч
134 ч
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория (1 час). Цели и задачи объединения. Знакомство с санитарно-гигиеническими правилами, правилами ТБ, правилами поведения на занятиях. История зарождения, появления и развития танца. Танец – как искусство. Особенности восточного танца и восточной музыки. Разновидности восточного танца.
Практика (1 час). Подвижные игры. Знакомство группы.
Тема 2. Комплекс общеразвивающих упражнений (18 часов)
Теория (2 часа). Беседа на темы: «Что такое восточный танец?», «Восточная музыка», «Основные ритмы восточной музыки». Правила выполнения комплекса развивающих упражнений.
Практика (16 часов). Выполнение комплекса общеразвивающих, общеукрепляющих упражнений.
Движения для мышц шейного отдела (круговые, вращательные, повороты через точку и т.д.)
Движения для плечевого и грудного отделов позвоночника:
- движения для плечевых суставов (вращения плеч, подъемы и опускания плеч
совместно, поочередно, через точку и без, упражнение «мельница»);
- движения для верхней части корпуса (скольжение корпуса вперед-назад, вправо-
влево, круги в горизонтальной и вертикальной плоскости, наклоны из стороны в
сторону).
Движения для поясничного отдела позвоночника и тазобедренных суставов (скольжение бедрами вперед-назад, вправо-влево, по кругу, наклоны корпуса, доставая руками до пола с прямыми коленями);
Движения для коленей и голеностопных суставов (вращения вокруг своей оси прижатых друг к другу коленей, поочередное вращение ступней ног);
Движения для сухожилий ног (шаги с носка по кругу, шаги с высоким подъемом колена, шаги на полупальцах, шаги на пятках, скрестный шаг);
Упражнения на развитие равновесия, вестибулярного аппарата (удержание равновесия на носках ног, на одной ноге, удержание поз рук);
Упражнения, повышающие гибкость и пластику мышц (оттяжки, волны руками и корпусом, «восьмерки»).
Тема 3. Основы хореографических элементов (42 часа)
Теория (2 часа). Общее представление о хореографии и назначении хореографических элементов. Изучение хореографической азбуки: позиции ног (1-6), позиции рук (1-3), понятия «Осанка, Постановка корпуса, «Мягкие колени», Положение головы, правила выполнения приседания, подъема на полупальцы. Знакомство детей с особенностями восточного танца, ритмическим и инструментальным разнообразием восточной музыки, восточным костюмом и его разновидностями.
Практика (40 часов). Хореографическая разминка:
- техника построения в зале, перемещения по залу, смена положения на 180, 360 градусов;
- танцевальный счет;
- упражнения на постановку корпуса (поклон-приветствие, позиция ног – 6).
Ритмы восточной музыки: от простых к сложным. Знакомство с видами ритмов восточной музыки. Прослушивание простых ритмов, прохлопывание и простукивание. Прослушивание сложных ритмов, прохлопывание и простукивание. Основные (простые) движения восточного танца.
Знакомство с основными движениями восточного танца: движения головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами. Хореография движений головой и шеей, плечами, руками, грудью, животом, бедрами, тазом, ногами. Ритмы восточной музыки: максум, балади, саиди, масмуди, фаллахи. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы, справа и слева на уровне груди. Положения головы: прямо, вверх-вниз; « вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком). Упражнения для рук и кистей: руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «веер» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами. Упражнение для плеч: оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление»; поочередное поднятие плеч; круговые движения плечами; удары плечами. Положение рук: на бедрах и в стороны. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной. Упражнения для бедер: скольжение бедрами вперед-назад, вправо-влево, большой круг бедрами, малый круг бедрами, «тарелка», наклоны корпуса, доставая руками до пола с прямыми коленями; вертикальный круг корпусом; «качалка». Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.
Знакомство с основными движениями восточного танца. Основные позы в восточном танце: стоя, сидя, полусидя, полулежа. Название, демонстрация и разучивание основных простых движений: «восьмерка», «круг», «полукруг», «качалка», «маятник», «ключ», «удар», «оттяжка», «волна», «тряска», «винт», «прогиб», «заброс», «подбив», «египетские руки», «домик», «бабочка». Соединение простых элементов движений в отдельные связки. Принципы соединения простых элементов движений в отдельные связки.
Тема 4. Постановка и отработка танцевальных композиций (70 часа)
Теория (3 часа). История зарождения восточного танца. Основные направления восточного танца (классика, фольклор, шоу, табла, эстрадная песня, трайбл). Понимание смысловой, сюжетной линии танца. Понятие танцевального образа. Выбор костюма для танца. Роль эмоций в танце.
Практика (67 часов). Отработка танцевальных композиций под устный счет, под музыку. Отработка структурных переходов во время танца, соединение отдельных танцевальных связок в танец. Разучивание схем и рисунков танцев согласно сюжетной линии.
Танец Цветов
Танец исполняется под классическую музыку. Постановка включает в себя пируэты, вращения и базовые движения восточного танца: восьмерки - в горизонтальной и вертикальной плоскости, волны корпусом, волны с проходкой, «греческий шаг», «качалку». Рисунок танца меняется по сюжетной линии. Происходит перестроение с общего рисунка на полукруг и круг.
Новогодний танец
Танец исполняется под музыку Jingle Bells в арабской обработке. Веселый новогодний танец, включающий в себя быстрые, ритмичные движения восточного танца: удары, «ключи» - верхние и нижние, «арки» - верхние и нижние, «качалка», «арабский скакун», шаги с ударами и подбивкой, шаг хагала.
Танец «Бабочки»
Танец исполняется под музыку Султаноли Рахманова «Загадочный мир». Используется танцевальный аксессуар – платок, работа с которым включает в себя горизонтальные и вертикальные вращения, определенный набор движений с использованием ткани: «поцелуйчик», «мельница», «вертолет», «домик», «бабочка», «шатер», восьмерки тканью, перебросы ткани. Из базовых движений восточного танца используются горизонтальные и вертикальные восьмерки, «выливайки», волны корпусом, волны руками, «шаг верблюда», круги, «тарелка», оттяжки, греческий шаг. Танец с сюжетом и сольной партией. Композиция имеет сложный хореографический рисунок. Танец включает в себя перестроение с общего рисунка на круг, полукруг, круг в круге, одну общую линию, движение по одной линии в парах, галочку и расходку по парам.
Танец «Ковбои»
Танец исполняется под фольклорную восточную музыку «Саиди». Используется танцевальный аксессуар – трость, работа с которым включает в себя вращения тростью в различных плоскостях (горизонтальной, вертикальной и фронтальной), вращения тростью по различным траекториям (по кругу, по восьмерке), перехваты трости, прыжки и подскоки с тростью, балансировка с тростью. Из базовых движений восточного танца используются «ключ Саиди», «бочки» и «полубочки», скрутки, «каракатица», и «полукаракатица», прыжок Саиди, шаги с подбивкой. Постановка предполагает смену рисунка из построения в шахматном порядке в круг, из круга – в одну общую линию. Для танца используются элементы костюма ковбоев – шляпа, джинсы и рубашка.
Тема 5. Игровые упражнения (4 часа)
Практика (4 часа). Игры на развитие воображения и актерского мастерства:
«Море волнуется» (ведущий задает объект, который необходимо отразить как статически, так и динамически); «Грустно-весело» (задача в игре состоит в том, чтобы при смене слов (грустно, весело, смешно, печально) успеть отобразить озвученные эмоции, после слов необходимо продолжать выполнять танцевальные движения).
Импровизация. Умение импровизировать в танце. Индивидуальная импровизация. Импровизация – как способ выражения себя в танце. Тренировка импровизации под различные виды музыки, без музыки, под счет, индивидуально, в группе.
Тема 6. Концертная деятельность (6 часов)
Практика (6часов). Выступления с концертной программой перед различной аудиторией. Отчетный концерт.
Тема 7. Итоговое занятие (2 часа)
Теория (2 час). Подведение итогов работы за год. Обсуждение творческих планов на следующий учебный год.
К концу 1 года обучения дети должны овладеть рядом знаний и навыков.
Знать:
историю происхождения и развития восточного танца, а также его основные направления;
различать различные ритмы восточной музыки;
правила и технику использования аксессуаров в танце;
виды восточных костюмов.
Уметь:
выполнять простые движения восточного танца;
выполнять связки движений в разных плоскостях;
использовать аксессуары в танце (платок, трость);
танцевать простые танцы в парах, группами и индивидуально;
импровизировать под знакомую музыку.
Обладать навыком:
сохранения во время движения правильной, красивой осанки;
ориентирования в темпе и ритме музыки;
Учебно-тематический план
2-й год обучения
4 часа в неделю (144 часа в год)
№п/п
Тема
Всего часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2 ч
1 ч
1 ч
2
Общеразвивающие упражнения
16 ч
2 ч
14 ч
3
Основы сложных хореографических элементов восточного танца
44 ч
2 ч
42 ч
4
Постановка и отработка танцевальных композиций
70 ч
2 ч
68 ч
5
Концертная деятельность
10 ч
-
10 ч
6
Итоговое занятие
2 ч
1 ч
1 ч
Итого:
144 ч
8 ч
136 ч
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория (1 час). Цели и задачи объединения. Знакомство с санитарно-гигиеническими правилами, правилами ТБ, правилами поведения на занятиях. Знакомство с планом работы на учебный год. Восточный танец с использованием аксессуаров.
Практика (1 час). Подвижные игры.
Тема 2. Комплекс общеразвивающих упражнений (16 часов)
Теория (2 часа). Беседа на темы: разновидности восточной музыки, основные направления восточного танца - классика, фольклор, шоу, табла. Разновидности восточного танца - шааби, саиди, халижди,
Практика (14 часов). Выполнение комплекса гавази. Сложные ритмы восточного танца - белади, масмуди.
Выполнение общеразвивающих и общеукрепляющих упражнений:
1. Движения для мышц шейного отдела (круговые, вращательные, повороты через точку и без и т.д.)
2. Движения для плечевого и грудного отделов позвоночника и мышц верхнего пресса: движения для плечевых суставов (вращения плеч, подъемы и опускания плеч совместно, поочередно, через точку и без, упражнение «мельница»);
движения для верхней части корпуса (скольжение корпуса вперед-назад, вправо-влево,
круги в горизонтальной и вертикальной плоскости, наклоны из стороны в сторону);
движения для укрепления мышц верхнего пресса: наклоны и прогибы назад, повороты,
скрутка корпуса, наклоны в стороны.
3. Движения для поясничного отдела позвоночника и тазобедренных суставов (скольжение бедрами вперед-назад, вправо-влево, по кругу, наклоны корпуса, доставая руками до пола с прямыми коленями).
4. Движения для разработки мышц нижнего пресса: подъем ног, лежа на полу, подтягивание и расслабление мышц живота, удары диафрагмой.
5. Движения для коленей и голеностопных суставов (вращения вокруг своей оси прижатых друг к другу коленей, поочередное вращение ступней ног);
6. Упражнения на развитие равновесия, вестибулярного аппарата (удержание равновесия на носках ног, на одной ноге, удержание поз рук);
7. Упражнения, повышающие гибкость и пластику мышц (оттяжки, волны руками и корпусом, «восьмерки»).
Тема 3. Основы сложных хореографических элементов восточного танца (44 часа)
Теория (2 часа). Представление о месте восточного танца в общей хореографии. Повторение хореографической азбуки. Знакомство детей с разновидностями восточной музыки и со сложными элементами восточного танца. Особенности использования парных аксессуаров в танце. Импорвизация в танце. Индивидуальная и групповая импровизация. Импровизация – как способ выражения себя в танце.
Практика (42 часа). Хореографическая разминка: танцевальный счет; техника построения в зале, перемещения по залу, смена положения на 180, 360 градусов; упражнения на постановку корпуса (поклон-приветствие, позиция ног – 6).
Сложные ритмы восточной музыки: масмуди, беледи, саиди, фаллахи. Прослушивание сложных ритмов, прохлопывание и простукивание.
Усложненные движения и связки восточного танца. Изучение движений головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами с переходом из одного движения в другое. Сложные разновидности танцевального шага. Соединение различных движений с танцевальным шагом. Прыжки в танце с использованием рук.
Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы, справа и слева на уровне груди. Положения головы: прямо, вверх-вниз; « вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком). Упражнения для рук и кистей: руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «веер» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами. Упражнение для плеч: оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление»; поочередное поднятие плеч; круговые движения плечами; удары плечами. Положение рук: на бедрах и в стороны. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной. Упражнения для бедер: скольжение бедрами вперед-назад, вправо-влево, большой круг бедрами, малый круг бедрами, «тарелка», наклоны корпуса, доставая руками до пола с прямыми коленями; вертикальный круг корпусом; «качалка».
Выполнение хореографических элементов в различных плоскостях. Соединение элементов движений в горизонтальной, вертикальной, диагональной и фронтальной плоскости. Повторение горизонтальных и вертикальных вращений через точку. Основные позиции рук и корпуса при работе с веерами и ленточками Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку. Основные позы в восточном танце: стоя, сидя, полусидя, полулежа. Принципы соединения сложных элементов движений в отдельные связки.
. Тренировка индивидуальной и групповой импровизации под различные виды музыки, без музыки, под счет.
Тема 4. Постановка и отработка танцевальных композиций (70 часов)
Теория (2 часа). Основные направления восточного танца (классика, фольклор, шоу, табла, эстрадная песня, трайбл). Понимание смысловой, сюжетной линии танца. Понятие танцевального образа. Выбор костюма для танца. Роль эмоций в танце.
Практика (68 часов). Отработка танцевальных композиций по устный счет, под музыку. Отработка структурных переходов во время танца, соединение отдельных танцевальных связок в танец. Разучивание схем и рисунков танцев согласно сюжетной линии.
Танец с веерами
Танец исполняется под медленную музыку. Постановка включает в себя пируэты, вращения и базовые движения восточного танца. В танце используются сложные элементы работы с веером - восьмерки, круги, вращения и махи с веерами. Рисунок танца меняется по сюжетной линии. Происходит перестроение с общего рисунка на полукруг, круг и пары.
Танец "Табла"
Танец исполняется под восточную музыку Tabla. Веселый быстрый танец, включающий в себя ритмичные движения восточного танца под ритмы арабских барабанов: удары, «ключи» - верхние и нижние, «арки» - верхние и нижние, «качалка», «арабский скакун», шаги с ударами и подбивкой, шаг хагала.
Классический восточный танец
Танец исполняется под классическую восточную музыку композитора Mario Kirlis. Используется танцевальный аксессуар – платок, работа с которым включает в себя горизонтальные и вертикальные вращения, определенный набор движений с использованием ткани: «поцелуйчик», «мельница», «вертолет», «домик», «бабочка», «шатер», восьмерки тканью, перебросы ткани. Платок используется для выхода - антрэ. Далее идет быстрая композиция с использованием базовых движений восточного танца: горизонтальные и вертикальные восьмерки, «выливайки», волны корпусом, волны руками, «шаг верблюда», круги, «тарелка», оттяжки, греческий шаг. Композиция имеет сложный хореографический рисунок. Танец включает в себя перестроение с общего рисунка на круг, полукруг и расходку по парам.
Танец «Фараоник со свечами»
Танец исполняется под композицию Сары Брайтман "Harem". Используется танцевальный аксессуар – свечи, работа с которыми включает в себя движения свечами в различных плоскостях (горизонтальной, вертикальной и фронтальной). Из базовых движений восточного танца используются «бочки» и «полубочки», «каракатица», и «полукаракатица», пвосьмерки и верблюды. Постановка предполагает смену рисунка из построения в шахматном порядке в ромб, из ромба – в одну общую линию.
Постановка инсценировки «Восточная сказка» на основе разученных танцев.
Тема 5. Концертная деятельность (10 часов)
Практика (10 часов). Выступления с концертной программой перед различной аудиторией. Отчетный концерт.
Тема 6. Итоговое занятие (2 часа)
Теория (1 час). Подведение итогов работы по программе.
Практика (1 час). Показ инсценировки «Восточная сказка»
К концу второго года обучения дети должны овладеть рядом знаний и навыков.
Знать:
разновидности и стили восточного танца;
различать сложные ритмы восточной музыки;
технику использования сложных парных аксессуаров в танце;
виды восточных костюмов и хореографические особенности использования костюма.
Уметь:
выполнять сложные движения и связки восточного танца;
выполнять движения в комбинации с танцевальным шагом;
использовать сложные парные аксессуары в танце (свечи, веера);
уметь танцевать танцы со сложным хореографическим рисунком в парах, группами и индивидуально;
уметь импровизировать под различную музыку и ритмы.
Обладать навыком:
сохранения во время движения правильной, красивой осанки;
ориентирования в темпе и ритме музыки;
актерской выразительности и эмоциональности в танце.
Учебно-тематический план
3-й год обучения
4 часа в неделю (144 часа в год)
№
п/п
Тема
Всего часов
Теория (час)
Практика (час)
1
Вводное занятие
2 ч
1 ч
1 ч
2
Общеразвивающие упражнения
18 ч
2 ч
16 ч
3
Основы сложных хореографических элементов восточного танца
42 ч
2 ч
40 ч
4
Постановка и отработка танцевальных композиций
70 ч
2 ч
68 ч
5
Игровые упражнения
2 ч
-
2 ч
6
Концертная деятельность
8 ч
-
8 ч
7
Итоговое занятие
2 ч
-
2 ч
Итого:
144 ч
7 ч
137 ч
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория (1 час). Цели и задачи объединения на новый учебный год. Повторение санитарно-гигиенических правил, правил БДД, правил ПБ, правил поведения на занятиях. Знакомство с планом работы на учебный год. Восточный танец с использованием сложных и парных аксессуаров.
Практика (1 час). Подвижные игры.
Тема 2. Комплекс общеразвивающих упражнений (18 часов)
Теория (2 часа). Беседа на темы: разновидности восточной музыки, основные направления восточного танца - классика, фольклор, шоу, табла. Стили и подвиды этих направлений восточного танца - шааби, саиди, халижди, гавази и др. Особенности направления Шоу-беллиданс. Роль костюмов в Шоу - беллиданс.
Практика (16 часов). Выполнение комплекса общеразвивающих, общеукрепляющих упражнений
Движения для мышц шейного отдела (круговые, вращательные, повороты через точку и без и т.д.)
Движения для плечевого и грудного отделов позвоночника и мышц верхнего пресса:
движения для плечевых суставов (вращения плеч, подъемы и опускания плеч совместно, поочередно, через точку и без, упражнение «мельница»);
движения для верхней части корпуса (скольжение корпуса вперед-назад, вправо-влево, круги в горизонтальной и вертикальной плоскости, наклоны из стороны в сторону);
движения для укрепления мышц верхнего пресса: наклоны и прогибы назад, повороты, скрутка корпуса, наклоны в стороны.
Движения для поясничного отдела позвоночника и тазобедренных суставов (скольжение бедрами вперед-назад, вправо-влево, по кругу, наклоны корпуса, доставая руками до пола с прямыми коленями).
Движения для разработки мышц нижнего пресса: подъем ног, лежа на полу, подтягивание и расслабление мышц живота, удары диафрагмой.
Движения для коленей и голеностопных суставов (вращения вокруг своей оси прижатых друг к другу коленей, поочередное вращение ступней ног);
Упражнения на развитие равновесия, вестибулярного аппарата (удержание равновесия на носках ног, на одной ноге, удержание поз рук);
Упражнения, повышающие гибкость и пластику мышц (оттяжки, волны руками и корпусом, «восьмерки»).
Тема 3. Основы сложных хореографических элементов восточного танца
(42 часа)
Теория (2 часа). Особенности выполнения хореографических элементов в классическом и народном направлениях восточного танца. Повторение хореографической азбуки: позиции ног (1-6), позиции рук (1-3), понятия «Осанка, Постановка корпуса, «Мягкие колени». Повторение разновидностей восточной музыки. Особенности использования сложных и парных аксессуаров в танце.
Практика (40 часов).
Хореографическая разминка:
Упражнения на постановку корпуса. Поклон-приветствие. Позиция ног – 6.
Техника построения в зале, перемещения по залу, смена положения корпуса на 180, 360 градусов;
Танцевальный счет
Сложные ритмы восточной музыки: масмуди, беледи, саиди, фаллахи. Прослушивание сложных ритмов, прохлопывание и простукивание.
Усложненные движения и связки восточного танца
Изучение движений головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами с переходом из одного движения в другое.
Сложные разновидности танцевального шага. Соединение различных движений с танцевальным шагом. Прыжки в танце с использованием рук.
Положение рук в классическом восточном танце - 5 основных позиций: в стороны, вверх, вниз, правая в сторону - левая вверх и наоборот, правая перед собой - левая вверх и наоборот.
Прыжки в народном восточном танце. Виды подскоков. Положения стопы в момент подскоков. Основные позиции рук в народном восточном танце.
Положения головы в народном восточном танце. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; скольжение вправо-влево и вперед-назад по прямой.
Упражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «веер» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами.
Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Круговые движения плечами. Удары плечами. Положение рук: на бедрах и в стороны. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
Упражнения для бедер: скольжение бедрами вперед-назад, вправо-влево, большой круг бедрами, бочка и полубочка, малый круг бедрами, «тарелка», наклоны корпуса, доставая руками до пола с прямыми коленями; вертикальный круг корпусом; «качалка».
Выполнение хореографических элементов в различных плоскостях.
Соединение элементов движений в горизонтальной, вертикальной, диагональной и фронтальной плоскости.
Повторение горизонтальных и вертикальных вращения через точку. Основные позиции рук и корпуса при работе с веерами и ленточками
Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.
Основные позы в восточном танце: стоя, сидя, полусидя, полулежа.
Принципы соединения сложных элементов движений в отдельные связки.
Тема 4. Постановка и отработка танцевальных композиций (70 часов)
Теория (2 часа).Основные направления восточного танца (классика, фольклор, шоу), их стили и разновидности. Разновидности фольклорного направления восточного танца. Использование парных аксессуаров (ленты, сагаты) и аксессуаров для Шоу-беллиданс. Понятие танцевального образа. Роль костюма и роль эмоций в танцевальном шоу.
Практика (68 часов).Отработка танцевальных композиций по устный счет, под музыку. Отработка структурных переходов во время танца, соединение отдельных танцевальных связок в танец, изучение схем, рисунков согласно сюжетной линии.
Танец "Шааби"
Танец исполняется под веселую народную восточную музыку. Постановка включает в себя прыжки, подскоки, шаги с припаданием и базовые движения восточного танца. В танце используются сложные элементы и связки восточного фольклора - восьмерка и бочка с шагом, шаг хагала, быстрая смена позиций рук во время прыжка. Рисунок танца меняется по сюжетной линии. Происходит перестроение с общего рисунка на полукруг и круг.
Танец с сагатами
Танец исполняется под восточную музыку Saharany. Веселый быстрый танец, включающий в себя ритмичные движения восточного танца: удары, «ключи» - верхние и нижние, «арки» - верхние и нижние, аркады, «качалка», «арабский скакун», шаги с ударами и подбивкой, шаг хагала. В танце используется парный аксессуар - сагаты. Они одеваются на большой и средний палец правой и левой руки. Сагатами отбивается ритм во время танца в определенные моменты музыки.
Танец с крыльями
Танец исполняется под восточную музыку композитора Paul Dinletir - Ice Queen. Используется танцевальный аксессуар – золотистые крылья, работа с которыми включает в себя горизонтальные и вертикальные вращения, определенный набор движений с использованием крыльев: «волны», «мельница», «кокон», «домик», «бабочка», «шатер». В танце также используются базовые движения восточного танца: горизонтальные и вертикальные восьмерки, «выливайки», волны корпусом, «шаг верблюда», круги, «тарелка». Композиция имеет сложный хореографический рисунок. Танец включает в себя перестроение с общего рисунка на круг, полукруг и расходку по парам.
Танец с лентами
Танец исполняется под композицию классическую восточную музыку. Используется парный танцевальный аксессуар – две ленты, работа с которыми включает в себя движения лентами в различных плоскостях (горизонтальной, вертикальной и фронтальной), а также вертикальные и горизонтальные вращения с лентами. Из базовых движений восточного танца используются «бочки» и «полубочки», восьмерки и верблюды. Постановка предполагает смену рисунка из построения в шахматном порядке в пары, из пар – в одну общую линию.
Тема 5. Игровые упражнения (2 часа)
Практика (2 часа). Импровизация. Умение импровизировать в танце. Индивидуальная импровизация. Тренировка импровизации под различные виды музыки, без музыки, под счет, индивидуально, в группе. Импровизация под фольклорную восточную музыку.
Тема 6. Концертная деятельность (8 часов).
Практика (8 часов). Выступление с номерами, подготовленными за год. Участие в межрайонных, межрегиональных и всероссийских конкурсах. Постановка восточной сказки.
Тема 7. Итоговое занятие (2 часа)
Практика (2 часа). Повторение танцев, и основных элементов, изученных за год.
К концу третьего года обучения дети должны овладеть рядом знаний и навыков.
Знать:
разновидности и стили восточного танца, а также его основные направления
знать и различать сложные ритмы восточной музыки;
знать о технике использования сложных парных аксессуаров в танце;
знать особенности использования костюма в танцевальном шоу.
Уметь:
выполнять сложные движения и связки восточного танца;
выполнять движения в комбинации с танцевальным шагом;
выполнять прыжки и подскоки народного восточного танца
использовать сложные парные аксессуары в танце (сагаты, ленты, веера);
уметь танцевать танцы со сложным хореографическим рисунком в парах, группами и индивидуально;
уметь импровизировать под различную музыку и ритмы.
Обладать навыком:
сохранения во время движения правильной, красивой осанки;
ориентирования в темпе и ритме музыки;
актерской выразительности и эмоциональности в танце.
Список литературы
Ар Сантем, Ар Зонго, АриСуфит. Искусство арабского танца. Учебное пособие.- М.: Институт Йога Гуру Ар Сантема, 1998.
Ар Сантем, АриСуфит. Ступени мастерства для практикующих преподавателей танца. Методическое пособие. - М.: ИЙГАС, 2004.
БронЛ. Самоучитель восточных танцев. Танец живота. Издательство: Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2004 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Общение, личность и психика ребенка. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , 1997. / Под редакцией Рузской А.Г.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000.
РосановаО. В. Восточный танец. Секреты создания костюма. - М.: Издательство ФЕНИКС, 2006.
Черемнова Е. Танцетерапия: Танцевально-оздоровительные методики для детей. – М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2008.
Журнал «Ориенталь» (русский журнал о восточном танце). - №3.2005, №2.2005, №4.2006, №2.2010.
Методическое обеспечение программы
Занятия по программе предусматривают теорию (рассказ педагога, иллюстрации из книг, обучающих пособий, видеоматериала), и практику (отработка движений, связок движений, простых и сложных танцев). Также особенностью занятий по программе является чередование видов деятельности (интенсивная тренировка – плавные упражнения, танец – контрольное задание). По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Программа подразумевает использование здоровьесберегающих технологий. Это реализуется за счет:
- проведения инструктажа по технике безопасности (по сезону);
- постепенного увеличения нагрузки в период всего курса обучения;
- начала занятий с разминки на каждую часть тела, на каждую группу мышц;
- учета особенностей возраста, роста, веса учащегося в выполнении упражнения, танца;
- чередования интенсивных упражнений с плавными;
- возможности отдыха учащегося в любое время;
Кроме физиологического аспекта здоровьесберегающих технологий, важно отметить и психологический аспект:
- умение владеть своим телом дарит учащемуся положительные эмоции;
- работа в паре, в команде дает возможность развивать навыки конструктивного и позитивного диалога, что немаловажно для развития психологически здоровой личности;
- положительное подкрепление успешного выполнения движений, танца от педагога также позитивно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.
Важно заметить, что ритмы восточной музыки по исследованиям многих авторов имеют терапевтический эффект за счет особого чередования акцентов, сильных и слабых долей.
Методика преподавания танца в основе своей опирается на школу профессионально-хореографического обучения. Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения танцам является разъяснение ребенку последовательности действий в постановочной работе.
Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методы как «возращение к пройденному», «играем во взрослых» придают объемность линейному и последовательному освоению материала в данной программе. По структуре программа является ступенчатой (спиральной), в которой учебный материал представлен так, чтобы каждая «ступень» была основана на пройденном материале и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу от простого к сложному.
Программа разделена на отдельные тематические часы, но в связи со спецификой занятий в хореографическом объединении границы их несколько сглаживаются: на последующих занятиях могут повторяться танцевальные элементы и упражнения из предидущих тем. Работа строится таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.
Учитывая, что в танцевальное объединение часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач педагога является исправление дефектов осанки. Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы (в полной и неполной выворотности), чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри.
Дети во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Обучающиеся, прошедшие определенный курс по данной программе, должны получить также общие сведения об искусстве восточной хореографии, ее специфике и особенностях.
Отчеты танцевального объединения могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями детей на воздухе, на открытой площадке в майские праздники. В дни зимних каникул хореографический коллектив принимает участие в играх и танцах детей вокруг елки.
В мероприятиях воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных концертов, выступлений детей в школе, клубах, летних лагерях, на избирательных участках и т.д.
Для занятий должно быть оборудовано специальное помещение достаточной площади с зеркалами. Педагог должен иметь раздаточный материал, эскизы костюмов. Также в объединении должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: трости, платки, шарфы и т.д.
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы обучающихся, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками.
13PAGE 15
15