Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога
«Образование и общество. Актуальные проблемы
психологии и педагогики»
Формирование информационно - коммуникационной
культуры педагога
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Предпосылки формирования информационно-коммуникационной культуры педагогов. 5
2. Особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов. 7
3.Заключение. 10
4. Литература. 11,.
,
,
,
«Человек будет преобразовывать не только Землю, но и существо, не исключая самого себя… И человека неизбежно ждет эта судьба, это преобразование… Автоэволюция (саморазвитие), вплоть до превращения в космическое существо»
К.Э. Циолковский
Введение
В настоящее время концепция внедрения информационно–коммуникационных технологий все активнее проникает в различные сферы деятельности человека, оказывает многогранное воздействие на культурный уровень человека. Система образования не является исключением.
В соответствии с Национальнойобразовательнойинициативой «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)новая школа – это современная инфраструктура с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями. Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. В связи с этим профессиональная деятельность педагога претерпевает значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня педагога, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа “образование на всю жизнь” к “образованию через всю жизнь”) сегодня оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями. Конечно, многие, педагоги, сейчас делают только первые шаги: учатся пользоваться возможностями телекоммуникаций, изучают образовательные ресурсы, Internet, разрабатывают пособия на электронных носителях. Однако нельзя не признать, что и эти первые шаги дают уже достаточно ощутимые результаты.
Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и исторического образования в частности.
Предпосылки формирования информационно-коммуникационной культуры педагогов
В соответствии с осуществляемой на современном этапе модернизации профессионально-педагогического образования, важным механизмом которого является информатизация, предъявляются высокие требования к профессионализму учителя. Реализация идеи информатизации образования, которая заключается в создании условий для субъектов образовательного процесса, способствующих их свободному доступу к возрастающим объемам информации в обществе, к базе данных, к электронным архивам, справочникам, энциклопедиям, а также активного применения ИКТ в процессе разностороннего развития личности, требует готовности педагогов к использованию современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также хорошего знания персонального компьютера. Педагоги – предметники должны помогать школьникам сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, т.к. в одиночку постичь «неизведанное» может только личность, имеющая достаточно сильную мотивацию.
В сложившихся условиях жизни когда дети живут в мире информации, а многие взрослые входят в этот мир как чужаки, современной школе необходимы учителя, владеющие знаниями и умениями компетентного использования информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности, обладающие сформированной информационно-коммуникационной компетентностью (ИКК). Задачи образования сегодня, когда оно теряет статус единственного источника информации, научить ребенка ориентироваться в этом разноречивом потоке информации, вырабатывать критическое отношение к ней, формировать объемный, целостный образ мира, препятствовать процессам стандартизации, унификации личности, порождаемым массовой культурой, а следовательно, развитие индивидуальности личности. В этой связи профессиональная компетентность современного учителя -предметника невозможна без специальных знаний и умений сбора, поиска, накопления, хранения, продуцирования, обработки, передачи и использования информации, которые осуществляются на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также инновационных средств информационного обмена.
Особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов
Для успешной деятельности педагогов нашей школы (здесь и далее МОУ СОШ № 18) была приобретена компьютерная техника: компьютеры, ноутбук, мультимедийный проектор, принтер, сканер, лицензионное программное обеспечение, есть выход в сеть Интернет.
Материальная база, пусть и небольшая, для использования педагогами и детьми современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе была сформирована, и можно было приступать к работе.
Главным условием успеха внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс является готовность педагогов к переменам. Поэтому на первом месте на начальном этапе реализации стоит кадровое обеспечение.Без профессионального развития педагогов в области использования ИКТ невозможно говорить о развитии процесса информатизации всех ступеней образования.
За последние 5 лет весь педагогический коллектив нашей школы прошел курсы компьютерной грамотности. Из них 5 педагогов регулярно применяют мультимедийное оборудование на своих уроках, все педагоги регулярно работают за компьютером дома, посещают образовательные порталы, обучаются на курсах через Интернет. Администрация школы успешно работает с системой электронного мониторинга, педагоги обучаются основным навыкам сбора, хранения и анализа информации. “Данные мониторинга используются в качестве одного из главных инструментов управления качеством образования. Хочу подчеркнуть, что именно результаты мониторинга являются основой для принятия любого управленческого решения, потому они должны быть открыты, доступны и обсуждаться на совещаниях любого уровня – от регионального и муниципального до уровня образовательного учреждения” (из тезисов к докладу Л.Н. Антоновой от 24.08.2011).
Педагоги нашей школы используют электронные презентации, создаваемые с помощью редактора Power Point. Они помогают преподносить материал разнообразно и интересно, повышают степень восприятия представляемой на занятии информации. На уроках используют компьютерные тесты и диагностические комплексы, позволяющие за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его корректировать.
18 ноября 2011 года в нашей школе проходили уроки физики, посвященные 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. Учитель и ученики 7 и 11 классов подготовили не только доклады, но и презентации к этому событию. Благодаря использованию мультимедийного оборудования урок получился занимательным, ученики увидели мозаичные картины Ломоносова, изображения учебников по которым начинал учиться Михаил Васильевич.
Обратимся к предмету физика, конкретно к использованию цифровых средств измерения и компьютерных измерительных систем в оптимальном сочетании с классическими способами измерения. Использование современной измерительной техники позволит реализовать ранее недоступные эксперименты. Кроме этого важен воспитательный аспект обновления измерительного комплекса кабинета физики, т.к. он в значительной степени соответствует миру техники, в котором живут учащиеся. Однако только переход к цифровым средствам измерения без создания систем измерения не позволяет решить ряд острых проблем экспериментальной поддержки курса физики. Комплексные системы измерения создаются. Они основаны на использовании компьютерных измерительных систем с датчиками. Использование таких систем позволяет отображать на экране монитора в цифровой или графической форме измеряемые параметры. Сочетание классических и современных средств измерения позволит учителю ознакомить учащихся с современной измерительной техникой.
Изменения в образовании, обусловленные внедрением в него ИКТ, выявили проблему подготовки учителей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. Также обозначилась необходимость изменения подхода к самой подготовке учителя, к формированию у него ИКК: важно чтобы учитель мог выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной, продуктивной деятельности с использованием ИКТ.Для решения проблемы подготовки педагогов - физиков г.Подольска к использованию цифровых средств измерения организованы курсы повышения квалификации по теме «Самостоятельный физический эксперимент в современном типовом и цифровом кабинетах физики».
.
Заключение
В настоящее время становится все более очевидным, что компьютер является уже доступным и мобильным средством, как для педагогов, так и для учащихся; происходит активное внедрение ИКТ в сферу высшего профессионального образования, во все сферы жизнедеятельности человека. Однако, значительным барьером в этом может стать информационно-коммуникационная некомпетентность педагога, если он не владеет компьютером или не умеет грамотно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Безусловно, владение учителем информационными компетентностями важно, но также важно использовать информационную компетентность для решения актуальных педагогических задач, связанных с передачей информационных сообщений, сведений; с необходимостью постоянного осуществления обмена информацией.
Кроме вопроса профессионализма педагога нельзя забывать о том, что целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана (ФЦПРО на 2011-2015 гг.). Использование в образовании информационных коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов носит сегодня большей частью эпизодический характер. На втором этапе ФЦПРО (2014-2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере образования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период. Для реализации поставленных задач требуются подготовленные педагоги, способные быть активными помощниками учебного процесса, готовые к обобщению и распространению педагогического опыта.
Литература
Алферова Л.В., Башмакова Е.А., Водянский А.М.и др. Инвариантный академический модуль «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики». - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.
Белкин А.С. Педагогическая компетентность. / Учеб. пособие. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.
Быков С.А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов. Дисс. канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2009.
Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. / Н.И. Гендина и др.. Учебно-методическое пособие. - М.: Школьная библиотека, 2002.