Семинар-практикум для учителей русского языка по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 154" г. Перми
Семинар-практикум для учителей русского языка
по профилактике и коррекции дисграфии у школьников
общеобразовательной школы
Подготовила и провела:
учитель-логопед Цыпуштанова К.С.
2014г.
Пояснительная записка
Учитель-логопед: Цыпуштанова Клавдия Степановна Образовательное учреждение: МБС (к) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 154" г. Перми
Название: Семинар-практикум для учителей русского языка по профилактике и коррекции дисграфии у школьников.
Ученики: Учителя русского языка.
Предмет: логопедия
Форма материала: презентация + практическое задание
Форма проведения: внеклассное мероприятие на МО учителей русского языка
Цель:
Познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок.
Задачи:
Профилактика и коррекция различных видов дисграфии., методы и приемы устранения дисграфических ошибок.
Продолжительность: по усмотрению логопеда
Авторский медиапродукт:
- презентация /Дисграфия. Виды дисграфии. Профилактика и коррекция дисграфических ошибок /.
Средства: компьютер, мультимедиа. Практический материал /диктант учащихся 5 класса на листочках/.
План семинара-практикума
1. Теоретическая часть (Вступительное слово учителя-логопеда /лекционный материал+ презентация/).
2. Практическая часть
Работа учителей русского языка (Анализ представленных учителем-логопедом диктанта; выделение из данного диктанта специфических дисграфических ошибок; определение вида дисграфии по конкретному диктанту).
3. Заключительная часть.
Итог семинара. Рефлексия.
Рекомендована литература по предупреждению и устранению дисграфических ошибок,
заинтересовавшимся учителям в данном материале, презентацию и практический материал даны в компьютерном варианте и в письменном виде.
Ход мероприятия
Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников?:
1. Неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;
2. Особый характер ошибок на письме: - ошибки не на правило; - стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения; - регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребёнка;
- искажение графических образов букв; - искажение звукослоговой структуры слова и замена букв;
- пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
- смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
- грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.
Учителя русского языка обеспокоены таким явлением как дисграфия у школьников общеобразовательной школы. /Презентация/.
Дисграфия – («графо»-пишу, «дис»- расстройство)- это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.
Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями). При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.
Из-за чего происходит дисграфия у школьников?
У ребенка недоразвит или не сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух-это:
- способность различать звуки речи;
- опознавать звук в речевом потоке;
- способность различать слова, состоящие из одних фонем, но расположены в отдельной последовательности (сосна-насос);
- способность различать слова, которые отличаются одной фонемой (почка-точка-бочка-дочка-кочка.). Фонематическое восприятие - это умственные действия по анализу звукового состава. Ребенок не может определить количество, последовательность звуков в слове.
Сотрудники кафедры логопедии ЛГПИ имени А.И.Герцена выделяют следующие виды дисграфии:
Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Акустическая дисграфия.
Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза.
Аграмматическая дисграфия.
Оптическая дисграфия.
Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи.
Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме. «салф» вместо «шарф», «колова», «коова», «кохова» - «корова», «ченок» - щенок, «сыплёнок» - цыплёнок, «вось» - «лось».
Акустическая дисграфия.
Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.
Характерные ошибки:
Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам:
свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА)
звонкие-глухие (ТЫМ – ДЫМ) аффрикаты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).лабиализованные гласные ( О – У; Е -Ю) («тОча» - туча)
cоноры ( Р – Л; й – Ль)
Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза.
Причина возникновения – Нарушением анализа и синтеза слов на уровне предложения /затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки/. Нарушением звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Характерные ошибки:
Пропуски, замены гласных, согласных;
перестановки, добавления букв;
пропуски, добавления, перестановки слогов;
слитное написание слов;
раздельное написание слов;
слитное написание предлогов с другими словами;
Например: - плюшевого - плюшегово, ковром - корвом, на лугах – на галух
- санки - снки, кричат – кичат;
- весна - весена, школа – шекола, ноябрь - ноябарь, дружно - дружено, Александр – Александар, бант - «бонт» , уроки - «ураки». - Белка сидит НАВЕТКЕ.
- Миша вышел на У ЛИЦУ.
Аграмматическая дисграфия.
Причина возникновения – недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Несформированность морфологических и синтаксических обобщений.
Это выражается в неправильном согласовании и управлении
Характерные ошибки:
Проявляется – в виде аграмматизмов.
неправильное употреблении предлогов, рода, числа;
пропуск членов предложения;
нарушение последовательности слов в предложении;
нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями;
нарушение согласования («бела дом») ("красивый сумка", "веселые день");
на уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула»), (козлята – «козлёнки»);
нарушение падежных окончаний («много деревов»);
нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом»);
Изменение падежа местоимений (около него - «около ним»);
Числа существительных («дети бежит»).
Персеверации (застревание).
«За зомом росла мамина». (За домом росла малина).
Оптическая дисграфия.
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Характерные ошибки:
замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов: - не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш»; «ш» - «щ»; «л»- «м»; «х» - «ж», «и» - «у». - добавление лишних элементов «ш» вместо «и»; четыре палочки у «ш» или «щ».
Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В - Д, Б - Д, Ш - Т и т.д.);
«зеркальное» изображение букв. (З-Е).
Смешенная дисграфия
Несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.
Практическая часть
Проанализировать диктант с целью выявления дисграфических ошибок и определения вида дисграфии.
Каждому учителю дается листок с диктантом учащегося 5 класса.
Обсуждение. Один учитель выступает и перечисляет дисграфические ошибки и называет вид дисграфии.
Правильные ответы проверяются на компьютере.
Это смешенная форма дисграфии.
Анализ письменной работы
Виды дисграфии
Пути коррекции
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Коррекция звукопроизношения.
Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия /способность правильно слышать и узнавать в потоке речи различные фонемы-звуки/.
2.
Акустическая форма дисграфии.
Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия
Фонематический слух- это:
- способность различать звуки речи;
- опознавать звук в речевом потоке;
- способность различать слова, состоящие из одних фонем, но расположены в отдельной последовательности (сосна-насос);
- способность различать слова, которые отличаются одной фонемой
(почка-точка-бочка-дочка-кочка.)
Фонематическое восприятие- это умственные действия по анализу звукового состава. Ребенок не может определить количество, последовательность звуков в слове.
-обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
-уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
-выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
-определение положения звука по отношению к другим.
3.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
1. Приёмы формирования звукового анализа и синтеза:
-различать и выделять гласные - согласные;
-определять твердость и мягкость согласных; -последовательно называть звуки в слоге, слове и определять каким по счёту стоит заданный звук;
-делить слова на слоги;
-определять количество слогов и их последовательность;
-определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове;
-составлять схему слова;
-образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков, слогов (рот-крот, пол-полка);
-образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом -сом, лом; сок -песок -носок);
-письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».
2. Упражнения для преодоления замен букв:
-определить каким по счёту стоит звук в слове, затем написать слово и проверить ( с-5, ш-3 – пушистый);
-графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами, в которых есть эти звуки;
-записать диктуемые слова в два столбика Н-Р: под буквой С или Ш;
-выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем - с буквой Ш;
-выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука;
-вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу . та, ко . ка, .умка).
4. Аграмматическая дисграфия.
Развитие лексико-грамматического строя речи.
1.Уточнение и обогащение словаря:
-подобрать синонимы, антонимы;
-подобрать глагол, прилагательное к существительному;
-образовывать прилагательное от существительного;
-образовывать глаголы с различными приставками.
2. Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже.
-добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному;
-вставить пропущенное слово или предлог в предложение;
-найди общую часть в однокоренных словах;
-впиши приставку, окончание;
-изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание);
3. Формирование структуры предложения:
-составление графической схемы предложения;
-изменение порядка слов в предложении;
-изменить одно слово в предложении;
-дополнить предложение /распространить второстепенными членами/;
-увеличивать предложение по одному слову;
-считать слова в предложении. Назвать 2, 3, 5 и т.д. слово в предложении;
-сократить предложение по одному слову;
-составить из данных слов предложение.
5.
Оптическая дисграфия.
Развитие зрительно-пространственных функций:
зрительного гнозиса /способность узнавать предметы/;
зрительного мнезиса /запоминание формы предметов, цвета/;
зрительного анализа и синтеза;
пространственных представлений.
Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания: -выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв;
-узнавание недописанных букв;
-узнавание букв, наложенных друг на друга;
-конструирование букв из элементов;
-найди неправильные буквы;
-переделать букву, сделать из одной буквы другую;
-письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы;
-расшифруй и запиши слова:
1 = б ! = д по!1оро!ок, 1лю!о, 1у!ильник, !о1ро!ушный.
2 = п 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ.
|| - п ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о.
-исправь ошибки, найди правильное слово:
бубина дудина будина бидуна дубина дубна
-найди и исправь ошибки:
Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.
Приемов и методов в работе с дисграфиками существует много. Графический диктант.
Именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешанных звуков на сложных по звуковому составу. Способствует укреплению слуховой наблюдательности и памяти, развивает логическое мышление.
Корректурная правка:
Звуковой анализ слов.
Определение количества звуков в слове с целью предупреждения пропусков букв и вставки лишних букв.
Словарный диктант: речка Графическая запись . . . . .
Слоговой анализ слов для тренировки выделения слов на слоги.
Словарный диктант: летний Графическая запись: е и стульчики у и и
Слоги отмечаются с выделением гласных в них, если гласные звучат четко, либо без этого, если гласные в безударной позиции.
Словарный диктант: заморозил Графическая запись: _ _ _ _
Дифференциация на письме оптически сходных букв.
Бобры добры идут в боры. б-д. Графическая запись Б б д б д б
На площади растут старые тополя. п-т. Графическая запись: - п тт т тп.
Дифференциация согласных звуков по артикуляторно-акустическому сходству. Например: л-р. Раз Валера наловил полное ведро раков. Графическая запись: р лр лл л р р.
Дифференциация согласных звуков по акустическому сходству. з-с. В воздухе заскользили ласточки. з з с з с
Ударение. Выделение в слове ударного гласного звука. Дети записывают только ударную гласную.
Словарный диктант: Победа, победил. Графическая запись: е и.
В лесу высокие сосны. у-о-о. Графическая запись: у о о.
Предлоги. В стороне от дороги синел лес. V - V - - -.
Определение количества слов в предложении.
ПОЖЕЛАНИЕ УЧИТЕЛЯМ /презентация/
Список использованной литературы:
Дмитриев С.Д, Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.
Дорофеева Г. В.Пишем без ошибок. Издательство « Эксмо-Пресс», 2013 г.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М. «Просвещение», 2001 г.
Ильин М.И. Учимся писать грамотно. Издательство. «Литера», 2010 г.
Иншакова О.Б.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж, 2001.
Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
Парамонова Л.Г.Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПБ, Лен. Изд-во «Союз». 2001г.
Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. Владос.1997.
Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
ФОТООТЧЕТ
Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\P1060276.JPGРисунок 10C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\P1060260.JPG15