Урок с применением ИКТ — технологий и исследовательско – проектной деятельности по теме «Общая характеристика и жизненный цикл папоротникообразных».
Пояснительная записка.
Челнокова Оксана Алексеевна. Учитель биологии, МОУ СОШ №130.
Методическая разработка урока с применением ИКТ - технологий и исследовательско – проектной деятельности по теме «Общая характеристика и жизненный цикл папоротникообразных».
Описание применяемой технологии.
С 2008г. ИКТ стала основной образовательной технологией в моей преподавательской деятельности. Условия труда изменились кардинально: в кабинете появился компьютер, проектор и интерактивная доска. Мои уроки давно вышли за рамки традиционных. Возможности уроков значительно расширились.
При подготовке урока с применением ИКТ учитель должен уметь находить необходимую информацию, сопоставлять с программными требованиями; знать основы авторского права; ориентироваться в цифровых образовательных ресурсах (ЦОР); уметь создавать собственные образовательные ресурсы; работать с интерактивной доской; ориентироваться в Интернет – сообществах.
Методика обучения с помощью интерактивной доски позволяет учащимся видеть двухмерные и трёхмерные объекты изучения, наблюдать, управлять процессами и свойствами при непосредственном контакте с доской и визуальными объектами. Это реализует на практике развивающее обучение. Учащиеся активно включается в исследовательский процесс. В плане контроля знаний, интерактивная доска представляет очень широкие возможности: тренажёры, интерактивные задачи, тесты – все эти формы контроля дают возможность исправить ошибку, повторить попытку, найти правильный ответ. Это снимает страх перед выполнением контрольных заданий и даже напротив: вызывает неподдельный интерес. Тесты и задачи дети продолжают решать на интерактивной доске и после звонка с урока, не желая расходиться на перемену.
Когда на уроке биологии оправдано использование компьютера: при изучении микромира, химических процессов, для демонстрации длительных процессов в ускоренном варианте, в тестовом контроле при подготовке к ЕГЭ.
Интерактивная лаборатория безопасна, лабораторная работа проводится в ускоренных темпах – это очень удобно, особенно в школах, не оснащённых необходимым оборудованием. Но возможность продемонстрировать интерактивные, мультимедийные лабораторные и практические работы не отменяет необходимость работы с реальными объектами и приобретение необходимых навыков. Интерактивная лабораторная работа должна стать дополнением, а не заменой реальной работы, так как она развивает в большей степени теоретические знания, образное мышление, логику, и в меньшей степени практические навыки и мелкую моторику.
В работе с использованием ИКТ, проще использовать готовые электронные образовательные ресурсы. К настоящему времени авторы учебных программ стараются дополнить свой учебник и УМК электронным сопровождением, которое удобно использовать при подготовке и проведении уроков.
Я работаю с УМК И.Н. Пономарёвой, к каждому курсу с пятого по девятый класс есть электронное интерактивное приложение. Работать с ним очень удобно. Диски содержат тексты параграфов учебника, инструктивные карточки к лабораторным и практическим работам, справочник, журнал, галерею и папку «Мои материалы» для создания собственной коллекции учебного материала к любому уроку.
С помощью интерактивных таблиц можно объяснять новый материал, а затем проводить закрепление изученного материала или проверку знаний. Причём такая работа может вестись как в тестовом варианте так и со свободным ответом.
Схема электронных тренажёров и тестов схожа с тестами ЕГЭ, таким образом практически на каждом уроке может вестись постепенная подготовка кЕГЭ и ГИА. Ученик работающий с тестом у доски может сразу его проверить и в случае неудачного решения получает возможность исправить ошибку. Это очень важно, так как пропадает страх, появляется интерес, формируется ситуация успеха.
Карточки можно составлять самостоятельно, а можно воспользоваться специальной программой, которая поможет легко и быстро подготовить разноуровневые карточки по каждой теме. Их можно распечатать, можно включить в план урока в электронном виде.
При изучении сложных для восприятия тем удобно использовать интерактивные модели и анимацию.
Кроме того, довольно широкий выбор мультимедийных курсов по биологии позволяет при изучении сложной темы продемонстрировать не один, а два – три варианта интерактивных моделей. Такая методика позволяет лучше усваивать материал, закреплять его, сравнивая две модели находить в них общие, узнаваемые моменты и отмечать новые, ранее не демонстрировавшиеся. Такая работа проходит максимально осмысленно, позволяет избежать стереотипов, неизбежно возникающих при работе с программами одних и тех же авторов, и даёт хороший результат.
Наработав определённый опыт, необходимо создавать собственные разработки. Начать можно с элементарного подбора фотографий и рисунков, которые распределяются по папкам, соответствующим темам уроков. Эта несложная работа позволяет, со временем, создать картотеку наглядных пособий, без которых нельзя обойтись ни на одном уроке.
Мне нравится создавать наглядные пособия из материала, собранного своими руками. Я люблю путешествовать и везде много фотографирую. Потом, фотографии распределяю по темам и создаю тематические электронные фотоальбомы и слайдовые презентации к урокам биологии и географии. Когда на уроке во время показа этих работ дети узнают, что все фотографии сделаны учителем, то проявляют повышенный интерес и неподдельный восторг.
Следующая ступень - создание тематических электронных презентаций. Эту работу совсем не обязательно целиком взваливать на свои плечи. Можно предложить учащимся попробовать свои силы в создании данного продукта, результат может превзойти ожидания.
При подготовке уроков в традиционной форме, мы часто предлагаем учащимся опережающие задания по подготовке сообщений и докладов. В старшем и среднем звене можно предложить подготовить такую работу не в письменном или печатном виде, а в форме электронной презентации. Для многих детей такая форма оказалась более приемлемой и простой в исполнении, естественно, учитель должен изложить основные правила создания презентации. Работая над электронной презентацией, ученик учится выбирать главное в общем объёме информации, делит материал на смысловые части, подбирает соответствующий иллюстративный материал, сопровождает его пояснительными надписями, звуковым и графическим сопровождением. В принципе электронные презентации, создаваемые учениками и учителем – это учебный проект. Проектная форма работы стала неотъемлемой частью ИКТ.
Проектно - исследовательская деятельность учеников, организуется в основном во внеурочное время на занятиях кружка и факультатива, так как такая работа требует дополнительного времени. Необходимо научить детей ставить цели, планировать работу, проводить наблюдения, фиксировать результаты, делать выводы. Важно научить детей работать не только с компьютером, но и с видео и фототехникой. Результаты работы в виде той же слайдовой презентации можно продемонстрировать на уроке. Для многих детей успех одноклассников – это стимул для собственных достижений. Наиболее удачные работы становятся частью учебного материала.
Необходимо заранее спланировать исследовательскую деятельность, что бы потом иметь возможность использовать её результаты на уроке. Элементы исследовательской деятельности присутствуют и в ходе самого урока в процессе проведения лабораторной работы и поиска ответа на проблемный вопрос.
Самый современный тип учебного проекта – мультимедийный. Это интерактивная (то есть, выполняется в диалоговом режиме) компьютерная разработка, в состав которой может входить музыкальное сопровождение, рисунки и фотографии, видеоклипы, анимация, графический, статистический материал, гиперссылки и многое другое.
Сами по себе ИКТ - это мощный двигатель в образовании, но грамотный педагог должен понимать, что этот метод необходимо применять в комплексе с другими образовательными технологиями, только тогда они дадут реальный результат. Очень важно превратить урок в открытие для ученика (причём, совершённое им лично), а не в набор аудио- и видеоинформации.
Для развития творческих способностей, наблюдательности, умений самостоятельно добывать знания, делать выводы, очень важно приучить детей воспринимать урок с применением ИКТ не как просмотр «мультика», во время которого можно отдохнуть от других уроков. А знакомясь с материалом, одновременно готовить ответы на такие вопросы как: на чём заострили внимание, какие вопросы возникли, какие выводы можно сделать, с какими моментами хотелось бы поспорить. Если такая форма работы становится систематической, то ученики на уроке приучаются занимать активную учебную позицию, а не пассивно просматривают картинки.
Говоря о методике в ИКТ, я ориентируюсь на главный принцип: «Всего должно быть в меру». Можно, конечно подготовить открытый урок и каждый его этап максимально наполнить элементами этой технологии, но такие уроки должны быть нечастыми, иначе дети к ним просто привыкают и перестают удивляться, радоваться собственным маленьким открытиям. В повседневной практике я стараюсь применять на уроках элементы разных методик. Необходимо помнить, что чрезмерное внедрение интерактивных, презентационных и других компьютерных технологий способно привести к ухудшению психофизиологического здоровья учащихся, замещению воображения и творческой мысли учащихся так называемым «комикс - мышлением». Эти технологии должны мотивировать и возбуждать творческий интерес детей, а не захватывать и манипулировать.
За ИКТ большое будущее. На ноябрьском выступлении президента Дмитрия Медведева в Кремле были чётко расставлены акценты на дальнейшем развитии и модернизации системы образования в нашей стране. Новые информационные технологии были названы приоритетными. Планируется 60% государственных услуг предоставлять в электронном виде, а значит, повышение компьютерной грамотности населения – своевременная и очень важная задача.
Результаты.
Дети идут на урок с удовольствием, не боятся проявлять на уроке инициативу, часто сами принимают участие в подготовке и проведении уроков, на уроке занимают активную познавательную позицию.
Уроки с использованием инновационных технологий требуют большой подготовки, но проходят легко и всегда вызывают интерес у детей, снимают психологические барьеры, повышают активность даже слабоуспевающих учащихся.
Учащиеся активно работали на уроке, были выполнены все поставленные задачи, были задействованы в подготовке урока. Все ученики отработали навыки работы с микроскопом. Показали умение работы с интерактивной доской. Тестирование, проведённое на последующем уроке, показало, что учебный материал был усвоен всеми учащимися. Дополнительное домашнее задание (со звёздочкой) выполнили 18 человек. Многие заинтересовались разнообразием папоротников и их жизненным циклом, сами захотели провести исследовательскую работу, 12 учащихся выполнили исследовательские и практические работы на летних каникулах и представили свои отчёты.
Электронное приложение
Видеозапись и разработка урока «Общая характеристика и жизненный цикл папоротникообразных».
Слайдовая презентация к проекту «Выращивание комнатных папоротников из спор».
Слайдовая презентация «Открывая занавес урока».
Видеозапись урока «Общая характеристика и жизненный цикл папоротникообразных».
Разработка урока.
Тема: «Общая характеристика и жизненный цикл папоротникообразных».
Урок проводится в шестом классе. Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.
Раздел: «Основные отделы царства растений» (10 ч.)
Цель:
изучение общей характеристики, многообразия, особенностей строения и размножения папоротникообразных.
Задачи:
- образовательные: познакомить с общей характеристикой, особенностями строения высших споровых сосудистых растений на примере папоротника; показать особенности размножения и развития папоротника, ознакомить со средой обитания, многообразием, значением и необходимостью охраны папоротников.
- развивающие: продолжить формирование умений и навыков с определениями, исследовать объекты живой природы с помощью микроскопа и лупы, устанавливать причинно–следственные связи, формировать выводы, формировать умения и навыки работы с интерактивной доской;
- воспитательные: ответственное отношение к выполнению полученного задания, экологическое, эстетическое, бережное отношение к своему здоровью, сохранность школьного имущества.
Тип урока:
комбинированный, лабораторная работа «Строение и размножение папоротника».
Оборудование:
Комнатные растения папоротники (папоротники), Гербарии (хвощ, плаун, папоротник ), микроскопы, лупы, микропрепараты спорангиев и заростков папоротника, проростки папоротников, мультимедиа- ресурсы, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
План урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Организационный момент. Приветствие, отметка в журнале об отсутствующих. Дежурный подаёт рапортичку об отсутствующих.
II. Изучение нового материала:
Актуализация.
Постановка проблемного вопроса урока.
Знакомство с общей характеристикой Папоротникообразных.
Строение папоротника.
Жизненный цикл папоротника. Объявить тему урока: «Общая характеристика и жизненный цикл папоротникообразных».
Предложить детям сформулировать вопросы к данной теме (формулируем цель урока).
Проблемный вопрос урока: «Почему папоротники не встречаются в районах с засушливым климатом?».
Предложить доказать, что:
Папоротники высшие споровые растения.
Сосудистые. Предложить вспомнить значение камбия.
Древняя группа, среди современных есть реликтовые.
Демонстрация видеосюжета о древних папоротниках.
Ж.Ф.: травянистые (в умеренных широтах), древовидные до 20 м. (в тропиках).
Более 10000 видов. Хвощевидные. Плауновидные. Где нам могут встретиться папоротники? Демонстрация слайдов.
Обитают в местах с повышенной влажностью. Некоторые в водоёмах.
После сообщения поэтапное закрепление знаний с помощью ИД, подписывание частей папоротника пером на ИД.
Два поколения: спорофит и гаметофит. Работа с анимационной схемой на ИД. Записывают дату и тему в тетрадь.
Формулируют цели урока.
На проблемный вопрос ответ даётся в конце урока.
Учащиеся приводят доказательства и записывают характеристику в тетрадь.
«Есть вегетативные органы (листья, стебли, корневище)».
«Есть ткани (покровные, проводящие механические). Нет камбия».
«Древние, 400 млн.л.н., есть реликтовые». Обсуждение понятия «Реликтовые».
«Ж.Ф.: травянистые, древовидные».
«Папоротникообразные (10000 видов): папоротниковидные, хвощевидные, плауновидные». Сообщение ученика о многообразии комнатных папоротников.
«Условия: повышенная влажность».
Сообщение ученицы о папоротниках Приморского края с демонстрацией фотоматериалов экскурсии на экологическую тропу Уссурийского заповедника.
Сообщение ученика о строении папоротника с демонстрацией на интерактивной доске (ИД).
Просмотр ролика, сопоставление увиденного с рисунком в учебнике (рис. 98).
III. Закрепление изученного материала. Лабораторная работа «Строение и размножение папоротника».
Проверка закрепления материала.
Анализ лабораторной работы с предыдущего урока. Инструктаж по технике безопасности. Актуализация работы с помощью интерактивного теста.
Представление результатов исследовательской работы.
Начало лабораторной работы.
Работа с ИД и инструктивными карточками (печатная заготовка, разработанная для данной работы).
Название.
Цель работы.
Оборудование (найти в списке лишнее).
Строение взрослого папоротника – спорофита первого порядка.
Сорус со спорангиями.
Заросток – гаметофит папоротника.
Проросток папоротника – спорофит следующего поколения.
Вывод.
Поэтапное закрепление:
Интерактивный тест.
Предложить детям придумать вопрос учителю по изученной теме.
Возвращаемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока.
Коментарии к предыдущей лабораторной работе, разбор ошибок. Выполняют тест (один ученик у доски, остальные проверяют на местах).
Выступление ученицы с отчётом по проектной работе «Выращивание комнатных папоротников из спор».
Формулируют правила безопасности на лаб. работе.
Работают в инструктивных картах.
Зачёркивают в списке оборудования лишние записи.
Рассматривают листья взрослого папоротника. Делают надписи к рисункам в инструктивных картах.
Находят на нижней стороне листа сорусы, рассматривают с помощью лупы.
Рассматривают в микроскоп микропрепарат спорангия, заростка и проростка, сопоставляют увиденное с макрофотоснимками на ИД, открывают скрытые надписи к рисункам.
Вывод формулируется фронтально, записывается самостоятельно.
Решение теста (один ученик у доски)
Запись «вопроса учителю» (на обратной стороне инструктивной карты).
Отвечают на вопрос урока.
Дежурные раздают предыдущие лабораторные работы. Учащиеся просматривают работы, выполняют работу над ошибками.\
IV.Домашнее задание. Параграф 41.
Закончить работу над ошибками в предыдущей лабораторной работе «Строение мхов».
3*. Составить кроссворд или электронную презентацию по теме урока (по желанию). Записывают домашнее задание в дневник.
V. Подведение итогов. 1. Отметить работу всего класса (всё ли успели сделать, что особенно хорошо получилось, на чем ещё надо поработать).
2. Оценки отдельным ученикам.
3. Всем спасибо, до свидания). Слайды к уроку для интерактивной доски и фотографии этапов урока.