Методическая разработка УП на тему Применение методов обследования детей с заболеваниями органов пищеварения, мочеотделения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка учебной практики
по ПМ.01 Диагностическая деятельность
Тема: Применение методов обследования детей с заболеваниями органов пищеварения, мочеотделения
специальность 060101 Лечебное дело
(углубленный уровень подготовки)
Купино 2014
План занятия
Тема: Применение методов обследования детей с заболеваниями органов пищеварения, мочеотделения
Цели:
Обучающая: формирование практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта
Развивающая: Развитие самостоятельности, творческого начала, навыков умственного труда, умение находить главное, существенное, умение классифицировать отдельные признаки, симптомы, показатели.
Воспитывающая: формирование у обучающихся устойчивого интереса к профессии, ответственности за результаты своей работы, умение работать в коллективе.
Мотивация: Диагностика и постановка предварительного диагноза является очень важным и наиболее сложным видом профессиональной деятельности медицинского работника и требует глубоких знаний по диагностике заболеваний пациентов разных возрастных групп, специальных знаний, навыков, умений, формирование первоначального практического опыта обследования пациента, интерпретации лабораторных и инструментальных методов диагностики, постановки предварительного диагноза.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия Время Алгоритм проведения занятия учебной практики в ЛПУ Деятельность руководителя Деятельность обучающегосяЗадание
1 этап
Организационный 15 мин 1. Организационный момент
2. Внешний вид, дневник
3. Объявление темы. Целевая установка. Актуализация опыта
4. Задание 1. Отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность студентов к занятию
2. Оценка внешнего вида студентов.
3. Объявление темы, целей занятия. Мотивация студентов для усвоения материала 1. Соблюдение правил внутреннего распорядка
2 этап
Основной 220 мин 1. Контроль выполнения задания
2. Взаимодействие руководителя и обучающегося: методическая помощь обучающемуся при выполнении задания 1. Объяснение, помощь и контроль при планировании обследования пациента с заболеваниями органов дыхания и кровообращения
2. Объяснение, помощь и контроль при осуществлении сбора анамнеза у пациентов с заболеваниями органов дыхания и кровообращения
3. Объяснение, помощь и контроль применения различных методов обследования пациента при заболеваниях органов дыхания и кровообращения
4. Объяснение, помощь и контроль при интерпретации результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики
5. Объяснение, помощь и контроль при формулировании предварительного диагноза
6. Объяснение, помощь и контроль при оформлении медицинской документации 1. Соблюдение алгоритма при планировании обследования пациентов; обоснованность и точность плана обследования пациентов
2. Соблюдение алгоритма проведения диагностического исследования пациентов;
точность выбора методов диагностического исследования пациентов;
правильность выполнения диагностического исследования пациентов;
3. Правильность, точность, обоснованность постановки предварительного диагноза
4. Грамотность и точность оформления медицинской документации;
соответствие требованиям оформления медицинской документации. Курация пациентов (приложение №1).
Учебная история болезни (приложение №2)
Задачи (приложение №3)
3 этап
Заключительный 35 мин 1. Оценка выполненного задания, обсуждение, анализ
2. Проверка дневника практики Контроль выполненного задания, проведение анализа. Обсуждение результатов.
Проверка и оценивание дневника практики Обсуждение выполненного задания, работа над ошибками. Критерии оценивания (приложение №4)
Приложение №1
Задания для отработки практических умений
Составление плана обследования детей с заболеваниями органов пищеварения
Осуществление сбора анамнеза у детей с заболеваниями органов пищеварения
Применение объективных, дополнительных методов обследования детей с заболеваниями органов пищеварения
Интерпретация результатов лабораторных методов диагностики детей с заболеваниями органов пищеварения
Интерпретация результатов инструментальных методов диагностики детей с заболеваниями органов пищеварения
Постановка предварительного диагноза в соответствии с современными классификациями
Оформление медицинской документации
Составление плана обследования детей с заболеваниями органов мочеотделения
Осуществление сбора анамнеза у детей с заболеваниями органов мочеотделения
Применение объективных, дополнительных методов обследования детей с заболеваниями органов мочеотделения
Интерпретация результатов лабораторных методов диагностики детей с заболеваниями органов мочеотделения
Интерпретация результатов инструментальных методов диагностики детей с заболеваниями органов мочеотделения
Постановка предварительного диагноза в соответствии с современными классификациями
Оформление медицинской документации
Приложение №2
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области
«Купинский медицинский техникум»
УЧЕБНАЯ ИСТОРИЯ
СТАЦИОНАРНОГО БОЛЬНОГО
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
По профессиональному модулю
Диагностическая деятельность
Выполнил(а) студент(ка)
Ф.И.О____________________
Группа № _______________ Курс __________________ _ Специальность____________ Методический руководитель
Оценка___________________
Купино 20___ г
ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ
Фамилия, имя, отчество ______________________________________________
2. Пол _________ Рост ____________ Вес __________
3. Возраст ________________________________________
(полных лет, для детей до 1 года - месяцев, до 1 месяца - дней)
4. Дата время и поступления ___________________________________________
5. Дата и время выписки _______________________________________________
6. Отделение ____________________________ Палата № ____________
7. Проведено койко – дней ________________________
8. Виды транспортировки: на каталке, на кресле, может идти (подчеркнуть)
9. Группа крови __________ Резус принадлежности ________________
10. Побочные средства лекарств (непереносимость)_____________________________________________________________________________
11. Постоянное место жительства: (город, село) _____________________________________________________________________________________________
(вписать адрес, указать для приезжих, область, район, населенный пункт, адрес родственников, номер телефона)
12. Место работы, должность __________________________________________________________________
(для учащихся - место учебы)
13. Кем доставлен больной __________________________________________________________________
(название лечебного учреждения)
Доставлен в стационар по экстренным показаниям: да, нет (подчеркнуть).Через сколько часов _______ после начала заболевания больной госпитализирован в плановом порядке.
Причины обращения: _________________________________________________________________
Источники информации: __________________________________________________________________
(пациент, родственники, медицинский персонал)
Жалобы пациента в настоящее время __________________________________________________________________
Анамнез болезни:
- когда началось заболевание________________________________________
- как началось ____________________________________________________
- как протекало ___________________________________________________
- проводимые исследования __________________________________________________________________
- лечение и его эффективность __________________________________________________________________
- причины заболевания __________________________________________________________________
История жизни
Условия, в которых рос и развивался человек: __________________________________________________________________
2. Трудовая деятельность - возраст, условия труда:
профессиональная вредность ________________________________________ __________________________________________________________________
3. Перенесенные заболевания, операции, травмы __________________________________________________________________
(гепатит, туберкулез, венерические заболевания)
4. Аллергоанамнез:
- непереносимость пищи __________________________________________________________________
- непереносимость лекарств __________________________________________________________________
- непереносимость бытовой техники __________________________________________________________________
5. Особенности питания (что переносит плохо, что предпочитает) __________________________________________________________________
6. Курит ли: возраст, сколько сигарет в день: __________________________________________________________________
7. Отношение к алкоголю: не употребляет, умеренно употребляет, избыточно (подчеркнуть) _____________________________________________________________________________________________
8. Духовный статус: образ жизни (культура, вероисповедание, развлечения, отдых, родной язык)
9. Социальный статус: (роль в семье, на работе, финансовое положение) ____________________________________________________________________________________________
10. Наследственность (наличие у кровных родственников диабета, высокого давления, заболеваний сердца, инсульта, ожирения, туберкулеза, анемий, заболеваний желудка, почек, печени, щитовидной железы) __Оценка состояния пациента в период лечения
Дата Лечебный стол Состояние:
(удовлетворительное, средней тяжести, крайней тяжести) 2. Сознание:
(ясное, спутанное, отсутствует) 3. Положение в постели:
(активное, пассивное, вынужденное) 4. Окраска кожных покровов: 5. Лимфатические узлы увеличены:
(да, нет) 6. Температура тела:
- утро
- вечер 7. Частота
дыхательных
движений: 8. Пульс: 9. АД:
- на правой руке
- на левой руке 10. Деформация
скелета: (да, нет) 11. Деформация
суставов: (да, нет) 12. Атрофия мышц:
(да, нет) 13. Язык обложен:
(да, нет) Аппетит:
изменен: (да, нет) Рвота: (да, нет, кратность в сутки) Стул:
(оформлен, запор, понос, недержание) 17. Живот обычной
формы: (да, нет) 18. Мочеиспускание:
(свободное, затрудненное, болезненное, учащенное) 19. Отеки: (да, нет) 20. Сон: (требуются снотворные да, нет) 21. Парезы,
параличи (да, нет) 22. Дополнительная активность:
(самостоятельно, костыли, трость, каталка, кресло) 23. Кашель, мокрота (цвет, количество, запах) 24. Одышка (тахипноэ, брадипноэ)25. Глотание (нормальное, затрудненное, отсутствует) Обоснование: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(на основании жалоб, анамнеза жизни и заболевания, объективных данных, перечислить их)
Предварительный диагноз: __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностическая программа: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(план обследования)
Приложение №3
Задача №1. Мальчик, 13 лет, поступил в стационар с жалобами на боли в эпигастральной области. Перед поступлением в больницу была рвота "кофейной гущей", после чего боли стихли, но появились слабость, сердцебиение, головокружение, шум в ушах.
При осмотре: бледность кожных покровов, А/Д снижено, РS 110 в мин, при пальпации живота — напряжение мышц в эпигастральной области.
Задания
Составьте план обследования пациента
Осуществите сбор анамнеза
Поставьте предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями
Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента
Оформите медицинскую документацию
Задача №2
Боря Е., 15 лет, обратился в поликлинику с жалобами на длительные, приступообразные, иногда сверлящие боли в животе с длительностью до 1-2 часов, обычно на голодный желудок. Частые ночные боли. Облегчение приносит прием пищи. Длительность периода болей около 1 месяца. Аппетит не нарушен.
Из семейного анамнеза выяснено, что у деда по материнской линии язвенная болезнь желудка, у матери эрозивный гастрит.
Объективно: самочувствие удовлетворительное. Подкожно-жировой слой истончен. Лимфоузлы не увеличены. Носовое дыхание не нарушено. Пальпация, перкуссия, аускультация изменений со стороны органов дыхания не выявили. Область сердца не изменена и границы не расширены. Тоны приглушены, ритмичные. А/Д 110/60 мм.рт.ст на обеих руках. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии и в области пупка. Печень и селезенка не увеличены. Стул и мочеспускание не нарушены.
Общие анализы мочи и крови без патологии. Азотовыделительная функция не нарушена. Отклонений в белковом спектре крови, уровне липидов и сахара крови нет. Рентгенологическое исследование желудка с сульфатом бария симптом "ниши" в антральном отделе желудка.
Задания
Составьте план обследования пациента
Осуществите сбор анамнеза
Поставьте предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями
Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента
Оформите медицинскую документацию
Задача №3. Девочка , 13 лет, обратилась на консультацию к нефрологу с жалобами на избыточную массу тела, появление в анализах мочи большого количества белка при попытке отказаться от приема глюкокортикоидов. Больна с 3-х лет, когда после перенесенной ангины появились отеки, олигурия и протеинурия до 14 г/л. С тех пор постоянно получает 15 мг преднизолона в сутки.
Объективно: самочувствие удовлетворительное. Кожа лица красная, на лбу, бедрах и боковой поверхности живота цианотичные стрии. Подкожно-жировой слой развит неравномерно: избыточное отложение в области лица, шеи, груди, живота. Лимфоузлы не увеличены. Носовое дыхание не нарушено. Пальпация, перкуссия и аускультация изменений со стороны органов дыхания не выявили. Область сердца не изменена и границы не расширены. Тоны ясные, ритмичные. А/Д 115/60 мм рт ст. на обеих руках. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Стул и мочеспускание не нарушены.
В общих анализах мочи без патологии. Азотовыделительная функция не нарушена. Отклонений в белковом спектре крови, уровне липидов и сахара крови нет.
Задания
Составьте план обследования пациента
Осуществите сбор анамнеза
Поставьте предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями
Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента
Оформите медицинскую документацию
Задача №4. Мама, с девочкой 2,5 лет, обратилась к участковому врачу по поводу учащенного и болезненного мочеиспускания у ребенка, болей в животе и повышения температуры до 37,5º С. Осмотрена хирургом, хирургическая патология исключена. Эти симптомы наблюдались в течение года дважды, и после обследования был выставлен диагноз "цистит". Лечение проводилось амбулаторно. В анамнезе частые простудные заболевания (7 раз ОРЗ за последний год). Родители здоровы, но у бабушки со стороны мамы заболевание почек.
Объективно: масса 11,5 кг, длина 85 см. Состояние удовлетворительное. Астеническое телосложение. Кожа и видимые слизистые чистые. Лимфоузлы: тонзиллярные безболезненные, размером до 0,8 см, не спаянные с окружающей тканью. Подкожно-жировой слой развит удовлетворительно. Над легкими перкуторный звук легочной, выслушивается пуэрильное дыхание. Границы сердца соответствуют возрасту. Тоны ясные, ритмичные. Живот мягкий, болезненный над лоном. Печень и селезенка не увеличены. Симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон. Мочеспускание болезненное, 15 раз в день.
В общем анализе мочиреакция щелочная, относительная плотность мочи 1012, мутная, лейкоциты 20-25, плоский эпителий 3-5 в поле зрения. Анализ крови: СОЭ-25 мм в час, Л-12х109 /л, Нв-108 г/л. Проба Зимницкого: дневной диурез 300 мл, ночной диурез 500 мл, колебания удельного веса 1005-1012.
УЗИ почек: размеры соответствуют возрасту, положение и подвижность обычные, отмечается уплотнение чашечно-лоханочной системы с обеих сторон, удвоение почки справа.
Задания
Составьте план обследования пациента
Осуществите сбор анамнеза
Поставьте предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями
Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента
Оформите медицинскую документацию
Приложение №4
Критерии оценивания
5 (отлично) ставится в случае:
- комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение диагностической программы; медицинская документация заполняется в соответствии с требованиями без нарушений.
- оформление дневника в срок, в полном объеме, эстетично, записи грамотны, логичны. Студент описывает методики, способы проведения манипуляций, приборов, макро- и микропрепаратов, химических реакций и т.д., впервые изучаемых на данном занятии, рисунки, фото и схемы приборов, изучаемого инструментария, микро- и макропрепаратов и т.д., то есть все, что видел, наблюдал, изучал, самостоятельно проделывал обучающийся, с указанием объема проведенной обучающимся самостоятельной работы.4 (хорошо) ставится в случае:
– комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение диагностической программы; медицинская документация заполняется в соответствии с требованиями с незначительными ошибками по оформлению.
- дневник оформлен полностью, с опозданием на 1-2 дня, записи с грамматическими ошибками, краткие не логичные, последовательные. Студент не в полном объеме описывает методики, способы проведения манипуляций, приборов, макро- и микропрепаратов, химических реакций и т.д., впервые изучаемых на данном занятии, рисунки, фото и схемы приборов, изучаемого инструментария, микро- и макропрепаратов и т.д., то есть все, что видел, наблюдал, изучал, самостоятельно проделывал обучающийся, с указанием объема проведенной обучающимся самостоятельной работы.3 (удовлетворительно) ставится в случае:
– затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение диагностической программы; при заполнении медицинской документации студент испытывает затруднения, устраняет их при помощи преподавателя.
- дневник оформлен в полном объеме с задержкой на 3-5 дней, записи краткие, непоследовательные, с грамматическими ошибками, небрежные. Студент не в полном объеме описывает методики, способы проведения манипуляций, приборов, макро- и микропрепаратов, химических реакций и т.д., впервые изучаемых на данном занятии, отсутствуют рисунки, фото и схемы приборов, изучаемого инструментария, микро- и макропрепаратов и т.д., без указания объема проведенной обучающимся самостоятельной работы.
2 (неудовлетворительно) ставится в случае:
– неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение диагностической программы; медицинская документация заполняется не в соответствии с требованиями, студент не может самостоятельно исправить ошибки указанные преподавателем.
- дневник не оформлен в соответствии с требованиями, либо отсутствует, записи с грамматическими ошибками, краткие не логичные, непоследовательные. Студент не описывает методики способы проведения манипуляций, приборов, макро- и микропрепаратов, химических реакций и т.д, отсутствуют рисунки, фото и схемы приборов, изучаемого инструментария, микро- и макропрепаратов и т.д., без указания объема проведенной обучающимся самостоятельной работы. В дневнике лишь перечисляются методики, манипуляции, приборы и т.д впервые увиденные студентом на данном занятии.
Эталон ответов
Задача№ 1
1. При обследовании больного необходимо соблюдать следующие этапы:
I этап – обследование при помощи основных методов:
Расспрос (субъективный метод)
Объективное исследование (общий и местный осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
Обоснование предварительного диагноза
II этап – обследование с использованием дополнительных методов, необходимых для подтверждения предположительного диагноза и дифференциальной диагностики:
Составление плана лабораторных и инструментальных исследований, консультаций специалистов
Обоснование и формулировка развернутого окончательного диагноза (основное заболевание его осложнения и сопутствующие болезни)
2. Сбор анамнеза – расспрос
Расспрос – метод исследования основанный на анализе и оценке переживаний и ощущений пациента, а также о его переживаниях о заболевании и жизни. Расспрос проводится по определенной схеме и правилам:
Общая схема расспроса включает:
Паспортные данные;
Анализ жалоб пациента;
Анамнез заболевания;
Анамнез жизни.
Основные требования при анамнезе заболевания – раскрыть динамику патологического процесса от начала заболевания до поступления пациента в клинику. Анамнез заболевания включает три раздела:
Начало;
Результат проведения лабораторно-инструментальных исследований;
Предшествующее лечение.
Анамнез жизни включает пять разделов:
Физическое и интеллектуальное развитие пациента (с выделением вредных привычек и перенесенных заболеваний);
Материально-бытовые условия его жизни;
Экспертно-трудовой анамнез;
Аллергологический анамнез;
Наследственный анамнез
3. Предположительный диагноз: язвенная болезнь желудка, осложнившаяся кровотечением. Заключение дано на основании жалоб и объективного обследования: рвота "кофейной гущей", головокружение, слабость, бледность кожных покровов, тахикардия, снижение А/Д, болезненность, напряжение мышц в эпигастральной области.
4. Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента - план диагностического исследования в стационаре:
а) общий анализ крови, мочи;
б) фиброгастроскопия желудка — для определения характера язвенного дефекта слизистой оболочки желудка.
Задача№2
1. При обследовании больного необходимо соблюдать следующие этапы:
I этап – обследование при помощи основных методов:
Расспрос (субъективный метод)
Объективное исследование (общий и местный осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
Обоснование предварительного диагноза
II этап – обследование с использованием дополнительных методов, необходимых для подтверждения предположительного диагноза и дифференциальной диагностики:
Составление плана лабораторных и инструментальных исследований, консультаций специалистов
Обоснование и формулировка развернутого окончательного диагноза (основное заболевание его осложнения и сопутствующие болезни)
2. Сбор анамнеза – расспрос
Расспрос – метод исследования основанный на анализе и оценке переживаний и ощущений пациента, а также о его переживаниях о заболевании и жизни. Расспрос проводится по определенной схеме и правилам:
Общая схема расспроса включает:
Паспортные данные;
Анализ жалоб пациента;
Анамнез заболевания;
Анамнез жизни.
Основные требования при анамнезе заболевания – раскрыть динамику патологического процесса от начала заболевания до поступления пациента в клинику. Анамнез заболевания включает три раздела:
Начало;
Результат проведения лабораторно-инструментальных исследований;
Предшествующее лечение.
Анамнез жизни включает пять разделов:
Физическое и интеллектуальное развитие пациента (с выделением вредных привычек и перенесенных заболеваний);
Материально-бытовые условия его жизни;
Экспертно-трудовой анамнез;
Аллергологический анамнез;
Наследственный анамнез
3. Предположительный диагноз - язвенная болезнь желудка.
Заключение основано на данных:
анамнеза заболевания и жалоб: длительные, приступообразные, иногда сверлящие боли, чаще на голодный желудок, ночные боли и облегчение после приема пищи; болевой синдром около месяца;
семейного анамнеза: у матери больного эрозивный гастрит, у деда по материнской линии язвенная болезнь желудка;
объективного осмотра: подкожно-жировой слой истончен, при пальпации живота определяется болезненность в эпигастральной области и в области пупка;
при рентгенологическом исследовании желудка обнаружен симптом "ниши" в антральном отделе желудка.
Дополнительными симптомами при язвенной болезни могут быть выраженные диспепсические расстройства: изжога, отрыжка, тошнота, рвота, запоры; наличие скрытой крови в кале, а также астеноневротический синдром: нарушение сна, головная боль, раздражительность, плаксивость.4. Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента - с целью уточнения диагноза язвенной болезни необходимо провести:
эндоскопическое исследование желудка для определения характера язвенного дефекта слизистой оболочки (ФГДС);
определение скрытой крови в кале методом Грегерсена;
фракционное желудочное зондирование для определения кислотности желудочного содержимого, которая у детей в возрасте 10-15 лет чаще бывает высокой.
Задача№ 3
1. При обследовании больного необходимо соблюдать следующие этапы:
I этап – обследование при помощи основных методов:
Расспрос (субъективный метод)
Объективное исследование (общий и местный осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
Обоснование предварительного диагноза
II этап – обследование с использованием дополнительных методов, необходимых для подтверждения предположительного диагноза и дифференциальной диагностики:
Составление плана лабораторных и инструментальных исследований, консультаций специалистов
Обоснование и формулировка развернутого окончательного диагноза (основное заболевание его осложнения и сопутствующие болезни)
2. Сбор анамнеза – расспрос
Расспрос – метод исследования основанный на анализе и оценке переживаний и ощущений пациента, а также о его переживаниях о заболевании и жизни. Расспрос проводится по определенной схеме и правилам:
Общая схема расспроса включает:
Паспортные данные;
Анализ жалоб пациента;
Анамнез заболевания;
Анамнез жизни.
Основные требования при анамнезе заболевания – раскрыть динамику патологического процесса от начала заболевания до поступления пациента в клинику. Анамнез заболевания включает три раздела:
Начало;
Результат проведения лабораторно-инструментальных исследований;
Предшествующее лечение.
Анамнез жизни включает пять разделов:
Физическое и интеллектуальное развитие пациента (с выделением вредных привычек и перенесенных заболеваний);
Материально-бытовые условия его жизни;
Экспертно-трудовой анамнез;
Аллергологический анамнез;
Наследственный анамнез
3. Предположительный диагноз - хронический гломерулонефрит, гормонозависимый, без нарушения функции почек. Заключение основано на данных анамнеза заболевания: в анализах мочи появление большого количества белка при попытке отказаться от приема глюкокортикоидов, состоит на учете у нефролога с 3-х лет после перенесенной ангины, появились отеки, олигоурия и протеинурия до 14 г/л. Постоянно получала преднизолон по 15 мг в сутки. Объективные данные: кожа лица красная, на кожной поверхности отмечаются цианотичные стрии, избыточно развит подкожно-жировой слой. Изменения со стороны органов дыхания и сердца не выявлены. Стул и мочеиспускание не нарушены, анализ мочи без патологии. Биохимический анализ крови без изменений.
Дополнительные симптомы, которые могут быть выявлены при данном заболевании:
боли в животе и пояснице;
микро и макрогематурия, появление мочи цвета "мясных помоев";
повышение А/Д;
дизурия;
гипертрофия миокарда;
появление кушингоидного сидрома;
4. Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента - общий анализ крови и мочи, анализы мочи по Зимницкому и Аддису-Каковскому, суточная экскреция белка, биохимический анализ крови (общий белок и его фракций, мочевины, остаточного азота, креатинина, СРБ, холестерина, сиаловых кислот), клиренс креатинина, коагулограмма, УЗИ почек и иммунограмма, экскреторная урография, консультация ЛОР, генетика, уролога, биопсия почек по показаниям.Задача№ 4
1. При обследовании больного необходимо соблюдать следующие этапы:
I этап – обследование при помощи основных методов:
Расспрос (субъективный метод)
Объективное исследование (общий и местный осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
Обоснование предварительного диагноза
II этап – обследование с использованием дополнительных методов, необходимых для подтверждения предположительного диагноза и дифференциальной диагностики:
Составление плана лабораторных и инструментальных исследований, консультаций специалистов
Обоснование и формулировка развернутого окончательного диагноза (основное заболевание его осложнения и сопутствующие болезни)
2. Сбор анамнеза – расспрос
Расспрос – метод исследования основанный на анализе и оценке переживаний и ощущений пациента, а также о его переживаниях о заболевании и жизни. Расспрос проводится по определенной схеме и правилам:
Общая схема расспроса включает:
Паспортные данные;
Анализ жалоб пациента;
Анамнез заболевания;
Анамнез жизни.
Основные требования при анамнезе заболевания – раскрыть динамику патологического процесса от начала заболевания до поступления пациента в клинику. Анамнез заболевания включает три раздела:
Начало;
Результат проведения лабораторно-инструментальных исследований;
Предшествующее лечение.
Анамнез жизни включает пять разделов:
Физическое и интеллектуальное развитие пациента (с выделением вредных привычек и перенесенных заболеваний);
Материально-бытовые условия его жизни;
Экспертно-трудовой анамнез;
Аллергологический анамнез;
Наследственный анамнез
3. Предположительный диагноз - у больной заболевание мочевой системы — хронический пиелонефрит на фоне врожденной патологии почек.
Заключение основано на данных анамнеза и жалоб, типичных для данного заболевания:
учащенное и болезненное мочеиспускание;
боли в животе, повышение температуры тела;
симптомы наблюдались в течение года.
В анамнезе жизни частые простудные заболевания, у бабушки со стороны матери заболевание почек.
Данные объективного обследования: ребенок астенического телосложения, в массе отстает от нормы, живот при пальпации болезнен над лоном, положительный симптом Пастернацкого с обеих сторон; учащено мочеспускание до 15 раз;
Лабораторные данные в анализах мочи: (общий, проба по Зимницкому), низкий удельный вес, лейкоцитурия; никтурия. В крови повышена СОЭ до 25 мм/час, незначительный лейкоцитоз, снижен гемоглобин.
При обследовании на УЗИ отмечается уплотнение чашечно-лоханочной системы с обеих сторон, удвоение почки справа.
4. Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента - для уточнения диагноза необходимо проверить наличие отеков (отечности век, голеней), проводить контроль А/Д.
В стационаре необходимо провести: анализы мочи по Нечипоренко, Аддису-Каковскомудля исследования осадка мочи и подсчета форменных элементов; функциональную пробу по Зимницкому, отражающую сниженную способность почек концентрировать мочу. Информативны рентгеноурологические методы обследования -экскреторная урография, микционная цистоурография, выявляющие размер, контуры и расположение почек, неравномерность поражения их паренхимы, рефлюксы и иные препятствия к оттоку мочи. Необходимо провести бактериологическое исследование мочи, чувствительность к антибиотикам; постоянно следить за артериальным давлением и количеством выпитой и выделенной жидкости.