Приём вычислений для случая вида 60 – 24
Организационная информация
Авторы урока (ФИО, должность) Зотова Валентина Михайловна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение МБОУ «СОШ» №10
Предмет, автор учебника, по которому ведётся обучение. Математика. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 2 класс. Часть 1. 2011 год
Класс 2 класс
Тема урока «Приём вычислений для случая вида 60 – 24».
Тип урока ОНЗ
Задачи урока Создание условий для осознания и осмысления нового учебного материала по приёмам вычисления для случая вида 60 – 24.
Цели урока Образовательные: познакомить детей с приёмам вычислений для случая вида
60 – 4.
Развивающие: развивать, познавательный интерес к предмету, умение рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение заданий.
Планируемые результаты Предметные УУД: научиться приёмам вычислений для случая 60 –24.
Метапредметные и личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё мнение.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
уметь работать в парах.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы обучения Объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично - поисковый
Формы обучения Фронтальная работа, индивидуальная, парная.
Ресурсы:
основные
дополнительные Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 2 класс. Часть 1 стр. 61. 2011 год.
презентация «Приём вычислений для случая вида 60 – 24». Зотова В.М.;
конверты с заданиями;
тетрадь одного урока;
разрезной геометрический материал;
алгоритм самооценки.
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Универсальное учебное действие, способствующее отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
I. Организационный момент Здравствуйте, ребята, меня зовут Валентина Михайловна. Сегодня урок математики будет необычным.
Приветствуют учителя, садятся на свои места. Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
II. Актуализация знаний
Устный счет
Геометрический материал
Ответьте на вопрос, какой праздник наступит совсем скоро?
А Новый год для вас это…продолжите предложение
По дороге к вам я получила письмо, вот что в нем написано:
«Дорогие ученики 2 класса, помогите! Дед Мороз пропал!
Последний раз его видели в вашем городе.»
Только ваши знания и смекалка помогут отыскать Дед Мороза.
На столе разложены конверты
В этих конвертах подсказки, которые помогут найти Деда Мороза, но чтобы их открыть нужно выполнить математические задания.
На первом конверте загадка.
Вся сверкает, серебрится Эта чудо-крошка. Но в дождинку превратится, На твоей ладошке.
Слайд№1 (дети называют ответ, снежинка на слайде тает и появляется ответ)
Устный счет поможет вам растопить снежинки.
Молодцы! Вы справились с первым заданием и растопили все снежинки, теперь я смогу открыть конверт!
На доску вывешивается шарик с буквой Ш
Теперь настало время открыть конверт со второй подсказкой!
И вот следующая загадка: За окошком снег идётОчень близок новый годА речушка не течётВедь сковал речушку …
Я хотела сегодня вам на урок принести кубики льда, но к сожалению я их уронила и они раскололись, осколки разлетелись на ваши парты, у каждого по два осколка, помогите мне пожалуйста их собрать.
Следующее задание называется «Собери льдинку» только работая в парах у вас получиться собрать разбитые кубики льда.
Одна пара работает у доски, остальные у себя в тетрадях.
Какая фигура получилась?
Кто скажет, как найти P квадрата?
Но прежде чем найти P нужно правильно измерить длину сторон.
Скажите, а нужно ли нам измерять все стороны квадрата
Вы можете приступать к измерениям.
Если вы правильно измерите длины сторон квадрата и найдете его P, то сможете открыть еще один конверт с подсказкой!
Дети измеряют длину сторон квадрата, находят P
Молодцы. И с этим заданием вы справились и у вас получилось открыть конверт, давайте же посмотрим, что же за подсказка скрывается в нем!
На доску вывешивается шарик с буквой Ф
Новый год
Снежинка
38,42,79,65,26,17.
Лёд
Квадрат
Сложить длины всех сторон.
Нет, в квадрате все стороны равны, так что можно измерить одну сторону и сложить четыре раза! Регулятивные УУД. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение.
Познавательные УУД.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные УУД.
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; уметь работать в парах.
III. Актуализация знаний А теперь задания посложнее.
На доске слайд 2
Кто сможет объяснить мне как из 40 вычесть 4
А теперь аналогично решим остальные примеры.
Один человек у доски на первые два примера с проговариванием алгоритма.
30-7=
50-6=
70-8=
Чтобы из 40 вычесть 4 нужно круглое число 40 разложить на 30 и 10, из 10 вычесть 4, полученную разность прибавить к 30, получается 36.
30-7=20+(10-7)=20+3=23
50-6=40+(10-6)=40+4=44
70-8=60+(10-8)=60+6=62
Познавательные УУД.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Регулятивные УУД. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других
IV. Новая тема Сейчас я запишу еще один пример, Записываю на доске 60-24=, можно ли решить этот пример используя уже знакомый вам алгоритм?
Мы не решали примеры такого вида.
Так чему же мы сегодня будем учиться?
Сегодня мы с вами научимся из круглого числа вычитать двухзначное.
Назовите мне круглые числа, которые вы знаете.
Записываю на доске с параллельным объяснением
Алгоритм
Что бы из круглого числа вычесть двухзначное число, нужно двухзначное число представить в виде суммы разрядных слагаемых. Как представить число 24 в виде суммы разрядных слагаемых? 20 и 4
Вы знаете, что десятки нужно вычитать из десятков, сколько будет 60-20? 40
Мы все сделали или нужно вычесть что-то еще? Теперь нужно из 40 вычесть 4
А что бы из 40 вычесть 4 чем вы воспользуетесь? Алгоритм вычитания единиц из круглого числа (тема прошлого урока)
Из какого числа вычитали (из круглого), какое число вычитали (двузначное)
Так сколько же будет 60-24? 60-24=36
На доске запись
Нет
Мы научимся решать примеры вида 60-24
Ответы детей
Записывают за мной у себя в тетрадях. Регулятивные УУД. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других.
V. Физминутка Повторяйте за мной
Нашему классу все нипочем
Деда Мороза, конечно найдем.
В горы поднимемся мы высоко,
Дружно опустимся вместе на дно
И по сугробам попрыгаем дружно
Низко к земле наклониться нам нужно
Друг с другом рядом мы всегда и нам на поиски пора. VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Теперь вы готовы к тому что бы открыть конверт с третьей подсказкой. Для этого нам понадобится учебник. Откройте учебник на стр. 61. №2
Вам предстоит показать, как хорошо вы можете пользоваться алгоритмами вычитания двухзначных чисел из круглого числа.
Найдите те выражения, в которых из круглого числа нужно вычесть двузначное, запишите их в тетрадь и решите (Три человека у доски, последний пример самостоятельно)
Молодцы, вы доказали, что хорошо усвоили тему урока и конверт вам открылся и вы получаете следующую подсказку.
На доску вывешивается буква К
50-46=(50-40)-6=10-6=4
70-38=(70-30)-8=40-8=32
100-38= (100-30)-8=70+8=78
90-24= (90-20)-4=70-4=66
Регулятивные УУД.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Личностные УУД.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
VII. Включение в систему знаний и повторений
(8 мин.) Нам с вами осталось открыть последний конверт и мы с вами узнаем куда же пропал Дед Мороз.
Задача №3
Прочитайте задачу. Давайте составим схему-чертеж к задаче.
Что нам известно?
Представьте, что вам предложили поливать огород. И вы должны взять 5 ведер из бочек. Как вы это будете делать?
Итак, воду из бочек можно брать тремя способами. Значит и задачу можно решить тремя разными способами.
Прежде чем решать задачу давайте составим схему-чертеж
Теперь вам нужно разделиться на команды, повернитесь к своим одноклассникам и решите задачу вашим способом, после этого один из вас выйдет к доске и запишите решение задачи.
Дети получают листы с готовыми схемами, заполняют их, вывешивают на доске с устным объяснением.
А теперь у себя в тетрадях запишите тот способ, который вам больше нравится.
Что вы можете сказать об ответах? Они одинаковые
Сколько способов решения мы нашли у данной задачи? три
Молодцы, вы справились и с этой задачей и смогли открыть последний конверт. Было две бочки, в первой бочке 20 ведер, во второй бочке 15 ведер.
Возьму 5 ведер из второй бочки. А я возьму из первой бочки. Я буду брать воду из обеих бочек.
1 способ
Берем 5 ведер из бочки, в которой 20 ведер, а ведра второй бочки просто прибавим т.к. из второй бочки воду мы не брали:
20-5=15 (в)
15+15+ 30 (в)
2 способ
Берем 5 ведер из бочки, в которой 15 ведер, а ведра первой бочки просто прибавим, т.к. из первой бочки воду мы не брали:
15-5=10 (в)
20+10=30 (в)
3 способ
Берем воду из обеих бочек. Что это значит? Сложим ведра воды из обеих бочек вместе, а потом возьмем 5 ведер:
20+15=35 (в)
35-5=30 (в) Регулятивные УУД.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ и сравнение объектов.
Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать партнёра.
VIII. Итог урока. Но прежде чем вывесить последнюю букву на доску, я хочу проверить хорошо ли вы усвоили тему.
Слайд 3
Первый ряд найдите круглое число в котором 6 десятков, второй ряд найдите двузначное число в котором один десяток и 7 единиц, а третий ряд решите это выражение.
Аналогично с двумя другими выражениями.
60-17=43
40-13=27
30-14=16
Регулятивные УУД.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки. Личностные УУД.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других.
IX. Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание
Какова была цель сегодняшнего урока?
Достигли вы своей цели?
Вывешиваю на доску последнюю букву.
Составьте из этих букв слово.
Какое слово у нас получилось? Достаю Дед мороза из шкафа.
Вот он, все это время он прятался в шкафу, Дед Мороз специально приготовил для вас все эти задания, что бы проверить как хорошо вы знаете математику, хорошо ли вы учитесь и заслужили ли вы подарки на Новый год.
Нового года не бывает и без елки, теперь давайте украсим наши елочки, если вы довольны своей работой на уроке, раскрасьте шарики жёлтым цветом, если на уроке вы работали неплохо, то раскрасьте шарики синим цветом, ну а если на уроке вам было очень трудно, то раскрасьте шарики красным цветом!
Молодцы! Вы отлично поработали на уроке.
Запись домашнего задания.
Научиться решать примеры.
Мы научились решать примеры нового вида.
Слово шкаф. Регулятивные УУД.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки. Личностные УУД.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других.