Конспект открытого урока литературному чтению 3 класс «Секреты творчества и фантазии. Б.Житков «Как я ловил человечков».
Литературное чтение
3 класс
Учитель С.К.КурмангалиеваТема: «Секреты творчества и фантазии. Б.Житков «Как я ловил человечков».
Цели: • Наблюдение за способами выражения в рассказе чувств, переживаний и внутреннего мира героя. • Вовлечение детей в сопереживание с героем своей вины за содеянный поступок.
Задачи: 1. Образовательная: • Продолжить работу над содержанием произведения Б.С.Житкова «Как я ловил человечков», выявлением главной мысли рассказа. Учить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки. 2. Развивающая: • Совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста, умение прогнозировать текст. Развивать устную речь, воображение, внимание, творческие способности, интерес к чтению, умение работать с текстом, учебной книгой. Формировать навык правильного, плавного, осознанного и выразительного чтения. 3. Воспитательная: • Воспитывать нравственные качества и нравственные убеждения через анализ содержания художественного произведения, чувство ответственности за свои поступки, коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма. Материал для чтения: Б.С.Житков «Как я ловил человечков»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: учебники, на доске -творческие работы ребят.
Сопровождение: слайды о Б.Житкове, картина П. Филинова «Нарвские ворота», музыка физминутки
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний и постановка проблемы.
4. Физпауза
5.Совместное «открытие» новых знаний.
5.Самостоятельное применение знаний.
6. Домашнее задание.
7.Итог урока. Рефлексия.
- Сегодня наш урок будет необычным. У нас гости. Спокойно повернитесь к ним лицом. Наклоном головы поздоровайтесь. Пусть гости увидят ваши симпатичные лица. Теперь спокойно повернитесь ко мне. Помните, что вы ребята способные, умные и, конечно, поможете мне вести урок.
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получиться у нас!
1. Работа группами
- Что было задано на дом? (Стр 121 Эмма Мошковская «Вода в колодце»)
- Проведем конкурс чтецов
- Для этого сядьте по группам
- Прочитайте самостоятельно стихотворение
- Прочитайте все в группе и оцените ответы товарищей
- Выберите лучшего чтеца, для защиты группы
2. Конкурс чтецов
3. Беседа
- Как вы думаете, у поэтессы особое обоняние или особый взгляд на мир?
- Чем должен обладать человек, что бы так видеть мир?
1.Работа по картине П. Филинова «Нарвские ворота» (слайд)
- Мы с вами на прошлом уроке путешествовали в «Музейный домик» и познакомились с картинкой П. Филинова «Нарвские ворота»
- Художник написал свою картину так, что создалось впечатление мозаики.
Кто догадался, зачем он это сделал?
Выберите карточку с правильным ответом
Как вы думаете, чтобы так изобразить нарвские ворота, чем должен был обладать художник?
2. Я предложила вам тоже пофантазировать и изобразить своего котенка
Выставка рисунков на доске и защита лучших рисунков
- Выполнить эту работу вам помогла?
Как вы думаете над какой темой сегодня мы с вами будем работать?
Игра в «Пантомимо».
Детям даётся задание изобразить друг другу животных так, как позволяет их фантазия: ёжика, медведя, зайца, бегемота, лису.
ФП под музыку
-- Сегодня мы начнём знакомство с фантазией детского писателя Б.Житкова «Как я ловил человечков». (Уч.стр. 124 -чтение по цепочке).
(слайд портрет Б. Житкова и его книга)
Биография Б. Житкова
Это писатель Борис Степанович Житков,
Жизнь Бориса Степановича была интересной и увлекательной, вот почему его рассказы так интересно читать и перечитывать. В детстве Борис Житков дружил с Корнеем Чуковским. Они учились в одном классе 2-й Одесской гимназии. Отец Бориса был преподавателем математики, а трое братьев отца плавали на военных кораблях Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Борис отлично изучил морское дело, астрономию и ботанику, свободно говорил по-французски, знал множество стихов, любил поэзию. И друга своего, Корнея Чуковского, учил тому, что умел сам: плавать и грести, управлять парусником, вязать морские узлы.
Борис Житков постоянно находился в гуще событий, глубоко постигал секреты различных профессий. Кем только не довелось ему быть: моряком и лётчиком, химиком и кораблестроителем, школьным учителем и рыбаком, печатником и дрессировщиком животных, столяром и слесарем, зоологом и электротехником! Его отличало редкостное умение всё делать своими руками, неохватный технический кругозор, радостная увлечённость рабочими профессиями, горячее желание быть полезным другим.
В в литературу Борис Житков вошёл неожиданно и сразу. Вошёл уже зрелым человеком, когда ему было за сорок и он повидал в жизни многое. А произошло это так…
Поздней осенью 1923 года, вернувшись из очередного путешествия, Борис Степанович попал в больницу, пробыл там почти месяц и в тяжёлом состоянии, измождённый и усталый пришёл к своему другу детства – Корнею Ивановичу Чуковскому. Он пробыл у Чуковского целый день, к вечеру его мрачное настроение понемногу рассеялось, он разговорился с детьми Корнея Ивановича и, усевшись среди них, стал рассказывать о морских путешествиях. Дети слушали его очарованные, а когда он заканчивал, кричали: «Ещё!» Перед уходом Корней Иванович предложил другу: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не стать литератором? Попробуй опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»
. Начинающий писатель, капитан дальнего плавания Борис Житков так и сделал. И литература приобрела талантливого писателя, автора с добрым и светлым взглядом, умеющего о сложных вещах рассказывать просто и выразительно.
Перед вами книга Бориса Житкова «Как я ловил человечков»
В книге четыре рассказа: “Как я ловил человечков“, “Белый домик“, “Пудя” и “Мангуста“.
Работа по учебнику
Б.Житкова «Как я ловил человечков». (Уч.стр. 124 -чтение по цепочке).
Задания и ответы на вопросы (стр127)
Вывод: что помогло мальчику разглядеть человечков?
-Ребята, хотите узнать, что же было дальше? Тогда прочитаете об этом дома,
запишем домашнее задание: уч. стр. 128-134 читать, ответить на вопросы.
- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
-О чём расскажете друзьям, родителям?
-С каким писателем познакомились?
-А кто прямо сегодня узнает, что же было дальше в произведении Б.Житкова?
-Понравилось вам фантазировать?
- Мы с вами выполнили поставленную цель урока? Эмоциональный настрой.
Приветствуют гостей
Работа группами
Ставят оценки в ведомости
Комментируют поставленные оценки
Выбирают лучшего чтеца
Выбирают победителя
Ответы на вопросы
Эмма Мошковская Фантазией- слайд
Рассматривают картину
(слайд)
Ответ на вопрос:
Из – за мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит
Разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной
Мозаика из пятен создает впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов
Ответ на вопрос:
П. Филинова
Фантазией – слайд
Каждая группа выбирает лучший рисунок
Защита рисунка
Фантазия слайд
Дети называют тему урока
все угадывают и повторяют
ФП под музыку 1 уч- к показывает
Чтение по цепочке
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы