Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Живое слово»
Центральное управление Минобрнауки Самарской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Подстепки
Структурное подразделение
«Спектр»
Принята на заседании
педагогического совета
от « 1» сентября 2016 г.
Протокол № 2
Утверждаю
Руководитель СП «Спектр»
______________/ С.Ю. Приходько/
«______» _____________20 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Живое слово»
Возраст обучающихся – 11-15 лет
Срок реализации –3 года
Составитель:
Белоусова Елена Ильинична,
педагог дополнительного образования
Муниципальный район Ставропольский, 2016
Оглавление.
1.Пояснительная записка.11-13
1.1. Актуальность программы.3-5
1.2. Цель и задачи программы5-6
1.3. Основные характеристики программы...6-8
1.4.Организационно-педагогические основы образовательного процесса ..8-14
1.5. Ожидаемые результаты14-16
1.6. Методическое обеспечение программы..16-17
1.7. Условия, необходимые для реализации программы...17
2. Содержание программы «Живое слово»...18-28
2.1. Учебно-тематический план 1-го года обучения ...18-19
2.2. Содержание программы 1-го года обучения.19-21
2.3. Учебно-тематический план 2-го года обучения ...21-22
2.4. Содержание программы 2-го года обучения.22-24
2.5. Учебно-тематический план 3-го года обучения24-26
2.6. Содержание программы 3-го года обучения.26-28
3. Список используемой литературы.29-31
3.1. Список литературы для педагога
3.2. Список литературы для обучающихся
1.Пояснительная записка.
1.1. Актуальность содержания программы.
Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую при условии выразительного их прочтения. Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтения.
Выразительное чтение - это одно из важнейших форм художественного воспитания общества.
На основе познания и осмысления многовекового человеческого опыта у детей активно развивается гибкое мышление, совершенствуются коммуникативные навыки, растет творческий потенциал.
Приобщение к огромному многостороннему миру искусства дает предпосылки для формирования гражданина с активной жизненной позицией, человека, способного видеть и ценить мир прекрасного, развивает личность и ее эстетические позиции.
Художественное чтение сочетает в себе учебную, воспитательную и исполнительскую работу. В кружок принимаются все желающие. Выразительному чтению, как и любому другому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Занятия строятся таким образом, что дети сразу попадают в доброжелательную, творческую атмосферу, которая способствует пробуждению творчества - естественного состояния ребенка.
В условиях коллективного исполнения стихотворений у школьников развивается «чувство локтя» и общая ответственность за дело, чувство здорового соперничества, сотрудничества.
Программа «Живое слово» создана с целью повышения у обучающихся интереса к художественному слову, приобщения их к творческой работе, развития у детей стремления более глубоко изучать художественные произведения, познать основы художественного слова. Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы, риторики. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.
Занятия литературным творчеством (создание собственных текстов заданного стиля, жанра, темы и т.п.) имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Занятиям по программе «Живое слово» свойственны положительные стороны:
Участие в одном общем деле формирует у учащихся умение общаться, объективно оценивать свою работу, помогает школьнику осознать имеющиеся недостатки как в работе, так и поведенческие.
В совместной работе, где каждый учащийся на виду у всех, он лучше раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче обучить, направить.
Работая в коллективе, ученик формирует личные качества, необходимые для совместной деятельности, учится применять свои силы с пользой для себя и для общего дела.
В процессе коллективного творчества развиваются самостоятельность и «чувство локтя», сопереживания, инициатива, воля и другие качества.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время утрачен интерес к родному языку, к звучащему слову, к сохранению, сбережению чистоты русского языка. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие любви к русскому языку, приобщение детей к языковым ценностям, интеллектуальное и духовное развития личности ребенка.
1.2. Цель и задачи программы
Основная цель программы – формирование духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к художественному слову как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Программа ставит следующие задачи:
Обучающие задачи:
* обучить основам выразительного чтения;
* создать условия для усвоения детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (жанры и роды произведения, выразительные средства языка, типы текстов, стилей);
* формировать у обучающихся творческое мышление (ассоциативные образы, фантазирование, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации).
Развивающие задачи:
* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умения передать свою мысль в письменной и устной форме;
* развивать эстетические качества, самостоятельность суждений при восприятии произведения.
Воспитательные задачи:
* воспитывать у детей уважение и любовь к художественной литературе;
* формировать трудолюбие и требовательность к себе;
* формировать способность обучающимися преодолевать нерешительность
и закомплексованность в отношении литературной деятельности;
* формировать адекватную самооценку;
* развивать коммуникативные навыки, культуру общения со сверстниками;
* формировать у детей положительные нравственные качества.
1.3. Основные характеристики программы «Живое слово».
Дополнительная образовательная программа «Живое слово» составлена на основе авторской программы Цецулиной С.В. «Художественное чтение», 2004 г. и федеральной программы базовой школы Министерства образования РФ Москва, «Просвещение», 2011 г. «Риторика», автор Т.А.Ладыженская.
Программа «Живое слово» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Содержание данной программы «Живое слово» направлено на:
развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
профилактику асоциального поведения.
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур.
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
укрепление психического и физического здоровья.
взаимодействие педагога с семьей.
Программа «Живое слово» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с текстом определённого жанра и стиля. Содержание занятий поможет школьнику общаться с книгами в целом: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь следующее:
целостный анализ поэтического произведения;
умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
знакомство с различными видами общения, речевого этикета, речевой деятельности, типами текстов и речевыми жанрами.
1.4. Организационно-педагогические основы образовательного процесса:
Программа «Живое слово» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени реализации долгосрочной. Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-IX классов посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.
Предметом рассмотрения являются речевой этикет, речевая деятельность, речевые жанры: текст, тема и заголовок текста, этикетный диалог, сказочные истории, считалки, скороговорки, различные стили языка.
Дополнительная программа «Живое слово» рассчитана на детей школьного возраста 11-15 лет. Именно в этом возрасте подростки с интересом совершают увлекательные путешествия в слово, для организации которых педагог использует разнообразный занимательный материал по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленный в научно-популярной литературе по русскому языку.
Программа предполагает организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской деятельности, которая ориентирует обучающихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятий, на которых дети выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы и выступают с художественным словом, демонстрируя умение выразительного чтения и умения создавать тексты разных жанров, в том числе стихотворные.
Рекомендованы следующие виды учебных заданий:
– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;
– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в стихотворениях и прозаических текстах разных стилей речи;
– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от возможных ошибок и др.) с использованием знаний особенностей, речи учебно-научной, разговорной с различными элементами;
– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;
– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений.
Учебный материал на занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др.
В программе выделяются два блока:
- общение;
- речевые жанры.
Внутри блоков имеются следующие разделы: виды общения, речевой этикет, речевая деятельность, правильная и эффективная речь, понятие о тексте, типы текстов, речевые жанры.
Количество обучающихся в группе – от 12 человек.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Количество учебных часов на год: 1-ый год обучения - 144 часа , 2-ой и 3-ий года обучения - 216 часов.
Количество учебных часов в неделю: 1-ый год обучения – 4 часа, 2-ой и 3-ий года обучения – 6 часов.
Занятия проводятся 2 или 3 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность учебного часа – 40 минут.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок, отчёты о прочитанных произведениях, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.
В процессе проведения занятий используются индивидуальные и групповые формы работы. Сочетание данных форм на занятиях реализуется в равной степени. Организация индивидуальных форм занятий, упражнений для школьников позволяет им понять свои возможности, групповая работа учит ребят общаться друг с другом в процессе совместной деятельности.
Структура занятия:
- приветствие в кругу;
- эмоциональный настрой, рассказ о своём настроении в словесной, ассоциативной и иллюстративной форме;
- теоретическая или практическая часть занятия;
- игровые упражнения на внимание;
- упражнения на развитие психических качеств;
- продолжение теоретической или практической части занятия;
- задания на технику речи;
- подвижные игры;
- рассказ об эмоциональном впечатлении от проведённого занятия в словесной, ассоциативной и иллюстративной форме;
- прощание.
В основу программы “Живое слово” положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии.
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей.
Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, поисковый, эвристический.
Методы воспитания: рассказ, диспут, пример, этическая беседа, объяснение, обсуждение, вопросы, пояснение.
Формы контроля: контрольные упражнения и задания, контрольный урок, наблюдение, открытое занятие, тест, психолого-социальный тренинг, конкурс актёрского мастерства.
В работе используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационная технологии.
Программа развивает не только познавательный интерес к художественным произведениям, но и способность к сценической деятельности.
1.5. Ожидаемые результаты реализации программы.
Предполагаемый результат деятельности – сформированность умений, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с текстом, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с текстом: определять тему по заголовку, делить текст на абзацы;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание текста до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
знать типы текста, особенности различных стилей, приёмы слушания и говорения;
уметь делать сжатый пересказ, включать в рассуждение цитаты, делать вывод рассуждения и сравнительное описание, составлять рассказ на заданную тему, жанр, стиль;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанном произведении, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужное произведение по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать произведения одного автора разных лет создания;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанном произведении и героях;
характеризовать произведение, определять тему и жанр, стиль;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
владеть вербальными и невербальными средствами общения, правилами слушания и говорения;
соблюдать речевой этикет.
Оценка результативности:
Для подведения итогов организуются публичные чтения произведений, выступления на концертах, общешкольных линейках, участие различных в творческих конкурсах различных уровней.
1.6. Методическое обеспечение программы.
Для обеспечения образовательного процесса и эффективной реализации программы «Живое слово» создан учебно-методический комплект.
Его содержание:
- методические рекомендации по использованию образовательных технологий;
- сборник заданий и упражнений по конкретным темам программы;
- перечень подвижных игр;
- конспекты занятий;
- набор диагностических тестов;
- подборка текстов различных стилей и жанров, отражающих предметное содержание программы;
- раздаточный материал;
- сценарии интеллектуально-познавательных и творческих конкурсов;
- тематический указатель литературы для обучающихся, родителей и педагога.
1.7. Условия, необходимые для реализации программы.
Педагогические принципы:
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
доброжелательный психологический климат на занятиях;
личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
оптимальное сочетание форм деятельности;
доступность.
Кадровое обеспечение.
Программу реализует квалифицированный педагог дополнительного образования с личными качествами: любовь к детям, доброта, коммуникабельность, творческие способности, чувство юмора.
Материально-техническое обеспечение.
Наличие кабинета для проведения занятий, 30 стульев, 15 столов, зеркала, телевизора, видеомагнитофона, DVD, компьютера, дисков с записью художественных произведений, художественной и методической литературы.
2. Содержание программы.
2.1. Учебно-тематический план.
1-ый год обучения.
№п/п
Раздел, тема
Общее количество часов
Теория
Практика
Общение (84 часа)
1.
Виды общения. Устное и письменное. Словесное и несловесное.
4
2
2
2.
Вербальные и невербальные средства общения. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.
11
2
9
3.
Речевой этикет. Словесная вежливость.
11
1
10
4.
Разговор по телефону.
15
2
13
5.
Речевая деятельность. Слушание. Правила для слушающего.
5
1
4
6.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп говоримой речи.
17
3
14
7.
Правила для собеседников
11
2
9
8.
Ознакомительное чтение.
10
1
9
Речевые жанры (60 часов)
9.
Текст.
6
2
4
10.
Тема и заголовок текста.
7
2
5
11.
Ключевые (опорные) слова.
8
1
7
12.
Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
5
1
4
13.
Речь разговорная. Этикетный диалог.
9
1
8
14.
Речь разговорная с элементами художественной речи.
7
1
6
15.
Сказочные истории.
10
3
7
16.
Считалки, скороговорки.
8
2
6
ИТОГО
144
27
117
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
2.2. Содержание программы. 1-ый год обучения.
Общение.
Теория.
Виды общения. Устное и письменное. Словесное и несловесное. Вербальные и невербальные средства общения. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи. Речевой этикет. Речевая деятельность. Слушание. Правила для слушающего Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп говоримой речи. Правила для собеседников. Ознакомительное чтение. Текст. Тема и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Речь разговорная. Этикетный диалог. Речь разговорная с элементами художественной речи. Сказочные истории. Считалки, скороговорки.
Практика.
Определение особенностей устной и письменной речи для эффективного общения. Уместное использование средств несловесного общения в устных высказываниях.
Понятийные и инструментальные знания.
Устное и письменное общение. Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, телодвижения, интонация. Вежливая речь.
Риторические идеи:
По речи узнают человека (пословица)
Вежливость необходима каждому (пословица)
На доброе слово не надо скупиться (Н.Рыленков)
Предполагаемые умения и навыки.
Учащиеся должны знать:
- виды общения;
- средства общения;
- правила для слушающего;
- считалки, скороговорки;
- назначение заголовка текста, ключевых слов, красной строки.
Учащиеся должны уметь:
- использовать на практике известные виды общении я;
- использовать в соответствии с речевой ситуацией невербальные средства общения;
- правильно разговаривать по телефону;
- соблюдать правила слушания, говорения, правила для собеседников;
- сочинять сказки, считалки;
- вести этикетный диалог.
2.3.Учебно-тематический план.
2-ой год обучения.
№п/п
Раздел, тема
Общее количество часов
Тео-рия
Прак-тика
Общение (82 ч.)
1.
Коммуникативная ситуация. Адресат – адресанту.
9
2
7
2.
Речевые роли.
9
2
7
3.
Общение в быту.
8
1
7
4.
Общение личное: один-один, два-три.
11
2
9
5.
Ситуация знакомства.
10
2
8
6.
Обращение к знакомым и незнакомым людям.
7
2
5
7.
Виды речевой деятельности.
5
1
4
8.
Слушание. Приёмы слушания.
3
1
2
9.
Говорение. Основной тон, смысловое (логическое) ударение, темп, громкость высказывания.
12
2
10
10.
Речь правильная и неправильная.
8
2
6
Речевые жанры (134 ч.)
11.
Тематическое единство как признак текста.
12
2
10
12.
Вывески.
4
2
2
13.
Типы текста.
22
4
18
14.
Пересказ.
24
4
20
15.
Структурно-смысловые части текста.
14
2
10
Диалогический и монологический тексты.
19
3
16
16.
Речь учебно-научная.
12
3
9
17.
Речь разговорная. Разговор в быту. Семейный разговор.
13
3
10
18.
Газетный стиль.
14
3
11
Итого
216
43
173
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
2.4. Содержание программы. 2-ой год обучения.
Общение.
Теория.
Коммуникативная ситуация: адресат – адресанту. Речевые роли. Общение в быту. Общение личное: один-один, два-три. Ситуация знакомства. Обращение к знакомым и незнакомым людям. Виды речевой деятельности. Слушание. Приёмы слушания. Говорение. Основной тон, смысловое (логическое) ударение, темп, громкость высказывания. Речь правильная и неправильная.
Практика.
Создание заданных коммуникативных ситуаций. Выполнение речевых ролей. Использование обращения к знакомым и незнакомым людям, правил для собеседников и для слушателей, приёмов слушания и говорения. Определение видов речевой деятельности и правильности - неправильности речи.
Понятийные и инструментальные знания.
Основной тон, смысловое, логическое ударение, темп, громкость высказывания. Признак текста. Типы текста. Вывеска. Речь разговорная. Разговор в быту. Семейный разговор. Газетный стиль.
Риторические идеи:
- Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек (Сухомлинский В.А.);
- Будь своему слову господин (пословица);
- Добрым словом и бездомный богат (пословица).
Предполагаемые умения и навыки.
Учащиеся должны знать:
- понятия адресат и адресант;
- правила обыденного общения;
- обращения к незнакомым и знакомым людям;
- способы выражения извинения, просьбы, отказа;
- типы текстов;
- нормы литературного языка;
- речевые жанры.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать и оценивать правильность речи;
- использовать словесные и несловесные средства общения;
- создавать этикетные диалоги.
2.5. Учебно-тематический план.
3- ий год обучения.
№ п/п
Раздел, тема.
Общее количество часов.
Теория.
Практика.
Общение (167 ч.)
1.
Речевые задачи.
5
2
3
2.
Общение в официальной обстановке: один – много, один – один.
15
3
12
3.
Словесная вежливость. Похвала, одобрение, комплемент. Приглашение, поздравление.
28
4
24
4.
Слушание и его приемы. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания.
13
3
10
5.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь.
14
4
10
6.
Чтение. Составление плана как приема чтения.
12
3
9
7.
Письменная речь. Способы правки текста.
20
4
16
8.
Нормы – что это такое?
5
2
3
9.
Эффективная речь. Коммуникативная удача/неудача.
12
2
10
10.
Точность речи. Фактические ошибки.
19
4
15
11.
Толковый словарь. Богатство языка. Богатство твоей речи.
9
2
7
12.
Словарь синонимов. Штампы. Выразительность речи. Речевые находки. Словарь эпитетов.
15
5
10
Речевые жанры (49 ч.)
13.
Сжатый пересказ. Два способа сжатия исходного текста.
15
5
10
14.
Речь учебно-научная. Рассуждение с включением цитаты как доказательства. Вывод и рассуждение. Описательная характеристика предмета, понятия. Сравнительное описание. Сравнительное высказывание.
6
1
5
15.
Речь разговорная. Разговоры согласия-несогласия, их особенности. Роль ведущего дискуссию. Личное письмо.
14
4
10
16.
Речь разговорная с элементами художественной речи. Веселый рассказ. Рассказ о памятных событиях.
14
4
10
Итого
216
52
164
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
2.6. Содержание программы. 3-ий год обучения.
Общение.
Теория.
Речевые задачи. Общение в официальной обстановке: один – много, один – один. Словесная вежливость. Похвала, одобрение, комплемент. Приглашение, поздравление. Слушание и его приемы. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания. Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Чтение. Составление плана как приема чтения. Письменная речь. Способы правки текста. Нормы речи. Эффективная речь. Коммуникативная удача/неудача. Точность речи. Фактические ошибки. Толковый словарь. Богатство языка. Богатство твоей речи. Словарь синонимов. Штампы. Выразительность речи. Речевые находки. Словарь эпитетов.
Практика.
Анализ и оценивание взаимодействия с партнёром в ходе работы над художественным словом, анализ своего речевого поведения. Создание текста определённого стиля и жанра: этикетного диалога, рассказа о себе, заметки в газету, стихотворения.
Понятийные и инструментальные знания.
Ключевые слова текста. Выразительные средства. Этикетный диалог. Абзацные отступы. План как приём чтения художественного текста. Фактические ошибки. Речевые находки. Эпитеты. Цитата. Дискуссия.
Риторические идеи:
- Искренность отношений, правда в общении – вот дружба (Суворов А.);
- Меньше говори, да больше делай (пословица);
- Умей тактично возражать, но ещё большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших (В. Сухомлинский).
Предполагаемые умения и навыки.
Учащиеся должны знать:
- особенности речевых жанров;
- правильность речи;
- языковые средства;
- речевые находки.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать и оценивать взаимодействие с партнером по общению;
- анализировать своё речевое поведение;
- уметь создавать тексты, речевые жанры: этикетные диалоги, рассказ о себе, заметку в газету, стихотворение;
- анализировать выразительные средств.
Список используемой литературы.
Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.
Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.
Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М.: Просвещение, 1982.
Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М.: Просвещение, 1983.
Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.
Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.
Кудряшова Р.И. Слово народное. Говоры Волгоградской области в прошлом и настоящем. Волгоград: Перемена, 1997.
Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас » или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006.
Орлов Л.М. Русские говоры Волгоградской области. Волгоград, Изд-во ВГПУ, 1984.
Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург: Авалон; Азбука-классика, 2005.
Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М.: Изд. дом «Дрофа», 1995.
Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.
Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М.: ИКАР, 2005.
Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М.: Вербум-М, 2006.
Словари
Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.
Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.
Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.
Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).
Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д: Феникс; Москва : Цитадель-трейд, 2005.
Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005.
Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003.
Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание).
Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.
Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М.: Просвещение, 1991 (и последующие издания).
Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984 (и последующие издания).
Теоретические основы правильного выразительного
чтения
Техника речи
Дыхание
Голос
Дикция
Правила литературного произношения при чтении и
рассказывании
Орфоэпическое произношение
Правильное ударение в слове
Фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию
Интонация
Общее понятие об интонации.
Фразовое и логическое ударение.
Пауза логическая и фразеологическая.
Темп и ритм речи.
Мелодика.
Тембр.
Выразительное чтение учителя
Ознакомление с текстом и его трактовка
Подтекст
Составление плана
Работа над речевой партитурой
Чтение произведения в детской аудитории
Своеобразное чтение стихотворений и басни
Особенности чтения драматургических произведений и диалогов
Рассказывание
Каким должен быть устный рассказ
Виды рассказывания. Рассказ близкий к тексту
Рассказ в сокращении
Рассказ с изменением лица рассказчика
Рассказ на основе содержания научно-популярной статьи с введением в повествование подробностей и диалогов
Рассказ на основе содержания научно-познавательной статьи с введением в ней сюжета
Рассказы из биографии замечательных людей
Рассказ-пояснение к художественному произведению, картине
Творческий рассказ учителя
Импровизированный рассказ
Рассказывание в детской аудитории
Мимика и жестикуляция
Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.
Обобщающие повторительные упражнения
Форма построения стихотворений
Что такое рифма. Белые стихи
Открытая и закрытая рифмы
Эхо рифма
Фигурные стихи
Средства выразительности
Что такое метафора
Олицетворение
Аллегория
Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами
поведения в нем, техникой безопасности, обсуждение плана работы на год,
знакомство с историей предмета.
В заключение каждой темы подводится итог и обобщение пройденного
материала.
Тематическое планирование кружка «Художественное чтение»
№
Наименование темы занятия
Количество часов
Теория
Практик
Всего
По плану
ПО факту
1
Организационное общество
45 мин
1
1
2
Постановка целей и задач кружка. Техника безопасности
45 мин
1
1
3
Планирование на год. Формирование коллектива
45 мин
1
1
4
Стихи о Родине
Беседа, 10 мин
35 мин
1
1
5
Подготовка к конкурсу чтецов «Уголок России»
Голос, 5 мин
40 мин
1
1
6
Подготовка к конкурсу чтецов «Уголок России»
Дикция, 5 мин
40 мин
1
1
7
Подготовка к фестивалю экологических сказок. Сказка «Колобок»
Беседа, 10 мин
35 мин
1
1
8
Подготовка к фестивалю экологических сказок. Сказка «Колобок»
45 мин
1
1
9
Стихи посвященные женщине-матери. Подготовка к празднику «День матери»
Беседа, 10 мин
35 мин
1
1
10
Стихи посвященные женщине -матери. Подготовка к празднику «День матери»
Мелодика, 5 мин
40 мин
1
1
11
Стихи посвященные женщине -матери. Подготовка к празднику «День матери»
Темп, 10 мин
35 мин
1
1
12
Подготовка к празднику «Русская зима». Стихи о зиме русских авторов
Беседа, 10 мин
35 мин
1
1
13
Подготовка к празднику «Русская зима». Стихи о зиме русских авторов
Ритм, 10 мин
35 мин
1
1
14
Подготовка к празднику «Русская зима». Стихи о зиме русских авторов
45 мин
1
1
15
Басни И.А. Крылова. Подготовка к инсценировке басен по выбору учащихся
Беседа, 10 мин
35 мин
1
1
16
Басни И.А. Крылова. Подготовка к инсценировке басен по выбору учащихся
Пауза логич. и фразеологич., 10 мин
35 мин
1
1
17
Басни И.А. Крылова. Подготовка к инсценировке басен по выбору учащихся
Ударение, 10 мин
35 мин
1
1
18
Подготовка к конкурсу стихов о профессиях
Беседа, 10 мин
35 мин
1
1
19
Подготовка к конкурсу стихов о профессиях
45 мин
1
1
20
День рожденья школы
45 мин
1
1
21
День рожденья школы
45 мин
1
1
22
Любимая классика. Стихи русских поэтов
Жестикуляция, 10 мин
35 мин
1
1
23
Юмор в произведения Н. Носова
Беседа, 10 мин
35 мин
1
1
24
Юмор в произведения Н. Носова
Мимика, 10 мин
35 мин
1
1
25
Стихи ко дню Защитника Отечества
Беседа,10 мин
35 мин
1
1
26
Стихи ко дню Защитника Отечества
Орфоэпичес. произн., 5 мин
40 мин
1
1
27
Подготовка к конкурсу «Чистейшей прелести чистейший образец»
Беседа, 10 мин
35 мин
1
1
28
Подготовка к конкурсу «Чистейшей прелести чистейший образец»
45 мин
1
1
29
Подготовка к конкурсу «Чистейшей прелести чистейший образец»
45 мин
1
1
30
Былинные произведения. Их чтение и трактовка
Беседа, 10 мин
35 мин
1
1
31
Былинные произведения. Их чтение и трактовка
Интонация, 10 мин
35 мин
1
1
32
Сочиняем сказки
Беседа,рассказывание, его виды, 10 мин
35 мин
1
1
33
Сочиняем стихи по опорным рифмам
Беседа, 5 мин
40 мин
1
1
34
Подготовка к конкурсу чтецов посвященному неделе детской книги
Олицетворение, 5 мин
40 мин
1
1
35
Подготовка к конкурсу чтецов посвященному неделе детской книги
Аллегория, 5 мин
40 мин
1
1
36
Стихи ко дню Победы
Беседа, 5 мин
40 мин
1
1
37
Подготовка к конкурсу «Алтарь Отечества»
Беседа, 5 мин
40 мин
1
1
Итого:
37
37
Список методической литературы.
А. П. Квятковский «Школьный поэтический словарь» «Дрофа» Москва, 2000 год.
Э. Вартаньян «Рождение слова» «детская литература» Москва 1970 год.
Алексей Югов «Думы о Русском слове» Москва 1975 год. «Библиотека любителям Российской словесности».
В. М. Мокиенко «В глубь поговорки» Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений Москва «Просвещение» 1975 год.
Э. Вартаньян «Путешествие в слово» Советская Россия 1975 год.
Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» Учебно-методическое пособие Москва 2003 год.
В. М. Симонов Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 1997 год.
О.В. Кубасова «Выразительное чтение».
Е.А. Сорокоумова «Уроки общения в начальной школе» - Москва «Аркти» 2007 год.
Оборудование:
микрофон
зеркало
художественная и методическая литература, поэтические сборники.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15